Урок русского языка по теме «Слова с безударными гласными в корне слова»


Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Мало – Шелемишевская средняя общеобразовательная школа»
– Скопинский муниципальный район Рязанской области
Разработка урока русского языка во 2 классе
по теме: «Слова с безударными гласными в корне слова»
Учитель начальных классов: Вавилина Валентина Алексеевна.
2015 год
Предметная область Русский язык
Класс 2
Учитель Вавилина Валентина Алексеевна
Тема урока Слова с безударными гласными в корне слова.
Тип урока Урок отработки умений и рефлексии.
Цель Создание условий для применения на практике правила правописания безударных гласных.
Планируемый
результат Предметные умения Универсальные учебные действия (УУД)
сформировать умение различать слова с безударными гласными в корне слова;
подбирать проверочные слова к словам с безударными гласными;
расширить словарный запас учащихся Личностные:
осознание алгоритма учебного действия;
способность к самооценке на основе критерия успешность учебной деятельности.
Метапредметные
Регулятивные:
освоение умения принимать и сохранять учебную цель и задачи;
планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и искать средства ее осуществления;
формирование умения контролировать и оценивать свои действия, принимать на себя ответственность, проявлять инициативность и самостоятельность;
вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок, высказывать свое предположение.
Познавательные:
освоение умения подбирать проверочные слова к словам с безударной гласной;
формирование умения использовать логические операции сравнения, анализа, обобщения, классификации, установление аналогий, отнесения к известным понятиям.
Коммуникативные:
формирование умения сотрудничать с учителем и сверстниками при решении учебных проблем;
принимать на себя ответственность за результат своих действий;
наблюдать за действиями партнера, находить неточности и корректировать их.
Основные
понятия Орфограмма, безударные гласные, корень слова, однокоренные слова, алгоритм, предложение, текст. Межпредметные связи Русский язык – литературное чтение – окружающий мир. Ресурсы:
- основные
-дополнительные Л.М. Зеленина, Т.Е.Хохлова. Русский язык. Учебник для 2 класса. Часть 2.
Мультимедийное сопровождение урока русского языка.
«Слова с безударными гласными».
Карточки с творческим заданием.
Карточки «Рефлексия урока». Организация пространства Фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в парах, групповая работа.
ХОД УРОКА
Этап урока Деятельность учителя Деятельность учеников
Формируемые
универсальные учебные
действия
1.Мотивация к учебной деятельности.
Цель: создать благоприятный психологический настрой на работу.
Включение в деловой ритм.
Устное сообщение учителя:
— Ребята на каждом уроке мы с вами убеждаемся, что русский язык интересен, красив и сложен. Вот и сегодня постараемся помочь друг другу сделать новые интересные открытия.
Девиз нашего урока:
Наблюдать
Думать
Находить
Доказывать Готовятся к работе.
Прозвенел звонок весёлый.
Мы начать урок готовы.
Будем слушать, рассуждать,
И друг другу помогать.
Личностные: самоопределение.
Регулятивные: целеполагание.
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.2.Актуализация знаний и выявление индивидуальных затруднений.
Цель: создать условия для актуализации ранее изученных знаний, которые будут востребованы на данном уроке.
Выявляет уровень знаний. Определяет типичные недостатки.
Минутка чистописания.
Дождик песенку поёт:
- Кап! Кап!
Только кто её поймёт?
- Кап! Кап!
Не поймем ни я, ни ты,
Да зато поймут цветы,
И весенняя листва,
И зелёная трава.
И скворцы, чей путь прямой
В свой скворечник, как домой.
Задание: записать « капли дождя» буквами, которые пропущены в словах.
Слова: цв.ты, л.ства, тр.ва, скв.рцы, пр.мой.
- Кто понял песенку дождика?
- Какие это буквы?
- Проверим правильность записанных букв.
- Определите тему урока. Выполняют задание, тренирующие отдельные способности к учебной деятельности, мыслительные операции (устные и письменные), учебные навыки.
Проводят чистописание с характеристикой звуков. Ставят ударение, выделяют опасные места, делают вывод.
Записывают: а,о,и,е,я.
- Гласные, требующие проверки в безударном положении.
- Подберём проверочные слова.
- Правописание безударных гласных в корне слова. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.Познавательные: логические – анализ объектов с целью выявления признаков.
Регулятивные: контроль, коррекция, оценка, прогнозирование, целеполагание.
3.Постановка учебной задачи.
Цель: создать условия, при которых возникнет у учеников внутренняя потребность - включится в учебную деятельность при создании проблемной ситуации.
Анализирует знания учащихся.
Создает проблемную ситуацию.
Дима написал своему другу Васе записку: «Выходи с мечом, сыграем». Старшая сестра Димы, Оля, ходила в магазин, что расположен рядом с домом, где живёт Вася, и передала ему записку.
- Ну, как? – спросил Дима сестру.
- Отнесла. Сказал, что к шести часам вечера выйдёт.
В шестом часу вечера Дима собрал ребят во дворе.
- Мяч будет! Васька принесёт, я ему записку написал, он обещал.
Ровно в шесть часов пришёл Вася. Вместо мяча у него в руках было оружие фехтования – длинный деревянный меч. Все ребята засмеялись.
- Почему так получилось?
- Какое правило не знал Дима?
- Какую цель поставим сегодня на урок? Продолжите фразы:
- Повторить правило…
- Научиться применять его при написании слов с … Ставят цели, выявляют место и причины затруднения.
- Дима допустил ошибку в слове «мячом».
- Правописание безударной гласной в корне.
Хором читают стихотворение:
Безударный гласный звук
Причиняет много мук.
Чтоб ошибок избежать,
Будем гласный проверять! Регулятивные: целеполагание.
Коммуникативные: постановка вопросов.
Познавательные: общеучебные – самостоятельное выделение, формулирование цели;
логические – формулирование проблемы.
4.Построение проекта выхода из затруднения.
Цель: создать ситуативный момент для совместного анализа рассуждений учащихся.
– Задания будут разной сложности, нам пригодится наш багаж знаний.
- Прежде чем начать работу, давайте составим план работы на уроке и проверим наш багаж знаний по данной теме.

- Что надо проверять?
- Где надо проверять?
- Как надо проверять?
- Чем проверять?
- Итак, багаж знаний, который нам понадобится в пути, мы проверили и поэтому можно отправляться смело в путь. Составляют план достижения цели и определяют средства (алгоритм, модель и т.д.)
-Безударную гласную.
-В корне слова.
-Подобрать проверочное слово.
- Ударением.
Регулятивные: планирование, прогнозирование.
Коммуникативные: сотрудничество в поиске и выборе информации.
Познавательные: моделирование;
логические – решение проблемы,
построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование.
5.Реализация построенного проекта.
Цель: организовать работу для реализации построенного проекта в соответствии с планом.
Организует реализацию построенного проекта в соответствии с планом.
- Составим алгоритм проверки слов с безударными гласными (работа в группах).
- Давайте проверим, чей вариант был точнее.
Алгоритм.
1.Читаю слово.
2.Ставлю ударение.
3.Подбираю однокоренные слова.
4. Выделяю корень.
5.Опредедяю безударную гласную.
6. Подбираю проверочное слово.
7. Пишу гласную.
Вывод. Чтобы найти безударную гласную, нужно знать алгоритм действий. Работают в соответствии с составленным планом.
Составление алгоритма проверки безударной гласной в корне и кластера учащимися. Работа в группах. Оценка своих действий.

Регулятивные: целеполагание, прогнозирование, коррекция.
Познавательные: общеучебные - самостоятельное создание алгоритма деятельности, осознанное построение речевого высказывания.
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества. 6.Динамическая пауза.
Цель: создать условия для снятия напряжения и усталости с глаз. - Проведем физминутку, читайте текст и выполняйте движения. Учащиеся читают текст и выполняют физические упражнения. Коммуникативные: выполнение физических упражнений по команде и вместе.
7.Обобщение новых знаний.
Цель: организовать работу по усвоению сущности изучаемых понятий.
Устанавливает осознанность восприятия. Первичное обобщение.
На доске слова: стволы, следы, сады, грибы, ряды.
- Что скажете?
- По составленному алгоритму найдем безударную гласную в каждом слове.
-Запишите слова в столбик и, работая по алгоритму, подберите проверочные слова.
- Проверяем. Выполняют задания с объяснением.
- Здесь записаны слова с безударными гласными.
Регулятивные: контроль, оценка, коррекция.
Коммуникативные: управление поведением партнёра – контроль, оценка действий партнера.
Познавательные: общеучебные – умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, рефлексия способов и условий действия.
8.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
Цель: организовать самостоятельное выполнение заданий, требующих применения полученных знаний.
Организует деятельность по применению новых знаний.
-Вставь пропущенную букву, запиши в скобках проверочное слово. Действуй по алгоритму.
Задание.
В л.су на тр.ве сверкают капли р.сы. Самостоятельная работа. Осуществляют самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном.
Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.
Личностные: самоопределение.
9.Включение в систему знаний.
Цель: организовать работу, связанную с практической направленностью применения полученных знаний.
Организует выполнение творческого задания.
1.Работа в группах.
Задание.
- Л.са, л.сята, л.сёнок -….
- С.ва, с.овята, с.вёнок -….
- Л.сиха, л.сята, л.сёнок -….
Задание повышенной трудности: составить с этими словами предложение.
2.Проверочная работа.
Выполнение теста на ПК.
ТЕСТ.
Выбери правильный ответ. Букву правильного ответа вставьте в кружочки.
1. Выберите группу слов, в которых гласные пишутся не так, как слышатся.
а) норы, реки, воды
б) нора, река, вода
2. Какие буквы пропущены в словах пословицы?
В_сна красна цв_тами, а ос_нь – пл_дами.
а) е, о
б) и, а
3. К какому слову относится звуковая схема [сава]?
а) сова
б) сава4. Какой корень в слове лесник?
а) леснб) лес
5. Какой ударный слог в слове ЦВЕТОК?
а) второй слог
б) первый слог Выполняют в группах творческое задание, обсуждают, советуются, отстаивают свое мнение.
Защита проекта.
Выполнение теста и самопроверка.
Регулятивные: саморегуляция, контроль, оценка, коррекция.
Познавательные: общеучебные – выбор наиболее эффективных способов решения задач, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание; самостоятельное создание способов решение проблем творческого характера.
Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, владение монологической и диалогической формами речи.
Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.
Личностные: самоопределение.
10.Рефлексия деятельности учащихся.
Цель: создать условия для обобщения знаний по теме урока и получения учащимися информации о реальных результатах своей деятельности через открытость учащихся в осмыслении своих действий и самооценке.
Организует рефлексию.
- С какой орфограммой познакомились на уроке?
- Как проверить безударную гласную в корне слова?
У каждого ученика лист «Мои достижения».
- Ребята, у вас на столе лежат листочки с закрашенными кружками. Оцените, пожалуйста, свои достижения при выполнении практических работ.
Организует обсуждение результатов рефлексии. Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия.
Если в корне гласный звук
Вызвал вдруг сомнение,
Ты его немедленно
Ставь под ударение.
Безударный хитрый гласный,
Слышим мы его прекрасно.
А в письме какая буква?
Здесь поможет нам наука:
Гласный ставь под ударенье,
Чтоб развеять все сомненья!
Открыто оценивают свою учебную деятельность на данном уроке. Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
Познавательные: рефлексия.
Личностные: смыслообразование.
11.Информация о домашнем задании.
Цель: реализация необходимых и достаточных условий для успешного выполнения домашнего задания всеми учащимися. - Выписать из словаря 5 слов с безударной гласной а и 5 слов с ударной гласной е.
- Спасибо всем за работу на уроке! Урок окончен! Записывают домашнее задание в дневники.
Познавательные: ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания.
12.Дополнительный материал.
Цель: организовать работу, связанную с практической направленностью применения приобретенных сегодня знаний и умений.
Задание «Лови ошибку».
В одной известной сказке одна королева записала предложение:
Травка зиленеет,
Солнышко блистит,
Ласточка с висною
В гости к нам литит.
-Назовите сказку, в которой была эта неграмотная королева.
- А сейчас давайте, поможем ее величеству и исправим ошибки. (Фронтальная работа) Работают с дополнительным материалом, отрабатывают алгоритм проверки безударной гласной.
-Двенадцать месяцев.
Познавательные: ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания.
Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.