Урок по биологии на тему Опорные системы животных и растений.(6 класс)


Муниципальное общеобразовательное учреждение Капсальская средняя общеобразовательная школа им. Д.А.Ходуева Урок биологии в 6 классе по теме:
« Опорные системы животных и растений».
 

Разработала: Урбаева Анна Ильинична,
учитель биологии.

Капсал 2015-2016 учебный год
ЦЕЛИ УРОКА:Образовательные: - познакомить учащихся с функциями скелета, его типами и особенностями строения у разных видов животных;Развивающие:  - развивать познавательный интерес к предмету, навыки работы с учебником, частично-поисковой деятельности, умения отвечать на проблемный вопрос, выделять главное, анализировать, обобщать; развивать мышление, внимание и речь учащихся;Воспитательные: воспитывать любовь к природе, самостоятельность, аккуратность.Ведущий метод: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Оборудование: коллекция “Речной рак”, “Жук”, раковины моллюсков, скелеты позвоночных (рыбы, ящерицы, птицы).Ход урока:
Организационный момент.
2. Актуализация знаний учащихся, мотивация.
3. Объяснение нового материала.
3.1.1.  Функции скелета.
3. 2.  Типы скелетов.
3.3.  Отделы скелета позвоночных.
3.7. Демонстрационный опыт «Химический состав костей»
 3.8 Опоры у растений.
3.9 Закрепление.
 4.  Домашнее задание.
Организационный момент.
Добрый день, ребята!
Давайте посмотрим друг на друга и улыбнемся. Говорят, «Улыбка-это поцелуй души». А теперь давайте повернемся к нашим гостям и поделимся своими улыбками, громко скажем «Добрый день!». Присаживайтесь на свои места. Я рада, что у вас хорошее настроение, это значит, что мы с вами очень дружно и активно поработаем. В этом я даже не сомневаюсь.
Актуализация знаний учащихся, мотивация.
Что может быть опорой: моста, вьюну, семьи? (ответы детей)
Что ж такое опора? (ответы: то, на что можно встать, опереться, помощь, поддержка)
Изучение нового материала.
Что мы должны узнать сегодня на уроке? (формулировка целей урока учениками, ИД, страница 2.)
Учитель: Ты можешь бегать, прыгать вволю,
Смотреть на звезды и цветы,
И хорошо учиться в школе-
Все это можешь делать ты.
Захочешь - станешь ты героем,
И не пустые то слова.
Ты так чудесно весь устроен:
Есть руки, ноги, голова.
Глаза - их почему-то, двое,
А не четыре и не три.
Давай посмотрим - ка с тобою,
Что спрятано у нас внутри.
Учитель: Ребята как вы думаете? Что мы сегодня будем изучать на нашем уроке?
Тема нашего урока: « Опорные системы животных и растений».
Что вам известно  об опорах живых организмов?
  У каких живых организмов есть скелеты?
3.1.1.  Функции скелета.
Задание. Чтобы ответить на вопрос: А зачем нужны скелеты организмам?
Предлагаю каждой группе проанализировать небольшие четверостишья.
Внимательно прочтите их. Ответьте на вопрос: Какую функцию выполняет скелет?
1) Чтоб на кисель не походить,
На скользкую медузу,
Скелет у всех нас должен быть,
И он нам не обуза.
(2) Пусть нет его у червяка,
Какой-нибудь амёбы,
У стрекозы и мотылька,
А нам он нужен, чтобы
(3) Играть в футбол, ходить в кино
И плавать в речке летом.
Мы не смогли бы ни чего,
Не будь у нас скелета.
(4) Суставы гибкие согнём,
Пробежку начинаем…
Скелет опорой служит днём
А ночью отдыхает!
3. 2.  Типы скелетов. 
Самостоятельная работа с  текстом.
ЗАДАНИЕ. Внимательно прочтите текст.
Различают два основных типа скелета - наружный и внутренний. Наружный скелет имеют некоторые простейшие, многие моллюски, членистоногие – это раковины улиток, мидий, устриц, твердые панцири раков, крабов, легкие, но прочные покровы насекомых.Раковины моллюсков состоят из извести и рогоподобного вещества. Они прочные, но тяжелые, поэтому большинство моллюсков ведут малоподвижный образ жизни. Скелет членистоногих значительно легче. Он состоит в основном из хитина – вещества, выделяемого клетками кожи.У таких членистоногих, как крабы, раки, он пропитывается минеральными солями и становится еще прочнее, образуя панцирь.По мере роста моллюски достраивают свои раковины. У членистоногих этот процесс происходит сложнее – они растут при линьках. Так, в определенное время под старым панцирем рака образуется новый тонкий хитиновый покров, а старый сбрасывается: животное линяет. Пока новый покров мягкий и эластичный, рак быстро растет. Этот период для него очень опасен: слабый, малоподвижный, рак легко может стать добычей многочисленных хищников.Из беспозвоночных внутренний скелет имеют, как вы уже знаете, некоторые простейшие (радиолярии) и головоногие моллюски.У позвоночных внутренний скелет состоит из трех отделов – скелета головы, скелета туловища и скелета конечностей. Образован он из костной и/или хрящевой ткани. Хрящевой скелет на протяжении всей жизни имеют акулы и скаты. А у большинства животных он на ранних стадиях развития хрящевой, а с возрастом почти полностью заменяется костью.
ЗАДАНИЕ.  Ответьте на вопросы.
-Какие бывают типы скелетов? .-Какие животные имеют наружный скелет? - Какие особенности строения наружного скелета имеют моллюски? - Какой тип скелета у членистоногих? Каковы особенности его строения? - Что такое линька? - Что такое внутренний скелет? Какие животные его имеют?
3.3. Отделы скелета позвоночных.
Рассказ учителя о строении   скелета и костей позвоночных.
Самостоятельная работа по карточкам.
Учитель. А теперь ребята мы поработаем по карточкам. (раздаточный материал).
Тема: Скелет – опора организма
362140525527000266890525527000Тип скелета
2211705273050043072052730500 ______________ ______________
______________ ______________
______________ ______________
______________ ______________
Особенности скелета беспозвоночных
Членистоногие
Состав скелета:_________________________
Свойства:______________________________
Образ жизни:___________________________
Моллюски
Состав скелета:_________________________
Свойства:______________________________
Образ жизни:___________________________
Особенности скелета позвоночных
2228851943101564005194310__________ ___________
136588513919200089344512776200
____________________
ВВЫВОДЫ:
!!! Скелет-это _________________________________________________
!!! Скелет выполняет ___________,___________ и ___________функции.

 3.4. Демонстрационный опыт «Химический состав костей»
Учитель. Вещества, входящие в состав кости можно разделить на две группы: органические и неорганические.
 -Вспомните, какие минеральные элементы входят в состав кости? ( Кальций, фосфор, магний)
 Учитель. Какие органические вещества могут входить в состав костной ткани? (Белки, жиры, углеводы).
 Демонстрация опыта.
Учитель. Два дня назад я поместила  куриную кость в 10% раствор соляной кислоты. Кислоты реагируют с неорганическими веществами кости. 
Кислоты влияют не только на неорганические, но и на органические соединения, поэтому я выбрала соляную кислоту, как кислоту более мягкого действия. Чтобы ее воздействие на органические вещества костной ткани было минимальным.
Итак, я извлекаю  кость из стакана с 10% раствором соляной кислоты, удаляю остатки кислоты фильтровальной бумагой, и проверяю свойства кости. Она способна гнуться во все стороны.
 Учитель.  К какому же выводу подводят нас результаты эксперимента? ( Органические вещества сообщают кости упругость и эластичность).
Учитель: Теперь давайте решим проблему, как удалить из кости органические вещества. ( Их можно сжечь).
 Кость обуглилась. Обугливание – верный признак того, что органические вещества сгорели. Кость твердая, но хрупкая. Крошится в руках.
 Вывод: Неорганические (нерастворимые соли кальция и магния) придают кости твердость.
Итак, органические вещества (белки) придают кости упругость, а неорганические (нерастворимые соли кальция и магния) придают кости твердость. Сочетание же твердости и эластичности сообщает кости прочность. 
  3.5. Опоры у растений.
 САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА С ТЕКСТОМ УЧЕБНИКА.
Задание. Внимательно изучите текст учебника на стр. и    вставьте пропущенные слова в текст, используя следующий список (Стволах, механическая ткань, прочность, древесина, толстые)
У древесных растений основной опорой служит……………………ткань.
В стебле ……….ткань часто образует некое подобие цилиндра, проходящего внутри, или располагается вдоль него отдельными тяжами. Обеспечивая его прочность.
В корне, напротив, ……………. ткань сосредоточена в центре, повышая сопротивление корня на разрыв. Клетки  ……………. ткани различны по строению, но имеют общие признаки - очень…………. стенки, придающие им особую ………. Механическую роль играет также ………., особенно хорошо развитая в  …….. деревьев. 
3.6 ЗАКРЕПЛЕНИЕ.
Тестовое задание.
Наружный скелет есть у:
а) улиток
б) насекомых
в) крабов
г) фораминифер
Внутренний скелет есть у:
а) улиток
б) насекомых
в) птиц
г) фораминифер
Наружный скелет позволяет животным:
а) быстрее двигаться
б) защищать внутренние органы
в) быстро расти
г) дольше жить
Внутренний скелет позволяет животным
а) быстрее двигаться
б) защищать внутренние органы
в) быстро расти
г) дольше жить
4. Домашнее задание.
Учебник стр. 92-93
Во время летних каникул собрать коллекцию раковин речных или морских моллюсков
4. Ремфлексивно-оценочный этап
Чем мы сегодня занимались на уроке?
Что мы для этого делали?
Что у нас получилось хорошо?
Что нам пока не удается?
На будущее надо иметь в виду…
4. Давайте поставим оценки по результатам нашей работы
Повернемся друг к другу и подарим улыбки!
Спасибо за урок!
Литература.
Высоцкая М.В. Биология. Живой организм. 6 класс: Поурочные планы по учебнику Н.И.Сонина – Волгоград: Учитель, 2005.
Детская энциклопедия Кирилла и Мефодия 2007.
Игошин Г.П. Уроки биологии в 6-м классе. – Ярославль: Академия развития, 2002.