Русский язык 3 класс «Школа 2100» ПРАВОПИСАНИЕ БУКВ ЗВОНКИХ И ГЛУХИХ СОГЛАСНЫХ В КОНЦЕ СЛОВА С ЭЛЕМЕНТАМИ ЭКОЛОГИИ


Русский язык 3 класс «Школа 2100»
ПРАВОПИСАНИЕ БУКВ ЗВОНКИХ
И ГЛУХИХ СОГЛАСНЫХ В КОНЦЕ СЛОВА С ЭЛЕМЕНТАМИ ЭКОЛОГИИ
учитель начальных классов: Олейникова Надежда Геннадьевна
МБОУ «Гимназия №8» г.Шумерля
Тема: Развитие умения писать слова с проверяемыми буквами согласных в конце слова.
Цели урока:
Образовательные: развивать умение различать на слух звонкие и глухие согласные; добиваться от детей осознания необходимости проверки как звонких, так и глухих согласных; обобщить знания о различных способах проверки парных согласных в корне; закреплять умения давать характеристики звуков, знания об изученных орфограммах; формировать навык грамотного письма.
Развивающие: развивать мыслительные операции, устную и письменную речь учащихся, развивать фонематический слух; работать над культурой речи учащихся, учить чётко и правильно выражать свои мысли.
Воспитательные: воспитывать потребность в знаниях, воспитывать умение работать в коллективе, в парах, воспитывать чувства взаимопомощи, взаимоотношения.
Оборудование: таблица «Парные звонкие и глухие согласные», сигнальные веера с парными согласными, табличка со словом «горностай»; опорные слова для составления схем, карточки с заданиями для работы в группах, ИКТ.
Этапы урока Ход урока Формирование УУД,
ТОУУ (технология оценивания учебных успехов)
Ι. Актуализация знаний.
1.Организационный момент.
Дети:
Мы в лес за наукой
Сегодня пойдём.
Смекалку, фантазию нашу возьмём.
Дорогой с пути никуда не свернём,
Но чтобы лес нам скорее достичь,
Должны мы по тропке красиво пройтись!
– Откройте тетрадь.
– Что надо записать? (Дату.)
Комментированная запись числа.
–Какую запись должны сделать дальше?
–Напишите слова «Классная работа».
Учитель Ребята, сегодня у нас необычный урок, урок-путешествие. И путешествовать будем, используя карту, по станциям. Каждой станции соответствует определенное задание, которое приготовила для вас русская выхухоль. Она зашифровала слово, каждая буква которого будет открываться тогда, когда вы успешно пройдете каждую станцию.
-Ребята, а что мы знаем об этом животном? (Доклад одного из учеников). Русская выхухоль по чувашски йăпар – один из самых крупных видов отряда насекомоядных. В Чувашии встречается в пойме р. Сура, в Алатыр., Порец., Шумерлин. р-нах. Длина тела 18–21,5 см, масса 300–400 г. Хвост сильно сжат с боков, покрыт чешуйками и редкими волосками. В основании хвоста есть мускусные железы, выделяющие маслянистую жидкость с сильным специфич. запахом. На конце головы длинный подвиж. хоботок, глазки маленькие, зрение слабое. Ушные отверстия и ноздри могут замыкаться. Задние лапы развиты сильнее, между пальцами перепонки. Пища – моллюски. Мех очень красивый, окраска серовато-бурая. Ценный пушной вид, но очень редок, численность постоянно сокращается. Занесён в Красную книгу Росс. Фед. Рекомендован в Красную книгу Чуваш. Респ. 2.Чистописание.
1 станция «гора Чистописание»
Учитель. Напишите каллиграфически те буквы, которые надо запомнить в словах-отгадках. Соблюдайте правильные соединения. А загадки про исчезающие виды птиц и животных Чувашии.
1.Это старый наш знакомый:
Он живет на крыше дома.
Длинноногий, длинноносый,
Длинношеий, безголосый.
Он летает на охоту
За лягушками в болото.
(Аист)
2.Днем молчит,
Ночью кричит,
По лесу летает,
Прохожих пугает.
(Филин)
3.Знает небо, знают ветер,
Скалы и речной лиман,
Что быстрее всех на свете
Птица гордая …
(Сапсан)
4.На лугу Она живёт,
И всё время спать зовёт!
— Пить — пирю, спать пора!
Так до самого утра!
Кто такую птичку знает?
Кто загадку отгадает?
(Перепёлка)
И И А ЕЕ
-Хорошо! Открываем 1-ю букву зашифрованного слова (М).
3.Словарная работа.
Переходим на 2-ю станцию «Город слов»
– Сегодня мы познакомимся со словом, которое всем надо составить. Каждой букве соответствует определенный знак.
Г И Р К С А О Б Т Й Н

(горностай)
Какое слово получилось?
Что можете сказать о горностае? Доклад одного из учеников.
ГОРНОСТАЙ, по чувашски юс – хищник семейства куньих. Длина тела 18–32 см, хвоста 7–12 см, масса 150–250 г. Ноги короткие. Летом мех буровато-рыжий, зимой снежно-белый; кончик хвоста всегда чёрный. Селится на лесных опушках, зарастающих лесосеках, лугах, поймах рек – там, где встречаются мышевидные грызуны. Ловит и более крупных животных. Активен ночью, зимой охотится и днём. Детёнышей 4–13, рождаются в апреле–мае. Ценный пушной зверёк. Полезен уничтожением вредных грызунов. Распространён широко: в Европе, Азии, Север. Америке. В Чувашии встречается повсеместно, численность невысокая, наблюдается тенденция к уменьшению. Рекомендован в Красную книгу Чувашской Республики.
Запишите это слово. Поставьте ударение. Подчеркните безударные гласные. Звуко-буквенный анализ слова горностай.
Взаимодиктант. Работа в парах.
Дети диктуют друг другу по четыре-пять слов из домашнего задания. Познавательные УУД
1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.
2. Представлять информацию в виде схемы.
3. Выявлять сущность, особенности объектов.
4. На основе анализа объектов делать выводы.
5. Обобщать и классифицировать по признакам.
II. Формулирование проблемы, планирование деятельности.
– Как вы думаете, чем мы будем заниматься сегодня на уроке? Предположения детей.
– Сегодня нам предстоит определить, насколько успешны вы в своих умениях по теме: «Правописание букв согласных в конце слова».
– Составим план урока.
План (примерный).
Учитель составляет план вместе с детьми.
– Что мы сейчас делали? (Планировали свою деятельность.)
Регулятивные УУД
1. Развиваем умение высказы-вать предположение на основе работы с материалом учебника.
2. Оценивать учебные действия в соответствии с задачей.
3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).
4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
ΙΙΙ. Развитие умений – применение знания. 1.Игра «Узнай птицу»
Ребята, задают вам загадки, а вы должны будете отгадать, что это за птица
Чёрный пишет.Красный берет.Нос как топор,Хвост как упор.(Дятел)
У этой птицы крупное, продолговатое туловище. Клюв крепкий. Голова, горло и крылья – чёрные, а остальное тело – серое. (Ворона)
Эта хищница болтлива,Воровата, суетлива,Стрекотунья, белобока,А зовут её … (сорока)Запишите эти слова в столбик
Как одним словом сказать: Кто это? (птицы)
Какие это птицы? (зимующие)
Что вы об этом знаете? Приведите примеры зимующих птиц.
Во второй столбик запишите следующие слова. Вставьте пропущенную букву, устно подберите проверочное словоястре__стри__голу__ьдроз__
2.Беседа о зимующих птицах
Для чего нужны птицы?
Как вы считаете, что для зимующих птиц страшнее – холод или голод? Почему?
Как мы можем помочь птицам?
И эту станцию прошли. Открывается следующая буква (О)
3.Работа со скороговоркой
3 станция «Роща однокоренных слов»
ПРОВОРОНИЛА ВОРОНА ВОРОНЕНКА
Как назвать все эти три слова одним? (однокоренные)
Запишите в тетрадь. Выделите корень.
4.Подбор однокоренных слов
К слову холод подберите и запишите однокоренные слова в порядке схем:, , холодок, холодный, похолодало
Открываем букву (Л)
5.Физминутка
4 станция «Лес Здоровья»
Вот под елочкой
Вот под елочкой зеленой (Встали.)
Скачут весело вороны: (Прыгаем.)
Кар-кар-кар! (Громко.) (Хлопки над головой в ладоши.)
Целый день они кричали, (Повороты туловища влево-вправо.)
Спать ребятам не давали: (Наклоны туловища влево-вправо.)
Кар-кар-кар! (Громко.) (Хлопки над головой в ладоши.)
Только к ночи умолкают (Машут руками как крыльями.)
И все вместе засыпают: (Садятся на корточки, руки под щеку — засыпают.)
Кар-кар-кар! (Тихо.) (Хлопки над головой в ладоши.)
Получаем букву (О)
6. Списывание с орфографическим заданием
5 станция «Река Списывания»
КОРМУШКА.
Зима. Стоит чудесный денек. Ребята сделали для птиц кормушку и повесили ее на березу. Дети насыпали в кормушку хлебных крошек. Для синиц они привязали на дерево кусочки сала.
К кормушке подлетели снегири, воробьи, голуби. На ветку березы сели прелестные птички. На голове черная шапочка. Спина, крылья, хвостик и головка синие.
Это синицы. Радостно им иметь хороших друзей.
Прочитайте текст
Какое хорошее дело сделали ребята? (Повесили кормушку)
Что насыпали в кормушку ребята? (Хлебных крошек)
А что приготовили для синиц? (Сало)
Благодарны ли были птицы, за помощь? (Да, им было радостно иметь хороших друзей).
К чему призывает автор? (Помочь птицам)
Спешите текст, вставьте пропущенные буквы
Чем можно подкармливать птиц?
Получаем букву (Д)
7.Работа с предложением
6 станция «Озеро заданий»
в первом предложении определите над каждым словом часть речи
во втором предложении найдите главные и второстепенные члены предложения.
Получаем букву (Ц)
8.Составление из букв предложения
7 станция «Поляна предложения»
На этой станции вы должны расшифровать предложение, которое записано на доске, поменяв местами буквыЕРБЕГТИЕТПЦИ !(Берегите птиц!)
Стихотворение читает девочка (о птицах)
Покормите птиц зимой,
Пусть со всех концов
К нам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
Сколько гибнет их – не счесть,
Видеть тяжело.
А ведь в нашем сердце есть
И для птиц тепло,
Приучите птиц в мороз
К своему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну.
Учитель: Берегите эту землю, эту воду,
Даже малую былиночку любя!
Берегите всех зверей внутри природы,
Убивайте лишь зверей внутри себя!
Ребята, вы получаете букву (Ы!)
Все станции пройдены, прочитайте хором слово, которое было зашифровано (МОЛОДЦЫ!Коммуникативные УУД
1. Развиваем умение слушать и понимать других.
2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
3. Оформлять свои мысли в устной форме.
4. Умение работать в паре.
Личностные результаты
1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.
2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
ΙV. Итог урока.
При выполнении каких заданий у вас были трудности?
– Оцените работу в группах.
– Чему вы научились? V. Домашнее задание.
Упр. 31 («Дидактический материал»).