Методические указания по выполнению самостоятельной работы по дисциплине Гражданский процесс


Департамент образования и науки Кемеровской области
Государственное профессиональное образовательное учреждение «Сибирский политехнический техникум»
методические указания
к выполнению самостоятельной работы
по дисциплине ГРАЖДАНСКИЙ ПРОЦЕСС
для специальности 40.02.01. Право и организация социального обеспечения
Кемерово
2016 г.
Организация-разработчик:
Государственное профессиональное образовательное учреждение «Сибирский политехнический техникум»
Разработчик:
Артёменко Наталья Сергеевна, преподаватель правовых дисциплин государственного профессионального образовательного учреждения «Сибирский политехнический техникум»
Рассмотрена и одобрена
на заседании ЦМК _______________________________________________
Протокол № ____ отЗаместитель директора по УПР«___»___________ 201__г. __________________ /______________
Председатель ЦМК: «___» ___________ 201__ г.
__________ /___________ Рецензент:
____________________________________
Ф. И. О., должность

СОДЕРЖАНИЕ
Введение………………………………………………………………..........стр.4
Пояснительная записка……………………………………………........стр. 6
Структура и содержание учебной дисциплины……………………….стр.8
4. Содержание внеаудиторной самостоятельной работы…………….....стр.9
5. Методические рекомендации по выполнению заданий ……….........стр.14
6. Информационное обеспечение обучен………………………………….стр.21
ВВЕДЕНИЕ
Учебная дисциплина «Гражданский процесс» предназначена для реализации Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности 40.02.01. Право и организация социального обеспечения.
Целью дисциплины является получение студентами системы знаний, связанных с осуществлением гражданского правосудия. Цель преподавания состоит в том, чтобы выработать у студента правовое мировоззрение, верное представление о всех основных процессуальных явлениях: сущности гражданской процессуальной отрасли права, процесса как деятельности суда; специфике процессуальных отношений; правах и обязанностях суда и лиц, участвующих в деле; стадиях процесса, т.е. о тех правовых понятиях, которыми оперирует гражданское процессуальное право.
Следовательно, предпочтение в процессе обучения должно отдаваться выработке правильных правовых взглядов, способности студентов давать самостоятельную оценку различным суждениям по процессуальным проблемам.
Структура дисциплины «Гражданский процесс» представлена следующими разделами:
- Общие положения гражданского процессуального права;
- Производство в суде первой инстанции;
- Пересмотр судебных постановлений в суде второй инстанции;
- Пересмотр вступивших в законную силу судебных постановлений;
- Производство по делам с участием иностранных лиц;
- Производство по делам об оспаривании решений третейских судов и о выдаче исполнительных листов на принудительное исполнение решений третейских судов;
- Производство, связанное с исполнение судебных постановлений и постановлений иных органов.
При изучении дисциплины «Гражданский процесс»
Студент должен знать:
З1. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации;
З2. порядок судебного разбирательства, обжалования, опротестования, исполнения и пересмотра решения суда;
З4.формы защиты прав граждан и юридических лиц;
З5.виды и порядок гражданского судопроизводства;
З6.основные стадии гражданского процесса.
Студент должен уметь:
У1.применять на практике нормы гражданско-процессуального права;
У2.составлять различные виды гражданско-процессуальных документов;
У3.составлять и оформлять претензионно - исковую документацию;
У4. применять нормативные правовые акты при разрешении практических ситуаций.

1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Методические рекомендации по выполнению внеаудиторных самостоятельных работ учебной дисциплины «Гражданский процесс» раскрывают у студентов формирование системы знаний, практических умений и объяснения уровня образованности и уровня подготовки студентов по специальности 40.02.01. Право и организация социального обеспечения. Изучение дисциплины «Гражданский процесс» формирует у студентов комплексное представления о системе норм гражданского процессуального права, вырабатывает навыки грамотного толкования и практического применения норм гражданского процессуального права. Развивает умение исследования и анализа процессуальных документов, в том числе судебных актов.
В результате освоения дисциплины юрист должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность:
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях постоянного изменения правовой базы.
Юрист должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими основным видам профессиональной деятельности:
ПК 3.1. Анализировать практические ситуации, устанавливать признаки правонарушений и правильно их квалифицировать, давать им юридическую оценку, используя периодические и специальные издания, справочную литературу, информационные справочно-правовые системы.
ПК 3.2. Предпринимать необходимые меры к восстановлению нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан.
ПК 3.3. Составлять заявления, запросы, проекты ответов на них, процессуальные документы с использованием информационных справочно-правовых систем.
ПК 3.4. Формировать с использованием информационных справочно-правовых систем пакет документов, необходимых для принятия решения правомочным органом, должностным лицом.
ПК 3.5. Проводить мониторинг судебной практики Конституционного, Верховного, Высшего арбитражного судов в сфере социальной защиты и пенсионного обеспечения в целях единообразного применения законодательства, с использованием информационных справочно-правовых систем.
справочно-правовых систем.
ПК 4.2. Оказывать правовую, социальную помощь и предоставлять услуги отдельным лицам, категориям граждан и семьям, нуждающимся в социальной защите.
2.СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Количество часов на освоение программы учебной дисциплины:
максимальная учебная нагрузка обучающихся - 130 часов, в том числе:
обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающихся - 90 часов,
самостоятельная работа обучающихся – 40 часов.
Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы Объем часов
Максимальная учебная нагрузка (всего) 90
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) 60
в том числе: лекционные занятия 50
практические занятия 10
Самостоятельная работа обучающегося (всего) 30
в том числе: 15
проработка лекций и нормативно-правовых актов написание докладов, рефератов, подготовка сообщений 15
Итоговая аттестация экзамен

3.СОДЕРЖАНИЕ ВНЕАУДИТОРНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
№п/п Наименование разделов и тем учебной дисциплины Темы внеаудиторных самостоятельных работ Количество часов Вид работы
1 Раздел 1.
Общие положения гражданского процессуальногоправа. 2 Тема 1.1. Понятие, предмет, метод, система, источники, принципы гражданского процессуального права. 3 Тема 1.2. Подведомственность и подсудность гражданских дел. Глава 3 ГПК РФ, лекция 2 Проработка конспекта и анализ норм ГПК РФ
4 Тема 1.3. Лица, участвующие в деле. Представительство в суде.
Процессуальное правопреемство: понятие, виды, порядок осуществления 2 Доклад
5 Тема 1.4. Участие в гражданском процессе прокурора, государственных органов, органов местного самоуправления, организаций и граждан, защищающих права и охраняемые законом интересы других лиц
6 Тема 1.5. Судебные расходы, судебные штрафы. 7 Тема 1.6. Процессуальные сроки.
Глава 9 ГПК РФ, лекция 2 Проработка конспекта и анализ норм ГПК РФ
8 Тема 1.7. Процесс доказывания. Доказательства в гражданском процессе ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в РФ» 2 Проработка лекции и анализ нормативно-правовой документации
9 Раздел 2. Производство в суде первой инстанции 10 Тема 2.1. Виды производств.
11 Тема 2.2. Исковое производство.
12 Тема 2.3.Защита прав и интересов ответчика Глава 12 ГПК РФ, лекция 2 Проработка конспекта и анализ норм ГПК РФ
13 Тема 2.4 Возбуждение гражданского дела в суде. Подготовка гражданских дел к судебному разбирательству
Судебные извещения и вызовы 2 Сообщение
14 Тема. 2.5. Судебное
разбирательство. Подготовительная часть. 15 Тема 2.6. Разбирательство дела по существу 16 Тема 2.7. Протокол судебного заседания, его юридическое значение. 17 Тема. 2.8. Приостановление и окончание производства по делу. Глава 17,18 ГПК РФ, лекция 2 Проработка конспекта и анализ норм ГПК РФ
18 Тема 2.9. Постановления суда первой инстанции.
Глава 16, 20 ГПК РФ, лекция 2 Проработка конспекта и анализ норм ГПК РФ
19 Тема 2.10. Производство по делам, возникающим из публичных правоотношений.
Закон РФ от 22.07.2992 № 3185-1 «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании 2 Конспектирование материала по теме. Работа с нормативно-правовой документацией
20 Тема 2.11. Особое производство.
Глава 27-38 ГПК РФ, лекция 2 Проработка конспекта лекции и подготовка к устному ответу
21 Раздел 3. Пересмотр судебных постановлений в суде второй инстанции 22 Тема 3.1. Производство в суде апелляционной инстанции
23 Тема 3.2. Производство в суде кассационной инстанции.
Глава 41 ГПК РФ, лекция 2 Проработка конспекта лекции и подготовка к устному ответу
24 Раздел 4. Пересмотр
вступивших в законную силу судебных
постановлений 25 Тема 4.1.Надзорное производство.
26 Тема 4.2. Пересмотр вступивших в законную силу
судебных актов по вновь
открывшимся обстоятельствам Глава 42 ГПК РФ, лекция 2 Проработка лекции и анализ нормативно-правовой документации
27 Раздел 5. Производство по делам с участием иностранных лиц. 28 Тема 5.1. Производство по делам с участием иностранных лиц. Дипломатический иммунитет 2 Изучить и законспектировать международные нормативно-правовые документы по теме
29 Раздел 6. Производство по делам об оспаривании решений третейских судов и о выдаче исполнительных листов на принудительное исполнение решений третейских судов. 30 Тема 6.1 Третейское судопроизводство Федеральный закон от 24 июля 2002 г. №102-ФЗ «О третейских судах в Российской Федерации» 2 Работа с нормативно-правовой документацией
31 Раздел 7. Производство, связанное с исполнение судебных постановлений и постановлений иных органов. 32 Тема 7.1. Органы исполнительного производства. 33 Тема 7.2. Правовое положение субъектов исполнительного производства 34 Тема 7.3. Осуществление исполнительного производства ВСЕГО 30

4. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ЗАДАНИЙ
4.1. Проработка конспекта и анализ норм ГПК РФ
При анализе нормативно-правовых актов необходимо правильно фиксировать основные реквизиты документа (полное официальное название, когда и каким государственным органом был принят, кем и когда подписан, где опубликован), порядок вступления в силу и сферу действия. Следует обратить особое внимание при самостоятельном изучении источников на новую терминологию, без разбора которой невозможно усвоить содержание документа.
При самостоятельном изучении литературы необходимо обратить внимание на узловые положения, излагаемые в изучаемом тексте. Для этого следует внимательно ознакомиться с содержанием источника информации, структурировать его и выделить в нем центральное звено. Обычно это бывает ключевое определение или совокупность сущностных характеристик рассматриваемого объекта. Отсюда вытекает принципиальный вывод: самостоятельная работа с нормативными актами является одним из методов углубления правовых знаний.
Чтение – работа отнюдь не механическая. Успех в усвоении прочитанного в решающей степени зависит от умственных усилий человека. Пассивное пробегание глазами строк источника без глубокого проникновения в его содержание мало затрагивает мысль, память, чувства читателя. Не помогает и многократное повторение читаемого текста, его заучивание. Чтение – это творческий труд, который предполагает обдумывание прочитанного, размышление над ним.
Обязательный элемент самостоятельной работы студентов со специальной юридической литературой – ведение необходимых записей. Общепринятыми формами записей являются план, выписки, тезисы, аннотации, резюме, конспект.
План – это наиболее краткая форма записей прочитанного, сводящихся к перечню вопросов, рассматриваемых в статье, нормативном акте и т.д.План обычно раскрывает логику подачи автором материала, способствует лучшей ориентации в содержании прорабатываемого законодательного источника. Есть два способа составления плана. Один из них – работа над ним по ходу чтения. Другой – его составление после ознакомления с источником, что дает возможность подытожить проделанную работу. Выписки – это либо цитаты (дословное воспроизведение того или иного отрывка изучаемого юридического источника, содержащего существенные мысли автора, характерные факты, статистические материалы), либо краткое, близкое к дословному, изложение таких мест. Переписывая цитаты, нужно заключать их в кавычки, оберегать текст от искажения. Не менее важно указывать статью нормативного акта и т.п. Выделяя из читаемого текста самое главное, самое существенное, выписки помогают лучше его понять. Их полезно делать после предварительного ознакомления с юридическим источником. В этот период уточняется, какие места текста следует выписать. Выписки не отнимают время, а экономят его. Вместо того, чтобы бесчисленное количество раз перечитывать одно и то же для лучшего запоминания, заниматься длительными поисками той или иной цитаты, цифры или факта, можно сразу же их зафиксировать.
Тезисы – это сжатое изложение положений прочитанного или подготавливаемого выступления. Они позволяют обобщить материал, показать его суть в кратких формулировках. Формулировка тезисов должна быть четкой и краткой. В самих тезисах не приводят обосновывающих фактов, примеров. Но тезисы всегда должны быть обоснованными и доказанными. Их особенность – утвердительный характер.
Аннотация – это краткое обобщение содержания НПА. Ею удобно пользоваться, когда необходимо сохранить лишь общее представление о юридическом источнике. Для того, чтобы составить аннотацию, надо полностью прочитать и глубоко продумать содержание документа.Резюме – краткая оценка прочитанного. Если аннотация кратко характеризует содержание документа, то резюме – его выводы, главные итоги.
Конспект – это систематизированная, логически связанная запись, содержащая пересказ НПА. Связующим звеном при составлении конспекта должна быть внутренняя логика изложения. Составляя конспект, нельзя путать связность логическую и стилистическую. В конспекте нет необходимости приводить пространную форму изложения материала, со всеми словесными связками. Стремиться к связному пересказу нужно, но не в ущерб ясности и краткости. Конспекты бывают: 1) плановые; 2) текстуальные; 3) свободные; 4) тематические.
Плановый конспект легко получить с помощью предварительно сделанного плана юридического источника. При этом каждому вопросу плана отвечает определенная часть конспекта. Такой конспект составляется быстро. Он краток, прост, ясен по своей форме. Он в особенности полезен при подготовке выступления на семинарском занятии. Однако работать с ним, если пройдет много времени с момента его написания, трудно, так как по нему не всегда легко удается восстановить в памяти содержание источника.
Текстуальный конспект – это конспект, созданный в основном из цитат. Такой конспект помогает выявить спорные моменты, которые значительно труднее найти по пересказу - свободному конспекту. Хотя при создании текстуального конспекта и требуется умение быстро и правильно выбирать основные цитаты, но этот тип конспекта не является трудносоставимым, если оценивать его по той работе, которая затрачивается на написание его. Существенным его недостатком является то, что он слабо активизирует внимание и память. Бывает так, что студент написал конспект, а материал глубоко не проанализировал, не усвоил. Ему помешало автоматическое переписывание цитат.
Свободный конспект представляет собой объединение плана, выписок, цитат, тезисов. Этот вид конспекта требует умения четко и кратко формулировать основные понятия, для чего необходимы глубокое осмысление материала, большой и активный запас слов. Следует отметить, что само составление такого конспекта развивает указанные качества. В связи с этим свободный конспект, пожалуй, наиболее полноценный вид конспекта.
Тематический конспект используется при работе по определенной теме. Он предполагает отображение содержания каждого из используемых источников не в целом, а лишь в той части, которая касается темы исследования. Составление тематического конспекта учит работать над темой, всесторонне обдумывать ее, анализируя различные точки зрения на один и тот же вопрос. Приступая к составлению конспекта, следует указать исходные данные конспектируемого источника: фамилию автора, название работы, год и место издания и т.п. Полезно также отмечать страницы изучаемого источника, чтобы можно было, руководствуясь записями, быстро отыскать в книге нужное место. В конспекте могут быть схемы, диаграммы, таблицы, которые придают ему наглядность, способствуют лучшему усвоению материала.
В процессе ознакомления с нормативными актами, следует учитывать те изменения в законодательстве, которые в него в последнее время были внесены. В этой связи целесообразно использовать нормативные акты в редакции, наиболее полно отражающей внесенные в них изменения и дополнения. Нормативно — правовые акты в надлежащей редакции содержатся в справочных правовых системах «Консультант Плюс» и «Гарант».
4.2. Подготовка доклада.
Доклад - вид самостоятельной научно -исследовательской работы, где автор раскрывает суть исследуемой проблемы; приводит различные точки зрения, а также собственные взгляды на нее. Различают устный и письменный доклад (по содержанию близкий к реферату).
Можно выделить следующие этапы работы над докладом:
1. Подбор и изучение основных источников по теме (рекомендуется использовать не менее 8 - 10 источников).
2. Составление библиографии.
3. Обработка и систематизация материала. Подготовка выводов и обобщений.
4. Разработка плана доклада.
5. Написание.
6. Публичное выступление с результатами исследования.
В работе над докладом соединяются три качества исследователя:
- умение провести исследование,
- умение преподнести результаты слушателям,
- умение квалифицированно ответить на вопросы.
Отличительной чертой доклада является научный, академический стиль, т.е. совершенно особый способ подачи текстового материала, наиболее подходящий для написания учебных и научных работ. Данный стиль определяет следующие нормы:
- предложения могут быть длинными и сложными;
- часто употребляются слова иностранного происхождения, различные термины;
-употребляются вводные конструкции типа «по всей видимости», «на наш взгляд»;
- авторская позиция должна быть, как можно менее выражена, то есть должны отсутствовать местоимения «я», «моя (точка зрения)».
Общая структура доклада может быть следующей:
1. Формулировка темы исследования (должна быть не только актуальной, но и оригинальной, интересной по содержанию.2. Актуальность исследования (чем интересно направление исследований, в чем заключается его важность, какие ученые работали в этой области, каким вопросам в данной теме уделялось недостаточное внимание, почему учащимся выбрана именно эта тема).
3. Цель работы (в общих чертах соответствует формулировке темы исследования и может уточнять ее).
4. Задачи исследования (конкретизируют цель работы, «раскладывая» ее на составляющие).
5. Гипотеза (научно обоснованное предположение о возможных результатах исследовательской работы, формулируется в том случае, если работа носит экспериментальный характер).
6. Методика проведения исследования (подробное описание всех действий, связанных с получением результатов).
7. Результаты исследования (краткое изложение новой информации, которую получил исследователь в процессе наблюдения или эксперимента, при изложении результатов желательно давать четкое и немногословное истолкование новым фактам, полезно привести основные количественные показатели и продемонстрировать их на используемых в процессе доклада графиках и диаграммах).
8. Выводы исследования (умозаключения, сформулированные в обобщенной, конспективной форме, они кратко характеризуют основные полученные результаты и выявленные тенденции, выводы желательно пронумеровать: обычно их не более 4 или 5).
К оформлению доклада предъявляются следующие требования:
- Титульный лист
- Оглавление (в нем последовательно указываются названия пунктов доклада, указываются страницы, с которых начинается каждый пункт).
- Введение (формулируется суть исследуемой проблемы, обосновывается выбор темы, определяются ее значимость и актуальность, указываются цель и задачи доклада, дается характеристика используемой литературы)
- Основная часть (каждый раздел ее доказательно раскрывает исследуемый вопрос)
- Заключение (подводятся итоги или делается обобщенный вывод по теме доклада)
- Список литературы.
Критерии оценки
№ Критерии Оценка в баллах
1 Соответствие названия проекта содержанию. 1-3
2 Раскрытие темы: постановка вопроса, ответ на вопрос,
вывод.
1-5
3 Дизайн: иллюстрации, рисунки, фотографии. 1-3
4 Использование звука, музыкального сопровождения,
эффектов анимации, графиков, таблиц.
1-3
5 Наличие исследований учащихся. 5-8
6 Текст грамотно написан и сформированные идеи ясно и
изложены и структурированы.
1-5
7 Правильное цитирование, использование ссылок на
источники.
1-3
8 Объем не более 200 Кбайт 1-5
4.3. Подготовка сообщения.
Сообщение как правило подразумевает устный рассказ на основании исторической справки. Здесь большую роль играет ориентация на аудиторию. Как правило, сообщение является частью выполняемой поисково- творческой деятельности по определенной теме, может представлять собой комментированную историческую справку, повествование об интересном факте или явлении в рамках изучаемой темы или же постановку проблемы.
Историческая справка является простейшей формой творческой работы и, как правило, представляет собой результат первичной обработки исторической информации по ряду заданных параметров. Источником составления исторической справки является справочная литература, сопоставление данных из которой позволяет дать наиболее полную информацию по заданной теме, явлению или личности. Разновидностью исторической справки может быть биографическая справка.
Требования к составлению исторической или биографической справки:
1.Соблюдение хронологической последовательности.
2.Факты необходимо излагать чѐтко, без домыслов и разночтений.
3. Объем исторической справки ограничен, поэтому надо отбирать самую важную информацию.
5. ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБУЧЕНИЯ
Основная литература:
1.Гражданский процесс [Электронный ресурс] / Решетникова И.В., Ярков В.В., - 7-е изд., перераб. - М.:Юр.Норма, НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 304 с.: Режим доступа: http://znanium.com/2. Комментарий к Гражданскому процессуальному кодексу РФ [Электронный ресурс] / Под общ. ред. В.И.Нечаева; Рук. авт. колл. В.В. Ярков - 4 изд., перераб. и доп. - М.: Норма: НИЦ ИНФРА-М, 2013 - 816с.: - Режим доступа: http://znanium.com/
3.Никитин С. В. Гражданский процесс [Электронный ресурс] : Учебное пособие для СПО / Под ред. С.В. Никитина. – М.: Российская академия правосудия, 2014. - 400 с. Режим доступа: http://znanium.com/

Дополнительная литература:
1. Проблемы обеспечения и защиты публичных интересов: Cборник научных статей[Электронный ресурс] /Е.С. Смагина, С.Н. Еремина, В.С. Бердычевский и др. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 82 с.: Режим доступа: http://znanium.com/
2. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации" от 14.11.2002 N 138-ФЗ
(ред. от 02.03.2016) [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://www.consultant.ru/