Проект Социализация личности как основа ыормирования будущего гражданина


Министерство образование и науки Донецкой Народной Республики
Седовская общеобразовательная школа I – III ступеней
администрации Новоазовского района
Марафон – проект
Социализация личности как основа формирования будущего гражданина

Руководители проекта:
Лях Т.В., директор Седовской ОШ, учитель - методист


пос. Седово
2017 год
Историческое значение каждого человека измеряется его заслугами Родине, а человеческое достоинство - силою его патриотизма
Н.Г. Чернышевский
І. Вводная часть
Общие положения. В Законе «Об образовании» Донецкой Народной Республики в ст. 3 п. 4 сказано, что одним из главных принципов государственной политики является воспитание гражданственности, патриотизма. Эти принципы определяют современную систему образования, ориентированную на формирование таких качеств юных граждан, как приверженность демократическим ценностям, чувство социальной ответственности, неравнодушное отношение к судьбе родины.
Название проекта «Социализация личности как основа формирования будущего гражданина»
Разработчики проекта: Лях Т.В. – директор Седовской общеобразовательной школы I – III ступеней, учитель -методист; Ермолова Г.А. – заместитель директора по учебно – воспитательной работе Седовской общеобразовательной школы I – III ступеней, Старший учитель
Гипотеза. Социально – педагогическая поддержка становления личности школьника способствует воспитанию идеала гражданина в государстве
Цель данного проекта:
Содействовать формированию сознательного гражданина, эффективно участвующего в демократическом процессе становления государства
Задачи:
-организовать педагогическую поддержку системы ученического самоуправления;
-разработать и ввести в педагогическую практику программу гражданско - патриотического воспитания;
-инициировать взаимосвязь органов местного и ученического самоуправления;
-формирование у молодых граждан активной гражданской позиции, социализации учащихся школы;
-привлечение внимания учащихся к актуальным социальным проблемам, близких и учащимся, и местному сообществу;
-воспитывать чувство долга по отношению к обществу, понятие долга общества по отношению к отдельной личности;
-формировать представление о государстве как регулятивном аппарате общественной жизни;
-воспитывать уважительное отношение школьника к атрибутам государственной власти;
-включение обучающихся в реальную практическую деятельность по разрешению проблемы силами самих учащихся.
Место реализации проекта: Седовская общеобразовательная школа I – III ступеней. Проект является долговременным и практико - ориентированным
Участники проекта: учащиеся, педагоги, органы местного самоуправления, родители, общественность.
Актуальность проекта
В современных условиях развития ДНР патриотическое воспитание учащихся трудно осуществлять без учета значительного политического, идеологического, социально-психологического и воспитательного потенциала образовательного процесса.
Актуальность данного проекта обусловлена следующими причинами:
-во-первых, отмечается рост требований государства к общеобразовательному учреждению как социальному институту развития социальных качеств личности школьника, гражданина – патриота молодого государства;
-во-вторых, появляется необходимость развития психологически жизнестойкой, социально конкурентной личности выпускника, способной эффективно функционировать в новых социокультурных условиях;
-в-третьих, ставится задача более эффективной коммуникативной самореализации личности как патриота – гражданина, для достижения высокой самоэффективности.
Научно-методические основы разработки проекта: Необходимость разработки проекта обусловлена тем, что без разработанной стратегии сложно доказать приоритетность воспитательно-образовательной деятельности школы в формировании социализированной личности и скоординировать разрозненные усилия всех заинтересованных   лиц.
Условия ресурсного обеспечения реализации системы социализации школьников
В системе условий, определяющих реализацию системы, можно выделить следующие ведущие блоки:
-администрация школы;
-педагогический коллектив;
-содержание и организация образовательного процесса;
-школьный коллектив
- управление воспитательной системой.
ІІ. Основная часть
Подготовка работы над проектом
Задачи:
1. Изучить нормативную базу, подзаконные акты.
2. Разработать, обсудить и утвердить программу проектной деятельности по гражданско -патриотическому воспитанию.
3. Проанализировать материально-технические, педагогические условия реализации.
4. Подобрать диагностические методики по основным направлениям проекта.
Развитие и социализация личности школьника как патриота – гражданина не может осуществляться самостоятельно, необходимо целенаправленно воздействовать на неё, создавая для этого психолого-педагогические условия – через содержание учебных предметов, воспитательного процесса и адекватные им технологии и методики.
Администрация Седовской общеобразовательной школы инициировала создание проекта «Социализация личности как основа формирования будущего гражданина», так как система управления социализацией школьников является подсистемой системы «управления образовательным процессом».
Для выявления уровня социальной адаптированности, активности, автономности и нравственной воспитанности учащихся заместитель директора по учебно – воспитательной работе ориентировала классных руководителей на изучение социализированности старшеклассников по методике М.Н.Рожкова (Приложение № 1)
Диагностика по изучению социализированности учащихся 10 – 11 классов дала следующие результаты:
Уровень социализированности учащихся

Высокий уровнень социальной зрелости обучающихся предполагает сформированный непротиворечивый тип ценностных ориентиров в сфере образования. Данная группа респондентов ориентирована на получение основательной образовательной подготовки, на развитие своих интеллектуальных способностей и реализацию творческого потенциала.
 В мотивации выпускников, обладающих средним уровнем социальной зрелости, доминируют мотивы престижа и благополучия. Для обучающихся данной группы характерна неопределенность или противоречивость жизненного выбора, вследствие чего они подвержены ситуативному влиянию.
Для  обучающихся, имеющих низкий уровень социальной зрелости, характерно выраженное отсутствие интереса к учебе и обществ. В их системе мотивации учения доминируют мотивы обязанности и избегания неприятностей. В структуре ценностных ориентаций этих выпускников преобладают внеобразовательные и внепрофессиональные ценности, что свидетельствует о направленности их интересов в другие сферы жизнедеятельности.
Результаты диагностики определили кадровое обеспечение проекта:
Кадровое обеспечение
Группа Функции Состав
Административно-координационная Осуществление общего контроля и руководства.Руководство деятельностью коллектива.Анализ ситуации и внесение корректив. Директор школы, заместитель директора по учебно – воспитательной работе
Консультативная Координация реализации проекта
Проведение семинаров, консультаций. Подготовка и издание методических рекомендаций. Заместитель директора по воспитательной работе
Учителя, руководители кружков и спортивных секций Реализация проекта в системе учебно -воспитательной работы.
Использование современных учебно - воспитательных технологий. Педагог – организатор, учителя, руководители кружков и секций
Специалисты и родители, сотрудничающие со школой, руководители органов местного самоуправления Организация профессиональной помощи педагогам.
Проведение тренингов, круглых столов, встреч.
Диагностика.
Участие в мероприятиях школы Классные руководители, специалисты, представили местного самоуправления,
родители обучающихся
Вся система воспитательной работы в Седовской общеобразовательной школе строится в соответствии с требованиями нормативно – правовыми документами Донецкой Народной Республики. Концепция воспитательной системы школы выстраивается с ориентацией на модель выпускника как гражданина-патриота, образованного человека, личность свободную, культурную, гуманную, способной к саморазвитию. Такой системный подход позволяет сделать педагогический процесс более целесообразным, управляемым и, самое важное, эффективным.
Школа использует свою стратегию и тактику в воспитании, основанную на компетентностном подходе. Исходя из этого, в годовом плане работы школы и задачи школы на 2016 – 2017 учебный год» определены следующие на 2016-2017 учебный год в п. 1.2. «Проблема, основные направления работы принципы образовательной политики школы:
-гуманистический характер обучения;
-общедоступность образования;
-воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;
-демократический характер управления образованием.
Образовательная политика Седовской ОШ определяет содержание и основные пути развития системы гражданско - патриотического воспитания школьников, ее основных компонентов и направлена на дальнейшее формирование гражданско - патриотического сознания молодого поколения, как важнейшей ценности, одной из основ духовно-нравственного единства общества.
Выбор проблемы
Задачи
1.Провести встречи за круглым столом со старшеклассниками и поселковой молодёжью для выявления их гражданской позиции.
2.Выявить проблемы современной молодёжи.
3.Определить проблемы, наиболее важные для нашего региона.
В последнее 20 лет в обществе произошли экономические и политические изменения, которые привели к значительной социальной дифференциации населения и потере духовных ценностей. Встречи за круглым столом, «диалоги на равных» помогли определить наиболее значимые для нашего региона следующие проблемы:
-снижение воспитательного воздействия культуры и образования как важнейших факторов формирования чувства патриотизма;
-постепенная утрата традиционно патриотического сознания,
-деформация в воспитании подрастающего поколения.
В результате администрацией школы была выдвинута гипотеза:
Социально – педагогическая поддержка становления личности школьника способствует воспитанию идеала гражданина в государстве
Функции участников проекта
Деятельность администрации школы
На протяжении всего периода реализации проекта администрация школы:
- ориентирует,
-корректирует,
-контролирует,
-анализирует выполнение данного проекта.
Для успешного решения поставленных задач необходимо регулярно проводить мониторинг.
Мониторинг является объединяющим началом социологического, психологического и педагогического исследования с целью получения целостного представления о личности учащегося.
Для реализации проекта на совещании при директоре выработана модель социализации школьника и определена роль каждого учебного предмета. Особое значение имеет курс «Уроки гражданственности Донбасса».
Модель социализации школьников
Общество
Безопасность и здоровье
Свобода и ответственность
Социальная справедливость
Благосостояние
СЕМЬЯ
Личностная успешность
Социальная успешность
Профессиональная успешность

ЛИЧНОСТЬ

Государство
Национальное единство Безопасность
Конкурентоспособность

Вывод
Для реализации проекта администрации школы необходимо:
1. Научиться исследовать и проектировать реальный процесс управления, обеспечивающий сохранение и развитие школы в современных условиях;
2. Создать условия для успешной социализации детей с учётом социального
заказа общества и родителей.
3.Школа оказывает содействие социализации ребёнка, если соответствующим образом организуют и структурируют методические, управленческие, кадровые и другие ресурсы.
Деятельность педагогов школы
Многое в реализации проекта может сделать учитель, классный руководитель. Для этого на первом этапе необходимо:
-выяснить задатки и способности ребёнка,
-изучить семью и среду окружения,
-создать условия для его развития.
Главным в этом должны стать отношения взаимопонимания с ребёнком, только тогда педагог сможет его направить на путь самообразования, вовлечь в учебную деятельность, в общественные мероприятия, в труд, в творчество, искусство. Учитель ищет соответствующие подходы, формы и методы воспитания.
В связи определены базовые условия успешности социализации школьника.
Базовые условия успешности социализации школьника
создание благоприятных условий для протекания процесса социализации
наличие эмоционально-комфортной атмосферы в классе
состояние психического здоровья



партнёрское сотрудничество и готовность работать в социально-ориентированном процессе
мониторинг показателей воспитания и развития учащихся
обеспечения тесного взаимодействия учителей и родителей


Выработаны такие черты социализации:
Ч
Е
Р
Т
Ы
С
О
Ц
И
А
Л
И
З
А
Ц
И
И


Способность в информационном мире находить нужные знания

Приверженность гуманистическим идеям и ценностям, вырабатывать патриотические качества

Готовность, умение и способность быть значимым и полезным человеком в обществе


Умение и желание ставить перед собой личностно и социально значимые цели и задачи

Наличие воли и способность добиваться поставленных личностно и социально значимых целей


Умение нравственно вести себя в обществе

Проект позволяет учителю обозначить образ выпускника, ориентируя четкое представление об исходных задачах школы
Патриотизм
Осознаёт себя гражданином ДНР, признаёт ценность данного качества
Имеет представление о правах и
обязанностях человека и
гргражданина


Творчество
Имеет потенциальные
способности
Способен к продолжению
Образования
Способен к самостоятельному
творчеству, активен


Семья
Достойный представитель своей семьи
Обладает коммуникативной культурой Ответственный, заботливый
Творчество

На втором практическом этапе учитель выдвигает и реализует задачи для успешной социализации учащихся:
1.Привить необходимые в жизни навыки, дать возможность проявить свои навыки, способности и склонности к определенным видам труда, воспитывать понимание общественно – полезного труда.
2. Формировать у учащихся умение учиться: самостоятельно находить информацию, использовать полученные знания и приводить в систему старые, создавать на основе знаний, умений и навыков новое, творить, изобретать, исследовать.
3.Помочь учащимся осознать свою индивидуальность, уникальность, предназначение; с помощью новых методик корректировать цели дальнейшей деятельности, свой образовательный путь.
4.Развивать и поощрять работу ученического самоуправления.
5.Сформировать нравственные основы личности, повысить уровень духовной культуры.
6. Воспитание правовой культуры, изучение государственной символики, истории родной страны.
7. Усиление значимости досугового компонента, создание условий для самовыражения детей в системе дополнительного образования и внеурочной деятельности
Педагог призван, таким образом, организовать деятельность учащегося, что наряду с учительским контролем формируется самоконтроль и самооценка, становится значимой экспертная оценка результатов учебной – воспитательной деятельности.
Новые взгляды на суть взаимодействия учителя и ученика, роли учителя в становлении личности ребенка влекут за собой использование новых форм учебной работы: проектные, исследовательские и дискуссионные способы организации учебной деятельности. Педагог в большей степени проектирует образовательную среду, формирует ее более насыщенной, чем в традиционной методике. Учитель организует совместную творческую деятельность, совместный поиск ответов на возникающие вопросы, умственный натиск, мозговой штурм.
Вывод
Развитие личности не может осуществляться самостоятельно, необходимо целенаправленно воздействовать на неё, создавая для этого психолого-педагогические условия.
Деятельность обучающихся
Социализация, будучи, по своей природе всеобъемлющим и универсальным процессом, способна привести к позитивным результатам всех участников проекта и, прежде всего, учащихся.
Принципиальное требование к оценке результатов социализации: фиксация не внешней «активности» подростка, не произносимых им слов, а его реальной социальной позиции, ее устойчивости и мотивированности, персональной включенности подростков в реальную позитивную социальную и социокультурную практику. Это – важнейший генеральный результат социализации учащихся.
Уровни планируемых результатов социализации подростков:
-персональный,
-школьный,
-уровень местного социума,
-региональный (общереспубликанский) уровень.
Персональный уровень
Развитие способности:
-сохранять и поддерживать собственное здоровье и не иметь дурных привычек
-поддерживать и развивать товарищеские деловые отношения со всеми старшими и младшими, входящими в круг актуального общения;
-критически воспринимать информацию, транслируемую печатными и электронными СМИ; иметь устойчивый интерес к материалам социальной и социально-культурной проблематики;
-занимать социально ответственную позицию в отношении социально негативных событий и явлений окружающей жизни; реагировать на них в соответствии со своими убеждениями в рамках правовых и нравственных норм;
-быть толерантным к носителям иных культурных традиций;
-относиться к образованию как универсальной человеческой ценности нашего века;
-публично выражать свое мнение, умело используя богатый арсенал вербальных и невербальных средств коммуникации
Школьный уровень
Личное участие в видах деятельности:
-развитие и поддержка гуманистического уклада школьной жизни и системы школьного самоуправления;
-поддержание благоустройства школьного и пришкольного пространства;
-участие в подготовке и поддержании школьного сайта;
-участие в общешкольной поисковой, природозащитной, волонтерской и т.д. деятельности;
-участие в массовых мероприятиях, связанных с престижем школы (спорт, олимпиады, конкурсы и т.д.);
-сознательное и ответственное участие в реализации образовательной программы школы
Уровень местного социума
Личное участие в видах деятельности:
- участие в изучении и сохранении культурно-исторического наследия и достояния и подготовка публичных презентаций по этой работе;
-участие в конкурсах изобразительного и фотоискусства, посвященных актуальным социальным проблемам родного края;
-участие в исследовательских проектах, посвященных изучению на местном материале таких феноменов, как
-«органы власти и управления», «общественные организации и творческие союзы»,
-«учреждения культуры, здравоохранения, внутренних дел и т.д. и их роль в организации жизни общества»;
-проблематика социального здоровья (преступности, употребления наркотиков, алкоголизма и их социальных последствий);
-проблематика уровня и качества жизни местного населения;
-этнокультурные сообщества (народы), проживающие в родном краю (в том числе мигранты), их традиции и праздники; личное участие в развитии межкультурного диалога;
-экологическая проблематика.
Региональный (общереспубликанский) уровень
Личное участие в видах деятельности:
-разновозрастные диспуты (в том числе в Интернет-пространстве), по актуальным социальным и социокультурным проблемам, определяемым самимиучастниками (молодѐжные движения,глобальныепроблемы человечества, патриотизм и национализм, молодежь и рынок труда;
-участие в исследовательских проектах, связанных с проблематикой поликультурных сообществ, взаимовлияния культурных традиций, ценности памятников исторического и культурного наследия родного и близких и дальних народов, культур и цивилизаций; материального, культурного и духовного наследия народов и их ближайших соседей
Роль ученического самоуправления
Цели: Предоставление условий для самовыражения и развития творческого потенциала каждого ученика, повышение его общественного и личного статуса. Формирование культуры межличностных отношений и совместной деятельности. Воспитание чувства честного партнерства. Формирование позитивного социального опыта и развитие коммуникативных способностей.
1.Выборы в орган самоуправления: советы классов, школы.
2.Выборы президента. Президентская кампания проходит по обычной схеме:
- выборы кандидатов от класса
- представление программ кандидатов и создание инициативных групп
- проведение дебатов «Я самый лучший президент»
- тайное голосование
3.Объявление результатов, принятие присяги президентом.
Основные функции органов ученического самоуправления:
-рассматривает и утверждает перспективный план деятельности органов самоуправления;
-решает вопросы, связанные с участием учащихся в управлении школой;
-формирует органы самоуправления в школе;
-вырабатывает и формирует предложения ребят по совершенствованию работы;
-рассматривает и утверждает Положения, памятки, инструкции, регулирующие внутреннюю деятельность учащихся в коллективе;
-заслушивает отчеты и информации, оценивает результаты деятельности органов управления.
Развитие системы ученического самоуправления приобретает высокую степень актуальности в современной социальной, культурной, политической и экономической ситуации.
Модель выпускника в контексте развития ученического самоуправления
Инициативен
Способен к сотрудничеству
Выполняет гражданские обязанности
Развито чувство ответственности за свою страну
Пользуется своими правами
Нравственен
Самостоятельно принимает решения
Личностное самоуправление

Вывод
Для достижения уровня результатов социализации особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, т. е. в защищенной, дружественной просоциальной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребенок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретенных социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).
Результаты деятельности обучающихся:
1.Учатся на собственном опыте и имеют дело с реальными проблемами, с которыми им придётся столкнуться в будущем.
2.Формируется умение работать в группе (коллективе), толерантно относятся к мнению других, уважать их, точку зрения.
3.Развитие индивидуальной культуры.
4.Усвоение знаний. Движущей силой усвоения знаний является познавательный интерес и желание реализовать себя в обществе.
Деятельность родителей
Среди различных социальных факторов, влияющих на становление личности, одним из важнейших является семья. Традиционно семья - главный институт воспитания.
В семье формируется:
-чувство безопасности;
-даётся возможность без страха взаимодействовать с внешним миром;
-учат определённым способам и моделям поведения, свойственным их родителям;
-родители влияют на поведение ребёнка, поощряя или осуждая определённый тип поведения;
-психологический климат семьи влияет на успешность взаимодействия ребёнка с социумом
То, что человек приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность, чтобы школа, семья и общественность имели общие цели. Цель взаимодействия семьи и школы – стимулировать позитивные факторы семейного и общественного влияния на социализацию обучающихся.
Основные черты взаимодействия родителей и школы:
Сотрудничество
Взаимопонимание
Взаимопомощь
Взаимоуважение
Диалог
Конструктивное взаимодействие
Содержание сотрудничества родителей и школы:
Включение родителей в учебно – воспитательный процесс с учётом интересов обучающихся
Родители информируются о достижениях учебно – воспитательного процесса
Опора на положительный опыт семейного воспитания.
Направления деятельности:
Согласование воспитательных действий педагогического коллектива и родителей
Совместная выработка приемлемых способов, методов совершенствования воспитания обучающихся
Организация социально – педагогической помощи семье в трудной жизненной ситуации
Методы:
-общешкольные родительские собрания, лектории;
-участие родителей в работе родительского комитета;
-организация и проведение совместных праздников;
-участие родителей в конкурсах, акциях, проводимых в школе
Вывод
Семья и педагогический коллектив выступают важными институтами социализации в период становления личности обучающихся. Они в равной степени влияют на развитие у ребенка нравственных норм поведения, ответственности перед коллективом, прививают любовь к своей Родине, государству, поэтому важно, чтобы процесс формирования этих аспектов был совместным, целенаправленным и давал положительные результаты
Направления и управление деятельностью
Деятельность школы по социализации личности строится по различным направлениям:
Воспитание гражданина - патриота
Гражданское образование
Я гражданин ДНР
Я и моя семья
Мой родной край
Формирование духовно -нравственных ценностей
Формирование коммуникативных компетентностей
Формирование правовой культуры
Здоровье – твое богатство и безопасность страны

Приложение № 2
Ожидаемые результаты:
    В процессе реализации Проекта, у обучающихся должны быть сформированы следующие качества личности:
-активная гражданская позиция;
-способность нести личную ответственность за судьбу своей семьи, посёлка, Родины;
-чувство патриотизма, верности Родине и готовности служения Отечеству;
-духовность, нравственность, личная и общественная ответственность;
-способность к саморазвитию.
Следовательно:
Г – горячо любит свою Родину
Р –радуется её успехам
А – активно стремится сохранить чистоту окружающей природы
Ж - желает сохранить мир
Д - дорожит именем ДНР
А – адаптируется в обществе, принимает его законы
Н – нуждается в защите и поддержке государства
И – использует свои знания и умения на пользу страны
Н – находит пути выразить свою гражданскую позицию
Вывод
На основании рассмотренных вопросов сформулируем следующие выводы:
Социально – педагогическая поддержка становления личности школьника способствует воспитанию идеала гражданина в государстве
Литература
Гражданственность, патриотизм, культура межнационального общения – российский путь развития. // Воспитание школьников.- 2002. – № 7.
Воронова Е.А. Патриотическое воспитание в современной школе. Программы, мероприятия, игры, Издательство: Феникс, Ростов-на-Дону, 2006
Максименко Н. З. Патриотическое воспитание учащихся - важнейший аспект этнопедагогической подготовки будущих учителей. // Начальная школа 7. - 2000
PsyJournals.ru›О Журнале›2011/n3/47078_full.shtmlmetod-kopilka.ru›proekt…socializacii_uchaschihsya…obrazets.ucoz.ru›index/0-240blogs.bebeshka.info›…sotsializatsiya-shkolnikov/