Портфолио ученика начальной школы.

Портфолио ученика начальной школы
Создание Портфолио – это увлекательная совместная кропотливая работа детей и их родителей. К созданию его следует отнестись внимательно и серьезно – ведь это лицо вашего ребенка. Для начала приобретите в канцелярском магазине самую красивую папку, с большим количеством пустых файлов (не менее 90 листов), пусть ее выберет сам ребенок. Папка покупается на многие годы, она должна быть прочной.  Вам понадобятся фломастеры, карандаши, клей, линейка и несколько листов  с различными наклейками (звездочки, цветы, машинки и т.д.). Портфолио должно состоять из двух разделов, которые в свою очередь делятся еще на несколько подразделов. Первый раздел  - ознакомительный, в котором ребенок рассказывает о себе. Первый лист раздела – это красиво оформленный титульный лист с фотографией ученика, а также данные об учебном заведении, в котором он учится. Во 2-ой файл вкладываются  всевозможные открытки и поздравления, подаренные первокласснику к началу учебного года. На 3 листе (подраздел «Мое имя») ребенок дает  расшифровку своего имени (происхождения, значение), кто и почему именно так его назвал. На 4 листе (подраздел «Моя семья») – пишет небольшое сочинение о своей семье, если есть фотографии, то прикладывает их. На 5 листе (подраздел «Это я») рисует свой портрет.   На 6 листе (подраздел «Моя рука в первом классе») обводит свою ладошку и на каждом обрисованном пальчике пишет то, что он думает о себе, какой он (добрый, ласковый и т.д.). На 7  листе (подраздел «Мой знак зодиака») рисует свой знак зодиака и описывает его. 8 лист включает в себя подраздел «Мой режим дня». 9 подраздел называется «Мои увлечения», в нем ребенок пишет о том, чем он любит заниматься. На  10 листе (подраздел «Мои друзья»), пишется небольшое сочинение о своих друзьях, какие они, чем любят заниматься. Если есть фотографии, то прикладываются. 11 лист - это подраздел «Мой город», здесь дается описание  города, поселка,  в котором живешь (большой или маленький, основные достопримечательности, известные исторические факты и знаменитости). 11 подраздел -  красочная схема маршрута от дома до школы,  домашний адрес. 12 подраздел «Моя школа» включает в себя фотографию школы, описание, когда и кем была построена, сколько человек в ней учится, имя директора, эмблему, гимн. 13 подраздел «Мои педагоги» -  предметы и ФИО педагогов, если есть, их фотографии, описывается характер, внешние данные учителя (добрая, высокая и т.д.), мой любимый предмет и любимый преподаватель. 14 подраздел «Мой класс» – фотография всего класса, ниже список детей. 15 подраздел «Расписание уроков» - уложенное в файл красиво оформленное расписание уроков (можно вложить готовый шаблон) для 1 класса, в последующие годы прибавятся расписания  2, 3 и 4 классов. 16 подраздел называется «Кем я буду, когда вырасту» - здесь ребенок пишет о своей будущей профессии, и почему он выбрал именно ее. Второй раздел Портфолио включает в себя достижения и успехи ребенка за весь период начальной школы,  заполняется постепенно по мере накопления материала и тоже включает в себя несколько подразделов. 1 подраздел «Моя учеба» посвящен школьным предметам и заполняется  написанными контрольными и проверочными работами и тестами. 2 подраздел «Мои лучшие работы» заполняется только работами, выполненными на отличную отметку, а  также красивыми рисунками, докладами. 3 подраздел «Мое творчество» заполняется рисунками, фотографиями поделок, собственными стихами, рассказами и т.д. 4 подраздел «Мои достижения» собирается из таблиц, графиков, показывающих динамику обучения письму, скорости чтения и навыкам счета,  также туда включается все грамоты, дипломы и благодарности. 5 подраздел «Наши праздники и мероприятия» состоит из фотографий праздников и мероприятий (например, чаепития, экскурсий) и комментариев к ним: когда состоялся праздник и какое я принимал в нем участие. 6 подраздел «Моя общественная работа»  включает всю деятельность ученика, кроме учебной (участие в различных мероприятиях, рисование газет, посадка растений на школьном дворе, субботник и т.д.). 7 подраздел «Литературное чтение», где ребенок пишет названия книг, которые он прочитал, автора и краткое описание прочитанного. Самый последний 8 подраздел называется «Отзывы и пожелания». В конце каждого учебного года учитель пишет ученику характеристику, которая вкладывается сюда. Сам ребенок здесь может написать свои пожелания учителям и родной школе, какими бы он хотел их видеть и что бы изменил. Каждый лист Портфолио красиво обрамляется в рамку фломастерами и украшается наклейками.

Предварительный просмотр:
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Портфолио - это образцы проделанной работы, которые раскрывают способности и умение ученика. Так же портфолио свидетельствует об активности ребенка в разных видах деятельности в школе и за ее пределами. В конце статьи расположены образцы портфолио, которые вы можете скачать и использовать их как пример для оформления портфолио вашего ребенка.
Введение портфолио для начальной школы
Несколько лет назад в учебный процесс добавили это нововведение, которое сейчас носит повсеместный характер. Многие родители учеников начальной школы, получая задание от учителей, которое связанно с оформлением портфолио, испытывают недоумение и растерянность, как и что, делать. Да и сами педагоги иной раз затрачивают много сил и времени, чтобы разобраться со структурой и оформлением портфолио для учеников. На сегодняшний день жестких требований к нему не предъявляют, что очень хорошо, можно привлечь к его созданию и самих учеников.
Цель составления портфолио для учеников
Для самореализации ребенку уже в начальных классах необходимо иметь правильную мотивацию, умение ставить цели и добиваться их. Учебный процесс требует самодисциплины от учащегося, способности проводить самоанализ, чтобы преодолевать неудачи и уметь радоваться своим победам. Поэтому родители и педагоги должны помочь ему раскрыть свой внутренний потенциал. Портфолио ученика для начальной школы создается для структуризации его работ, успеваемости и достижений. Весь собранный материал впоследствии станет основой при выборе профильных классов или может даже школы и профессии ученика. Основная цель школьного портфолио - выявить все достоинства учащегося и дать ему правильный вектор для дальнейшего развития его способностей.
Структура портфолио
Портфолио ученика начальных классов включает в себя следующие разделы:
1) Личные данные:
а) титульный лист;
б) автобиография;
в) рассказ о себе;
г) список долгосрочных и краткосрочных планов учебы и карьеры.
Для титульного листа потребуется вклеить фотографию ребенка. Будет лучше, если он сам выберет свое фото. Таким образом, можно развивать его инициативность. Ребенок мог бы описать свои увлечения, рассказать о своем городе, семье, друзьях, о своем имени или фамилии, написать о своей школе. Главное, чтобы он описывал то, что ему интересно и то, что он считает важным.
2) Достижения:
а) заполненный бланк под названием «Перечень моих достижений»;
б) творческие работы, статьи, исследовательские проекты, работы, которые признаны самыми лучшими в процессе обсуждения ученика с учителем;
в) полученные ребенком грамоты, дипломы за достижение успехов в разных сферах деятельности; г) характеристика;
д) информация, которая подтверждает учебную инициативу и самостоятельность выполнения работ;
е) поставленные цели.
В этом разделе все имеющиеся грамоты и дипломы лучше записывать в хронологическом порядке. В начальных классах для ребенка важны все его успехи, поэтому лучше не делить их на главные достижения (например, в учебе) и второстепенные (например, в спорте).
3) Демонстрация процесса и развития ученика в определенной сфере:
а) фотографии;
б) видеозаписи;
в) результаты контрольных работ, тестирования, экзамена, рисунки;
г) информация, которая отражает всю общественно-полезную деятельность ребенка;
д) заполненные бланки:
«Исследовательские, творческие работы»;
«Посещение дополнительное образование»;
«Индивидуальные (элективные) курсы».
е) список прочтенной литературы;
ж) учебный план;
з) информация о награждениях.
В бланках может потребоваться оформление фотографиями объемных работ или подделок, которые делал ребенок. Так же можно помещать в этом разделе рисунки, стихи, сказки или любое другое творчество ученика. Для оформления этого раздела у ребенка должна быть полная свобода, чтобы он мог наглядно видеть, каких успехов достиг.
4) Отзывы и пожелания:
а) отзывы за проделанную работу;
б) рекомендации в письменном виде;
в) ободрительные письма;
г) цели на начало учебного года;
д) итоги учебного года.
Этот раздел один из самых важных для повышения самооценки у ученика. Педагоги, которые уделяют достаточно внимание стараниям ребенка, смогут положительно оценить их. Если использовать не просто слово «молодец», а хвалить ребенка за что-то конкретное, то его мотивация в учебе будет только расти. Дети, которых хвалят за конкретные достижения, намного лучше учатся. Этот раздел так же может помочь учителю выразить свои рекомендации и пожелания родителям ученика.
Портфолио может содержать дополнительные разделы, которые может добавить учитель.
Распределение ответственности в ведении портфолио
Одной из основных целей составления портфолио ученика начальной школы является установка тесного сотрудничества между родителями, педагогом и ребенком. Ученики младших классов, которые впервые оформляют портфолио, не смогут обойтись без помощи родителей. Но помощь должна заключатся в постоянном побуждении ребенка проявлять инициативу и самостоятельность в заполнении данных. Таким образом, он сможет производить оценку своих достижений и возможностей, а так же формировать личное отношение к полученным результатам.
Ребенок, ощущая на себе груз ответственности, будет самостоятельно работать с портфолио, производить оценку результатов. Он сможет развивать коммуникабельность, потому что портфолио требует общения и консультаций с родителями и педагогами. Портфолио помогает ребенку развивать уравновешенный взгляд на себя, свои достоинства и на свои цели.
Роль учителя в работе со школьным портфолио так же нельзя недооценивать. Это серьезный труд. Педагог обязан объяснять правила ведения и заполнения портфолио, производить своевременную оценку заполнений всех разделов. На плечи классных руководителей ложатся такие обязанности как подготовка выставок, конкурсов, которые позволят ученикам проявить себя. Они помогают ученикам принимать участие в разных сферах деятельности. Все это помогает формироваться личности ребенка.
Основные усилия в образовательном процессе направляются на развитие у учеников способностей, которые помогут ему полностью реализоваться и стать успешным человеком. Главное - это то, что портфолио не несет идеи соперничества между детьми, а помогает каждому индивидуально развивать свои таланты.
В качестве примера предлагаем вашему вниманию содержание Портфолио по оценке развития универсальных учебных действий, разработанный  для 1 класса. Обращаем внимание, что задания, предлагаемые в Портфолио находятся в рабочих тетрадях и учебниках УМК. Можно воспользоваться этим вариантом и внедрить его в практику работы школы, но возможно и предложение своего варианта.
Разделы рабочего Портфолио
Страницы раздела «Портрет»
Мой портрет (знакомьтесь:  это - я)
Место для фото (или автопортрета)
Напиши о себе (как умеешь):
Меня зовут___________________
Я родился ____________________ (число/месяц/год)
Я живу в ______________________
Мой адрес
Моя семья
Нарисуй портрет своей семьи
Родословное дерево
Чем я люблю заниматься
Я ученик
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Выкладывается лист диагностики проведенной учителем на первых уроках в школе («напиши буквы, какие ты знаешь, цифры, нарисуй и т.д.»)

Я могу делать
Я хочу  научиться в этом году
Я научусь в этом году
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Составляется вместе с учителем на уроке
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Предмет
Чему научусь
Рисунок или пример

Русский язык



Литературное чтение



Математика



Окружающий мир



 

Я читаю.
Мой класс,  мои друзья,  мой первый учитель
Мой распорядок дня
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

Время
Дела
Рисунок

Утро




День




Вечер




Я и мои друзья
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Вопрос
Напиши
Нарисуй

 Чем я люблю заниматься?



 Какая игрушка у  меня самая любимая?



 Сколько у меня друзей и как их зовут?



 Какой у меня самый любимый цвет?



 Какие поделки я очень хочу научиться  мастерить?



Страницы раздела «Коллектор» 
Правила поведения в школе
Законы жизни класса
Примерный список литературы для самостоятельного и семейного чтения.
План – памятка Решения задачи
Памятка  «КАК УЧИТЬ СТИХОТВОРЕНИЯ»
Памятка  «РАБОТА С ТЕТРАДЬЮ»
Памятка, как поступать в стрессовых ситуациях (пожар, опасность и пр.)
Памятка: Правила  общения
Раздел «Рабочие материалы»
На каждый предмет имеется свой «файл»,  в него вкладываются диагностические работы.
Страницы раздела «Мои достижения»
Моя лучшая работа
Задание, которое мне больше всего понравилось
Я прочитал . книг.
Что я теперь знаю, чего не знал раньше?
Что я теперь умею, чего не умел раньше?
Мои цели и планы на следующий учебный год:
Чему я еще хочу научиться?
Какие книги прочитать?
Мое участие в школьных и классных праздниках и мероприятиях
Мои проекты
Продукты совместного творчества (с родителями, одноклассниками)

Предварительный просмотр:
                                                                                Лацин  
                                      Евгения
                                      Владимировна
                                           Мой день рождения:
                                           13.02. 2001год
                                               
                               
Что по твоему мнению, нужно делать, чтобы сохранить семью крепкой и дружной?
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Есть ли у вас семейные праздники?
______________________________________________________________________________________________________________________________
Что такое счастье семьи?
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
                               Нарисуй или наклей то, что ты любишь делать.
Время года__________________________________
Животное___________________________________
Лучший друг________________________________
Больше всего на свете_________________________
Книга_______________________________________
Телепередача_________________________________
Песенка______________________________________
Игра_________________________________________
Цвет_________________________________________
Игрушка______________________________________
Блюдо________________________________________
Время суток___________________________________
Запах_________________________________________
Лучше всего я умею:
____________________________________
____________________________________
____________________________________
____________________________________
Я не очень хорошо умею:
____________________________________
____________________________________
____________________________________
Больше всего я хочу научиться:
____________________________________
____________________________________
____________________________________
Вот что мне для этого нужно:
____________________________________
____________________________________
____________________________________
Мой адрес:    Ставропольский край
                          Курской район
                         ст. Галюгаевская
                         ул.Клубная,20
История моей улицы:




 
__________________________________
__________________________________
__________________________________
__________________________________
__________________________________
Настоящий друг это:
тот, кто никогда не обманывает своего друга,
тот, кто не пожалеет поделиться со своим другом, что сам имеет,
тот, с кем всегда интересно,
тот, кто постарается защитить от обидчика
______________________________________________________________________________
_____________________________________________________
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·                  Схема режима дня



Режимные моменты
Время проведения



12 классы
3 4 классы

Пробуждение, гимнастика, закаливающие процедуры
7.00
7.00

Завтрак
7.30
7.30

Дорога в школу (прогулка)
7.50
7.50

Учебные и факультативные занятия в шко ле, завтрак на большой перемене
8.30
8.30

Дорога из школы домой (прогулка)
12.30
13.30

Обед
13.00
14.05

Послеобеденный отдых (сон для перво классников и ослабленных детей)
13.30


Пребывание на воздухе
14.30
14.30

Приготовление уроков. Каждые 3545 ми нут занятий перерыв на 510 минут. Во время первого перерыва – полдник.
 Во
16.00
17.00

Пребывание на воздухе
17.30
_

Ужин и свободные занятия
19.00
19.30

Сон
21.00
21.00

Организация рабочего места
____________________________________________________________________________________________________________________________________
 
Секреты успешной работы
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Тест №1.
Отметь 5 самых важных по твоему мнению действий, направленных на достижение поставленной цели.
Быть настойчивым.
Быть решительным.
Не расстраиваться при неудаче, ошибке.
Верить в успех.
Не торопиться.
Поддерживать друзей в трудную минуту.
Не унывать.
Не сдаваться.
Не бросать  начатое дело.
  Верить в то, что всему можно научиться.
Тест №2.
Мне нравятся люди, которые __________________________________________________________
Я хочу, чтобы в школе
_____________________________________________________________
После занятий я люблю
_____________________________________________________________
Когда бывает трудно я
_____________________________________________________________
Я знаю, что мое здоровье
_____________________________________________________________
Друзей у меня
_____________________________________________________________
Я часто думаю о
_____________________________________________________________
Дома я
_____________________________________________________________
Более самостоятельным я стану
_____________________________________________________________
В будущем я...
_____________________________________________________________
Тест №4.
«Какой я?»
Если бы ты поймал жар-птицу. Она умеет выполнять ваши желания. Что бы ты попросил?
Зачем тебе это нужно?
Я хочу получить это:
1. Потому, что это есть у других.
2. Потому, что этого нет у других.
3. Потому, что это мне необходимо.
4. Потому, что это надо моим родственникам и
                                                                       друзьям.
5. Потому, что это просто хочется.
А вот как можно назвать эти душевные качества:
1. завистливость
2. хвастливость
3. практичность
4. доброта, заботливость
5.  жадность
        
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

2 кл
3
кл
4
кл
5
кл
6
кл
7
кл
8
кл
9
кл
10
кл
11
кл
итог

Русский язык












Чтение / литература












Математика












Мир вокруг нас












Информатика












Детская риторика












Изобразительное искусство












Технология












Английский язык












Музыка












Физическая культура













































































   
   
        
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
класс

















дата

















кол-во
слов

















[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
класс

















дата

















кол-во
слов

















[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
аттестат + портфолио = образовательный рейтинг выпускника школы

Порядок исчисления удельного "веса" портфолио в суммарном образовательном рейтинге ученика предполагает два варианта: 1. Вес портфолио может соответствовать весу одного экзамена - max 5 баллов. 2. Вес портфолио может соответствовать весу двух экзаменов - max 10 баллов. Другими словами, дополнительная аттестация для поступления в профильные классы действительно необходима. Ведь существующая система экзаменов в 9 классе не дает представления ни о способностях, ни об интересах ученика! 2. Философия портфолио. Портфолио - это способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений школьника в определенный период его обучения. Портфолио позволяет учитывать результаты, достигнутые учеником в разнообразных видах деятельности (учебной, творческой, социальной коммуникативной и др.) и является важным элементом практико-ориентированного подхода к образованию. В педагогической литературе портфолио характеризуется как:
(  Коллекция работ учащегося, всесторонне демонстрирующая не только его учебные результаты, но и усилия, приложенные к их достижению;
(  Выставка учебных достижений учащегося по данному предмету (или нескольким предметам) за данный период обучения (четверть, полугодие, год). Философия учебного портфолио предполагает: – cмещение акцента с того, что учащийся не знает и не умеет, на то, что он знает и умеет по данной теме и данному предмету; – интеграцию количественной и качественной оценок; – перенос педагогического ударения с оценки на самооценку; – основной смысл портфолио: "Показать все, на что ты способен". Концепция портфолио: Портфолио - перспективная форма представления индивидуальной направленности учебных достижений конкретного ученика. Портфолио выпускника может служить дополнением к результатам ЕГЭ или каких-либо иных форм экзаменов при поступлении в вуз, поскольку наиболее полно покрывает тот дефицит информации об абитуриенте, который неизбежен при любой экзаменационной процедуре. Портфолио в качестве накопительной оценки отражает устойчивые и долговременные образовательные результаты, компенсируя эффект случайного успеха или неуспеха в ситуации экзамена, тестирования. 3. Для чего все это нужно? Материал портфолио собирается не один год, а в течение всего периода обучения. Портфолио является формой аутентичного оценивания образовательных результатов по продукту, созданному учащимся в ходе учебной, творческой, социальной и других видов деятельности. Таким образом, портфолио соответствует целям, задачам и идеологии практико-ориентированного обучения. Портфолио помогает решать следующие важные педагогические задачи:
поддерживать и стимулировать учебную мотивацию школьников;
развивать навыки рефлексивной и оценочной деятельности учащихся;
формировать умение учиться - ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность;
закладывать дополнительные предпосылки и возможности для успешной специализации.
4. Как выглядит портфолио? Как правило, для создания портфолио требуется папка "на кольцах" (обычная или архивная), которая наполнена файлами с перфорацией. Желательно приобрести разноформатные файлы для хранения документов или работ формата А4, А5 и А3. Дополнительно можно вложить разделители, которые помогут структурировать папку по разделам.
5. С чего начать? Составление портфолио, действительно, наиболее актуально в средней и основной школе. И вот вопрос: имеет ли право на существование портфолио в начальной школе и если да, то в какой форме оно может быть представлено? Разумеется, многие разделы из [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] не подходят. Чем их заменить? Делать ли портфолио комплексным или ограничиться одной его частью? На все эти вопросы можно найти ответы, поразмыслив над тем, каковы основные цели и задачи ведения портфолио в начальных классах. 6. Цели и задачи. Одной из основных задач обучения и воспитания в начальной школе (я надеюсь!) является выявление и развитие индивидуальных творческих способностей ребенка. А вот как определяет основные цели и задачи ведения портфолио в начальных классах учитель из Санкт-Петербурга Ольга Уханова[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]:
 создание ситуации успеха для каждого ученика, повышение самооценки и уверенности в собственных возможностях;  максимальное раскрытие индивидуальных способностей каждого ребенка;  развитие познавательных интересов учащихся и формирование готовности к самостоятельному познанию;  формирование установки на творческую деятельность и умений творческой деятельности, развитие мотивации дальнейшего творческого роста;  формирование положительных моральных и нравственных качеств личности;  приобретение навыков рефлексии[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], формирование умения анализировать собственные интересы, склонности, потребности и соотносить их с имеющимися возможностями ("я реальный", "я идеальный");  формирование жизненных идеалов, стимулирование стремления к самосовершенствованию.
Для решения этих задач (по мнению многих специалистов) необходимо сместить акцент, сделав основной упор не на портфолио документов, а на портфолио творческих работ. Другими словами, раздел "ТВОРЧЕСКИЕ РАБОТЫ" должен стать основным и главным, раздел "Официальные документы" должен отойти на второй план и использоваться только в качестве приложения! Девизом работы с портфолио ученика начальной школы должна стать фраза: "Каждодневный творческий процесс ученика должен быть зафиксирован".  _______________ [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]1 Опубликовано в газете "Начальная школа". [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]2 Рефлексия - склонность к анализу своих переживаний, размышлению о своем внутреннем состоянии. Размышление о самом себе, познание и анализ собственных психических процессов и состояний. Нарушает жизнь человека и снижает его адаптацию как при избытке, так и при недостаче самопознания.  7. Главное не победа, главное - участие!  Безусловная ценность портфолио заключается в том, что он способствует повышению самооценки ученика, максимальному раскрытию индивидуальных возможностей каждого ребенка, развитию мотивации дальнейшего творческого роста. Поэтому крайне важно усвоить для себя и пояснить ребенку, что составление портфолио - это не гонка за дипломами и всевозможными грамотами! Важен сам процесс участия в учебной деятельности или творческой работе, а не его результат. Долговременные исследования психологов заставили многих специалистов в области образования принять точку зрения, согласно которой ведущей характеристикой творческой личности следует считать не "выдающиеся способности" (высокий интеллект, креативность и др.), а ее мотивацию[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] (жизненные цели). Именно она рассматривается многими как решающий фактор реализации творческого потенциала личности. _______________ [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]3 Мотивация - побуждения, вызывающие активность и определяющие ее направленность.  [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]8. Как выглядит портфолио ученика начальной школы?  Жестких требований (государственного образца) на данный момент не существует. И это радует! Ведь работа над портфолио - хорошая возможность проявить себя, подойти к творчески к этой задаче, придумать что-то свое, оригинальное. Как правило, администрация школы дает советы, рекомендации по оформлению. Единственное, чего стоит опасаться, так это того, чтобы портфолио ученика начальной школы не назывался "Портфель моих достижений" ("Мои достижения" и т.п.) и чтобы не выводился на передний план раздел, документально подтверждающий эти достижения (всевозможные грамоты и сертификаты). Об опасности такого подхода поговорим чуть дальше. А пока напомню, что для "борьбы" с подобного рода обязаловкой и прочими "административными перекосами" существует такой орган, как попечительский совет школы. Отстаивайте интересы своих детей. Действуйте! 9. Возможный вариант составления портфолио ученика начальной школы.  9.1. Примерная структура портфолио  Вариант 1. ЧЕРНО-БЕЛЫЕ ЛИСТЫ (для самостоятельного раскрашивания)
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
9.2.  Как и чем наполнить портфолио ученика начальной школы  ТИТУЛЬНЫЙ ЛИСТ Содержит основную информацию (фамилия имя и отчество; учебное заведение, класс), контактную информацию и фото ученика. Считаем важным дать ребенку самому выбрать фотографию для титульного листа. Не стоит давить на него и склонять к выбору строгого портрета. Дайте ему возможность показать себя таким, каким он себя представляет и хочет представиться другим.  РАЗДЕЛ "МОЙ МИР" Здесь можно поместить любую информацию, которая интересна и важна для ребенка. Возможные заголовки листов:
 ("Мое имя" - информация о том, [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], можно написать о [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. Если у ребенка редкая или интересная фамилия, можно найти информацию о том, что она означает.
 ("Моя семья" - здесь можно рассказать о каждом члене семьи или составить небольшой рассказ о своей семье.
 ("Мой город" - рассказ о родном городе (селе, деревне), о его интересных местах. Здесь же можно разместить нарисованную вместе с ребенком [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Важно чтобы на ней были отмечены опасные места (пересечения дорог, светофоры).
 ("Мои друзья" - фотографии друзей, информация об их интересах, увлечениях.
 ("Мои увлечения" - небольшой рассказ о том, чем увлекается ребенок. Здесь же можно написать о занятиях в спортивной секции, учебе в музыкальной школе или других учебных заведениях дополнительного образования.
 ("Моя школа" - рассказ о школе и о педагогах.
 ("Мои любимые школьные предметы" - небольшие заметки о любимых школьных предметах, построенные по принципу "мне нравится..., потому что...". Также неплох вариант с названием "Школьные предметы". При этом ребенок может высказаться о каждом предмете, найдя в нём что-то важное и нужное для себя. РАЗДЕЛ "МОЯ УЧЁБА" В этом разделе заголовки листов посвящены конкретному школьному предмету. Ученик наполняет этот раздел удачно написанными контрольными работами, интересными проектами, отзывами о прочитанных книгах, графиками роста скорости чтения, творческими работами. РАЗДЕЛ "МОЯ ОБЩЕСТВЕННАЯ РАБОТА" Все мероприятия, которые проводятся вне рамок учебной деятельности можно отнести к общественной работе (поручениям). Может быть, ребенок играл роль в школьном спектакле, или читал [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] на торжественной линейке, или оформил [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] к празднику или выступал на утреннике Вариантов очень много. Оформлять этот раздел желательно с использованием фотографий и кратких сообщений на тему. РАЗДЕЛ "МОЁ ТВОРЧЕСТВО" В этот раздел ребенок помещает свои творческие работы: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], сказки, стихи. Если выполнена объемная работа (поделка), нужно поместить ее фотографию. Родителям необходимо предоставить полную свободу ребенку при наполнении этого раздела! Важно! Если работа принимала участие в выставке или участвовала [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], также необходимо дать информацию об этом мероприятии: название, когда, где и кем проводилось. Хорошо бы дополнить это сообщение фотографией. Если событие освещалось в СМИ или Интернете - надо найти эту информацию. Если проводилось Интернет-порталом, сделать распечатку [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]  РАЗДЕЛ "МОИ ВПЕЧАТЛЕНИЯ" В начальной школе дети принимают активное участие в экскурсионно-познавательных программах, ходят в театр, на выставки, посещают музеи. Необходимо в завершение экскурсии или похода предложить ребенку творческое домашнее задание, выполняя которое, он не только вспомнит содержание экскурсии, но и получит возможность выразить свои впечатления. Если в школе это не практикуется, родителям имеет смысл прийти на помощь учителю и разработать и размножить типовой бланк "Творческого задания". В конце учебного года возможно проведение презентации творческих заданий с обязательным награждением лучших работ в нескольких номинациях. РАЗДЕЛ "МОИ ДОСТИЖЕНИЯ" Здесь размещаются грамоты, сертификаты, дипломы, благодарственные письма, а также итоговые аттестационные ведомости. Причем в начальной школе не следует разделять по важности успехи в учебе (похвальный лист) и успехи, например, в спорте (диплом). Лучше выбрать расположение не в порядке значимости, а, например, в хронологическом порядке. РАЗДЕЛ "ОТЗЫВЫ И ПОЖЕЛАНИЯ" В портфолио ученика начальной школы этот раздел включают не часто. А жаль! Ничто так не повышает самооценку ребенка, как положительная оценка педагогом его стараний. К сожалению дневники школьников пестрят либо нелицеприятными замечаниями типа "Не готов к уроку!", либо ничего не отражающей похвалой типа "Молодец!". А что если вместо того же "Молодец!" дать небольшой отзыв в портфолио? Например: "Принял активное участие в подготовке к внеклассному мероприятию "Цена Победы". Выучил и великолепно рассказал стихотворение. Самостоятельно подготовил стенгазету, при этом привлек к оформлению своих товарищей."  Считаем важным добавить лист отзывов, а также бланк, где учителя могут высказать свои рекомендации и пожелания, например, по итогам учебного года. РАЗДЕЛ "РАБОТЫ, КОТОРЫМИ Я ГОРЖУСЬ" В начале нового учебного года необходимо внимательно изучить портфолио, проанализировать собранный в нем материал. При переходе в старший класс содержимое всех разделов надо полностью обновить. Менее значимые работы и документы извлекаются (можно поместить в отдельную папку), а то, что представляет бОльшую ценность, размещается в специальном разделе. Его можно озаглавить "РАБОТЫ, КОТОРЫМИ Я ГОРЖУСЬ" И ПОСЛЕДНИЙ РАЗДЕЛ - "СОДЕРЖАНИЕ" Не увлекайтесь оформлением этого листа, так как его придется обновлять довольно часто. 10. Важно помнить. В первом классе, когда ребенок только начинает работать над составлением портфолио, без помощи родителей ему не обойтись. Но по мере того, как он взрослеет эту помощь надо сводить к минимуму. Старайтесь с самого начала построить работу ребенка таким образом, чтобы он сам прикладывал определенные усилия к формированию портфолио. В процессе работы неизбежно происходит процесс осмысления своих достижений, формирование личного отношения к полученным результатам и осознание своих возможностей. А вы обратили внимание на то, что постепенно "человек для общества" уступает место "человеку для себя"? Вот поэтому и главные усилия в сфере образования теперь предлагается направлять на развитие прежде всего тех способностей, которые не вытекают из каких-то абстрактных "общественных потребностей", а требуются самому человеку для успешной самоактуализации и самореализации, для продвижения к целям, которые человек поставил себе сам.
10.1. Тем, кто будет учиться на первой ступени общеобразовательной школы (1-4 классы). Ко всему сказанному в п. 2 хотелось бы добавить, что введение портфолио в начальной школе, скорее всего, является инициативой учителя (или завуча начальной ступени). Обязать вас вести портфолио в соответствии с какими-либо жесткими требованиями администрация не вправе. На общеклассном родительском собрании (которое по этому поводу обязательно должно быть проведено) необходимо обсудить вопрос введения портфолио и четко определить:
а) цели и задачи портфолио;
б) структуру портфолио и возможность ее изменения по желанию ребенка (родителя);
в) возможность отказа ребенка (или родителя) от ведения портфолио по тем или иным причинам.
 Предварительный просмотр:
Есть ли у вас любимые семейные праздники?
Каковы общие увлечения?
_______________________________________________________

____________________________________________________________      
     
                                                                                                                                         
Мое любимое время года        
Мое любимое животное        
Место, где я люблю бывать больше всего на свете        
___________________________________________________________________
Мой лучший друг ______________        
Мой любимый вид спорта  _        
Моя любимая книга ___________        
Мое любимое занятие __________        
Мой любимый фильм _____________        
Моя любимая телепередача _____        
Моя любимая одежда _____________        
Моя любимая музыка        
Мой любимый музыкальный инструмент

Заголовок 2 Заголовок 3 Заголовок 415