Урок на тему Земля и ее внутреннее строение (6 класс)
Земля и ее внутреннее строение (6 класс)Цели урока:
- Образовательные: формирование представления о литосфере, внутреннем строении Земли, земной коре, о магматических, осадочных и метаморфических горных породах;
- Развивающие: продолжить развитие умения работать с текстом, рисунками, схемами учебника; способствовать развитию навыка наблюдения объектов природы при описании образцов горных пород;
- Воспитательные: развивать эстетические чувства на примерах красоты минерального мира.
Задачи урока:
- формировать понятия «земная кора», «минерал», «горная порода»
- формировать представление об основных группах горных пород и их происхождении
-начать формировать умения определять горные породы по внешним признакам, описывать их свойства и классифицировать
- совершенствовать навыки взаимоконтроля и самоконтроля, стимулировать любознательность
- формировать бережное отношение к объектам природы.
Основные термины и понятия: литосфера, ядро, мантия, земная кора: материковая и океаническая, магма, минералы, горные породы: магматические, осадочные и метаморфические.Тип урока: изучение нового материала.
Методы: объяснительно-иллюстративный, практический, беседа, проблемный.
Формы работы учащихся: индивидуальная, групповая.
Оборудование:
- компьютерная презентация «Земля и ее внутреннее строение»
- образцы горных пород и минералов
- учебник для 6 класса «География. Начальный курс» Герасимова Т.П., Неклюкова Н.П.: Дрофа, 2014
- атлас «География. 6 класс»: «Дрофа», 2014
Ход урока
Здравствуйте, ребята. Надеюсь, наша взаимная работа на уроке будет плодотворной, а вы активны. Сегодня мы начинаем изучение новой темы. Для успешной работы на уроке мы используем учебник, тетрадь, маршрутный лист (Приложение 2), атлас. Я хочу вам пожелать удачи.
Актуализация знаний.
Представьте себе, что вы летите на космическом корабле и приближаетесь к планете Земля. Что вы увидите из Космоса, приближаясь к нашей планете?
Вы увидите голубую планету, окутанную перемещающимися облаками, а в просветах между ними – огромный океан с пятнами суши: материками и островами.
Приближаясь к Земле, вы заметите. что поверхность суши очень разнообразна: горные хребты с ледниками, обширные равнины занятые зелёными лесами, степями, жёлтыми пустынями. Извиваясь по суше, к океану направляются реки. Блестят пятна озёр. Вы увидите города и посёлки, дороги, с движущимся по ним транспортом, каналы, обработанные поля и многое другое. Всё то, что вы сейчас назвали, образует внешние оболочки Земли.
Назовите внешние оболочки Земли.
Мы продолжаем изучать особенности нашей планеты Земля.
Слайд Ребус. И начнем изучение с какой оболочки Земли? Что такое литосфера?
Подлетая к земле, инопланетяне увидели внешние оболочки Земли. А что же находится внутри земли?
Сформулируйте тему урока.
Слайд Тема
Давайте вместе решим, какова цель нашего урока? что бы вы хотели узнать?
вспомнить особенности внутреннего строения планеты, 2)выяснить особенности строения земной коры, 3) рассмотреть горные породы и минералы).
Новая тема
Внутреннее строение Земли.
Давайте соберем «Корзинку знаний» о внутреннем строении земли, вспомним. что изучали в 5 классе.
Рис. 24 с.44. Внутреннее строение Земли.
Слайд Внутреннее строение Земли.
Назовите, из чего состоит Земля ( ядро внешнее, внутреннее, Т=3000-4000С, твердое; мантия – пластичное вещество, толщина=2900км; земная кора – тонкая. Твердая)Подумайте над таким вопросом: Землю по ее внутреннему строению иногда сравнивают с куриным яйцом. Что хотят показать этим сравнением?
Найдите и запишите определение «литосфера».
Земная кора.
Как вы думаете, земная кора имеет одинаковую толщину? Рис.25 с.45, настенный плакат «Строение земной коры».
Задание: р/т с 55 №2, учебник с.44-45 п.2.
Чем отличается материковая и океаническая земная кора? (толщина материковой=30-70км, осадочный, гранитный, базальтовый; толщина океанической=3-7км, осадочный, базальтовый слой).
Изучение земной коры человеком.
Как же удалось людям составить представление о внутреннем строении земли?
Задание: с.46 п.3. Найдите способы изучения внутреннего строения земли.
Бурят скважины (самая глубокая скважина на Кольском полуострове 15км), космические спутники (можно изучить дно Мирового океана до глубины 600-700м). Сейсмический метод («сейсмос» в переводе с греческого языка – колебание, землетрясение) – На поверхности Земли производят взрыв. Специальные приборы отмечают, с какой скоростью распространяются в земной коре колебания, вызванные взрывом. Получив эти данные, учёные определяют, какие породы пройдены сейсмическими волнами, ведь скорость прохождения волн в различных породах неодинакова. В осадочных породах – скорость 3 км/сек, а в магматических – 5 км/сек.
Из чего состоит земная кора?
Как вы думаете, из чего состоит земная кора? (из горных пород, горные породы – из минералов)
Слайд Гранит
Все горные породы и минералы отличаются друг от друга свойствами.
С.46 п.4. найдите, какими свойствами?
Слайд Минералы. Почему горные породы и минералы имеют разные свойства? (зависит от условий их образования).
Маршрутный лист: задание 3., учебник с.46-48.
На какие группы делятся горные породы по происхождению?
Слайд Происхождение горных пород
Физкультминутка
Работа в группах (по 5 человек): перед вами лежат образцы горных пород и минералов (по 5 одинаковых образцов в каждой группе), необходимо определить названия горных пород, их свойства и происхождение, выполнять задания по инструкции (Приложение 3).
Выступление учащихся от группы: рассказывают об одной из выданных горных пород.
Сделайте вывод: Для чего нужно изучать строение земли?
Рефлексия
Задание. Закончите предложение: Я знаю, что …
Я умею …
Домашнее задание: § 14, вопр.с.48, на выбор – 1) сообщение «Горные породы Тюменской области», 2) составить кроссворд по теме.
Приложение 1
Технологическая карта урока
Этапы урока Цель этапа Деятельность учителя Деятельность учащегося УУД
1.Организа
ционный момент Активация уч-ся Приветствие, настроить уч-ся на работу Приветствуют учителя, контролируют готовность к уроку Личностные: мобилизация внимания, уважение к окружающим.
Регулятивные: целеполагание.
Коммуникативные: сотрудничество
2.Постановка цели и задач урока Создать условия для включения в учебную деятельность Озвучивает небольшой текст для определения темы и цели урока Отвечают на вопросы учителя. Формулируют тему и цели урока. Составляют план действий. Регулятивные: целеполагание, планирование.
Познавательные: решение проблемы, логическое мышление, выдвижение гипотез и их обоснование.
Коммуникативные: сотрудничество.
3.Актуализа
ция знаний Выявить уровень знаний и систематизировать их Предлагает собрать «корзинку знаний» по данной теме (знания 5 кл.).
Ставит проблемный вопрос. Участвуют в обсуждении, вспоминают строение Земли, выдвигают гипотезы. Составляют определение «Литосфера» и записывают в маршрутный лист. Личностные: осознание своих возможностей.
Регулятивные: умение регулировать свои действия.
Коммуникативные: сотрудничество.
Познавательные: решение проблемы, анализ объектов.
4.Первичное усвоение новых знаний Организовать осмысленное восприятие новой информации Предлагает работу с текстом учебника, рисунками, координирует работу учащихся, стимулирует их деятельность Работают с учебником, делают записи в маршрутном листе, участвуют в беседе, формулируют выводы. Познавательные: поиск нужной информации, структурирование знаний.Коммуникативные: сотрудничество, ведут диалог, выражают свои мысли.
Предметные: давать определения новым понятиям, находить причинно-следственные связи.
5.Первичная проверка понимания Вызвать эмоциональный настрой и познавательный интерес к теме Предлагает работу в группах, формирует группы, занимает позицию наблюдателя, при необходимости координирует деятельность уч-ся Работают в группах по выданной инструкции, выполняют запланированную деятельность, записывают ответы Регулятивные: умение регулировать свои действия, устанавливать последовательность действий по выполнению заданий.
Коммуникативные: умение слушать и слышать участника группы, взаимодействие.
Познавательные:
применять полученные знания по теме.
6.Первичное закрепление Обеспечить осмысленное усвоение и закрепление знаний Координирует деятельность учащихся Обсуждают в группах, обосновывают выбор своего решения, анализируют Регулятивные: контроль, оценка, коррекция.
Познавательные:
структурирование знаний.
Коммуникативные: умение слушать и слышать участника группы, взаимодействие.
7.Контроль усвоения, коррекция Определение пробелов в знаниях и умениях, их устранение Координирует результаты деятельности учащихся Озвучивают результаты работы в группах, осуществляют контроль, коррекцию знаний и умений. Регулятивные: контроль, оценка, коррекция.
Личностные: самоопределение.
8.Рефлексия деятельности Организовать самооценку ученикам, подвести итог проделанной работы. Предлагает учащимся задание: Я узнал, что… . Я умею … . (не законченное предложение) – самооценка «чему я научился и что я узнал сегодня на уроке» Анализируют свою деятельность на уроке. Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты. Регулятивные: умение соотнести результат своей деятельности с целью и оценить его.Коммуникативные: вступать в диалог.
Личностные: осознавать успешность своей деятельности.9.Домашнее задание Организовать обсуждение и запись домашнего задания Предлагает учащимся домашнее задание на выбор Выбирают задание из предложенных учителем, записывают домашнее задание. Регулятивные: умение выбирать задание по силам.
Приложение 2
Маршрутный лист
Тема _______________________________________________________________________
Задание1. Нарисуйте схему «Внутреннее строение Земли»
Литосфера - __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 2. Выпишите способы изучения земной коры. ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 3. Заполните таблицу.
Деление горных пород по происхождению
Горные породы по происхождению Группы горных пород Процесс образования Названия горных пород
Магматические Осадочные Метаморфические Приложение 3
Инструкция по работе с горными породами и минералами
Шаг 1.
Назовите и покажите горные породы и минералы, находящиеся в вашей коллекции.
Если имеются незнакомые вам образцы, обратитесь к учителю за консультацией.
Шаг 2.
Разложите отдельно горные породы и минералы.
Если вы готовы, пригласите учителя, покажите свою работу.
Шаг 3.
Разложите образцы горных пород на три группы: магматические, осадочные, метаморфические.
Шаг 4.
Подготовьтесь продемонстрировать знания образцов пород и минералов, которые находятся в вашей коллекции.