Пояснительная записка к групповым занятиям по математике для детей с ОВЗ VII вида Основные вопросы математики5 класс и 8 класс
Пояснительная записка
Основными целями обучения математике для детей с ограниченными возможностями здоровья VII вида с недостаточной математической подготовкой являются: приобретение базовой подготовки по математике, формирование практически значимых знаний и умений; интеллектуальное развитие средствами математики на материале, отвечающим особенностям и возможностям данной категории учащихся.
Задачи:
обеспечить понимание обучающимися связи математики с другими общественными и естественными науками;
формировать и развивать у обучающихся интеллектуальные, учебно-информационные, учебно-логические, обще-учебные умения и навыки.
В программе заложена концепция преемственности, обеспечивающая динамизм в развитии, расширении и углублении знаний, умений у обучающихся, в развитии их математического мышления, самостоятельности в приобретении новых знаний.
Основное содержание этого курса составляет материал арифметического и геометрического характера. Рассмотрение алгебраического материала занимает меньшее место и уровень его ниже.
При изучении математики основное внимание уделяется формированию широкого круга практических навыков вычислений, а также обучению решению несложных, но разнообразных текстовых задач. Увеличивается доля геометрического материала, расширяется круг рассматриваемых вопросов, полнее используются его возможности в развитии мышления школьников. Основное внимание уделяется накоплению обучающимися опыта геометрической деятельности, развитию их пространственных представлений, глазомера, наблюдательности, заинтересованности в дальнейшем изучении алгебры и геометрии.
При изучении математики необходимо применять небыстрый темп работы. Необходимо достаточное время отводить на отработку основных знаний и умений, на повторение. Отработка умений и навыков осуществляется на большом числе несложных, доступных упражнений. Важно, чтобы школьники поверили в свои силы, испытали успех в учебе. Необходимо учитывать, что у учащихся данной категории ослаблен интерес к учению, в их поведении преобладает пассивность. Необходимо вовлекать их в активную учебную деятельность. Этому способствуют математические игры, викторины, кроссворды.
Методика преподавания математики для детей с ОВЗ VII вида предполагает:
разнообразный и разноуровневый дидактический материал ;снятие «лишних» правил и терминов, перенос их на содержательное понимание;
обязательный результат обучения, постоянная оценка работы;
метод малых шагов, алгоритмизация;
использование активных (в том числе нетрадиционных и развивающих) форм обучения;
индивидуальные консультации.
Система работы с учащимися VII вида направлена на компенсацию недостатков развития, восполнение пробелов предшествующего образования, преодоление негативных особенностей эмоционально-личностной сферы, нормализацию и совершенствование учебной деятельности учащихся, повышение их работоспособности, активизацию познавательной деятельности. Школьный компонент представлен индивидуально-групповыми коррекционными занятиями, построенными на основе сходства коррегируемых недостатков, которые ведутся индивидуально или в маленьких группах (2-3 учащихся) и способствуют преодолению недостатков развития.
Тематическое планирование 5 класс, математика. Всего: 35 часа, 1 недельный час
Тема Количество часов
Натуральные числа и шкалы 2
Сложение и вычитание натуральных чисел. Решение задач 2
Умножение и деление натуральных чисел. Квадрат и куб числа. 3
Площадь и объемы 4
Обыкновенные дроби 22
Инструменты для вычислений и измерений 2
Содержание учебного материала математика 5 класс
№ урока Раздел, тема урока Кол-во
час Дата
Натуральные числа и шкалы 2 1. Плоскость. Прямая. Луч. 1 2. Шкалы и координаты. 1 Сложение и вычитание натуральных чисел 2 3. Числовые выражения. Решение задач. 1 4. Уравнение. 1 Умножение и деление натуральных чисел 3 5. Умножение натуральных многозначных чисел. 1 6. Деление натуральных многозначных чисел. 1 7. Квадрат и куб. 1 Площадь и объемы 4 8. Формулы. 1 9. Площадь. Формула площади прямоугольника. 1 10. Прямоугольный параллелепипед. 1 11. Объемы. Объем прямоугольного параллелепипеда. 1 Обыкновенные дроби 22 12. Окружность и круг. 1 13. Доли. Обыкновенные дроби. 1 14. Сравнение дробей. 1 15. Правильные и неправильные дроби. 1 16-17. Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями. 2 18-19. Приведение дробей к новому знаменателю. Сравнение дробей 2 20-21. Сокращение дробей 2 22-23 Сложение дробей с разными знаменателями 2 24-25 Вычитание дробей с разными знаменателями 2 26-27. Умножение и деление дробей 2 28. Смешанные числа. 1 29-30. Сложение смешанных чисел. 2 31-32-33. Вычитание смешанных чисел 3 Инструменты для вычислений и измерений 2 34. Угол. Прямой и развернутый угол. Чертежный треугольник. 1 35. Измерение углов. Транспортир. 1 Требования к уровню обучающихсяВ результате изучения математики обучающиеся должны уметь:
выполнять устно арифметические действия: сложение и вычитание двузначных чисел, умножение однозначных чисел, арифметические операции с обыкновенными дробями с однозначным знаменателем и числителем;
выполнять арифметические действия с натуральными числами и обыкновенными дробями, сравнивать натуральные числа, сравнивать обыкновенные дроби; находить в несложных случаях значения степеней (квадрат и куб числа); находить значения числовых выражений;
округлять натуральные числа, находить приближения чисел с недостатком и с избытком, выполнять оценку числовых выражений;
пользоваться основными единицами длины, массы, времени, скорости, площади, объема; выражать более крупные единицы через более мелкие и наоборот;
решать текстовые задачи.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
решения несложных практических расчетных задач, в том числе с использованием при необходимости справочных материалов, калькулятора, компьютера;
устной прикидки и оценки результата вычислений; проверки результата вычисления с использованием различных приемов;
интерпретации результатов решения задач с учетом ограничений, связанных с реальными свойствами рассматриваемых процессов и явлений.
Тематическое планирование 8 класс, математика. Всего: 35 часа, 1 недельный час.
Тема Количество часов
Алгебра 16
Алгебраические дроби 3
Квадратные корни 2
Квадратные уравнения 4
Системы уравнений 4
Функции 3
Геометрия 19
Четырёхугольники 5
Площадь 5
Подобие 2
Соотношения между сторонами и углами прямоугольного треугольника 3
Вписанная и описанная окружности 4
Содержание учебного материала математика 8 класс
№ урока Раздел, тема урока Кол-во
час Дата
Алгебра 16 Алгебраические дроби 3 1. Основное свойство дроби 1 2. Сложение и вычитание алгебраических дробей 1 3. Умножение и деление алгебраических дробей 1 Квадратные корни 2 4. Определение арифметического квадратного корня. Непосредственное применение свойств квадратных корней при решении задач. 1 5. Разные задачи на преобразования выражений, содержащих квадратные корни. 1 Квадратные уравнения 4 6. Определение квадратного уравнения. Коэффициенты квадратного уравнения. 1 7. Формула дискриминанта и формула корней квадратного уравнения 1 8. Решение квадратных уравнений по формуле 1 9. Составление и решение квадратных уравнений 1 Системы уравнений 4 10. Линейное уравнение с двумя переменными и его график 1 11. Построение прямой y = kx+b 1 12. Решение систем уравнений способом подстановки 1 13. Решение систем уравнений способом сложения 1 Функции 3 14. Чтение графиков на чертеже 1 15. Понятие функции. Построение графиков функций по точкам. 1 16 Построение графиков функции по точкам. 1 Геометрия 19 Четырёхугольники 5 17 Многоугольники. Формула для вычисления суммы внутренних углов многоугольника. 1 18 Параллелограмм. Свойства, признаки. Решение задач. 1 19 Прямоугольник. Решение задач. 1 20 Ромб. Квадрат. Решение задач. 1 21 Трапеция. Решение задач. 1 Площадь 5 22 Площадь прямоугольника, квадрата. Решение задач. 1 23 Площадь параллелограмма, ромба. Решение задач. 1 24 Площадь треугольника. Решение задач. 1 25 Площадь трапеции. Решение задач. 1 26 Теорема Пифагора 1 Подобие 2 27 Признаки подобия треугольников. Средняя линия треугольника. 1 28 Решение задач на применение признаков подобия треугольников. 1 Соотношения между сторонами и углами прямоугольного треугольника 3 29 Синус, косинус и тангенс острого угла прямоугольного треугольника 1 30 Значения синуса, косинуса н тангенса для углов 30°, 45°, 60°, 90°. 1 31 Решение прямоугольных треугольников. 1 Вписанная и описанная окружности 4 32 Касательная к окружности. Решение задач. 33 Центральные и вписанные углы. Свойства. Решение задач. 34 Окружность, вписанная в треугольник 35 Окружность, описанная около треугольника Требования к уровню подготовки обучающихсяВ результате изучения курса учащиеся должны знать:
Алгебра
- сложение и вычитание алгебраических дробей с одинаковым знаменателем
- сложение и вычитание алгебраических дробей с разными знаменателями
- умножение и деление алгебраических дробей
- обратную пропорциональность ее свойства и график
- формулы для решения квадратных уравнений
В результате изучения курса учащиеся должны уметь:
- выполнять действия с алгебраическими дробями
- преобразовывать рациональные выражения
- строить графики функций по точкам
- решать квадратные уравнения
Геометрия
В результате изучения курса учащиеся должны знать:
Определение многоугольников, параллелограмма, трапеции, ромба и квадрата
формулы площади многоугольника, параллелограмма и трапеции
формулировку теоремы Пифагора
формулировки теорем, выражающих признаки подобия треугольников
определение касательной к окружности, вписанных и описанных окружностей и углов, четыре замечательные точки.
В результате учащиеся должны уметь:
Изображать параллелограмм, трапецию, ромб, квадрат, называть их элементы
строить вписанные и описанные углы и окружности
применять теоремы при решении задач.
УМК
Бунимович Е.А. Математика. Арифметика. Геометрия. 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений./ Е.А. Бунимович, Г.В. Дорофеев, С.Б.Суворова и др. – М.: Просвещение, 2013
Алгебра: учеб. для 8 кл. / Г.В. Дорофеев, С.Б. Суворова и др. – М.: Просвещение, 2010.
Геометрия: Учеб. Для 7-9 кл. общеобразовательных учреждений/Л.С.Атанасян и др.- М.: Просвещение, 2011.