Конспект урока права по теме «Уголовный процесс»
Право 11 класс.
Тема урока: «Уголовный процесс».
Учитель Карасавиди Елена Юрьевна
Тип урока: изучение нового материала.
Форма проведения: «Урок-игра».
Цель урока: познакомить учащихся с ходом уголовного процесса; формировать умение высказывать и аргументировать свою точку зрения; воспитывать уважение к мнению других.
Задачи:
1. Образовательные: обобщить полученные и приобрести новые знания об уголовно-правовых нормах; квалифицировать преступления; закрепить материал об обстоятельствах, смягчающих и отягчающих наказание, ознакомить с основными юридическими профессиями, обобщить знания о правах и обязанностях участников процесса.
2. Воспитательные: предупреждение совершения преступлений; формирование у учащихся установки на необходимость соблюдения сложившихся в государстве правовых отношений; формирование у учащихся навыков правомерного поведения и правовой культуры, умения самостоятельно принимать решение в различных ситуациях, навыков общения в процессе овладения знаниями через деловую игру, развитие творческой активности.
3. Развивающие: развивать навыки использования юридических документов: Уголовного кодекса, Уголовно-процессуального кодекса, применять знания в квалификации преступлений, развивать умение работать в группе, коммуникативные навыки, умение слушать, высказывать свою точку зрения, аргументировать и доказывать, развивать формирование профессиональных ориентиров через деловую игру, развивать умение анализировать информацию, формировать умение делать выводы, искать ошибки и упущения в логике рассуждений, проявлять готовность к пересмотру своих суждений и изменению образа действий при наличии убедительных аргументов.
Материалы к уроку: Уголовный кодекс, Уголовно-процессуальный кодекс, атрибуты для игры (мантия, вещественные доказательства).
Примечание: учащиеся получили опережающее задание: разработать ситуацию, распределить роли судьи, прокурора, адвоката, обвиняемого, свидетелей. Команда адвоката и команда прокурора готовятся отдельно друг от друга. Ребята, не получившие роли, занимают место присяжных.
Урок рассчитан на 80 минут.
Ход урока
I. Вводная часть
1.1. Сегодняшнее занятие будет проходить в необычной форме в виде судебного разбирательства. Теоретически вы знаете, что такое судебное разбирательство, умеете находить состав преступления, давать правильную его квалификацию. Вы имеете представление, как проходит судебное разбирательство из средств массовой информации, и сегодня вам предстоит стать участниками процесса и вести дело в суде по факту покушения на убийство.
Цель: Найти состав преступления, обстоятельства, отягчающие или смягчающие преступление, дать правильную квалификацию преступления в соответствии с Уголовным кодексом. Чтобы правильно дать оценку преступлению (т.е. общественно-опасному деянию) и определить степень его тяжести и меру наказания, существует суд, т.е. проходит судебное разбирательство. И поэтому мы сегодня разыграем сцену якобы уже совершенного преступления.
1.2. Разделимся на три группы: 1-я группа – суд присяжных, 2-я группа – участники уголовного процесса - линия обвинения, 3-я группа – линия защиты.
Учащиеся распределяют роли и занимают свои места. Участники процесса:
Судья
Обвинитель, и его свидетели
Защитник, и его свидетели
Подсудимая
1.2.Разыгрывается ситуация, разработанная учащимися. По ходу игры, учащиеся на практике изучают особенности уголовного процесса.
1.3. Рефлексия. Вывод по уроку:
(Записывается в тетрадь)
- Уголовное судопроизводство представляет собой единство закономерно расположенных и находящихся во взаимной связи частей;
- Из действующего уголовно-процессуального закона и УК РФ усматривается, что уголовное судопроизводство состоит из трех частей. Но названы они различно. Уголовный кодекс различает:1) предварительное расследование, 2) судебное производство и 3) исполнение приговора. УПК делит уголовный процесс на досудебное производство (часть вторая Кодекса), судебное производство (часть третья Кодекса) и исполнение приговора (разд. XIV).
Судебное разбирательство основывается на следующих принципах:
Принцип законности.
Принцип осуществления правосудия только судом.
Принцип уважения чести и достоинства личности.
Неприкосновенность личности.
Охрана прав и свобод человека и гражданина в уголовном судопроизводстве
Принцип презумпции невиновности.
Принцип состязательности сторон.
Принцип обеспечения подозреваемому и обвиняемому права на защиту.
Принцип свободы оценки доказательств
Принцип права на обжалование процессуальных действий и решений
-Важнейшей составной частью уголовно-процессуальной деятельности является доказывание.
- Тяжесть предъявленного обвинения определяется с учетом положений ст. 15 УК РФ, в которой перечислены категории преступлений (небольшой тяжести, средней тяжести, тяжкие и особо тяжкие).
2.1 Домашнее задание: §27
.
Заголовок 1Заголовок 2Заголовок 315