Методика развития личности детей с умственной отсталостью средствами арттерапии


Развитии личности детей сумственной отсталостью средствами артпедагогики
В коррекционно-развивающей работе с детьми с умеренной умственной отсталостью значительное место занимает психолого-педагогическая коррекция средствами искусства, которое помогает им увидеть, услышать, приобрести необходимые сведения об окружающем мире. Большим потенциалом обладают традиционные виды детской продуктивной деятельности – это рисование, лепка, аппликация и т.п.
Работа по приобщению детей с ограниченными возможностями здоровья к художественно-творческой деятельности начинается с первого года обучения. Занятия строятся по специальным программам с перечнем изделий, изготовлением которых должны овладеть ученики.
Основные задачи, которые решает учитель во время урока – это развитие познавательных процессов, эмоционально-волевой сферы, сенсорики и моторики. Кроме того, у детей необходимо сформировать осмысленное восприятие предметов, устанавливать их различие и сходство, научить их различать цвет, форму, пропорции. Каждый урок (занятие), связанное с художественным творчеством, должен обогащать учащихся знаниями и доставлять им радость своими результатами.
Формы организации художественной деятельности учащихся
с умеренной умственной отсталостью
Цель: исправление недостатков познавательной, речевой, эмоциональной и двигательной сфер учащихся с проблемами в развитии.

Уроки рисования, ритмики, музыки и т.п.
Участие детей в работе кружков и студий центра.
Посещение художественных и других выставок с целью знакомства с творчеством художников, работами декоративно-прикладного искусства города и области.
Участие воспитанников в городских, областных, республиканских выставках рисунков.
Выступление детей в концертах, смотрах, конкурсах, музыкально-театрализованных представлениях.
Постановка кукольных и мини-спектаклей силами учащихся.
Участие детей с ограниченными возможностями в традиционном "Празднике труда", "Неделе детской книги", "Дне рождения", конкурсах, устных журналах, концертах, и т. д.
Участие учащихся в оформлении класса к праздникам.
Выполнение специальных заказов (поздравительных открыток, рисунков, изделий из ткани и т.п.).
Постоянная возможность свободного творчества детей в школе-интернате.
Система организации действий учащихся на различных этапах работы над рисунком
Цель: развитие эмоциональных, эстетических, нравственных, коммуникативных основ личности.
1. Пропедевтический период.
Включение начальных форм познания (ощущения, восприятия), подготовка к овладению элементарными действиями.
Цель: коррекция познавательной деятельности учащихся, подготовка руки к использованию карандашей, фломастеров, красок.
2. 1-й этап обучения - урок, работа кружка.
Возможность учащегося выразить себя в творческой деятельности, открыть новые контакты с окружающим миром.
Цель: выработать в ученике уверенность в собственных силах, вызвать у него желание самостоятельно создавать изображение на листе бумаги.
3. 2-й этап обучения - коллективное творчество.
Совместное создание рисунка детьми на общем большом листе ватмана под руководством педагога.
Цель: развивать умение передавать в рисунке особенности формы предмета и его деталей, различать цвета, научить правильно располагать изображение на листе бумаги.

Результат: с помощью изобразительной деятельности оказывается влияние на интеллектуальное, сенсорное, эстетическое и речевое развитие умственно отсталых детей.