Конспект урока музыки в 6 классе Вечные темы искусства и жизни


«Вечные темы искусства и жизни»
(учитель Лискина Лариса Витальевна)
На данном уроке обучающиеся встречаются с произведениями искусства разных культурно- исторических эпох. В процессе общения с ними, слушая и исполняя, обучающиеся приходят к осознанию того, что язык искусства с течением времени не изменяется и остаются вечные ценности
Вера, Доброта, Надежда, Искренность, Любовь.
Тема четверти: «Мир образов камерной и симфонической музыки».
Цель: развитие эстетической, эмоциональной отзывчивости к произведениям.
Тип урока: Урок изучение нового материала.
Планируемые результаты:
Предметные:
 1.Сопоставлять средства музыкальной и художественной выразительности.
Цвет-тембр, колорит – лад, ритм музыки –  ритм  изображения, форма –композиция.
2. Развивать музыкально – творческие навыки учащихся через различные виды музицирования – хоровое пение, пластическое интонирование.
Метапредметные:
1. Готовность к логическим действиям: анализ, сравнение, синтез, обобщение, классификация по стилям и жанрам музыкального искусства;
2. Планирование, контроль и оценка собственных учебных действий, понимание их успешности или причин не успешности, умение корректировать свои действия;
Личностные:
1.Понимать интонационно-образную природу духовной музыки, ее жанровое и стилевое многообразие.2.Воспитывать потребность общения с музыкой, желание слушать ее и исполнять.
Оборудование: Компьютер, проектор, музыкальный центр, доска, портреты.
Ход урока
Учитель: У нас сегодня необычный урок – урок-размышление.
О чем мы будем размышлять? Пускай нам поможет высказывание
«Идеи меняются, сердце остается одно»
Учитель: Какому русскому писателю принадлежат эти слова?
Дети: Эти слова принадлежа русскому писателю XIX века Ф. М. Достоевскому. (Высказывание и портрет писателя – на экране интерактивной доски.)
Учитель: Как вы понимаете эти слова? (ответы детей)
Учитель: Действительно, проходят годы, пролетают целые эпохи, сменяются поколения людей, но остаются чувства доброты, надежды, веры, которые помогают в трудную минуту. И неважно, когда художник жил – много лет назад или в наши дни. Если он настоящий мастер, он создаст такое произведение, которое будет волновать многие поколения людей, принося им «утешение и подпору». Мы встретимся с произведениями искусства, созданными в разные эпохи, и постараемся понять, как они влияют на наших современников, а значит и на нас с вами.
Учитель: Послушайте музыку. («Город золотой» Б. Гребенщикова, Ф. Канова да Милано) (Показ на интерактивной доске портретов Ф. Канова да Милано и Б. Гребенщикова.)
Учитель: О чем эта песня? (об идеальном городе, где Нежности)
Учитель: И если нас в душе хоть немного затронула эта музыка, значит, она не зря создана. Она становится для нас «утешением и подпорой».
Учитель: Почему современный рок-музыкант Борис Гребенщиков обратился к мелодии музыканта конца XVI века Франческо да Милано?
Дети: (это было своеобразное родство душ; в разные эпохи творцы искусства стремились найти тот источник света, который поможет людям преодолевать трудности на их жизненном пути)
Учитель: Наверное, таким мастером, который помогал людям обрести уверенность в своих силах, был композитор Иоганн Себастьян Бах.
(На экране – портрет И. С. Баха.)
Учитель: Вспомните, какая страна подарила миру Баха? (Германия)
Учитель: Посмотрите: Бах совсем не похож на наших современников – и одежда другая, и прическа.
Учитель: В каком веке жил Композитор Иоганн Себастьян Бах?
Дети: жил давно – более 250 лет назад.
Учитель: Говорят, что по внешнему облику можно понять внутренний мир человека.
Как вы думаете, это был какой человек?
Дети: (учащиеся рассуждают о внутреннем мире композитора: серьезный, спокойный, внимательный взгляд, наверное, требовательный к себе и окружающим)
Учитель: Действительно, он был требовательный к себе человек, так как основные произведения композитор написал уже в зрелом возрасте.
Учитель: Найдите в интернете биографию И.С. Баха.
Дети: Далее приводятся факты из биографии композитора: Иоганн Себастьян Бах, младший сын Иоганна Амброзиуса, родился в Эйзенахе в 1685 году, 21 марта.
Был придворным музыкантом в Веймаре у герцога Иоганна Эрнста, органистом в церкви в Мюльхаузене и Веймаре, руководителем камерной 4 музыки при великокняжеском Ангальткетенском дворе. В 1723 году был назначен в Лейпциг директором хора музыки.
Учитель: Можно ли сказать, что жизнь Баха бала « на колёсах»?
Дети: Да, его жизнь была «на колесах», композитор переезжал с места на место.
Учитель: В те времена жизнь музыканта была тяжела, постоянный поиск заработка заставлял его искать новое место работы. Биографы рассказывали также о том, что слишком независимый нрав был у композитора, и музыку он писал «недостаточно подобострастную». Долгое время Бах работал в церкви, сопровождая службу.
Поэтому им написано много музыки для органа – могучего, громкоголосого инструмента, по звучанию соперничающего с целым симфоническим оркестром.
(На экране появляется изображение органа.) Бах, как и многие другие люди, преодолевал одну жизненную неурядицу за другой.
Учитель: Как вы думаете, была ли семья у композитора?
Дети: Да.
Учитель: Семья вместе с ним была всегда. Уставший приходил Бах с работы.
И семья встречала его в гостиной за столом, делились впечатлениями о прошедшем дне. Давайте прислушаемся к этой беседе. (Слушание органной Прелюдии ми-минор.)
Учитель: Каков был характер разговора? Как между собой разговаривали? Спокойным или нервным был диалог? (разговаривали с уважением друг к другу, никто никого не перебивал; размеренная, спокойная речь)
Учитель: Как вы это поняли? (музыка подсказала: спокойный, неторопливый темп, негромкая динамика, голоса звучали поочередно)
Учитель: О чем мог быть разговор? (ответы детей)
Учитель: Сколько голосов разговаривали между собой? (4 голоса; наверное, сам композитор и кто-то из детей; дружной была семья)
Учитель: Такое согласие в музыке называется полифония (с греческого «многоголосие»). (На экране – определение «полифония».)
Учитель: Помогала сохранять тепло домашнего очага мама – Анна Магдалена.
Первая жена Баха умерла, и Анна Магдалена стала для детей настоящей матерью, а для самого Баха – другом, помогающим преодолевать трудности. Композитор посвятил музыку Анне Магдалене – своего рода письмо- признание.
(Звучит «Скерцо» из сюиты №2 И. С. Баха.)
Учитель: Поделитесь своими впечатлениями, обратите внимание на настроение, средства выразительности, на солирующий инструмент с нежным голосом – флейту. (На экране – изображение флейты.)
Учитель: Такая музыка, где один голос ведёт мелодию, а остальные будто подыгрывают, помогают ему, называется гомофония (с греческого «одноголосие»). (На экране – определение «гомофония».)
Учитель: Как бы вы назвали эту музыку? (бабочка, шутка, облако, порхающая)
Почему? (ответы детей)
Учитель: Сам Бах назвал ее «Скерцо». (На доске – новое слово «скерцо».)
Учитель: Скерцо с итальянского – «шутка». Во времена композитора музыкальные названия давали, как правило, по-итальянски, так как профессиональная музыка появилась в Италии.
Учитель: Как вы думаете, почему композитор так назвал свою музыку?
Дети: (ответы детей) Возможно, потому, что хотел видеть своих жену и детей
улыбающимися, на мгновение забывающими жизненные неурядицы.
Учитель: Давайте разделимся на группы.
Каждой группе раздаются листы бумаги и фломастеры. Им предлагается изобразить музыку «Скерцо», почувствовать ее пульс, движение мелодии. Также на экране доски один/двое учащихся показывают пульс музыки. После выполнения задания идет обсуждение выполненной работы.
Учитель: Каждой группе необходимо защитить свой проект.
Учитель: Какой можно сделать вывод?
Дети: что музыка непрерывно движется, увлекая нашу фантазию вслед за собой.
Учитель: Давайте рассмотрим женские портреты и определим, какой из образов по своей интонации ближе всего музыке «Скерцо».
(На экране – женские портреты: крестьянки (А. Венецианов «На жатве»), купчихи (Б. Кустодиев «Купчиха за чаем»), дворянки (Т. Гейнсборо «Дама в голубом»).Дети: У «Дамы в «голубом» улыбка мимолетная, еле заметная, легкая, изящная, близкая по интонации «Скерцо». Это неслучайно, так как оба произведения создавались примерно в одно время, в XVIII веке, которое современники называли «Галантным веком». Поэтому и шутка изящная, тонкая, немного прикрытая, интеллигентная.
Учитель: Как вы считаете, можно ли назвать эту музыку современной нам?
Дети: Можно, потому что Бах выразил искренние чувства к своим родным людям, и мы это поняли; но в наши дни эти чувства выражают более открыто.
Учитель: Что наиболее вас привлекло в музыке Баха? Может быть, она чем-то вам помогла?
Дети: Музыка помогает внимательно слушать собеседника, бережнее, с добротой относиться друг к другу.
Учитель: Действительно, музыка помогает человеку оставаться добрым, отзывчивым к окружающим людям.
Учитель: Вспомните, что когда встречались члены семьи Баха после трудного дня,
они рассаживались за круглым столом, зажигали свечи и рассказывали о своих повседневных делах. С какими чувствами?
Дети: С добротой, уважением, искренностью, мягкостью.
Учитель: Давайте зажжем нашу свечу и представим, что это – кусочек пламени того огня, который согревал семью Бахов.
(Зажигается свеча, на экране появляется изображение пламени свечи.) Исполняется песня «Свечи» (авт. М. Звездинский).
Учитель: Посмотрите друг на друга, почувствуйте себя. Теплее стало?
Дети: Да.
Учитель: Значит, мы не зря с вами постарались.
Учитель: На уроке мы сами почувствовали, как музыка, даже такая старинная, как музыка Баха, преобразует нашу жизнь через нас самих. Если музыка находит отклик в нашей душе, значит, на какой-то миг мы становимся добрее.
Учитель: На уроке мы встречались с разными произведениями искусства. По- своему авторы затрагивают проблемы, которые волнуют не только их, но и многих людей. Как вы думаете, что их объединяет?
Дети: (ответы детей)
Учитель: Они искренне, правдиво выражают свое отношение к жизни, используя разные художественные краски. Великий русский писатель Федор Михайлович Достоевский говорил: «Идеи меняются, сердце остается одно».
Учитель: Действительно, проходят годы, рождаются и умирают люди, но остаются вечные ценности – Вера, Доброта, Надежда, Искренность, Любовь... Учитель: Домашнее задание: написать письмо-признание родному человеку (в виде стихотворения, открытки, рисунка, поделки и т. п.).
Выход из класса под музыку песни «Свечи». Дети прикрепляют на доску фрагменты пламени свечи (выражающие их отношение к прошедшему уроку).
Список литературы
1. Маслова Л. П. Педагогика искусства. / Н., Новосибирский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования, 1997.
2. Штейнпресс Б. С., Ямпольский И. М. Энциклопедический музыкальный словарь. / М., Советская энциклопедия, 1966.