Презентация для учителей начальных классов Профилактика девиантного поведения


Профилактика девиантного поведения2014-2015 учебный год Девиация - трудновоспитуемостьОтклоняющееся поведение – поведение, отклоняющееся от исторических, культурных, ролевых, ситуационных норм.Асоциальное поведение – поведение, отклоняющееся от норм социального общежития, создающее неудобство для окружающих людей.Делинквентное поведение – преступное поведение, создающее угрозу жизни и здоровью окружающих.УРОВНИ ДЕВИАЦИИ Происхождение раннего девиантного поведенияОколо 50% школьников имеют функциональные нарушения здоровья и нарушения семейного функционирования, служащие механизмами школьной дезадаптации (Е.Е. Чепурных, 2001).Неготовность к школе является одним из основных механизмов, нарушающих социализацию, и создаёт исключительно высокий риск раннего девиантного поведения – обнаруживается более чем у 80% детей с ранней детской лживостью, ранним детским воровством, уходами из дома. биологическиесоциальные Для диагностики девиантного поведения важно ответить на вопросы:Является ли наблюдаемое девиантное поведение психически нормальным?Является ли наблюдаемое поведение девиантным по сути?Не является ли данное поведением следствием факторов негативного влияния?семьяшколадоп.образованиенеформ. группы Социализация - процесс усвоения норм и ценностей общества, процесс включения человека в систему общественных отношений, поддерживающих данные нормы и ценности, процесс сознательного воспроизведения усвоенных норм и ценностей в поведении.Ценности Социальные отношенияДеятельность Три уровня профилактикиПервичная профилактика. Охватывает всех учащихся. Ее цель – обеспечить нормативное развитие личности детей, формировать нравственные установки. Вторичная профилактика. Представляет собой систему работы с детьми «группы риска». К детям «группы риска» относят тех, которые имеют индивидуальные факторы повышенного риска возникновения школьной и социальной дезадаптации и раннего девиантного поведения .Третичная профилактика включает коррекционную и реабилитационную работу с детьми, уже имеющими социально девиантное поведение. ПрофилактикаПервичная профилактикаПроводить групповые игровые занятия на общение и сплочение классаНа позитивное отношение детей друг к другу (принятие)Организовывать развитие класса как группы Вторичная профилактикаКомпенсация неготовности ребенка к началу учебной деятельности в школе. Основа механизма отклонения – ограниченность поведенческих моделей личностиВнутренние факторы, влияющие на характер девиации:Мотив привлечения вниманияОтсутствие в репертуаре социально положительных способов привлечения вниманияДЕВИАЦИЯ – ВЫНУЖДЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕЧтобы проявить внимание:Прекратить деятельностьПовернуться лицом к тому, кто просит вниманияВыровнять уровень взгляда«Я тебя внимательно слушаю» Внутренние факторы, влияющие на характер девиации:2. Власть - осознание собственной дееспособностиАгрессия как реакция на неудовлетворённую потребность3. Мотив избегания неудачи Чтобы удовлетворить потребность в собственной дееспособности:Предоставлять выборСтавить ребенка в позицию эксперта Чтобы удовлетворить мотив избегания неудачи:Сместить акценты на что-то успешноеОценивать деятельность положительно Внутренние факторы, влияющие на характер девиации:4. Месть - поведение, направленное на достижение пониманияИгра на нервахЧтобы «обезвредить» мотив мести:Постановка в состояние долга«Оплата» поведения своим временем Агрессивное поведение (на заметку)Спокойное отношение в случае незначительной агрессииАкцентирование внимания на поступках, а не на личностиУстановление обратной связиКонстатация факта «Ты ведешь себя агрессивно»Констатирующий вопрос «Ты злишься?»Раскрытие мотивов «Ты хочешь продемонстрировать силу?»Обнаружение своих собственных чувств «Мне не нравится …» Агрессивное поведение (на заметку)4. Контроль над собственными негативными эмоциями5. Снижение напряжения ситуации6. Обсуждение поступка после7. Сохранение положительной репутации ребенка:-публично минимизировать вину ребенка, а наедине показать истину;-не требовать полного подчинения;-предложить компромисс, договор;8. Демонстрация примера неагрессивного поведенияНельзя!Демонстрировать властьАгрессивные позы, жестыСарказм, насмешкиНегативно оценивать личность, его близкихОбобщатьСравнивать