Урок русского языка в 3 классе «Слова с двумя безударными гласными в корне»
Урок русского языка в 3-м классе Тема : слова с двумя безударными гласными в корне.
Тип урока: урок изучения нового материалаСистема целей. – Общедидактическая цель (ОДЦ): вторичное осмысление уже известных знаний, выработка умений и навыков по их применению. – Образовательный аспект: выявить особенности слов с двумя безударными гласными в корне и установить своеобразие их проверки, уточнить знания об особенностях проверочных слов, упражняться в подборе проверочных слов и в правильном написании слов с двумя безударными гласными.– Воспитательный аспект: создать условия для воспитания коммуникативной культуры, умения работать в парах и группах, выслушивать и уважать мнение других, воспитывать интерес и уважение к родному языку.– Развивающий аспект: создать условия для развития мышления и речи, развития орфографической зоркости; развитие потребности и навыка совместного поиска ответа на поставленную задачу.
Ход урока
1. Организация начала урока.
2. Минутка чистописания, мотивация, целеполагание.
На доске записаны слова: сладкий, сосна, отлетел.Учитель: назовите букву, написание которой мы сегодня будем отрабатывать на минутке чистописания. Она находится в корне глагола и обозначает в нем непарный согласный звонкий мягкий звук. Какая это буква?
На доске росчерк: ЛлдоеУчитель: определите порядок написания букв в цепочке. Почему рядом с буквой л встали эти буквы? Запишите данный росчерк и продолжите строчку до конца.Учитель: Какое слово в данном ряду слов лишнее и почему? (Стирается с доски слово «сладкий») Почему гласные в корнях этих слов нужно проверять? Как проверить безударный гласный в корне слова? Назовите проверочные слова для каждого слова.Учитель: какие слова с безударными в корне вы определили в тексте домашнего упражнения? Назовите все. Можно ли эти слова разделить на две группы? Работая в маленьких группах докажите свое мнение.Учитель: на какие группы разделили слова?На доске открываются группы слов большой человека (в) стране деревня дорогой улица уголок родилсяУчитель: какое слово в первом столбике отличается от других? Почему это слово «дорогой»? Посмотрите на слова второго столбика. Есть ли среди них то, которое отличается? Почему выбрали слово «человека»? Получается, что эти два слова могут составить свою группу?На доске образуется группа слов дорогой человекаУчитель: кто из вас с помощью этих слов может назвать тему нашего урока? (учащиеся называют тему урока, учитель вывешивает карточку с названием темы на доску)Учитель: зачем вам нужен этот урок? Чему будете учить себя и своих товарищей? Что должны узнать по этой теме? (учащимися называются задачи урока, учитель размещает на доске карточку с формулировками задач урока)2. Работа над новой темой. Наблюдение над языковым материалом.Учитель: в корне каждого слова 2 безударных гласных. В корне слова «дорогой» написаны 2 буквы о. Почему именно о? Ведь произносим [а]? Как доказать, что выбор букв правильный?Учитель: работая в парах, подберите проверочные слова. Кто готов? Почему слово «дорог» проверочное? Этим словом проверили все безударные в корне? Учитель: как поступить с буквой второго безударного в корне? Подберите проверочное слово и для него.Учитель: может быть кто-то уже может сказать, в чем особенность слов с двумя безударными в корне?Учитель: почему этим словам нужно два проверочных слова?Учитель: давайте проверим себя. Может быть, чего то не заметили, упустили? Работа с учебником.Учитель: откройте учебник на с. 115, прочитайте правило. Какой вывод о нашей работе можете сделать?Первичное закрепление.Учитель: применяя это правило, выполните в парах № 269.Прочитайте задание про себя. Кто понял письменное задание? Объясните, что будете делать в тетрадях?Учитель: сколько слов с безударными гласными в корне в этой пословице? Какие это безударные гласные? Выпишите слово с двумя безударными в корне. Как проверить букву первого? Букву второго?На доске образуется запись: Сторона – стороны, сторонка 3.Углубление знаний. Чтение с пометками.Учитель: итак, мы еще раз убедились в том, что в словах может быть один безударный гласный, а может быть и два. С такими словами нужно держать ухо востро и глаз должен быть зорким. Про такие слова я приготовила для вас информацию. Она на карточках №1.Найдите. Вам нужно прочитать текст, знаком + отметить то, что вы уже знали; знаком – то, что вам было неизвестно, знаком ? отметить то, что у вас вызывает удивление, недоумение, что требует уточнения.Учитель: назовите тему данного теста. Какая информация вас заинтересовала? О чем хотите спросить?Наблюдение над языковым материалом.Учитель: давайте обратимся к слову «человека», в корне которого два безударных гласных и значит должно быть два проверочных слова. Подберите их, работая в группах, и запишите в свои тетради перед данным словом. Учитель: какие проверочные слова записали? Не получилось? Почему? Значит слово «человек» будем писать с ошибками? А если память вдруг подведет, как поступите?Учитель: так что же это за слова с двумя безударными в корне, у которых нет проверочных слов? Как поступать с такими словами, чтобы писать их без ошибок?Учитель: на все ли вопросы, интересующие вас, вы получили ответ? Что вас интересует? Именно эти вопросы определяют тему следующего урока, а сейчас давайте вернемся к столбикам слов из домашнего упражнения. Обратим свое внимание на слова третьего столбика. Что их объединило? В чем различие у этих слов? Могут ли они находиться в одном столбике?На доске образуются группы слов большой (в) стране деревня дорогой человека уголок улица родился4.Обобщение знаний. Проверка первичного усвоения. Учитель: Как поступать со словами с двумя безударными гласными в корне?Учитель: Какие учебные задачи ставили перед собой на этот урок? Учитель: Предлагаю вам проверить себя и оценить свои знания, полученные на этом уроке. Для этого на карточках №2 вам необходимо выполнить тест. Найдите. Все выполняют задания №№ 1, 2 , а (учителем перечисляются имена учащихся с высоким уровнем усвоения учебного материала) дополнительно делают задание № 3.
Учитель: предлагаю вам проверить свою работу по ключу, который находится на доске и оценить свои результаты.
5.Итог урока . Учитель: что нового узнали на уроке?
Учитель: кто доволен своей работой на уроке?Учитель: что понравилось?6. Домашнее задание.
ПРИЛОЖЕНИЕ. КАРТОЧКА №1.Прочитай текст. Определи тему этого текста. Прочитай текст еще раз. Отметь знаком + то, что тебе уже было известно по теме, знаком – то, что ты не знал, а знаком ? то, о чем хочешь спросить.В русском языке в слове всегда только один ударный слог, т.е. один ударный гласный. Ударный гласный всегда слышится четко и не вызывает сомнений в написании слова. Все остальные гласные в этом слове будут безударными. Значит, в слове могут быть одна, две, три и даже четыре безударных гласных. Безударные звучат нечетко, и поэтому можно сделать ошибки. Безударные гласные нужно проверять. Для этого надо правильно подобрать проверочное слово. Проверочным может быть форма этого слова или однокоренное слово. Главное, чтобы в проверочном слове на гласный в корне падало ударение!Среди слов с двумя безударными в корне есть такие, у которых будет только одно проверочное слово. Кроме них встречаются и те, у которых проверочных слов вовсе нет.
КАРТОЧКА №2.Тест по теме «Слова с вумя безударными гласными в корне».№1. Среди данных слов найди и подчеркни слово с двумя безударными гласными в корне. Выпиши это слово и запиши к нему проверочные слова.Читальный, дикарь, холодильник.____________________________________________________________
№2. В данных словах найди и подчеркни слова с двумя безударными гласными в корне, у которых нет проверочных слов.Работа, голова, картофель, моряк, помидор, коллектив.
№3. Подбери и запиши 2 слова с двумя безударными гласными в корне, проверяемыми ударением. Рядом с каждым таким словом напиши проверочные слова.____________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
15