Рабочая программа по внеурочной деятельности «Твой выбор» (Профилактика употребления ПАВ)
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Школа – интернат №1 среднего (полного) общего образования»
Рассмотрено
на заседании МО воспитателей
Протокол №___от_____2015г.
Руководитель МО ___________Р.Н.ЗаплатинаСогласовано
« »___________2015г.
Зам. директора по ВР
___________Е.В.Махнева«Утверждаю»
Директор «Школа-интернат №1»
__________Г.Н.КозловаПриказ о введении в действие
№ ______ от
«___» _________2015г.
городского округа город Стерлитамак Республики Башкортостан
Рабочая программа
по внеурочной деятельности
«Твой выбор»
(Профилактика употребления ПАВ)
для 9 класса
Направление: социальное
Составитель:
Кононова
Анжелика
Анатольевна.
воспитатель
I категории
г. Стерлитамак
2015
Пояснительная записка.
Охрана детского здоровья является неотъемлемым направлением деятельности любой школы во все времена.
В настоящее время проблема здоровья подрастающего поколения, вызывающая особую озабоченность в государстве и обществе, вышла в разряд приоритетных государственных и общественных задач. Здоровье рассматривается как фактор социальной жизни, основа экономического благополучия государства, социального прогресса общества, улучшения психологического климата.
Изменившееся социально-экономическое положение в стране требует от подростка быстрой адаптации к новым условиям существования. Встаёт проблема: как в условиях жёсткой рыночной конкуренции, смещения ценностного вектора от высоких идеалов к идеалам материального достатка, наживы личности сохранить лучшие нравственные качества.
Приоритет в области профилактики безнадзорности, преступности и употреблении ПАВ принадлежит семье и образовательным учреждениям разного уровня, что подтверждено законом РФ «Об образовании», постановлениями и программами правительства РФ, Семейным кодексом РФ.
Потребление ПАВ имеет негативные, социальные, экономические, медицинские, психологические, семейные последствия, в конечном итоге оно снижает качество жизни, как отдельного человека, так и популяции в целом. Постоянно увеличивается число преступлений, совершаемых в состоянии алкогольного опьянения. Эффективное противодействие распространению алкоголизма и наркомании среди подростков и молодежи включает в себя взаимодополняющие друг друга четыре составляющие: профилактику, лечение, реабилитацию и законодательные мероприятия. Профилактика в первую очередь заключается в информировании о вреде, который оказывают эти привычки не только на организм молодого человека, но и на его социально – психологическое благополучие, возможность получения образования, профессии, создание семьи и т.д. А главное необходимо обучать подростков на основе здоровье - сберегающих технологии здоровому образу жизни, противостоянию давлению среды, сознательному отказу от единичных проб психоактивных веществ.
Актуальность программы: появление программы вызвано проблемой ухудшения здоровья подрастающего поколения. Здоровье рассматривается как фактор социальной жизни, основа экономического благополучия государства, социального прогресса общества, улучшения психологического климата.
Изменившееся социально-экономическое положение в стране требует от подростка быстрой адаптации к новым условиям существования. Встаёт проблема: как в условиях жёсткой рыночной конкуренции, смещения ценностного вектора от высоких идеалов к идеалам материального достатка, наживы личности сохранить лучшие нравственные качества.
Приоритет в области профилактики безнадзорности, преступности и употреблении ПАВ принадлежит образовательному учреждению и семье, что подтверждено законом РФ «Об образовании», постановлениями и программами правительства РФ, Семейным кодексом РФ.
Цель:
Формировать у воспитанников негативного отношения к употреблению психоактивных веществ, навыков социально-ответственного поведения, а также пропаганда здорового образа жизни.
Задачи:
1.Пропаганда здорового образа жизни с помощью различных видов деятельности.
2.Создание условий, позволяющих воспитанникам своими силами вести работу, направленную на снижение уровня алкоголизма, табакокурения, потребления ПАВ в подростковой среде.
3.Предоставление воспитанникам информации о здоровом образе жизни.
Общая характеристика курса «Твой выбор»
Рабочая программа «Твой выбор» рассчитана на воспитанников 9 класса.
Методы проведения программы:
-словесные;
-наглядные;
-проблемная ситуация;
-игровые моменты;
-практические.
Формы роботы:
-индивидуальная работа;
-групповая работа;
-коллективная работа.
Ожидаемые результаты.
Предполагается, что в результате реализации мероприятий программы «Твой выбор» будут достигнуты следующие результаты:
-приостановление роста злоупотребления наркотиками, токсикоманическими веществами, алкоголем, а в перспективе – поэтапное сокращение наркомании, токсикомании, алкоголизма;
-снижение спроса и, следовательно, распространённости наркотиков среди воспитанников и вовлечения их в наркогенную ситуацию и субкультуру;
-снижение медико-социальных последствий злоупотребления психоактивными веществами.
Первостепенным результатом реализации программы внеурочной деятельности «Твой выбор» будет сознательное отношение воспитанников к собственному здоровью во всех его проявлениях.
Описание места в внеурочной деятельности программы «Твой выбор».
Данный курс рассчитан на 33 часа (1 час в неделю).
Форма занятий-тематическая совместная деятельность воспитателя и воспитанников в форме кружковой работы.
Личностные метапредметные результаты освоения программы внеурочной деятельности «Твой выбор»:
Регулятивные универсальные действия:
-Определять и формулировать цель деятельности с помощью воспитателя.
-Учиться совместно с воспитателем и другими воспитанниками давать эмоциональную оценку деятельности класса на занятиях кружках.
2. Познавательные универсальные действия:
-Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя дополнительную литературу, свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятиях.
-Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего коллектива.
3. Коммуникативные универсальные действия:
-Умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи.
-Слушать и понимать речь других.
-Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Содержание курса «Твой выбор»
Что такое наркотики и наркомания.
История наркотизма.
Краткая характеристика наркотических средств.
Наркотики – запрещенные законом. Уголовная ответственность.
Токсикомания.
Ингалянты – аэрозоли, чистящие вещества и бензин, пары которых вдыхают.
Галлюциногены.
Почему люди употребляют наркотики.
Объяснение сути злоупотребления наркотиками. Видеоматериалы о наркотиках.
Отрицательное воздействие наркотиков. Краткосрочные и долгосрочные действия наркотиков.
О последствиях злоупотребления наркотиками. Описание последствий.
1Развитие зависимости.
Передозировка – отравление ПАВ, иногда приводящее к смерти. Принятие решений. Видеофильм «Каждый рассвет, он единственный»
Избавление от зависимостей и профилактика. Психолого-педагогические методы избавления от зависимостей.
Изменение убеждений в отношении использования наркотиков. Типы и источники влияния.
Способы предложения наркотиков. Способы противостояния наркотикам. Приёмы сопротивления. Говори: «Нет». Настаивай, говоря: «Нет».
Посторенние самоуважения. Определение самоуважения. Почему люди имеют низкое и высокое самоуважение. Как достичь высокого самоуважения. Как продемонстрировать своё высокое самоуважение.
Обучение понятию высокой самооценки. Понятие самооценки. Ваши личные права. Права других.
Управление стрессом. Понятие стресс. Как определить ваш уровень стресса. Как контролировать стресс.
Контроль насилия. Понятие насилия. Вступать в драку или убегать? Как управлять конфликтом?
Средства массовой информации о наркотиках и насилии. Обсуждение конкретной передачи на эту тему.
Принятие решения в отношении грозящего тебе риска. Понятие риска. Принятие положительно или отрицательного решения. Как избежать неприятностей. Что такое компромисс и консенсус?
Говори: «Да» - положительным альтернативам. Понятие альтернативы. Причины, по которым ты должен сказать: «Нет». Пути, которые дадут тебе возможность сказать: «Да». Сделай что-нибудь полезное!
Модели позитивного ролевого поведения. Определение ролевых моделей. Ролевые модели поведения, приводящие к «Нет».
Сопротивление бандам и групповому насилию. Понятие «банда», «насилие», «запугивание». Как банды и насильники влияют на ваше окружение. Почему люди объединяются в банды. Почему люди покидают банды.
История и география психоактивных веществ.
Роль психоактивных веществ и психоактивных действий в развитии человечества.
Зависимое (аддиктивное) поведение.
Алкоголь. Распространенность алкоголизма и потенциальная опасность употребления алкоголя. Конкурс «Плакат».
Курение. Влияние курения на физическое и психическое здоровье, умение противостоять рекламе.
«Я принимаю решение». Свобода и ответственность.
Наркотики и закон.
Тест «Мое отношение к ПАВ»
Тематическое планирование.
№ п/п Тема занятия Дата проведения Кол-во часов
1 Что такое наркотики и наркомания. 03.09.15 1
2 История наркотизма. 10.09.15 1
3 Краткая характеристика наркотических средств. 17.09.15 1
4 Наркотики – запрещенные законом. Уголовная ответственность. 01.10.15 1
5 Токсикомания. 08.10.15 1
6 Ингалянты – аэрозоли, чистящие вещества и бензин, пары которых вдыхают. 22.10.15 1
7 Галлюциногены. 29.10.15 1
8 Почему люди употребляют наркотики. 05.11.15 1
9 Объяснение сути злоупотребления наркотиками. Видеоматериалы о наркотиках. 11.11.15 1
10 Отрицательное воздействие наркотиков. Краткосрочные и долгосрочные действия наркотиков. 19.11.15 1
11 О последствиях злоупотребления наркотиками. Описание последствий. 03.12.15 1
12 Развитие зависимости. 10.12.15 1
13 Передозировка – отравление ПАВ, иногда приводящее к смерти. Принятие решений. Видеофильм «Каждый рассвет, он единственный» 1
14 Избавление от зависимостей и профилактика. Психолого-педагогические методы избавления от зависимостей. 17.12.15 1
15 Изменение убеждений в отношении использования наркотиков. Типы и источники влияния. 24.12.15 1
16 Способы предложения наркотиков. Способы противостояния наркотикам. Приёмы сопротивления. Говори: «Нет». Настаивай, говоря:«Нет». 14.01.16 1
17 Посторенние самоуважения. Определение самоуважения. Почему люди имеют низкое и высокое самоуважение. Как достичь высокого самоуважения. Как продемонстрировать своё высокое самоуважение. 1
18 Обучение понятию высокой самооценки. Понятие самооценки. Ваши личные права. Права других. 21.01.16 1
19 Управление стрессом. Понятие стресс. Как определить ваш уровень стресса. Как контролировать стресс. 28.01.16 1
20 Контроль насилия. Понятие насилия. Вступать в драку или убегать? Как управлять конфликтом? 04.02.16 1
21 Средства массовой информации о наркотиках и насилии. Обсуждение конкретной передачи на эту тему. 11.02.16 1
22 Принятие решения в отношении грозящего тебе риска. Понятие риска. Принятие положительно или отрицательного решения. Как избежать неприятностей. Что такое компромисс и консенсус 18.02.16 1
23 Говори: «Да» - положительным альтернативам. Понятие альтернативы. Причины, по которым ты должен сказать: «Нет». Пути, которые дадут тебе возможность сказать: «Да». Сделай что-нибудь полезное! 03.03.16 1
24 Модели позитивного ролевого поведения. Определение ролевых моделей. Ролевые модели поведения, приводящие к «Нет». 10.03.16 1
25 Сопротивление бандам и групповому насилию. Понятие «банда», «насилие», «запугивание». Как банды и насильники влияют на ваше окружение. Почему люди объединяются в банды. Почему люди покидают банды. 17.03.16 1
26 История и география психоактивных веществ. 24.03.16 1
27 Роль психоактивных веществ и психоактивных действий в развитии человечества. 31.03.16 1
28 Зависимое (аддиктивное) поведение. 14.04.16 1
29 Алкоголь. Распространенность алкоголизма и потенциальная опасность употребления алкоголя. Конкурс «Плакат». 21.04.16 1
30 Курение. Влияние курения на физическое и психическое здоровье, умение противостоять рекламе. 28.04.16 1
31 «Я принимаю решение». Свобода и ответственность. 05.05.16 1
32 Наркотики и закон. 12.05.16 1
33 Тест «Мое отношение к ПАВ» 19.05.16 1