Исследовательская работа Роль материнства и детства…
МБОУ Усть-Камыштинская средняя общеобразовательная школа
Краеведение
Тема:
Фольклор материнства и детства как средство передачи народной мудрости детям на начальном
этапе их развития.
Выполнила: ученица 8 класса,
МБОУ Усть-Камыштинской СОШ
Сазанакова Виктория.
Руководитель: Бурнакова Н.Л.,
руководитель кружка « Хыйɍачахтар»
Усть-Камышта -2011г.
Введение:
Детский фольклор относится к тем феноменам культуры, о котором все слышали или говорят. Но, признавая его самобытность и оригинальность, даже исследователи не всегда могут точно определить своеобразие данной разновидности фольклора.
Цель моей работы:
дать представление о фольклоре материнства и детства как разновидности детского фольклора.
Исходя из поставленной цели, можно выделить следующие задачи:
Рассмотреть происхождение, содержание, сюжет, образную систему колыбельных песен.
Фольклор материнства и детства как средство передачи народной мудрости детям на начальном этапе их развития.
Колыбельные песни
Как возникла колыбельная песня? Откуда она пришла? Из каких глубин человеческого сознания, хаоса, гармонии космоса?
Колыбельная песня – не только средство усыпления младенца. При внимательном прочтении текстов колыбельных нам открываются целые философские притчи.
Колыбель и колыбельная песня обладают некоей магией, служат оберегом, охраняя ребёнка от недобрых сил. С первых дней после рождения, ребенок оказывается под постоянным воздействием народной педагогики. Одним из эффективных средств развития малыша является колыбельная песня. Она учитывает психологические особенности младенческого возраста : конкретно – образное, чувственное восприятие мира. Через колыбельную песню ребенок усваивает словарный запас, происходит музыкальное воспитание ( ритм, мелодия).
Колыбель- жилище ребенка. Как каждое жилище оно должно быть охраняемо. У хакасов очень ценились «благополучные « колыбели, которые служили не одному поколению младенцев. Если в семье умирали дети, то зыбку меняли на новую или брали в многодетной семье. Пубай (колыбель) передавали из поколения в поколение. Не давали людям другого рода, чтобы счастье не ушло.
Жительница нашего села , Лидия Прокопьевна Майнакова, рассказывает, что колыбельку заказывали не случайному человеку, а многодетному отцу из хорошего рода, у которого были здоровые дети. Пубай делали из дерева. Дерево высушивали, затем выдалбливали. Дно и стенки выстилали овечьей шкуркой (мерлушкой) и закрепляли деревянными гвоздями. Железные гвозди не использовались. Чтобы ребенок лежал сухой, под него подкладывали чашечку из бересты.
Интересно, как выбирали березу, с которой брали бересту для колыбели. Из одного корня должно было расти несколько деревьев ( как бы пожелание того, чтобы у ребенка было много братьев и сестер). Никогда не брали бересту с одиноко растущей березы. Соску делали из коровьего рога. Он и был своеобразной меркой.
С появлением нового месяца в семье устраивался праздник положения ребенка в зыбку, перед этим окуренную ирбен от ( богородской травой). На колыбель навешивали обереги: маленькие лук и стрела – мальчику, девочке – модель веретена, бусинки, ракушки каури, холст, нитки. По представлениям многих народов Азии, детские обереги защищают ребенка от сглаза и злых духов. Считалось, амулет способствует тому, чтобы мальчик вырос сильным и храбрым, стал в будущем воином или охотником. У тюрков Южной Сибири лук и стрела связаны с образом вертикальной модели Вселенной.
Паай-паай,палаxаам,
Пабаң килді тайғадаң,
Пик ағас ағылды,
Пес алтына суғ салды.
Іxең песті одынча,
Тура істін чылытча.
Пизігезін абытча,
Палаxағын узутча.
С первых дней после рождения, ребенок оказывается под постоянным воздействием народной педагогики. Одним из эффективных средств развития малыша является колыбельная песня. Она учитывает психологические особенности младенческого возраста : конкретно – образное, чувственное восприятие мира. Через колыбельную песню ребенок усваивает словарный запас, происходит музыкальное воспитание ( ритм, мелодия). Колыбельная по сути первичная форма освоения действительности, познания предметов окружающего мира. Слова колыбельной, обращенные к ребенку, полны нежности и ласки: Ирке – палам – нежный ребенок.
Колыбельная песня сочинялась импровизационно,в зависимости от возраста ребенка, его пола, времени года, от того, кто был исполнителем песни. Некоторые колыбельные передавались из поколения в поколение, от матери к дочери, широко бытовали в народе. Песня матери -главная песня в мире, начало всех человеческих песен -утверждает дагестанский поэт Р.Газматов.
Среди хакасских колыбельных можно выделить песни, обращенные к мальчику, и песни, посвященные девочке. Это говорит о том ,что со дня рождения детей готовили к раздельному воспитанию. Но во всех этих песнях выражается мечта матери о будущем ребенка:
Баю - баиньки, родной.
Глазки сонные закрой.
Жизнь большую проживешь.
Все дороги обойдешь.
Целый день соси рожок
С теплым молочком ,сынок.
Засыпай спокойным сном.
Вырастай богатырем.
…В табуне степных коней
Друга себе выберешь.
Добра людям не жалей,
Когда большой вырастешь.
В песнях ясно виден и моральный императив: матери вкладывали в них народные стремления к формированию нравственной личности.
Баю-Баю, Уйлачам,
Шесть косичек по плечам.
Посмотри с горы огромной
На далекие пути.
Баю-баю, Уйлачам,
Шесть косичек по плечам.
Очень вежливой и скромной
Надо девочке расти.
Ребенок, засыпая, впитывал в себя всю нежность и ласку, вложенные в мелодию. Материнская любовь, выраженная словами родной речи и ритмикой, тоном и движением, оказывали заметное воздействие на пробуждающиеся чувства младенца. Слова и мелодии колыбельных песен были первыми способами воспитания в детях эстетических чувств .Образы песен доступны, ярки, понятны ребенку. С колыбели начинается приобщение его к родному слову, образам родной природы.
Ребенок который уже понимает слова, получает первые уроки нравственности: уважение к старшим, к домашнему повседневному труду.
Славянские названия колыбельных песен восходят к глаголам колыбать, кохать, колебать, качать, зыбать. В северных губерниях России колыбельные песни назывались «байками» от байкать, убаюкивать.
Создателями и носителями колыбельных песен являются матери, бабушки, няньки, укачивающие ребёнка в колыбели или на руках. Одновременно они обращаются к нему с песней. Умение укачивать ребенка считалось настоящим искусством.
Колыбельные песни исполнялись до тех пор, пока ребенок не засыпал. При необходимости песни следовали одна за другой, скрепляясь припевом или повторами (чаще всего обращениями): «спи, младенец», «спи да усни», «спи, Таня», «спи, дите». Наименования жанра связаны с назначением колыбельных песен, созданных для того, чтобы с помощью размеренного ритма и монотонного напева укачивать, убаюкивать ребенка. В колыбельный период ребенок воспринимает только ритмичную мелодию и соответствующее ей движение. Заметив, что при ритмичном покачивании ребенок засыпает быстрее, человек создал колыбель. Утилитарно-бытовая функция песен всегда дополнялась воспитательной и эстетической. Исполнитель песен выражал свое отношение к окружающему его миру, сообщал некоторые полезные сведения, выражали свои потаенные желания.
Этнографы показали, что тексты колыбельных песен складывались постепенно, вначале они состояли из цепочек междометий и побуждающих слов, повторяющихся в такт с движениями колыбели. К ним присоединялись и ритмичные поскрипывания ее деревянных частей. Подобные записи сделаны в разных частях земли от Африки до Северной Америки. Постепенно развилась словесная составляющая и появились собственно колыбельные песни.
Древнее происхождение колыбельных песен доказала А.Н. Мартынова. Она считает, что колыбельные песни произошли из охранительных заговоров, входивших в обряд «первого укладывания ребенка в колыбель», которые должны были защитить ребенка от бессонницы, болезней, действий враждебных сил. А.Н. Мартынова показала, что антропоморфные образы Дремы, Сна, Покоя присутствовали в подобных заговорах и потом из них перешли в тексты колыбельных:
Ходит сон по сеням,
А дрема по терему,
Ищет Валю в пологу,
На гибком качелю.
Сон говорит:
«Надо Валю усыпить».
А дрема говорит:
«Надо Валю удремить».
Сон да дрема,
Накатитесь на глаза!
Если младенец не засыпал, то винили Сон и Дрему. К ним обращались с упреками:
Глупый Сон, Сон!
Неразумная Дрема!
Мимо ты ходишь,
Колыбели не находишь.
Тогда Сон и Дрему просили прийти к ребенку:
Сон да Дрема,
Приди к Ване в голова.
Сон да Дрема,
Накатися на глаза.
В старинной карельской колыбельной песне мы находим и прямо выраженную просьбу. Она воспроизводит древний погребальный обряд:
Приходи-ко дед-снотворник,
Дед-снотворник, бабка-дрема,
Сон с собою принеси,
Сладкий сон в корзинке медной,
Дрему в чаше оловянной,
Лентой шелковою мягкой
Повяжи ребенку глазки.
Лентой мягкой, золотою
ты прикрой ребенку веки.
Завяжи ты глазки крохе
Лентой шелковою мягкой,
Ты закрой малютке уши
Золотой своей серьгою.
Особенности композиции колыбельных песен напоминают заговоры. В некоторых текстах представлена типичная для заговора схема договора с представителями иного мира: им обещают подношение, а взамен просят сон и благополучие. Жертвой может выступать и ребенок:
Возьми, возьми маленькую
Туути, дочку, в край Туони,
Будет в Манале невеста".
(Туони - повелитель Маналы, царства мертвых).
В колыбельных песнях присутствуют и такие свойственные заговорам особенности, как обращения к животным: «Курица, возьми бессонницу у (имя), дай свой сон». (Выбор курицы не случаен. В верованиях большинства славянских народов она рассматривалась как воплощение женского и материнского начала. Отсюда возникло традиционное наименование ребенка цыпленочком).Со временем появилось аналогичное обращение к коту: «Кошки, коты, / Принесите дремоты».
Как ночное животное кот считался носителем сна, поэтому его образ заместил курицу, ритуальное значение образа которой было утрачено. Перед тем как ребенка первый раз уложить в колыбель, туда помещали кота, чтобы на него пали возможные козни злых сил. «Спивать кота» - у белорусов и украинцев означает убаюкивать ребенка пением.
У народов, живущих в тайге, зафиксированы колыбельные песни, содержащие обращения к медведю и волку – важнейшим тотемным животным. С первых дней жизни ребенка мать просила их оказать покровительство.
После принятия христианства в колыбельных песнях появляются образы традиционных защитников - ангелов, святых, господа Бога, которых призывают для помощи и благословения. Чаще всего обращаются к Богородице с просьбой защитить младенца от нечистой силы, уберечь, усыпить:
Успения Мать,
Уложи младеня спать
На тесову на кровать.
В колыбельных песнях встречаются не только благопожелательные обращения. Известны тексты, в которых ребенку желают смерти.
В ходе эволюции колыбельные песни утратили магическую функцию, но тексты продолжали сохраняться в памяти. По древнейшим моделям стали создавать новые и новые произведения, носившие чисто практический характер. Ежедневное исполнение песен позволило сохраниться как древним текстам, так и новым, появлявшимся в практике ухода за детьми.
В колыбельных песнях матери рассказывали о радостях и горестях своей жизни, о своих хозяйственных заботах, о том, что их занимало в данное время. Одновременно ребенок получал некоторые сведения об окружающем его мире, постигал особенности родной речи. Отвлекаясь от работы из-за ухода за ребенком, мать могла спеть такую песню:
Спи, поспи,
А мы потеряли денек,
А не пряли простыньки,
Не мотали мотки,
Не ткали поставки.
В колыбельной песне всегда отражались идеалы своего времени. В дореволюционных записях встречаются пожелания богатства, общественного положения:
Спи, Ванюша, в камке,
Пробудись в тафте,
В алом бархате.
Станешь в Питер ходить,
Серебро, золото носить.
После пожелания богатства и обеспеченной жизни в колыбельной песне подробно описываются самые разнообразные занятия - рубка дров, приготовление пищи, уход за полем, ткацкие работы. Иногда встречается описание будущей жизни ребенка:
Вырастешь большой,
Недосуг будет спать,
Надо работу работать,
Орать, боронить,
Огород городить,
В лес по ягоды ходить,
По коровушку ходить.
Под влиянием обрядовых, в частности величальных песен, в колыбельных песнях появляются описания идеальной колыбели, у нее: «огибочка шелкова», «рог золотой», «подушечка перинка», «одеяльце соболье», «очепок вересовый». Часто сравнивают колыбель и вещи кота; понятно, что у ребенка все оказывается лучше, чем у животного:
У котика, у кота
Колыбель хороша,
У моего Сашеньки
Лучше его.
У кота, кота
Перинушка мягка,
У моего Сашеньки
Мягче его.
У кота, кота
Подушечка бела,
У моего Сашеньки
Соболиная лежит.
Основным приемом становится сравнение, сопоставляются не только предметы, но и окружающие, родственники, например, говорится, что «у кота мачеха лиха». В колыбельных может содержаться связный рассказ. Повсеместно распространена русская песня о мужике (хозяине, барине, Федоре и т. д.), у которого полна хата ребят. Варьируются начало и конец, но основная часть текста сохраняется:
Баю-баюшки, баю.
Живет мужик на краю.
Он не беден, не богат,
Полна горница ребят.
Все по лавочкам сидят,
Кашку масляну едят.
Концовка существует в двух вариантах, в одном перечисляются ребята:
Первый Гришка,
Второй Мишка,
Третий Ванюшка сынок,
Сынок милый паренек.
В другом тексте встречаем иную концовку:
Кашка масляная,
Ложка крашеная,
Ложка гнется,
Нос трясется,
Сердце радуется.
В колыбельных песнях XIX века встречаются реалии, упоминания, не связанные с крестьянским бытом, называются такие предметы, которые в крестьянской обстановке не встречаются. Дитя качают «нянюшки, мамушки, сенные девушки», они «прилюлюкивают», что ребенок, когда вырастет, будетНянюшкам и мамушкам
Обновочки дарить,
Сенным девушкам -
По платьицу,
Старым старушкам -
Подзатыльнички.
(Подзатыльничек - женское головное украшение).
Параллельно упоминаются терем, золотое монисто у маменьки, соболи и куницы у папеньки, камка, парча, алый бархат; колыбель ребенка декоративно украшена: «крюки золотые, ремни бархатные, колечки витые». Очевидно, что подобные песни зародились в одной социальной среде и затем перешли в другую.
В текстах, записанных в крестьянской среде, редко встречаются мечты о школе и обучении; попадаются редко, практически отсутствуют пожелания типа:
Станешь в школу ходить,
Станешь книжки учить,
Выучисся в книжке,
Станет батюшка женить...
Они появляются лишь с середины XIX века. Можно предположить, что подобная песенка сложилась среди крепостных, тем более что запись ее относится к 1857 году. В фольклоре разных народов встречаются колыбельные песни, в которых говорится о работе членов семьи:
Баю, баиньки-баю,
Отец пошел за рыбою,
А матушка дрова рубить,
А бабушка уху варить.
В колыбельных часто встречается описание покупок на ярмарке или в городе, одного из значительных событий в крестьянской семье:
Байки, побайки,
Куплю матери китайки,
Отцу кумачу,
Братцу бархатцу,
Сестре ленточку,
Дедке - сапоги,
Бабке – коты.
Ей к обедне ходить.
(Коты – вид женской валяной обуви).
Ребенок всегда получает какой-нибудь подарочек или обновку:
Купим сынку валенки,
Наденем на ноженьки,
Пустим по дороженьке.
Достанутся ребенку и гостинцы:
Под подушкой калачи,
В руках прянички,
В щечках яблочки.
Сюжет колыбельной песни развивается динамично, в каждом стихе развертывается новая картинка, поскольку ребенок не может долго задерживать свое внимание на одном предмете.
Для колыбельных песен характерна персонификация предметов и явлений окружающего мира, наделение животных чертами и качествами людей. Главным персонажем славянских колыбельных песен является кот. Он становится первым объектом наблюдения для ребенка - живет в избе, привлекает внимание своими движениями, игривостью, мягкой шерсткой. Кот изображается весьма подробно, с присущими ему внешними признаками, повадками и привычками:
Котик, коток,
Серый хвосток,
Шейка твоя белогорлистая.
Вместе с тем кот занят своими обычными делами:
Сирый кит
На колодку скик,
Зпиймав мышку,
Пустив у колыбку,
Мышка буде грати,
Ваня буде спати.
Воспринимая кота как помощника матери, его зовут ночевать, ребенка качать и обещают всякие награды: «кувшин молока, конец пирога», «тапы в лапы», «склянку вина», «редьки хвост и великий пост», «сошьем тебе чоботы по самые животы», «хвостик вызолочу, лапки высеребрю» и т.д.
Кота уговаривают не ходить к чужим детям:
Не качай ты, коток,
Чужих деточек
Малолеточек.
Поди к нам ночевать
Да Ванюшу качать.
Кот осердился,
На печку спать ложился,
Онучи в голову клал
И Ванюшу не качал.
Приобретая человеческие качества, кот совершает обычные повседневные действия, выполняет традиционную домашнюю работу:
Кошка лыки дерет,
Коту лапти плетет.
Или:
Вымети сени,
Вымый ложки,
Погуляй трошки.
Иногда кот ведет себя как воришка, слизывает сметану, творог. Описания проказ кота, напоминающие типичные детские шалости, часто заканчиваются нравоучениями:
Не лизь на колодку,
Бо разобьешь головку.
Кот не послушался,
Пошел по водицу,
Тай упал в крыницю.
Во многих песнях говорится о вороватом коте:
Повадился котокПо сметану, по творог.
Как увидели кота
Два лакея из окна,
Они хлопнули окном,
Побежали за котом.
Ударили чоботом.
Иногда кот оказывается не виноват в случившемся, бывает и так, что
Повар пеночки слизал,
На меня, кота, сказал.
Другие животные упоминаются реже, иногда на месте кота оказывается зайчик, а в колыбельных северных губерний можно найти соболей, куниц, лисиц.
Персонажами колыбельных песен могут становиться и птицы. Чаще всего в колыбельных появляются голуби, или, как их называют на детском языке, гуленьки. В песнях рассказывается, как голуби прилетают на колыбель ребенка и думают о том, чем бы его накормить, напоить, утешить и порадовать. Образ кроткого, нежно воркующего голубя олицетворяет нежность и заботу. Обилие уменьшительных префиксов, повторение буквы «л» в словах передают их воркование:
Люли, люли, люлиньки,
Сели гули налюлиньку,
Стали гули ворковать,
Чем Ванюшу нам питать?
Чайком, молочком, сахарком,
Залетели в уголок,
Зажигали огонек,
Стали кашку варить,
Стали Ваню кормить.
Реже в колыбельных упоминаются другие птицы - куры, вороны, грачи:
Ай качи, качи, качи,
Прилетели к нам грачи.
Они сели на ворота
Ворота-то - скрып, скрып,
А Коленька спит-спит.
В колыбельных песнях также встречается персонаж, которым пугают ребенка. В русском крестьянском быту им может стать и медведь, и «серый волк», и «бука», и другие страшные для ребенка существа:
Придет серенький волчок,
Схватит Катю за бочок,
Утащит ее в лесок,
Закопает во песок.
Станут Катеньку искать
По болотам, по мохам...
Мать уговаривает ребенка спать: «Спи, сынок, спи, пёстышек. Спи, а то бука придет». Ребенок плачет. Тогда мать говорит: «Писаный ты мой, спи. И кошка спит, и Жучка спит, и мама спит, и сыночку спать хочется-хочется». Ребенок продолжает плакать: «Сыночек, бука идет. Вон, вон, слушай!»
Мать поет грубым голосом:
Я на липовой ноге,
На березовой клюке.
«Слышь, бука идет - спи, спи!»
Опять грубым голосом:
Я на липовой ноге,
На березовой клюке.
И земля-то спит,
И вода-то спит!
Ребенок что-то испуганно спрашивает. Мать: «Спи, спи. А то вон она, букарка-то, идет. Закрой глазки, спи!» Ребенок пытается разговаривать. Мать опять поет грубым голосом:
Все по селам спят,
По деревням спят,
Одна баба не спит
Да наш Ванюшка,
И та бабочка не спит,
Мою шерсть прядет,
Мое мясо варит.
«Спи, вон, вон бука-то за тобой идет. Не дадим тебе, бука, Вани». Ваня спит. «Иди, бука, прочь. Ванюшка спит»!
Обычно к ребенку обращаются с пожеланиями сна, здоровья, роста, иногда содержатся просьбы слушаться окружающих, не ложиться на край, не капризничать, не поднимать головы:
А баю-баю, баю,
Не ложися на краю.
Придет серенький волчок,
Тебя схватит за бочок
И утащит во лесок
Под ракитовый кусток.
Там птички поют,
Тебе спать не дают.
К животным, птицам, мифологическим персонажам обращаются с просьбой не пугать ребенка и помочь ему заснуть. Поэтому часто встречаются императивные формы: «Поди, муха, под сарай, / Нашу Маню не пугай. / Бай-бай-бай».
Древние колыбельные песни не имели рифмы, ее заменяли повторы однотипных слов или побудительных междометий («Баю-бай, засыпай / Скоро глазки закрывай»). Позже появились припевы, основанные на междометиях («Баю-бай», «Люли-люленьки», «А-а-а»), придавшие тексту монотонность и размеренность. «Они могут становиться зачином, концовкой, связующим элементом песен, исполняемых последовательно, а также выступать в роли самостоятельных попевок.
С помощью припевов создавался своеобразный ритмический рисунок, усиливаемый переносами, анафорами и эпифорами.
Закономерное чередование ударных и безударных слогов отсутствовало. Каждый стих имел по два опорных ударения, вокруг которых свободно группировались безударные слоги. Рифма и размер прежде всего появились в запевах, припевах, концовках песен. Чаще всего в колыбельных песнях используется четырехстопный хорей с мужской или женской рифмой.
В колыбельных песнях XIX века, как правило, употребляется хорей с пиррихием или хорей и ямб. Дактилическая рифма встречается значительно реже. Данная рифмовка сближает песни с разговорной речью, делает их доступными для детей.
К особенностям колыбельных песен можно отнести преимущественное употребление существительных и глаголов. В колыбельных песнях встречаются различные повторы: аллитерации, ассонансы, синонимы, тавтологические слова и выражения, повторы слов в одном стихе, повторы начальных слов смежных стихов, цепевидных повторений слов смежных стихов, повторений целых стихов, местоимений с предлогами и без предлогов, служебных слов, звукоподражаний. Одни участвуют в создании системы обращений, другие придают повествованию динамику и в то же время обеспечивают однотонный ритм.
Возможности развития колыбельных песен исследователи видят в использовании как колыбельных семейно-бытовых, социально-бытовых песен, баллад, усилении влияния литературы.
"Более половины современного репертуара колыбельных заимствовано из разных жанров - прибауток, потешек, песен, частушек, игровых приговорок, считалок. Можно говорить об использовании жанровой структуры народных колыбельных профессиональными поэтами и композиторами», - считает М.Н. Мельников.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Фольклор в воспитании детей играет важную роль. Деление его на жанры позволяет в определённом возрасте ребёнка обогащать его духовный мир, развивать патриотизм, уважение к прошлому своего народа, изучение его традиций, усвоение морально-нравственных норм поведения в обществе.
Приобщение ребёнка к народной культуре начинается с детства, где закладываются основные понятия и примеры поведения. Культурное наследие передаётся из поколения в поколение, развивая и обогащая мир ребёнка.
Колыбельные песни, по мнению народа – спутник детства. Они наряду с другими жанрами заключают в себе могучую силу, позволяющую развивать речь детей дошкольного возраста. Колыбельные песни обогащают словарь детей за счет того, что содержат широкий круг сведений об окружающем мире, прежде всего о тех предметах, которые близки опыту людей и привлекают своим внешним видом, например, "заинька".
Грамматическое разнообразие колыбельных песен способствует освоению грамматического строя речи. Обучая детей образовывать однокоренные слова, можно использовать эти песни, так как в них создаются хорошо знакомые детям образы, например образ кота. При чем это не просто кот, а «котенька», «коток», «котик», «котя». К тому же положительные эмоции, связанные с тем или иным с колыбели знакомым образом, делают это освоение более успешным и прочным.
Колыбельная, как форма народного поэтического творчества, содержит в себе большие возможности в формировании фонематического восприятия, чему способствует особая интонационная организация (напевное выделение голосом гласных звуков, медленный темп и т.п.), наличие повторяющихся фонем, звукосочетаний, звукоподражаний. Колыбельные песни позволяют запоминать слова и формы слов, словосочетания, осваивать лексическую сторону речи. Невзирая на небольшой объем, колыбельная песня таит в себе неисчерпаемый источник воспитательных и образовательных возможностей.
Фольклор материнства и детства является уникальным средством для передачи народной мудрости детям на начальном этапе их развития.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Аникин В. П. Фольклор как коллективное творчество народа. М., 1969 год.
2. Капица Ф. С. Русский детский фольклор: Учебное пособие для студентов вузов / Ф. С. Капица, Т. М. Калядич. – Флинта: Наука, 2002 год.
3. Кравцов Н. И. Проблемы славянского фольклора. М., 1972 год.
4. Лойтер С. М., Неелов Н. М. Современный школьный фольклор: Пособие-хрестоматия. – Петрозаводск, 1995 год.
5. Русское устное народное творчество. Хрестоматия по фольклористике: Учеб. пособие / Сост. Ю. Г. Круглов, О. Ю. Круглов, Т. В. Смирнова; под ред. Ю. Г. Круглова. – М.: Высш. шк., 2003 год.
Назначение колыбельных песен убаюкать, усыпить ребенка. Творцамиколыбельных песен преимущественно являются матери и бабушки, а пользуютсяими все, кто нянчит детей.Большинство колыбельных песен раскрывает огромную силу прежде всегоматеринской любви. Но одновременно они внушают любовь к детям всем, ктоисполняет их в процессе заботливого ухода за ребенком, т.е. так или иначестимулируют самовоспитание; особенно это важно в тех случаях, когда замаленькими детьми присматривают дети постарше. Детям, лежащим в колыбели,слова песни еще непонятны, но нежность, вложенная в мелодию и словапробуждает их душу и сердце, как бы готовит почву, создает благоприятныеусловия для последующих воспитательных воздействий. Колыбельная песнь -величайшее завоевание народной педагогики, она нераздельно соединена спрактикой воспитания детей именно в том самом нежном возрасте, когдаребенок - еще беспомощное существо, требующее постоянного заботливоговнимания, любви и нежности, без которых он просто не выживет.Основное содержание колыбельных песен - любовь матери к своему ребенку, еемечты о его счастливом будущем [9;90]. Колыбельные песни народов собиралисьплохо, утеряны многочисленные импровизации, отличавшиеся, как можнополагать, изумительными поэтическими и педагогическими достоинствами.У всех народов были свои поэты, создававшие колыбельные песни. В устахмамушек и сенных девушек, вынянчивших не одного ребенка, массовыеколыбельные песни получили особенно богатую художественную обработку. Этиталантливые исполнители и создатели колыбельных песен - баюкалы,баюкальщицы, баюкалки, пестуны, припеваши - всегда были выходцами изнарода.Улучшая народные творения, они возвращали их обратно народу, таким образом,шел процесс постоянного обогащения песенного арсенала.Талантливые создатели и исполнители колыбельных песен одновременнобыли и талантливыми педагогами, любили детей. И дело отнюдь не в том, чтобез любви к детям не создать прекрасных колыбельных песен, а еще и в ихнепосредственном воздействии на ребенка. Редкая из песен проверяется вреальном действии, а колыбельная песня была именно такой: она неисполнялась просто так, ею усыпляли детей в колыбели. Такое соединениеталанта поэта с талантом педагога было характерным явлением в народе. Еслилучшими создателями колыбельных песен могли быть и воспитатели чужих детей,то лучшими в мире их исполнителями могли быть все-таки только матери. Вэтом смысле материнское чувство совершенствовало не только поэзию и музыкународа, но и сокровенные движения души человека, его духовное богатство,самые нежные и самые человечные стороны народной нравственности.Заслуживающими внимание средствами воспитательного воздействияявляются пестушки и потешки. В них подрастающий ребенок всецело занимаетвнимание взрослого. Пестушки получили свое название от слова пестовать -нянчить, носить на руках. Это короткие стихотворные припевы, которымисопровождают движения ребенка при пестовании.Пестушки имеют смысл только при сопровождении их тактильным приемом -легким телесным прикосновением. Ласковый массаж, сопровождаемый веселойнезатейливой песенкой с отчетливым произнесением стихотворных строк,вызывает у ребенка бодрое, веселое настроение.Пестушки постепенно переходят в песенки-потешки, сопровождающие игрыребенка с пальцами, ручками, ножками. В этих играх уже часто присутствует ипедагогическое - наставление в трудолюбии, доброте, дружелюбии.Потешки, которыми пользовались старшие, забавляя и успокаиваниямаленьких детей, интересны не только тем, что очень рано пробуждает у нихтрудовой интерес. В них, кроме этого, настойчиво проводится мысль опервостепенной важности труда в жизни. Превыше всего – труд, и самыймаленький ребенок должен это понимать и благоприятствовать работе взрослых.Мешать работающему – самый недостойный поступок. Так считалось в чувашскойсреде.В потешках в занимательной форме рассказывали детям о копнах сена,козлятах, отбеливании холста на снегу, об охоте и о многом другом [9;27].Отрочество - период детства, наименее богатый песнями. Младшиеподростки поют песни раннего детства, старшие подростки -