Конспект урока по русскому языку Правописание слов с безударным гласным звуком в корне.







Русский язык
Тема урока: «Правописание слов с безударным гласным звуком в корне»


2 класс






Составила учитель начальных классов
Пархомцева Ольга Сергеевна








2013-2014 учебный год




Тема урока
Правописание слов с безударным гласным в корне.
УМК «Начальная школа 21 века».
Учебник «Русский язык».
Иванов С.В. Русский язык. 2 класс: учеб. для учащихся общеобразоват. учреждений: В 2 ч. Ч. 1 / С.В.Иванов, А.О.Евдокимова, М.И.Кузнецова и др. – 4-е изд., переработ.-М.: Вентана-Граф, 2012.
Тип урока – урок открытия нового знания.
Целевые установки: учить определять и сохранять в памяти познавательную учебную задачу уроку, осуществлять её решение под руководством учителя; познакомить с правилом обозначения безударного гласного звука буквой, с единообразным написанием корня в однокоренных словах; формировать умения определять безударные гласные в слове, находить букву безударного гласного звука, написание которой надо проверять, различать проверочное и проверяемое слова, подбирать проверочные слова путем изменения формы слова и подбора однокоренного слова; развивать умение оценивать результаты своей деятельности.
Планируемые результаты обучения.
Предметные результаты.
Позитивные отношения к правильной устной и письменной речи, как к показателям общей культуры и гражданской позиции человека;
Первоначальные представления о нормах русского литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета;
Навык овладения учебными действиями с языковыми единицами и умение использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.
Метапредметные результаты.
Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиск средств её осуществления;
Способность решения проблем творческого и поискового характера;
Умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
Логические действия анализа, сравнения, синтеза, обобщения, построение рассуждений;
Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения;
Умение определять общую цель и пути её достижения, умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Личностные результаты.
Навыки принятия и освоение социальной роли обучающегося, мотивы учебной деятельности и личностный смысл учения;
Этические чувства, доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость;
Эстетические потребности, ценности и чувства;
Навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

Основные понятия: корень слова, однокоренные слова, форма одних и тех же слов, ударение, ударные и безударные гласные, проверочное и проверяемое слово.
Ресурсы: учебник «Русский язык». Иванов С.В. Русский язык. 2 класс: учеб. для учащихся общеобразоват. учреждений: В 2 ч. Ч. 1 / С.В.Иванов, А.О.Евдокимова, М.И.Кузнецова и др. – 4-е изд., переработ.-М.: Вентана-Граф, 2012.
Карточки с заданиями.

Технологическая карта урока
Деятельность учителя
Деятельность обучающихся


Познавательная
Коммуникативная
Регулятивная

Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.

(На доске запись) [жыраф], [йама], [пращай], [дуп], [лук]
Всегда ли совпадает написание и звучание слов? Что нужно сделать, чтобы правильно написать слова? (Применить правило.)
Какая орфограмма есть в первом слове (Жи пиши с буквой и)?
Какая буква заменяет первые два звука? (Буква «я»)
Назовите орфограмму в следующем слове. (Прощай – это словарное слово. Запоминаем букву О. Ча-ща пиши с буквой А.)
Как запишите следующее слово? (Парная согласная на конце слова. Орфограмма буква Д).
Какая орфограмма в этом слове? (орфограммы нет, написание и звучание слова совпадают.)
Запишите слова, подчеркните орфограммы.
Используют общие приёмы решения задач, контролируют и оценивают результат действий.
Планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.
Принимают и сохраняют в памяти учебную задачу урока

Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.

(На доске запись)
дждь-джди
снг-снга

дждь-дждик-дждливый
снг-снговик-снгурочка
Определите, где записаны формы одних и тех же слов, а где однокоренные слова (В первой группе формы одних и тех же слов, во второй записаны однокоренные слова)
Можем ли мы сразу вписать нужные буквы?
Почему? (Не знаем какое правило применить).
Какое правило из тех, что мы уже знаем и сегодня применяли подойдет для выполнения этого задания? (Такого правила нет.)
Анализируют, обобщают
Выражают свои мысли с достаточной полнотой и точностью
u°Фиксируют индивидуальные затруднения в пробном учебном действии.

Выявление места и причины затруднения.

Давайте выясним в какой части слова пропущена орфограмма? (В корне.)
Что такое корень? (Общая часть родственных слов.)
Как определить гласная или согласная буква пропущена? (Надо слово произнести. Слышим гласный звук, значит пропущена гласная буква.)
А что мы знаем о гласных звуках и буквах? (Гласные звуки в слоге могут быть ударными или безударными.)
Как определить ударный и безударный слог? (Надо обозначить в слове ударение.)
Что такое ударение (Ударение – это выделение голосом одного из слогов в слове)?
Чем отличается ударный слог от безударного? (ударный слог отличается от безударного тем, что он всегда тянется дольше, произносится громче, сильнее.)
Где ставится знак ударения? (Знак ударения в слове ставится над буквой, которая обозначает ударный гласный звук.)
Постановка и формирование проблемы
Аргументация своего мнения и позиции
Волевая саморегуляция в ситуации затруднения

Построение проекты выхода из затруднения.

Что же нужно сделать, чтобы узнать какую букву нужно написать вместо точек? (Надо поставить ударение, подчеркнуть безударные гласные, выделить корень. Обучающиеся обозначают ударения в словах, подчеркивают безударные гласные, выделяют корень.)
Поиск и выделение необходимой информации
Обдумывают и строят план достижения цели
Волевая саморегуляция в ситуации затруднения

Реализация построенного проекта.

Произнесите слова с пропущенной буквой в ударном слоге. Легко или трудно обозначить буквой ударный гласный звук? (Легко. Слышится гласный звук [о], значит пишем букву О.)
Впишите в слова буквы, обозначающие ударные гласные звуки.
Произнесите слова с пропущенной буквой в безударном слоге. Легко или трудно обозначить буквой безударный гласный звук? (Трудно. Написание буквы в безударном слоге требует проверки.)
Каким способом проверить написание буквы в безударном слоге? (надо изменить слово так, чтобы безударный гласный звук стал ударным.)
Оказывается у нас эти слова уже записаны. Как они будут называться, если этими словами мы проверяли написание буквы в безударном слоге? (Проверочные.)
А как назовем слова, которые проверяли? (Проверяемые.)
Какие выводы мы можем сделать, выполнив это задание?
(1. под ударением букву гласного звука можно написать по слуху;
2. в безударном положении написание буквы безударного гласного звука требует проверки;
3. ударные и безударные звуки обозначаются одинаковой буквой в корне однокоренных слов и форм одного и того же слова.)
Давайте вместе с вами определим тему сегодняшнего урока. Что нам далось труднее всего? (Правильно написать гласную букву в безударном слоге.)
Чему будем учиться? (Находить букву безударного гласного звука, написание которой надо проверять, различать проверочное и проверяемое слова, подбирать проверочные слова.)
Значит тема нашего урока «Правописание слов с безударным гласным звуком в корне».
Строят логическую цепь рассуждений, доказывают
Формируют и аргументируют своё мнение и позиции в коммуникации
Проявляют познавательную инициативу

Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

Вы будете работать в парах над упражнением 3 на стр. 86 учебника. (После выполнения заданий к этому упражнению обучающиеся рассказывают о том, как они действовали.)
Выполняют действия по алгоритму
Учитывают разные мнения, достигают договоренности и согласуют общее решение
Применяют установленные правила в планировании способа решения

Самостоятельная работа самопроверкой по эталону.

Индивидуальная работа по карточкам. Прочитай пары слов. Подчеркни проверяемое слово.
слон-слоны лиса-лисы
семья-семьи сосна-сосны
сады-садик снега-снег
Проверьте по образцу (Раздаются карточки с правильным выполнением задания.) Проанализируйте качество выполнения задания.
Выполняют действия по алгоритму
Используют необходимые критерии для обоснования своего суждения
Контролируют и корректируют свои действия

Включение в систему знаний и повторение.

Я читаю слова, а вы ставите «+», если гласную в корне слова нужно проверить, и знак «-», если проверять не нужно. (Сады, стена, гнездышко, игра, школа, песня, стихи. Ответ: +,+,-,+,-,-+.). Сверка с образцом на доске. Самооценка.
Самостоятельно создают способы решения проблемы
Учитывают разные мнения, следуют моральным нормам
Контролируют, корректируют, оценивают свои действия

Рефлексия учебной деятельности

Для чего нужно уметь проверять безударные гласные в корне? (Чтобы грамотно писать слова.)
Какие виды работ на уроке вам понравились?
Какие задания вы выполняли с неохотой?
Оцените свою работу на уроке.
Контролируют и оценивают процесс и результаты своей деятельности
Формулируют и аргументируют свое мнение, учитывают разные мнения
Оценивают свои действия










13 PAGE \* MERGEFORMAT 14215




Kђ Заголовок 115