Реферат Особенности творчества современных писателей на примере рассказа Дениса Гуцко Лю


В XXI веке, стремительно меняется жизнь, а вместе с ней, как нам кажется, и мировоззрение человека, что находит отражение и в литературном творчестве. Особенно это заметно в произведениях молодых авторов.
Взросление молодой литературы России пришлось на период распада СССР, череду локальных войн, трудностей перехода к рыночной экономике. Всё это, конечно, отразилось на творчестве писателей, родившихся в 70-80-е годы прошлого века. Поэтому литература молодого поколения – литература тревожная, ранящая.
В прозе молодых авторов присутствуют и традиции, и авангард, и немыслимые ранее эксперименты. Иногда создается ощущение, что обо всем уже сказано предыдущими поколениями, но пишущая молодежь говорит про свое время, и ей есть, что сказать.
И - самое главное - молодые литераторы ощущают себя и свои тексты, органической частью российского литературного процесса, стремясь, с учетом отечественных литературных традиций, найти свой собственный путь.
В тридцатилетнем возрасте Денис Гуцко неспешно вошел в большую литературу и за несколько лет сумел заявить о себе как об одном из сильнейших молодых прозаиков, собрав достаточное количество имеющихся на сегодня литературных премий России. Стиль молодого писателя в свое время отметил даже такой сдержанный на похвалу критик, как Василий Аксенов, сравнив его с «джазовой импровизацией».
Вообще все, что связано с именем Дениса Гуцко, необычно, начиная с его биографии. Родиной Дениса, русского по национальности, стал г. Тбилиси – куда бежал от раскулачивания дед писателя, донской казак Иван Андреевич Вакула. В семнадцать лет будущий писатель поступил на геолого-географический факультет Ростовского Государственного Университета, по окончании которого служил рядовым в горячих точках страны.
Распад Советского Союза, период войн и прочих беспорядков, последовавших за этим событием, отразились жестокими тяготами в судьбе Дениса Гуцко. Пока будущий прозаик служил в армии, члены его семьи стали свидетелями и жертвами грузино-абхазской войны и вынуждены были перебраться в Ростов-на-Дону. Демобилизовавшись из армии, Денис долгое время не мог получить прописку и устроиться на нормальную работу. Несколько лет он работал охранником в службе безопасности коммерческой фирмы, а в свободное время писал прозу.
Российский журналист и писатель; самый молодой лауреат премии "Букер — Открытая Россия" (2005 год).
Денис Гуцко — грузинский русский. Его роман "Русскоговорящий" во многом автобиографичен. Гуцко родился в Тбилиси в 1969 году. В школе был неисправимым хулиганом, пока в четвертом классе новой учительнице русского и литературы не удалось заинтересовать Дениса книгами. Он начал читать запоем и уверился в том, что обязательно должен стать писателем.
В 1987-м переехал в Ростов-на-Дону, окончил местный университет. По образованию Денис Гуцко эколог-геохимик, и этот выбор — результат увлечения Джеком Лондоном. Но работать по специальности не случилось, в эпоху реформ потребовалось найти более денежный пост. Десять лет служил охранником в банке, в перерывах между дежурствами начал писать. Гуцко вспоминает, что сначала выходило плохо, затем неожиданно появились и стиль, и слог. В 2000 году в местном приложении "Литературной газеты" был опубликован его рассказ "Прирученный лев" — о человеке, вернувшемся из "горячей" чеченской "точки".
Денис Гуцко называет себя писателем-графоманом и говорит, что не может не писать: "Даже если бы ничего не получалось и никто меня не читал, все равно бы писал". Но получается, и читают. Произведения Гуцко печатались в журналах "Знамя", "Октябрь", "Дружба народов", "Волга", "Огонек". В 2002-м по итогам Форума молодых писателей он стал стипендиатом Министерства культуры РФ. Позже награжден российским "Букером" и премией Михаила Шолохова за дилогию "Русскоговорящий", которую составили повесть "Там, при реках Вавилона" и роман "Без пути-следа".
Денис Гуцко называет "Русскоговорящего" книгой неудачника, решившего все изменить. И соглашается, что да, после выхода книги перемены свершились: состоялся как писатель, вкусил славы, получил премию. "Поэтому как объект писательства я себе уже неинтересен". На смену автобиографическим произведениям о детстве и юности пришли новые романы и новые герои. Современный человек ставит перед собой болезненные вопросы: как жить хорошо — и в то же время честно? В чем отличие между любовью и ее образом, верой и ритуалом? И стоят ли твои достижения всех понесенных потерь?
Сборник рассказов букеровского лауреата 2005-го года Дениса Гуцко «Покемонов день» — это редкий случай внимательного и пристрастного взгляда в сегодняшнюю жизнь. Из этих нескольких историй складывается картина, которой не избежать. Где главные герои — не сколько персонажи рассказов, а, на самом деле, ты да я. Ведь не всегда важно, что именно происходит, важнее степень твоего неравнодушия, и что ты при этом чувствуешь, и что там происходит в твоей душе...
Герой заглавного рассказа пиарщик, у него «все хорошо»: любовница помоложе, любовница постарше. И вдруг: умирающий отец, унижение, собственная болезнь... Как дальше жить? Как пережить? Как зацепиться? А если, как в рассказе «Орлы над трупом», твоя жена любовница твоего же начальника? А начальник уже умер и морду не набьешь. А если (рассказ «Ева не нужна») чужое счастье, чужая способность радоваться, переживать, любить — вызывает непонимание, едва ли не ненависть... А своя собственная, смысл которой лишь в том мираже покоя, что даёт работа, — уныние. Но привычка жить именно так, похоже, становится судьбой.
Самый пронзительным, с комком у горла, оказался самый короткий рассказ — «Лю». О первом слове ребенка, который не нужен своим запойным родителям.
Женский образ в рассказе «Лю» подан через призму мужского восприятия: «Нинка чистит картошку перед однорукой кастрюлей. Очистки – на пол. Чистит суматошливо, наспех обвязав порез обрывком кухонной тряпки: Сом сегодня не в духе». У Нинки голос как «арматуриной по жестяной бочке», она «изображает хозяйку, для чего, отклячив зад, вращается туда-сюда вокруг оси, мечет на стол хлеб, соль, помидоры».
Безрадостность жизни в рассказе Гуцко “Лю”, даже ситуация отчасти похожа: маленький, забитый, не нужный никому, кроме бабки, ребенок, который все никак не научится говорить. Да и с кем бы? Разве с желтым игрушечным мишкой, которому сказано его первое, никем не услышанное слово: “Лю”. Только это не пересказ, не очерк, достойный публикации в местной газете (…она родила ребенка в 18 лет, не знала, что с ним делать, отдала бабкам, муж ее бил, она кололась…), а рассказ о малыше, кусочек его мира, затаившегося в углу за тюлевой занавеской, ненадежно укрывающей их с мишкой от старших. Маленький Алешка бормочет свое первое, непонятное, не услышанное слово.
Самой характерной чертой их творчества можно назвать социальную и часто политическую заостренность.
Ключевыми элементами поэтики рассказов Гуцко, в которых реализуется художественное своеобразие его творчества, являются особенности сюжета и тип героя. Сюжеты рассказов представляют собой бытовые ситуации, житейские сцены. В обытовленных сюжетах могут существовать только, так сказать, сниженные образы героев. Герой рассказов Гуцко почти всегда пассивен, апатичен.Неожиданно с ним случается какое-нибудь экстраординарное событие, которое меняет всю его жизнь. Но немного рефлексии — и все возвращается на круги своя. У него нет ни физической силы, ни внутренней стойкости. В рассказах Дениса Гуцко выделяются не индивидуально-авторские, а так называемые вечные темы: одиночество, время и вечность, любовь, смерть, судьба — все они получили в произведениях Гуцко свою интерпретацию, подлинность и остроту жизненного содержания. Основным в творчестве Гуцко является мотив одиночества. Он, как правило, сопровождается описанием осени в мельчайших подробностях. Автор пытается задавать «вечные вопросы» в ненавязчивой форме: бытовые зарисовки, простые сюжеты, разговорная речь. Вопросы эти являются риторическими, не требующими ответов. Именно поэтому рассказы отличаются открытым финалом.
В большинстве рассказов совмещаются разные пространственные и временные планы, а также используется субъективное восприятие времени как одна из форм изображения действительности. Это связано с тем, что повествование ведется через героя-рассказчика и сфокусировано на его внутреннем мире. Гуцко нередко использует прием ретроспекции, то есть взгляд на события прошлого «из настоящего» и с точки зрения настоящего. Последовательность событий в таком случае часто нарушается неким временным сбоем: повествователь мысленно возвращается в прошлое, вспоминая и заново переживая события.
Детство – это такой чудесный, щедрый мир, в котором всегда можно найти то, что ищешь. И еще это иллюзия ностальгии, ее исцеляющий обман. Возвращаясь в свое прошлое, вспоминая, что было хорошо, ты пытаешься понять, почему тогда было так, а теперь хуже. Детство любят вспоминать люди, которые не удовлетворены жизнью здесь и сейчас.
Вот что сам автор говорит в интервью:
- Среди ваших произведений Вы выделяете какое-нибудь одно, как самое любимое?
- «Лю» - рассказ. Чем мне нравится «Лю», - он получился очень ясным и кратким, в две странички текста.
«...Алёшка прижимается к мишке щекой.
— Лю, — повторяет он и с серьезной нежностью заглядывает в выпуклый чёрный глаз и серую пуговку.
— Лю, — и кормит его бананом (ждёт, чтобы тот откусил, и только потом отводит руку).
— Лю...» (из «Лю»).
Окружающий мир Гуцко рисует красками густыми, сочными, но полными тёмных оттенков. От жизни его героям ничего хорошего ждать не приходится. Вечные ценности... если они и существуют, то явно где-то не здесь. В каждом рассказе — жизнь без надежды. И что-то очень главное, неназываемое вслух, неизбежно проходит мимо. Суета, странные дела, необязательные отношения, имитация жизни. Упаси узнать себя в этом, потерять надежду... В его рассказах нет ответов, но есть предложение: хотя бы попытайся остаться человеком, хотя бы попытайся. Потому что по-другому всё равно нельзя.
Казалось бы, «Покемонов день» предстаёт ещё одной книгой о том, «как нам всем плохо жить», очерком современных нравов (угадывается тень «Печального детектива» Астафьева). Но с другой стороны, Гуцко удалось вполне классическими литературными методами: внимание к деталям, емкие образы коротким штрихом, глубокий и ясный взгляд на реальность, — написать так, что эти истории вызывают сочувствие. Так что, несмотря на всю безнадегу, есть чему порадоваться: родило и мое поколение писателей, дающих повод надеяться, что с русской литературой пока не так уж всё и плохо.
Семья, которую создали отморозки. Алёшка самый младший в семье. Он ещё не умеет говорить. На нём все и срывают своё зло. Особенно, отец. Одному из таких эпизодов посвящён рассказ.
Денис Гуцко как будто заглянул к нам в душу. Посмотрел – что там твориться, примерил все это на себя – и выдал. Сборник рассказов о тех самых «покемоновых днях», когда все идет наперкосяк, когда рушатся все наши планы, когда все летит в тартарары. Эти «дни» врываются в нашу жизнь – и в одно мгновение рушат все, превращая нас в нелепых покемонов. Обстоятельства говорят нам - танцуй. И мы танцуем. Обстоятельства говорят нам – признайся ручным. И мы признаемся. А что еще делать – по-другому теперь, говорят, не выжить.
Эта книга о том, как хрупко человеческое сознание. О том, что человек – ты, я или он – может одним движением сломить все, что было нажито. Как вихрем в нашу жизнь врываются удивительные ситуации. И зачастую, одна поднятая над дорогой рука – именно сейчас, а не минутой раньше – меняет весь мир вокруг нас. Книга не учит нас жить, не разбрасывается советами на право и налево, не наставляет. Скорее, она просто обобщает, напоминает нам, что все мы – обычные Алексеи Паршины. Живописная деталь — вот что важно, когда речь идет о “малоформатных” произведениях. Таких, как в сборнике “Покемонов день” Дениса Гуцко, вышедшем в издательстве “Время”. В него вошли повесть и рассказы.
Что касается деталей, то в этом отношении Денис Гуцко — настоящий мастер. Словно гениальный художник, несколькими штрихами он способен создать яркую картину, что сама встает перед глазами. Вот только захотите ли вы увидеть мир таким, каким его показывает читателю автор?
“ ... прямо посреди коридорчика стояло налитое до краев оцинкованное ведро. В нем, как фантастические шерстяные головастики, улыбаясь жуткими безглазыми улыбками, плавали котята. Четверо.”Весь мир в изображении Гуцко таков. Он не беспросветно черный, нет. Он, по большей мере, серый. В нем люди расстаются, если и не навсегда, то очень надолго. Человек человеку — покемон, заявляет писатель, и от этой нехитрой мысли хочется выть и кататься по полу. Безумно жаль всех персонажей, хоть взрослого Алексея Паршина из повести “Покемонов день”, хоть мальца Алешку из рассказа “Лю”. Одного избили ни за что неизвестные, другой прячется за тюлевой занавеской со своим плюшевым мишкой, когда дома затевается пьянка... Самое ужасное, что для многих героев Гуцко такая жизнь — норма, и лучшего они никогда не знали. Настоящей любви на их долю почти не досталось. Лишь иногда, словно слепые, они все же ощущают сквозь закрытые веки тепло и неясный розовый ореол солнца. Только такие безоблачные дни в их жизни очень редки.
Самый пронзительным, с комком у горла, оказался самый короткий рассказ – «Лю». О первом слове ребенка, который не нужен своим запойным родителям. Окружающий мир Гуцко рисует красками густыми, сочными, но полными тёмных оттенков. От жизни героям писателя ничего хорошего ждать не приходится. Вечные ценности, если они и существуют, то явно где-то не здесь.
В рассказе «Лю» автор пытается в ненавязчивой форме задавать «вечные вопросы». Не всегда любовь во благо, иногда и с нею можно переусердствовать. И тогда тому, кому ты невольно сделал больно нужно или научиться жить с чувством боли или ничего не вспоминать, а значит, постараться простить.
В рассказах Дениса Гуцко ответов нет, но есть предложение хотя бы попытаться остаться человеком, самим собой. Потому что по-другому всё равно нельзя.

Знамя 2006 №9 Дарья Маркова
Т. А. Чигинцева г. Челябинск, ЮУрГУ IV Международная научно-практическая конференция ЯЗЫК. КУЛЬТУРА. КОММУНИКАЦИЯ 4—5 апреля 2009 г.Челябинск
http://www.sobaka.ru/oldmagazine/glavnoe/11567 sobaka.ruhttp://libs.ru/a/2319/http://www.relga.ruАнжелика Авижас (№3 [125] 01.02.2006)
http://www.drugaya.ru/content/doc1019.htmlhttp://knigoboz.ru
Реферат:
Изображение человеческих взаимоотношений в рассказе Д. Гуцко «Лю»
Выполнила:
Герасименко Елена Михайловна