Воспитание силовых качеств у гребцов-слаломистов 13-14 лет в подготовительном периоде

ВОСПИТАНИЕ СИЛОВЫХ КАЧЕСТВ У ГРЕБЦОВ-СЛАЛОМИСТОВ 13–14 ЛЕТ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОМ ПЕРИОДЕ

Гребной слалом – это вид спорта, требующий проявления силы всех основных мышечных групп. Непосредственно силовые способности, реализуясь через мышечные усилия, создают силы действующие на весло, лодку, а в конечном счете на среду (воду), вызывая ответные силы с ее стороны. Значительную роль играют скоростно-силовые качества и силовая выносливость, поскольку имеют тенденцию к наибольшему раскрытию в специфической деятельности[2].
Передовая спортивная практика и данные научных исследований показывают, что высокий уровень развития силовых качеств является фундаментом, на котором вырастает соответствующий результат. Рост показателей силовых качеств спортсмена неизбежно будет сопровождаться ростом спортивных достижений гребца-слаломиста на гоночной дистанции. Поэтому воспитание силовых качеств, осуществляется в единстве с совершенствованием техники гребли, становится ведущим в тренировке в целом[2].
Силовой подготовке гребцов-слаломистов необходимо уделять особое внимание в подготовительном периоде тренировке.
Цель – разработать и определить эффективность комплексов упражнений, направленных на воспитание силовых качеств гребцов-слаломистов.
Объектом исследования является тренировочный процесс, направленный на воспитание силовых качеств гребцов-слаломистов 13–14 лет.
Предмет исследования – разработанные комплексы упражнений, направленные на воспитание силовых качеств гребцов-слаломистов.
Задачами данной работы являются:
Проанализировать научно-методическую литературу по теме исследования.
Разработать комплексы упражнений, направленные на воспитание силовых качеств гребцов-слаломистов 13–14 лет.
Определить эффективность разработанных комплексов упражнений, направленных на воспитание силовых качеств гребцов 13–14 лет.
Проанализировав литературу по выбранной теме, сделаем выводы. Сила – это способность человека преодолевать внешнее сопротивление или противостоять ему за счет мышечных усилий (напряжений). Одно из основных качеств гребца – сила.
У гребцов следует различать понятия общей и специальной силы. Общая сила гребца – это сила всей мышечной системы, и проявляется она в результатах, показываемых им в физических упражнениях, не связанных со структурой движения гребца, например в контрольных нормативах (сгибание рук в упоре лежа, подтягивание на перекладине, упражнения со штангой и т. п.). Специальная сила – это сила определенных мышечных групп, от которых зависит мощность усилий, развиваемых гребцом во время гребли. Отсюда упражнения, направленные на развитие силы, подразделяются на общеразвивающие и специальные.
В тренировке гребца должно уделяться соответствующее внимание развитию как общей, так и специальной силы. Причем по мере развития общей силы следует все больше внимания уделять упражнениям специального воздействия.
Для развития общей силы следует применять упражнения спортивно-вспомогательной гимнастики с различного рода сопротивлением и отягощением, упражнения со штангой, элементы борьбы и бокса, метание легкоатлетических снарядов и т. д., упражнения со штангой рекомендуется выполнять сериями.
Понятие "специальной силовой подготовленности" предполагает обобщение каких-то специфических качеств и свойств гребца. В структуре специальной подготовленности гребца значительную роль играют скоростно-силовые качества и силовая выносливость, поскольку имеют тенденцию к наибольшему раскрытию в специфической деятельности.
Скоростно-силовые качества проявляются в упражнениях с быстрыми движениями с относительно небольшим внешним сопротивлением. Для развития скоростно-силовых качеств применяется метод динамических усилий. Развитие скоростно-силовых качеств с применением отягощений осуществляется повторным серийным методом. Для развития силовой выносливости применяется метод повторных непредельных усилий.
С выходом на воду специальная работа по укреплению «гребных» мышц не прекращается, а проводится в виде гребли с отягощениями. Греблю с отягощением целесообразно сочетать с греблей без отягощения или с выполнением 3-4 упражнений в лодке, направленных на расслабление мышц.
Воспитанию силовой выносливости способствуют упражнения, преимущественно требующие длительного проявления мышечной силы: гребля против ветра, работа на лодках с меньшей проектной скоростью, гребля на отмелях, работа в лодках снабженных дополнительным сопротивлением, выполнение специальных упражнений на длинных отрезках дистанции до отказа. Применяются главным образом в подготовительном и переходном периодах, эпизодически – в соревновательном.
Упражнения для воспитания силы должны включаться в тренировки гребцов на протяжении всего года, наибольший их объем приходится на подготовительный период.
Целенаправленная силовая подготовка подростков и юношей возможна после достаточно ощутимой по времени, содержанию и результату общей физической подготовки. В юношеском возрасте важным является создание функциональной основы для силовых нагрузок, для возможности использования упражнений с отягощениями в будущем. Наибольший прирост силы наблюдается в среднем и старшем школьном возрасте, особенно интенсивно сила увеличивается с 10-12 до 13-15 лет.
В контрольной группе учебно-тренировочные занятия проводились согласно плана для МАОУ ДО «Центр плавания «Дельфин», в тренировочный процесс экспериментальной группы были внедрены разработанные комплексы упражнений, направленные на воспитание силовых качеств гребцов-слаломистов.
Для воспитания силовых качеств в экспериментальной группе на общеподготовительном этапе применялись следующие упражнения, которые выполнялись в парах:
1) ИП – стоя лицом друг к другу на расстоянии вытянутой руки, руки сцеплены вперед, левая согнута. Сгибание-выпрямление рук, сопротивляясь движениям партнера;
2) сгибание-разгибание туловища из положения лежа на спине, руки за голову, ноги согнуты и зафиксированы партнером;
3) упражнение «Тачка». ИП – один из партнеров в упоре лежа, другой – держит его ноги в руках. Передвижение на руках;
4) поднимание-опускание ног из положения лежа на скамейке, партнер оказывает сопротивление при поднятии ног;
5) приседание с партнером на плечах у гимнастической стенки (оба партнера придерживаются за стенку);
6) сгибание-разгибание рук из упора лежа с сопротивлением партнера (партнер давит ладонью на спину);
7) ИП – лежа на спине ногами друг к другу на расстоянии вытянутой ноги, ступни соединены со ступнями партнера. Упражнение «велосипед», сопротивляясь движениям партнера.
8) ИП – один из партнеров в упоре лежа, другой – держит одну его ногу в руках, вторая нога навесу. Сгибание-разгибание рук;
9) ИП – партнеры сидят спиной друг к другу. Повороты с передачей отягощения весом 15 кг;
10) ИП – стоя спиной друг к другу, ноги на ширине плеч. Передача отягощения 10 кг низом между ног и верхом.
Данные упражнения выполнялись в форме круговой тренировки. На выполнение каждого упражнения отводилось 30 секунд. Отдых между станциями длится 30 секунд. Отдых между сериями – 3 минут. Всего выполнялось 4 – 5 серий.
На специально-подготовительном этапе в экспериментальной группе для воспитания силовых качеств применялись следующие упражнения:
1) гребля в лодке на отмелях (глубина водоема 50–60 см);
2) гребля в лодке с веслом с увеличенной лопастью;
3) гребля в лодке с веслом с удлиненной трубкой (6-10 см);
4) гребля в лодке с гидротормозом;
5) гребля в лодке против течения.
Данные упражнения выполнялись повторным методом. Каждое упражнение выполнялось три раза по 400 м. Отрезки выполнялись в третьей зоне интенсивности.
Для определения эффективности разработанных комплексов упражнений, направленных на воспитание силовых качеств гребцов-слаломистов 13–14 лет было проведено педагогическое тестирование. Тестирование проводилось в начале и в конце педагогического эксперимента.
Для определения уровня силовых качеств спортсменов контрольной и экспериментальной групп были использованы следующие тесты:
1) прохождение слаломной дистанции с сокращенным расстоянием между воротами;
2) жим штанги весом 20 кг из положения лежа, максимальное количество раз за одну минуту;
3) тяга штанги весом 25 кг из положения лежа, максимальное количество раз за одну минуту;
4) приседания, максимальное количество раз за одну минуту.
Время проведения тестов, характер отдыха между попытками были одинаковыми для всех испытуемых.


Тест
Рез-ты КГ
Рез-ты ЭГ
р

приседания за одну минуту
51,2±0,07
51±0,07




> 0,05

тяга штанги весом 25 кг из положения лежа за одну минуту
49,5±0,07
49,6±0,07


жим штанги весом 20 кг из положения лежа за одну минуту
55,4±0,09

55,2±0,09



прохождения слаломной дистанции с сокращенным расстоянием между воротами
180,3±0,09
179,3±0,09


До начала эксперимента результаты в контрольной и экспериментальной группах примерно одинаковые, имеющиеся различия не достоверны.