Конспект урока «Правописание чередующихся гласных в корнях –рос-//-раст- (-ращ-)»
Конспект урока
«Правописание чередующихся гласных в корнях –рос-//-раст- (-ращ-)»
Педагог Никифорова Лариса Александровна
Первомайский район, с. Берёзовка
Образовательное учреждение МБОУ «Берёзовская средняя общеобразовательная школа»
Предмет русский язык
Класс 5 б
УМК Русский язык. 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. / Под ред. М. М.Разумовской, П. А. Леканта - М. «Дрофа», 2012;
Рабочая тетрадь к учебнику «Русский язык. 5 класс» под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта: орфография / Л.Г. Ларионова. – М.: Дрофа, 2012.
Тема урока Правописание чередующихся гласных в корнях –рос-//-раст- (-ращ-)
Характеристика класса Класс высокого уровня обученности, мотивированный на успешное освоение учебного материала. Успеваемость 100%, качество знаний 70%. На уроках благоприятная психологическая обстановка.
Тип учебного занятия урок ознакомления с новым материалом
Подход: личностно – ориентированный, системно-деятельностныйТехнология: проблемно-диалоговая, икт-технология, разноуровневая дифференциация.
Средства, обеспечивающие учебный процесс на уроке:
раздаточный материал (карточки, тесты);
презентация Power Point;
учебники, рабочие тетради;
доска (заранее написаны дата и тема урока, предложения);
Необходимое техническое оборудование:
мультимедийный проектор;
экран;
компьютер;
Цели:
Образовательные: показать условия выбора букв о и а в корнях –рос-//-раст- (-ращ-), создать условия для формирования умения дифференцировать орфограммы корня, находить в словах изученные орфограммы. Развивающие: содействовать развитию коммуникативной культуры личности, интереса к учению, самостоятельному поиску для решения учебных задач; способствовать формированию умений работать в паре, группе, планировать работу.
Воспитательные: создать условия для формирования интереса к русскому языку и родной культуре.
Планируемые результаты:
Предметные: закрепить и обобщить знания по теме "Правописание корней с чередующимися гласными О - А", применять правило в нестандартных учебных ситуациях; видеть орфограмму и объяснять ее графически; отличать корни с чередующейся гласной от омонимичных корней.
Метапредметные: быть готовым слушать собеседника и вести диалог; признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения; определять цели предстоящей учебной деятельности, последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в разной форме; участвовать в разнообразных формах организации учебной деятельности, уметь работать индивидуально и в группе, находить общие решения.
Личностные: развивать личностные качества ребёнка: критичность, мотивацию, рефлексию, индивидуальность; воспитывать любовь к слову, русскому языку; воспитывать уверенность в себе, самостоятельность.
Формы работы учащихся: коллективная, индивидуальная, творческая работа
Методы:
свободная беседа;
выбор действия;
обсуждение в группах;
дискуссия;
методы, направленные на самопознание и развитие эмоций, интеллекта, общения, воображения, самооценки.
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
Организационный момент
Цель учащихся: настроиться психологически и предметно подготовиться к уроку.
Цель учителя: создать условия для формирования организационной компетенции (ценностно-смысловой) через развитие мотивации к уроку.
Задачи:
Активизировать внимание учащихся.
Создать благоприятный (психологически комфортный) микроклимат.
Деятельность учащихся
Деятельность учителя
Планируемые
результаты
Приветствуют учителя, настраиваются на работу,
показывают карточки с изображением солнышка, солнышка с тучкой или тучки
Приветствует учащихся, создает комфортную рабочую атмосферу в классе, проверяет готовность к уроку.
Всем доброе утро. Пожелайте себе успехов и скажите: «Я буду внимательным! Буду сосредоточенно размышлять! Буду догадлив, старателен! У меня всё получится!» (слайд 2) Покажите мне, пожалуйста, свое настроение. У меня оно такое (учитель показывает карточку с изображением солнышка)
Ты улыбкой, как солнышком, брызни,
Выходя по утру из ворот.
Понимаешь, у каждого в жизни
Предостаточно будет забот,
Разве любы нам хмурые лица
Или чья-то сердитая речь?
Ты улыбкой сумей поделиться
И ответную искру зажечь.
Положительный эмоциональный настрой на восприятие нового материала
Формирование мотивации к изучению темы
Цель учителя: создать условия для формирования у учащихся положительной устойчивой мотивации к учебной деятельности, самостоятельного приобретения знаний и познавательных интересов, формирования у них активной жизненной позиции
Деятельность учащихся
Деятельность учителя
Планируемые
результаты
-Настраиваются на восприятие нового материала, слушая учителя.
-Читают и анализируют предложения; формулируют задание:
списать предложения, разобрать по членам предложения
Ответы учащихся:
-Все предложения простые, так как в каждом имеется по одной грамматической основе;
-Все предложения повествовательные: они произносятся с ровной, спокойной интонацией;
-Все предложения распространённые, потому что в них, кроме главных членов, есть второстепенные;
-Все второстепенные члены являются дополнениями.
-Учащиеся выделяют корни,
Дают определение корня
Ответы учащихся:
-В слове звёзды корень -звёзд.
-В слове изложение корень
-лож.
-В слове растений корень –раст.
Формирует мотивацию учащихся, настраивает на восприятие нового материала. Включает обучающихся во фронтальную предметно-практическую деятельность, вызывающую затруднения с целью самостоятельной постановки задачи.
На слайде записаны 3 предложения: (слайд 3)
Сияет свет звезды.
Ученик проверил изложение.
Путешественники обошли заросли растений.
- Ребята, прочитайте, пожалуйста, предложения. Внимательно их рассмотрите. Попробуйте сформулировать задание.
- Найдите в этих предложениях общее. При ответе соблюдайте порядок рассуждений
Все предложения
Задает вопросы, подводит обучающихся к формулировке темы и цели.
- Выделите, пожалуйста, корни в словах, являющихся в этих предложениях дополнениями.
(слайд 4)
- Что такое корень? Дайте, пожалуйста, определение.
-Умение осуществлять поиск, сбор и выделение существенной информации;
-Строить высказывания в устной форме;
-Умение слушать и понимать других.
3. Изучение нового учебного материала
Цель учащихся: овладеть новыми знаниями и умениями по теме «Правописание чередующихся гласных в корнях –рос-//-раст- (-ращ-)». В процессе решения проблемного вопроса уметь рассуждать при выборе чередующейся гласной в корне; правильно писать чередующиеся гласные;
Цель учителя: создать условия для восприятия, усвоения и осмысления нового материала по теме «Правописание чередующихся гласных в корнях –рос-//-раст-(-ращ-)» через целеполагание, повторение изученных ранее правил, анализ слов и предложений; формирование языковой и коммуникативной компетенций учащихся.
Деятельность учащихся
Деятельность учителя
Планируемые результаты
1.Слушают, отвечают на вопросы учителя, опираясь на ранее изученный материал.
2. Учащиеся формулируют тему урока, записывают её в тетрадь.
Ответы учащихся:
С правописанием гласных о-а в корне – раст - рос мы не знакомились. Значит, тема сегодняшнего урока - «Правописание чередующихся гласных в корнях –рос-//-раст- (-ращ-)»
3. Формулируют самостоятельно цель урока:
Познакомиться с правописанием гласных о-а в корнях -рос-//-раст- (-ращ-); учиться писать правильно слова с этими корнями
4.Формулируют цель действий и планируют совместно с учителем работу:
-через примеры попытаться самостоятельно вывести правило;
- сверить свои предположения с правилом учебника
-Находят основание для классификации языковых явлений
-Самостоятельно формулируют результат наблюдения.
Высказывают свои мнения
-Ученики отвечают, что нужно прочитать правило в учебнике и сравнить его с нашей формулировкой.
- ученики сначала самостоятельно работают с теоретическим материалом, а затем в парах обсуждают , выстраивают свой ответ.
Выполняют упражнения на снятие статического напряжения.
Настраиваются на позитивную работу в группах.
Актуализация знаний. (Коллективная работа.)
1. Организует учащихся на совместную беседу, диалог.
- Назовите известные вам орфограммы в корнях данных слов. Объясните их написание.
2. Установите, с написанием каких гласных и в каких корнях мы не знакомились.
- Сформулируйте тему сегодняшнего урока.
(учитель записывает тему урока на доске, а учащиеся – в тетрадях)_
3. Сформулируйте цель нашего урока, опираясь на его тему и используя опорные слова (см. на доску)
1.Познакомиться с..
2.Учиться
- Знаем ли, как нужно действовать, чтобы правильно выбрать гласную в корнях –рос-, -раст-?
-Возникла проблема (слайд 4)
-Давайте вместе попробуем разобраться.
Поставим перед собой цель действий и спланируем работу.
Построение проекта выхода из затруднения.
(слайд 5)
Прочитайте слова, написанные в трёх столбиках таблицы.
- Как вы думаете, по каким признакам данные слова распределены в 3 колонки?
- Выделите корень в этих словах.
- Предположите, от чего зависит выбор гласной.
Какой же вывод можно сделать?
- Что теперь нам нужно сделать?
Работа с теоретическим материалом учебника
Стр. 110-111
- Прочитайте самостоятельно правило, а затем поработайте и обсудите в парах.
- Что нового вы узнали, какие открытия сделали?
(слайд 6)
- Вы сказали, что в этом правиле есть слова-исключения, назовите их. (слайд 7)
- Испытывали ли вы какие-либо трудности при работе с теоретическим материалом?
Физкультминутка
Устали? Давайте отдохнём. Я вам предлагаю выполнить упражнения на снятие статического напряжения:
Потрудились – отдохнём!
Встанем – глубоко вздохнём,
Руки в стороны, вперёд,
Влево, вправо поворот.
Три наклона, прямо встать.
Руки вниз и вверх поднять.
Руки плавно опустили,
Всем улыбки подарили.
-Осознание ценности изучаемого материала и практической его важности.
-Самостоятельное формулирование учебных задач и цели урока, умение выявлять проблему, выбирать действия по достижению цели.
4. Закрепление учебного материала
Цель учащихся: отработать умение находить слова с чередующимися гласными о-а в корнях
-рос-//-раст- (-ращ-); различать корни - омонимы (корни с чередующейся гласной и корни с проверяемой безударной гласной).
Цель учителя: создать условия для закрепления материала через практические, самостоятельные и творческие задания, используя тестовую форму.
4.1 Первичное закрепление
Деятельность учащихся
Деятельность учителя
Планируемые результаты
-учащиеся отвечают, что полученные теоретические знания нужно закрепить на практике, выполнив упражнения
-находят основание для классификации языковых явлений.
Двое ребят выполняют задание у доски.
Остальные делают работу в тетради: графически объясняют правописание слов, подбирают проверочные слова.
Ответы учеников:
различать слова с чередованиями от слов с корнями-омонимами
- ученики в устной форме находят лишнее слово в каждом ряду и аргументируют свой ответ.
Ученики показывают о своей готовности поднятием рук.
- Каким будет наш следующий шаг? Спланируйте нашу дальнейшую деятельность.
1.Проводит выборочный диктант.
- Ребята, перед вами лежат карточки с упражнением №1. Посмотрите, пожалуйста, на слова. По какому принципу их можно разделить на две группы?
- Выпишите и графически объясните правописание слов с чередующейся гласной в корне (1 вариант), слов без чередующейся гласной и при необходимости подберите проверочные слова (2 вариант).
Изл..жить, ск..чок, возр..ст, (в пионерских) л..герях, распол..гаться, обр..стать, р..стаять, л..жбина, л..жный, р..створ, ск..кун, р..стерял, р..стопка, р..систый, р..скошный, отр..сль.
- Чему научило вас это упражнение?
2. Предлагает выполнить задание (устно)"Четвертый лишний", аргументировать свой ответ
(слайд 8)
1. Растущий, прорастающий, простейший, росточек.
2. Роскошный, расти, возрастной, подрастать.
3. Сложение, положение, полагается, ложбинка.
Мы работали коллективно. Готовы к самостоятельной работе?
-владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений;
строить логическое рассуждение, умозаключение , умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем, умение осознанно использовать речевые средства
4.2 Самостоятельная работа
1 Выполняют самостоятельную работу в тетрадях
2.Выполняют взаимопроверку.
1. Организует самостоятельную работу учащихся, контролирует выполнение; взаимопроверку.
- упр. 309, стр. 111 учебника
Прочитайте задание. Возникли ли у вас вопросы по выполнению данного упражнения?
2.Оказывает индивидуальные консультации по мере необходимости
3.Следит за почерком учащихся
4. Организует взаимопроверку. Критерии: 1 ош.-«4», 2-3 ош.-«3», 4 ош.-«2». Надеюсь, что вы справитесь на «5»!
4.3 Творческое задание
Ученики составляют небольшую миниатюру, используя слова с изученной орфограммой.
Перед вами слова на изученную сегодня орфограмму. Составьте связный текст «Я посадил росточек», используя как можно больше слов с изученной сегодня орфограммой. (карточка №2)
4.4 Работа с тестом - отслеживание первичного усвоения материала
1. Выполняют тест.
2.Проверяют по ключам
Учащиеся обмениваются тетрадями и оценивают работу товарища, опираясь на слайд - ключ.
- Давайте себя продиагностируем.
ТЕСТ на рабочем листеПроводит тестирование "Верно - неверно" (учащиеся в тетради пишут + и - в зависимости от верности - ложности утверждения):
1. Когда пишешь слова с корнями раст//рос, лаг//лож нужно обращать внимание на ударение.
2. Слова р..стение, р..строгать и подр..стающий относятся к словам с чередующейся гласной в корне.
3. В корнях слов - исключений Р..стов, Р..стислав и р..стовщик пишется буква А.
4. Когда пишешь слова с корнями раст//рос, лаг//лож нужно обращать внимание на согласный в корне слова.
5.Слова взрщенный, выр...щенный, отр..сль относятся к словам с чередующейся гласной в корне.
(слайд 9)
Ключ: - - - + +
Подведение итогов урока
Цель учащихся: отрефлексировать содержание урока и свою деятельность: выявить слабые места; узнать дополнительный справочный материал, если есть затруднения;
Цель учителя: создать условия для рефлексии, выявить затруднения учащихся, предложить дополнительный справочный материал (толковый и орфографический словари, интернет-сайты: Грамота.ру и др.)
Деятельность учащихся
Деятельность учителя
Планируемые результаты
Рефлексия: задают вопросы (если есть), анализируют работу на уроке.
Рефлексируют. Выражают личное отношение к процессу и результатам урока.
РЕФЛЕКСИЯ.
1). Учитель мотивирует уч-ся спланировать рефлексию: что необходимо сделать в конце урока?
- Назовите ключевые слова урока - Задайте вопросы по теме урока.
2). Проводит рефлексию по методике «Незаконченное предложение» (продолжить любое из понравившихся предложений):
- На этом уроке я узнал, что...
- Мне было сложно, когда...
- Я удивился, когда...
- Я едва не отчаялся, но...
- Я наконец-то понял, что...
- Хотелось бы, чтобы этот урок...
-Я понял, что теперь могу.
-У меня получилось
-Урок дал мне для жизни...
-Моя оценка атмосферы на уроке
Урока время истекло.
Я вам, ребята, благодарна.
С корнями справились легко
И поработали ударно.
Осознание обучающимися своей учебной деятельности;
-самооценка результатов своей деятельности и всего класса.
6. Задание на дом
Цель учащихся: закрепить полученные на уроке знания, проявить творческие способности при выполнении домашнего задания.
Цель учителя: создать условия для эффективного закрепления изученного на уроке материала через дифференцированное домашнее задание
Деятельность учащихся
Деятельность учителя
Примечание
Получают раздаточный материал для выполнения домашнего задания.
Записывают домашнее задание в дневники.
Объясняет технологию выполнения домашнего задания (на выбор по степени сложности):*1. Стр.110-111, правило, упр. 311
или
**2.Рабочая тетрадь, стр. 28-29, упр. 73, 74
***3. Кроссворды любят и дети, и взрослые! Проверять свои знания, проявлять смекалку, обращаться к словарям – что может быть интересней и увлекательней? Составьте кроссворд из 5-10 слов с изученной сегодня орфограммой. Попробуйте растолковать значения слов. Если возникнут трудности, обратитесь к толковому словарю или интернет-ресурсу: http://gramota.ru/slovari/online/, [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ],
http://images.yandex.ru/
Результат урока: достижение поставленных целей.
Список использованной литературы:
1. Русский язык. 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. / Под ред. М. М.Разумовской, П. А. Леканта - М. «Дрофа», 2012;
2. Рабочая тетрадь к учебнику «Русский язык. 5 класс» под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта: орфография / Л.Г. Ларионова. – М.: Дрофа, 2012.
3. Сычугова Л.П. Конспекты уроков для учителя русского языка: 5 кл. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004 г.
4. Бакулина Г.А. Конспекты уроков для учителя русского языка: 5 кл.: Интеллектуальное развитие школьников. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004 г.
5. www.drofa.ru
Приложение
Карточка 1
1 вариант:
Выпишите и графически объясните правописание слов с чередующейся гласной в корне
Изл..жить, ск..чок, возр..ст, (в пионерских) л..герях, распол..гаться, обр..стать, р..стаять, л..жбина, л..жный, р..створ, ск..кун, р..стерял, р..стопка, р..систый, р..скошный, отр..сль.
- Чему научило вас это упражнение?
2 вариант:
Выпишите и графически объясните слова без чередующейся гласной, при необходимости подберите проверочные слова
Изл..жить, ск..чок, возр..ст, (в пионерских) л..герях, распол..гаться, обр..стать, р..стаять, л..жбина, л..жный, р..створ, ск..кун, р..стерял, р..стопка, р..систый, р..скошный, отр..сль.
- Чему научило вас это упражнение?
ТЕСТ "Верно - неверно"
+ верное утверждение
- неверное утверждение
1. Когда пишешь слова с корнями раст//рос, лаг//лож нужно обращать внимание на ударение.
2. Слова р..стение, р..строгать и подр..стающий относятся к словам с чередующейся гласной в корне.
3. В корнях слов - исключений Р..стов, Р..стислав и р..стовщик пишется буква А.
4. Когда пишешь слова с корнями раст//рос, лаг//лож нужно обращать внимание на согласный в корне слова.
5.Слова взрщенный, выр...щенный, отр..сль относятся к словам с чередующейся гласной в корне.
Домашнее задание
На выбор по степени сложности:*1. Стр.110-111, правило, упр. 311
**2. Рабочая тетрадь, стр. 28-29, упр. 73, 74
***3. Кроссворды любят и дети, и взрослые! Проверять свои знания, проявлять смекалку, обращаться к словарям – что может быть интересней и увлекательней? Составьте кроссворд из 5-10 слов с изученной сегодня орфограммой. Попробуйте растолковать значения слов. Если возникнут трудности, обратитесь к толковому словарю или интернет-ресурсу: http://gramota.ru/slovari/online/, [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ],
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]Рефлексия
Продолжите, пожалуйста, любое из понравившихся предложений:
- На этом уроке я узнал, что...
- Мне было сложно, когда...
- Я удивился, когда...
- Я едва не отчаялся, но...
- Я наконец-то понял, что...
- Хотелось бы, чтобы этот урок...
-Я понял, что теперь могу.
-У меня получилось
-Урок дал мне для жизни...
-Моя оценка атмосферы на уроке
15