Внеклассная работа по географии


Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Афанасьевская средняя общеобразовательная школа».

УТВЕРЖДАЮ.
Директор школы: _____
Л.П. Карасаева.




ГЕОГРАФИЧЕСКИЙ КРУЖОК






Учитель географии: И.А. Карасаева.





















2015г.
Пояснительная записка.
Цели и задачи внеклассной работы по географии, ее значение.
Цель внеклассной работы – обеспечение всестороннего и гармонического развития школьников. Образовательные и воспитательные задачи внеклассной работы по географии определяются общими целями и задачами обучения по предмету. Важнейшей задачей внеклассной работы по географии является формирование у учащихся черт личности: взаимопомощи, дружбы, умения работать в коллективе и др.
Одна из задач внеклассной работы по географии состоит в обогащении школьников новыми, интересными фактами, понятиями, отражающими различные стороны жизни природы и общества.
Важнейшей задачей внеклассной работы с учащимися по предмету является усиление их интереса к географической науке. Развитие познавательного интереса к географии на основе внеклассной работы обеспечивается привлечением средств занимательности, знакомством с важнейшими достижениями науки, экскурсиями в природу.
Внеклассная работа по географии связана с деятельностью в определенном коллективе. Совместная работа, познание ценности собственного труда и труда своих товарищей воспитывает у учащихся такие качества, как дисциплинированность, товарищество, взаимопомощь. Поэтому значение внеклассной работы сводится не только к расширению кругозора школьников и углублению знаний по предмету, подготовки их к будущей профессиональной деятельности, но и играет большую роль в становлении таких личностных качеств, как самостоятельность, целеустремленность, умение организовать свою деятельность.
Значение внеклассной работы в учебно-воспитательном процессе общеобразовательной школы непрерывно возрастает, так как она способствует более тесному увязыванию теоретических знаний с жизнью, с практикой; формирует профессиональные интересы учащихся. Реализация углубленного подхода к изучению науки через разнообразные формы внеклассной работы позволит развить творческие способности учащихся с учетом их индивидуальных особенностей, выработать устойчивый интерес к пополнению знаниями, стремление работать, научить учащихся самостоятельно пользоваться различными источниками географической информации.
Содержание и педагогические требования к внеклассной работе по географии.
Внеклассная работа во многом определяется особенностями содержания программы по данному предмету.
В содержании внеклассной работы можно выделить два основных направления:
1) углубление основных вопросов содержания школьного курса, вызывающих большой интерес у школьников, имеющих большое образовательно-воспитательное значение;
2) формирование умений и навыков исследовательского характера при проведении практических работ на местности, при работе с различными источниками информации в классе, при использовании приборов, а также ПК.
Следует отметить, что и в том и в другом направлении широко используется краеведческий материал, развиваются умения школьников самостоятельно добывать знания, применять их на практике.
Во внеклассной работе необходимо использовать активные методы и формы: диспуты, конференции, деловые игры и т. д. Именно они позволяют организовать активный обмен мнениями, способствуют в формировании оценочных суждений, умений отстаивать свою точку зрения. Выбор активных форм деятельности связан с возрастными психологическими и физиологическими возможностями ученика.
Важным моментом в соблюдении требования учета возрастных и индивидуальных особенностей интересов учащихся является широкое использование игровых форм.
Формы и методы организации внеклассной работы с учащимися.
Школьная география относится к числу тех предметов, где всегда активно проводилась внеклассная работа.
Формы внеклассной работы могут быть различны в зависимости от количества участвующих и от периодичности проведения занятий.
Различают фронтальную, групповую и индивидуальную формы внеклассной работы по географии. Существует следующая классификация форм внеклассной работы по географии.
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
Периодичность проведения занятий ограничивается рамками одного учебного года, т. е. на срок, в который большинство учителей планирует внеклассную работу.
Массовые формы внеклассной работы – неделя географии, географические олимпиады, КВНы, тематические вечера, научно-практические конференции, встречи с учеными, путешественниками.
Групповые формы внеклассной работы (факультативы, кружки, экскурсии, экспедиции, походы) охватывают группу учащихся от 30–35 учащихся до трех учеников. Для этой формы внеклассной работы характерна активная деятельность каждого участника.

Методы организации внеклассной работы по географии








Работа на природе:
- экскурсии,
- походы,
- наблюдения,
- экспедиции

Работа с географической литературой:
- подготовка рефератов,
- подготовка докладов,
- выпуск газет и стендов и др.

Игровая деятельность:
- вечера,
- олимпиады,
- деловые игры,
- викторины,
- КВНы и др.


Наиболее эффективны методы, выделенные по источникам географического знания: наблюдения, работа с картографическими произведениями, со статистическими материалами, с текстовыми источниками и др. Но при работе с любыми источниками географической информации важно учесть степень самостоятельности школьников, поскольку использование одного и того же источника знаний может быть как на уровне репродуктивном, так и на уровне самостоятельном, творческом.
Все перечисленные методы широко применяются при организации разных форм внеклассной работы.
Географические кружки
Одной из наиболее широко распространенных форм внеклассной работы являются географические кружки. Они занимают важное место и выполняют функции, которые не могут обеспечить никакие другие формы работы, так как они способствуют воспитанию активности, самостоятельности, формируют познавательные интересы учащихся, дают возможность системного углубленного изучения интересующей их темы. Организовать географический кружок можно с учащимися различного возраста, но все же наиболее приемлема эта форма работы для среднего звена школьников.
Активность учащихся возрастает в том случае, если работа в кружке имеет общественную значимость. Поэтому в работе кружка целесообразно это учесть и выбрать виды общественно полезной работы: организацию краеведческого уголка, музея, выставки, выполнение поделок, показ концертов, озеленение участка и т. д.
Важным этапом работы является составление конкретных заданий для отдельных кружковцев или группы учащихся с учетом интересов каждого ученика. В процессе разнообразной по содержанию и характеру деятельности работы учащиеся овладевают умениями и навыками, которые позволяют им проявить свою активность и интерес.
На кружковых занятиях можно проводить индивидуальную работу с учащимися, развивать их творческие способности, ориентировать на определенные профессии, связанные со знанием географии. Участники кружка должны стать активом при подготовке и проведении массовых мероприятий по предмету.
Географические кружки по содержанию можно разделить на группы:
Занимательные. Их основная задача – привлечение учащихся к изучению географии, привитие интереса к предмету.
Кружки этой группы формируют лишь поверхностный интерес к географии, без углубленного изучения каких-либо вопросов. При организации подобного кружка следует отличать занимательность от развлекательности. Занимательность, воздействуя на эмоциональную сферу учащихся, предполагает вовлечение их в аналитическую деятельность, способствует выявлению различных связей. Развлекательное ограничивается лишь эмоциональным воздействием на учащихся. Если школьников не привлекать к аналитической работе, то их интерес перейдет только в стремление к развлекательности, не развивая познавательный интерес, не углубляя знаний по предмету.
Кружки, содержание которых соответствует программе основного курса. Задачей этих кружков является совершенствование знаний и умений учащихся, полученных на уроке.
Однако чтобы сохранялся интерес к изучаемым географическим объектам и явлениям, необходимо во время занятий использовать элементы занимательности: проведение соревнований, игр, решение задач географического характера.
Кружки, на которых перед учащимися ставятся практические задачи, связанные с формированием умений, навыков и знаний по определенным вопросам (метеорологический, фенологический и т.д.).
Кроме практических умений и навыков, у учащихся формируются познавательные интересы. Такие занятия содержат, прежде всего, практическую задачу, которая должна быть обязательно значимой для учащихся.
Кружки, посвященные специальным вопросам географии, изучаемым на уроках, например, этнографический, по изучению глобальных проблем человечества и др. Эти кружки способствуют углубленному изучению какого-то узкого раздела географии.
Организация кружка начинается с выявления интересов, наклонностей и умений учащихся. Для этого целесообразно провести анкетирование. Количественный состав кружка не должен превышать 15–18 человек. Кружки имеют название.
Выбранный кружок по географии «Глобус» трактуется как занимательный. Главное привить учащимся интерес к предмету через изготовление поделок на географическую тему, показа концертов (народные песни, танцы, показ мод), выставки на различные темы, просмотр фильмов о жизни народностей и др.










Учебный тематический план.
Разделы, темы.
Количество часов
Теория
Практика

1 раздел: «Макет карты Иркутской области».
- Иркутская область на карте России.
Создание макета карты.
Нанесение на карту основных форм рельефа (горы, равнины).
Нанесение на карту внутренних вод области.
Макет карты в цвете.
Обозначение городов Иркутской области.
Обозначение на карте главных промышленных узлов.
Выделение на карте Тулунского района.
Обозначение на карте полезных ископаемых области.
Обозначение растений и животных области.
Обозначение на карте учебных заведений области.




2 раздел: «Географические выставки».
-Выставка докладов и рефератов о странах мира.
-Выставка фотографий на тему «Школьная форма в разных странах».
-Национальные блюда – фото и рецепты.
-Национальные костюмы – фото и рисунки.
-Религия – сообщения, рисунки.
-Национальные танцы – фото, сообщения.
- Животные и растения мира – фото и рисунки.
- Население мира (расы) – фото и рисунки.
- Мировые товары – фото, рисунки, сообщения.
- Праздники в странах мира – рисунки, подарки, сообщения.






3 раздел: «Просмотр географических фильмов»
- О странах мира, о жизнедеятельности населения, растительном и животном мире и о многом другом.




4 раздел: «Географические концерты».
-Песни народов мира.
-Танцы народов мира.
- Показ национальных костюмов.
- Песни на географическую тематику.




5раздел: «Экскурсии, походы».





6 раздел: «Чудеса Света».
- Сообщения о старых чудесах света.
- Сообщения о новых чудесах света.
- Сообщения о чудесах света в России.




7 раздел: «Изготовление поделок различной тематики».
- Глобус.
- Вазы.
- Сувениры.
- Другое.




8 раздел: «Изготовление стенгазет».
- Космос.
- Растительный мир.
- Животный мир.
- Океан.
- Путешественники.




9 раздел: «Страны мира».
Фотовыставки, буклеты, реклама, туры, рисунки, доклады, сообщения.






Кружок «Глобус» проводится по мере свободного времени у обучающихся во время уроков и после них со вторника по субботу. Кружок посещают все желающие, начиная со 2 по 9 классы. По форме кружок занимательно-развлекательный.









13PAGE 15



Географические кружки

Систематические формы внеклассной работы

ФОРМЫ ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЫ ПО ГЕОГРАФИИ

Эпизодические формы внеклассной работы

Географические факультативы

Клубы любителей природы

Музеи

Географические олимпиады

Неделя географии


Географические вечера

Походы, экскурсии, экспедиции



 
·