«В ЗЕРКАЛЕ КРАСОТЫ». Работа психолога с девочками.



«В ЗЕРКАЛЕ КРАСОТЫ». Работа психолога с девочками.
Ценность: Праведное поведение
Качества: взаимосвязь внешней красоты, состояния внутреннего мира человека с его поступками и поведением; умение прощать, не причинять вреда; бескорыстное служение обществу.
Педагог: А. Е.Сагимбаева
Кол-во учащихся: 18 Цель: углубить представления учащихся о взаимосвязи понятий «красота внешняя» и «красота внутренняя» через раскрытие общечеловеческой ценности Праведное поведение.
Задачи:
- раскрыть взаимосвязь внешней красоты, состояния внутреннего мира человека с его поступками и поведением;
- развивать стремление стать красивым человеком в истинном смысле этого понятия и умение прощать, не причинять вреда другим;
- воспитывать чувство бескорыстного служения обществу. Ресурсы:
(материалы, источники)
Инструментальная музыка П.Мориа«Блокнот мудрости»
«Притча о красоте души»
Песня «Как прекрасен этот мир» Д.Тухманов- В. Харитонов
Ход урока
1.Орг. момент. Позитивный настрой. Концентрация на свете
Пожалуйста, сядьте удобно, спинку держите прямо. Руки и ноги не скрещивайте. Руки можно положить на колени или стол. Расслабьтесь. Пожалуйста, закройте глаза. Представьте, что солнечный свет проникает в вашу голову и опускается в середину груди. В середине груди находится бутон цветка. И под лучами света бутон медленно раскрывается, лепесток за лепестком. В вашем сердце расцветает прекрасный цветок, свежий и чистый, омывая каждую мысль, каждое чувство, эмоцию и желание.
Представьте, что свет начинает все более и более распространяться по вашему телу. Он становится сильнее и ярче. Мысленно отпустите свет вниз по рукам. Ваши руки наполняются светом и освещаются. Руки будут совершать только добрые, хорошие действия и будут помогать всем. Свет опускается вниз по ногам. Ноги наполняются светом и освещаются. Ноги будут вести вас только к хорошим местам для совершения добрых дел. Они станут инструментами света и любви.
Далее свет поднимается к вашему рту, языку. Язык будет говорить только хорошие, добрые слова. Направьте свет к ушам, уши будут слушать хорошие слова, прекрасные звуки. Свет достигает глаз, глаза будут смотреть только на хорошее и видеть во всем хорошее. Вся ваша голова наполнилась светом, и в вашей голове только добрые, светлые мысли.
Свет становится все интенсивнее и ярче и выходит за пределы вашего тела, распространяясь расширяющимися кругами. Направьте свет вашим родным, учителям, друзьям, знакомым. Пошлите свет и тем, с кем у вас временное не понимание, конфликты. Пусть свет наполнит их сердца. Пусть этот свет распространится на весь мир: на всех людей, животных, растения, на все живое, повсюду… Посылайте свет во все уголки вселенной. Мысленно скажите: «Я в Свете… Свет внутри меня… Я есть Свет». Побудьте немного в этом состоянии Света, Любви и Покоя…
Теперь поместите этот свет снова в ваше сердце. Вся Вселенная, наполненная Светом, находится в вашем сердце. Сохраните ее такой прекрасной. Потихонечку можно открыть глаза. Спасибо.
Вопросы для обсуждения:
1.Какой свет вы себе представили? Как вы себя при этом чувствовали?
2.Получилось ли у вас отдать частичку этого света другим?
3. А кому больше всего хотелось её отдать? Почему?
4. Как, по-вашему, может ли свет отражать красоту души человека?
Музыка Поля Мориа «Мелодия любви»2.Проверка домашнего задания
Беседа:
-Какова главная мысль сказки?
-Чем в человеке можно восхищаться?
Чему научила вас прочитанная дома сказка «Карамельное платье?»
Вывод: восхищаться можно и красивым нарядом человека, и его прической, и фигурой. Но это восхищение сиюминутное.
Восхищение, вызванное поступками человека, переходит в уважение к нему, что более ценно. Дарья Булатникова «Карамельное платье»
Позитивное высказывание (цитата)
Цитата урока: 
«Красота, грация, внешность, приятный голос – капитал; как ум и здоровье, он облегчает жизненный путь. Но не следует переоценивать красоту: не подкреплённая другими достоинствами, она может принести вред».
Рассказ учителя об авторе цитаты - Я. Корчаке.
Чтение цитаты учителем
-повторное чтение цитаты 1-2 учащимися
-хоровое чтение цитаты
-Как вы понимаете смысл этой цитаты?
-Что вы вкладываете в понятие «капитал»?
- О каких других достоинствах идет речь?
- Почему красота и помогает и вредит человеку?
Учащиеся записывают цитату в «Блокнот мудрости» «Блокнот мудрости»
(Я. Корчак)- педагог, ученый, общественный деятель, врач, погибший в немецком концлагере Треблинка вместе со своими детьми из дома сирот. *Трижды отказывался спасти свою жизнь. *Жизнь, посвященная детям. *До детей не опускаться, а подниматься, на цыпочках, чтобы их понять. * Человек хорош, если он делает добро.
 4. Подарок учителя
- Когда мы видим красивого человека, то восхищаемся его физической красотой. Но у всех нас есть и душа. И всегда ли красота человека похожа на красоту его души. Подумайте, это понятия временные или постоянные.
Рассказывание «Притчи о красоте души»
Было это в старину. На улице сидел слепой мальчик лет 12 и рисовал портреты прохожих, и люди были удивлены необычайным сходством лиц на портрете с оригиналом.
-         Чудо, говорили они, как это слепой с такой точностью может передать характер человека, его внешность?
В это время по улице шел знатный боярин.
-        А ну-ка, - сказал он, подбоченясь, - напиши мне, малец, и мой портрет.
Когда работа была закончена, боярин заметил, что толпа в страхе притихла.
-         Я так и думал, –  горделиво сказал он, - Слепому не под силу передать мою удаль и красоту. Я хочу взглянуть на свой портрет.
Люди, молча, расступились.
И он увидел страшную картину: на рисунке была изображена свинья с ослиными ушами и лошадиным хвостом. Разгневанный боярин приказал выпороть мальчика. И того забили бы батогами, если бы не появился нищий-странник.
-         Остановись,- сказал он,- боярин, - ребенок ни в чем не виноват! Ты не понял: он рисует портрет души.  Обескураженный боярин отпустил юного художника и пошел прочь. Всю ночь он не сомкнул глаз, а наутро пошел по городу искать нищего. И когда нашел, нищий ему сказал:
-         Твой портрет изменится, если сумеешь измениться ты сам.
С того времени боярина  никто не мог узнать: он стал щедр, не наказывал слуг, и через год он снова нашел слепого художника и обратился к нему с той же просьбой нарисовать портрет. Но,  увы, портрет не изменился. И он снова нашел странника и спросил:
-         Почему так случилось? Ведь я стал совсем другим человеком.
-         Да, но это только внешне.
Шли годы. Нищий умер. Боярин продолжал жить праведной жизнью.
И вот однажды на улице его окликнул мужик, перед которым лежали кисти и краски. Это был тот самый художник, который вырос и возмужал:
-         Добрый человек, - сказал он, позволь мне нарисовать твой портрет. Никогда я не встречал подобной красоты и чистоты. Боярин низко поклонился и ответил:
- Этим я обязан тебе.
О чем эта притча?
Почему портрет красивого внешне человека оказался таким некрасивым?
Как внутренний мир человека отражается на его внешности?
Что такое праведная жизнь?
Как связаны между собой праведная жизнь и красота?
В чем смысл притчи? Какой урок мы извлекаем из нее?
Подведение итога беседы
Красота человека в его делах (Народная мудрость)
Красота бывает внешняя и внутренняя. С внешней красотой человек рождается . Внутреннюю создаёт сам.
Красота
проявляется в благородных делах и поступках , в чистых помыслах , в умении видеть прекрасное в людях и окружающем мире;
- это качество, которое доставляет нам радость и удовольствие, когда оно бескорыстно.
это гармония с самим собой и окружающим миром. Она разрушает стену непонимания, зла, ненависти.
она согревает всех, кто находится рядом с человеком.
Интернет – ресурс
Твоpчеcкая деятельность.
Диалог с авторитетами
Перед  вами высказывания известных людей о красоте человека. Прочтите их, пожалуйста. Выберите то, которое, наиболее полно выражает ваше мнение, и вы хотите поделиться этим с ребятами, обоснуйте свое решение. Желательно привести примеры из жизни или из литературы, кинофильмов, сказок.
1.При красоте тела невольно веришь в красоту души. При красоте души не замечаешь физического несовершенства. И. Шевелёв(Сергей Петров из книги «Всем смертям назло» В.Титова, Ник Вуйчич )2. Не наружность надо украшать, но быть красивым в духовных начинаниях. Фалес
(сказка «Морозко»)
3. Никакая внешняя прелесть не может быть полной, если она не оживлена внутренней красотой. Красота души разливается подобно таинственному свету по телесной красоте. В. Гюго
(Юрий Гагарин, Анжелина Джоли)
4. Я верю, что счастье человека в нём самом. И зависит оно, прежде всего, от того, что представляет собой сам человек и его внутренний мир. И. Триус(Мать Тереза)
5. Приветливость и доброта делают человека не только физически здоровым, но и красивым. Д. Лихачев
(сказка «Мороз Иванович»)
6. Если хочешь быть красивым – трудись до самозабвения, трудись так, чтобы ты почувствовал себя творцом, мастером, господином в любимом деле. Трудись так, чтобы твои глаза выражали одухотворенность великим счастьем – счастьем творчества. В. Сухомлинский
(Хозяйка Медной горы)
7. Если ты способен увидеть прекрасное, то только потому, что носишь прекрасное внутри себя. (Пауло Коэльо)
(Не родись красивой)
8. Не красота, не гордость и признанье, и не наряды в людях хороши… А простота, порядочность и честность – вот настоящие сокровища души.
(Олимпийская чемпионка по фигурному катанию И.Роднина)
9. Красота – это королева, которая правит очень недолго.
Греческий философ Сократ (Мэри Карсон «Поющие в терновнике», истории мисс мира)
10. Быть можно дельным человеком и думать о красе ногтей. А.С. Пушкин (Принцесса Диана)
2. «Угадайте, кто это?»
1. «Он прямо бросился мне в глаза, - писала современница великого поэта. - … был очень красив: рот был у него с тонко красиво очерченными губами, и чудные голубые глаза. Волосы у него были блестящие, густые, кудрявые. На одежду обращал он большое внимание».
2. «Моравский считал, что небрежность его одежды, растрепанные волосы и бакенбарды, искривленные в противоположные стороны каблуки свидетельствовали о неряшестве поэта. Манер у него, по мнению Моравского, не было никаких».
Можно ли А.С.Пушкина все-таки назвать красивым человеком в полном смысле этого слова?
Групповое задание - синквейн «Красота»
Красота
Чистая, возвышенная
Помогает, излечивает, вдохновляет.
Красота внутренняя важнее внешней.
Гармония.
А.С.Пушкин –русский поэт
Синквейн состоит из пяти строк:
Первая строка — тема синквейна, заключает в себе одно слово (сущ.или местоим.), которое обозначает объект или предмет, о котором пойдет речь.Вторая строка — два слова (чаще всего прил. или причастия), они дают описание признаков и свойств предмета.Третья строка — образована тремя глаголами или деепричастиями, описывающими характерные действия объекта. Четвертая строка — фраза из четырёх слов, выражающая личное отношение автора к предмету или объекту.Пятая строка — одно слово-резюме, характеризующее суть предмета или объекта.
6.Групповое пение
Песня «Как прекрасен этот мир" 
Музыка Д. ТухмановаСлова В. ХаритоноваТы проснешься на рассвете,Мы с тобою вместе встретимДень рождения зари.Как прекрасен этот мир, посмотри.Как прекрасен этот мир.Как прекрасен этот мир, посмотри.Как прекрасен этот мир.Ты не можешь не заметить, -Соловьи живут на светеИ простые сизари.Как прекрасен этот мир, посмотри. Как прекрасен этот мир.Ты взглянула – и минутыОстановлены как будто,Как росинки, их бери…Как прекрасен этот мир, посмотри.Как прекрасен этот мир.Как прекрасен этот мир, посмотри. Как прекрасен этот мир. Песня «Как прекрасен этот мир»Д.Тухманов-В. Харитонов

7. Домашнее задание.
Антон Павлович Чехов сказал: «В человеке всё должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли». Лицо и одежда сразу видны. Это внешняя оболочка человека. Душа и мысли  скрыты за внешней оболочкой. Это тот огонь, который способен согреть, спасти, помочь. Тот огонь, который делает душу красивой. 
Написать эссе о знакомом вам человеке на тему «В человеке должно быть всё прекрасно: и лицо, и одежда, и душа и мысли». В данном задании предполагается возможность пристальнее вглядеться в знакомые лица, увидеть, как во внешних проявлениях человека распознается истинная внутренняя сущность человека.
Начните со слов «Для меня сегодняшний разговор…».

8. Заключительная минутка тишины.     
Ребята сядьте поудобней, подумайте о том хорошем и полезном, что вы узнали на сегодняшнем уроке.
Постарайтесь увидеть хоть маленькую искорку красоты в своей душе и сохранить ее весь день, приумножая добрыми и благородными поступками.
Мысленно поделитесь частичкой своей душевной красоты и света со своими близкими, друзьями и одноклассниками.
Спасибо за работу! До свидания.