Урок-исследование по поэме А.Блока Двенадцать (11 класс)
Урок- исследование по поэме А.Блока «Двенадцать» ( 11 класс)
Поэма «Двенадцать»: слава революции или сатира на революцию?
Слово учителя (презентация)
1 слайд
В январе 1918 года А. Блок написал поэму «Двенадцать». Поэма вызвала многочисленную и разноречивую критику. Ни одно произведение А. Блока не могло сравниться с ней по популярности в России и тем более за рубежом.
При жизни автора за три года она была переведена на несколько европейских языков. Эта поэма не походила ни на что созданное прежде и производила на современников двойст-венное впечатление. Блоку неслось вслед: «отдал себя силам сатанинским», «трепак по лужам крови», «сплав омерзения и обожания». Многие петроградские писатели отвернулись от Блока. Зинаида Гиппиус послала Блоку свой сборник «Последние стихи» с вложенным посвящением: «Я не прошу. Душа твоя невинна. Я не прощу ей – никогда». Это был вызов и объявление о разрыве.
И.А. Бунин закипал при одном упоминании «Двенадцати». Владимир Маяковский говорил: «Поэмой зачитывались «белые» и «красные». Те и другие считали, что Блок с ними. Кругом раздавались противоречивые оценки, попытки понять блоковское восприятие революции
2 слайд
Читаем высказывания и определяем цели урока:
1. «поэма направлена против революции в целом»
Ф.Рива
2. «Поэма А.Блока «Двенадцать» - это Октябрьская революция, отлитая в бронзу»
А.В. Луначарский
3. «Блок написал глубоко реальную вещь. Этот Блок, уступивший свой голос большевикам-красногвардейцам, остается подлинным Блоком».
М. Волошин
3 слайд
Учитель:
Возникает вопрос: так чем же является поэма Блока «Двенадцать»: славой революции или сатирой на революцию? В ходе сегодняшнего урока мы постараемся ответить на этот вопрос.
Запись в тетрадь темы урока, высказываний, осмысление.
4 слайд ( фоном звучит музыка - Скрябин «Революционный этюд»)
Учитель:
Вопросы о революции, доныне больные и жгучие, задавались поэзией и прозой сразу после Октября 1917 года.
Так что же такое революция? «Праздник трудящихся и угнетенных» или «окаянные дни»? Была ли она прологом к всеобщему благу или осталась в памяти как начало мучительного эксперимента?
Давайте вспомним, какую оценку давали ей писатели и поэты, с чьим творчеством мы уже познакомились. (Учащимся было предложено предварительное домашнее задание)
Отвечают учащиеся, при необходимости учитель помогает.
Цитаты:
«Мы живем по горло в крови и грязи, густые тучи отвратительной пошлости окружают нас»;
«Великое счастье свободы не должно быть омрачено преступлении ем против личности»;
«Ленин «вождь» и «русский барин», он считает себя вправе проделать с русским народом жестокий опыт, заранее обреченный на неудачу»;
«Октябрьская революция – «безумная авантюра», «это взрыв зоологических инстинктов»;
«Революция – эксперимент, за который русский народ заплатит озерами крови».
М.Горький «Несвоевременные мысли»
Революция - «заблудившийся трамвай» - не знает, куда несет! (Н.Гумилев)
Революция – «окаянные дни». И.А. Бунин понял, что после революции России как великому государству конец.
Читаем цитаты, записываем в тетрадь.
Учитель:
Что же думал о революции А. Блок? Что он хотел сказать своей поэмой?
Чтобы понять произведение, нужно узнать, как автор относился к изображаемому событию. В этом нам помогут документы, свидетельства, письма, воспоминания. В анкете, предложенной писателям в 1918 году на вопрос: «Может ли интеллигенция сотрудничать с большевиками?» Блок ответил: «Может и обязана».
Сообщение ученика о статье «Интеллигенция и революция».( («Всем телом, всем сердцем, всем сознанием – слушайте революцию»).
Учитель:
Мы услышали, как воспринял революцию человек, человек, ждущий преображение России, а как почувствовал ее художник, мы поймем, обратившись к самой поэме.
– Какие вопросы возникли по содержанию поэмы и что вам не понятно?
Комментированное аналитическое чтение 1 главы.
Читаем 1 строфу.
- Почему Блок предпочел для поэмы такое начало?
- Контрастом 2-х цветов – «черный - белый» задан настрой на восприятие отраженных в поэме противоречий самой действительности, непримиримости противоборствующих сил. Свет и тьма, добро и зло, старое и новое.
На фоне цветового контраста в строфу врывается ее основное «действующее лицо»: «Ветер! Ветер!» Вспомните, какое значение у Блока имел этот постоянный символ. (стихия, перемена)
Четырежды повторенной в 1-й строфе, слово это поднимается поэтом до обобщения- символа:
Ветер, ветер –
На всем божьем свете!
Весь мир охвачен таким ветром, мятущимся и мятежным, все переворачивающим на своем пути или сметающим прочь. В записке о «Двенадцати» Блок пояснял: «поэма написана в ту исключительную и всегда короткую пору, когда проносящийся революционный циклон производит бурю во всех морях - природы, жизни и искусства». Мы видим разгулявшуюся природную стихию – ветер хлесткий, вьюгу, метель. Закружившееся время. Все сместилось, «на ногах не стоит человек».
Так, в 1-й главе создается фон, где будет происходить действие. Ветер «рвет, мнет настоящее, «прохожих косит», старая жизнь уходит из-под ног – «всякий ходок скользит», и перед читателем и автором встает вопрос: «куда он загонит Россию?»
- Почему действие происходит вечером? (Вечер – время дня, его угасание, переход от дня к ночи – символ уходящей в прошлое жизни).
Читая поэму, мы оказываемся в январском Петрограде 1918 года. Что мы видим и что слышим на улицах Петрограда?
Сообщение ученика. (Плакат «Вся власть Учредительному Собранию!», плачущая старушка, буржуй на перекрестке, писатель-вития, товарищ поп, бродяги. Чувствуется присутствие большого количества людей, слышатся их голоса. Лексический анализ поэмы подводит к выводу, что это – голос народа. Голоса Блока нет. Жена поэта Любовь Дмитриевна говорила, что Блок никогда не читал поэму со сцены.
- Почему? ( Он не умел говорить чужим голосом).
Распределение учащихся на группы. Работа по группам. (20-25 мин.)
Каждой группе предлагаются карточки-задания, в которых указываются главы поэмы и вопросы, необходимые для дальнейшего обсуждения произведения.
Представление групповых исследовательских работ учащихся – сообщений по карточ-кам-заданиям.
По окончании выступления докладчика учащимися могут быть заданы вопросы действующей группе.
Карточка-задание (2-3 главы):
Определите главных героев поэмы.
Найдите портрет «двенадцати» в тексте: как он характеризует героев?
Какие поступки они совершают?
Кого из героев можно назвать «представителями старого мира»?
Где сосредоточены эти герои и почему?
Какое выражение повторяется в главе 3 раза?
Как вы объясните слова: «Пальнем-ка пулей в Святую Русь – в кондовую, в избяную, в толстозадую!»
Как вы объясните обращение красноармейцев к Богу?
Карточка-задание (4-6 главы):
Каково прошлое Катьки, Ваньки?
Что патрульные знают о ней? Что ставят в вину?
Чем должен заниматься патруль? Что входит в его обязанности?
Почему патрульные могут позволить себе стрелять в Ваньку, хотя его положение явно выше?
Хотели ли они убить Катьку?
Является ли Катька жертвой революции? Не слишком ли сурово наказание?
Помогают ли образы Катьки, Ваньки узнать еще что-нибудь о красногвардейцах?
Почему в этот момент торжества и произвола и жестокости снова появляются слова «революционный призыв»? Катька – «враг неугомонный»?
Карточка-задание (7-9 главы):
Как красноармейцы воспринимают признание Петрухи в любви к Катьке?
Какое влияние они оказали на Петруху? К чему призывали?
Почему Петруха вновь «повеселел»?
Как развлекаются патрульные, чтобы отвлечься от тяжелых мыслей?
Почему им скучно? Неужели наступает пресыщение убийством, грабежом, насилием?
Какие образы возникают в 9 главе? Почему возникает именно образ пса?
Случайно ли дан буржуй на перекрестке? Что такое перекресток?
Как вы понимаете образ – человек-вопрос?
Карточка-задание (10-12 главы):
За что товарищи осуждают Петьку?
От чего, по их мнению, его должен был спасти «золотой иконостас»?
Обратите внимание на то, как изменилась погода. Как реагирует природа на происходящее? Найдите образы-символы и объясните их.
Что значит «идут без имени святого?» Что значит вдаль?
Почему поступь патрульных становится «державным шагом»?
Почему пес, символизирующий старый мир, «ковыляет позади» и не отстает?
Какое значение, по-вашему, имеет образ Христа?
Какое значение приобретает число «двенадцать» и название поэмы, когда появляется образ Христа? Что символизирует этот образ?
Возможные комментарии учителя к сообщениям учащихся.
Анализ 2 главы.
Патруль. Почему 12? (12 апостолов Христа, 12 разбойников атамана Кудеяра (Некрасов), из 12 человек состоял патруль-пикет первоначально) Случайно ли, что имена совпадают: Андрюха, Петруха – имена апостольские!
- Какими вы увидели этих 12 человек? Как Блок характеризует их? ( «На спину б надо бубновый туз!» - цветная заплатка, которой отмечали уголовников. Герои поэмы – голытьба, потенциальные каторжники Блок увидел стихийный разгул масс. (Вспомним лозунг «Грабь награбленное!» из «Собачьего сердца» М.А. Булгакова).
-Какое выражение повторяется в главе 3 раза? Троекратный повтор – очень важная деталь! («Эх, без креста!», поговорка «Креста на тебе нет» - упрек в отсутствии совести. Отменены все старые заповеди, свобода без креста – неприятие религии. Они взяли на себя миссию апостолов, они верят, что несут миру царство справедливости).
Обращаем внимание на повтор стиха «Кругом – огни, огни, огни». Этим повтором как бы окольцована основная часть главы, и тут же слышим призыв: «Революционный держите шаг!»
Речь красногвардейцев неправильна, шутки грубы, темы разговора грубы, обращаем внимание на последние слова: «Пальнем в Русь!» Объяснить эти слова. Кондовая –
исконная, сохранившая старые обычаи.
Анализ 3 главы
Мировой пожар – разрушение, уничтожение
Почему к Богу обращаются? (Они из старого мира, в котором благословление Господне было обязательным для любого начинания)
Анализ глав 4-6
Каково прошлое Катьки, Ваньки?
Является ли Катька жертвой революции?
Не слишком ли сурово наказание? Обращаем внимание на глумление над трупом – «лежи, ты падаль на снегу».
Почему в этот момент торжества и произвола и жестокости снова появляются слова «революционный призыв»? Катька – «враг неугомонный»?
Анализ глав 7-8
Как красноармейцы относятся к признанию Петрухи? Они не переживают вовсе: в их системе ценностей то, что они совершили является поступком обыденным, не заслуживающим переживания.
Какое влияние оказали на Петруху?
Разрушение души, потеря раскаяния и милосердия.
Как развлекаются патрульные, чтобы отвлечься от тяжелых мыслей? Почему им скучно? Неужели наступает пресыщение убийством, грабежом, насилием?
Анализ глав 9
Случайно ли дан буржуй на перекрестке? Что такое перекресток? Определите свое отношение к буржуа. Как вы понимаете образ – человек-вопрос?
Анализ глав 11-12
Что значит «идут без имени святого?» Что значит вдаль?
Подведение итогов исследования.
Поэма вобрала и отобразила в поэтических образах впечатления, возникшие по горячим следам событий. Впечатления, еще не отстоявшиеся, не отодвинутые временем на расстояние, с которого можно окинуть их оценивающим взглядом. В поэму врывается вихрь на лету схваченных наблюдений, новостей, ощущений, сначала кажущихся кутерьмой- неразберихой. Они поражают своей свежестью и безусловной, почти документальной правдивостью. В революции Блок увидел стихию, согласился с ее закономерным характером, но при этом разглядел ее жестокое лицо, во многом предугадал ее гибельные последствия. Представлял ее силы более разумными, гуманными. «В своей знаменитой, переведенной на многие языки поэме «Двенадцать» Блок надорвался» В. Маяковский.
Написание «Двенадцати» было трагичным для поэта. Он говорил, что после услышанной им музыки революции некоторое время слышал страшный шум и гул, а потом совсем перестал слушать музыку – оглох.
Выставление оценок.
Домашнее задание:
Написать сочинение-миниатюру «Поэма А.Блока «Двенадцать» - это»