Открытый урок в 1 классе по теме: «Буквы Х, х и звуки [х], [х’]». «Без труда хлеб не родится никогда»
Тема урока: «Буквы Х, х и звуки [х], [х’]». «Без труда хлеб не родится никогда»
Работа выполнена учителем начальных классов Стрекаловой Марией Васильевной (МБОУ СОШ №12г.Мытищи)
Программа: УМК «Школа России»Предмет: литературное чтение (обучение грамоте) Класс: 1
Тип урока: открытие новых знаний
Цель урока: создать условия для успешного обучения грамоте; на основе фонетического анализа слов выделить звуки [x], [x’], познакомить с буквами Х, х; способствовать формированию навыков слогового, правильного, выразительного чтения.
Задачи урока:
Предметные УУД:
образовательная:
общеучебные – отличать новое от уже известного с помощью учителя, формировать познавательные цели;
логические – строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте.
развивающая: развитие фонематического слуха, создать условия для развития эмоционально-чувственной сферы и навыков взаимодействия способствовать обогащению словарного запаса учащихся новыми словами;
воспитывающая: способствовать воспитанию уважительного отношения к окружающим, интереса к изучаемому предмету, воспитывать чувство взаимопомощи, способствовать воспитании доброты, воспитывать бережное отношение к хлебу, уважительное отношение к людям.
Личностные УУД: способствовать формированию положительной мотивации к учебной деятельности.Метапредметные УУД:
Регулятивные: содействовать формированию умения принимать и сохранять учебную задачу; понимать выделенные учителем действия в учебном материале; оценивать совместно с учителем и одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы.
Познавательные: содействовать развитию умения понимать знаки, символы, модели и схемы, приведенные в учебнике; понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме;
Коммуникативные: принимать участие в работе парами, допускать существование различных точек зрения; договариваться, приходить к общему решению; использовать в общении правила вежливости.
Представление о результатах:
личностные результаты:
личностные УУД: формировать ценностное и уважительное отношение к совместной познавательной деятельности, ценностное отношение к умению различать звуки [х], [х’] в речи; ценностное и бережное отношение к хлебу через работу по составлению текста;
метапредметные результаты:
регулятивные УУД: целеполагание на уровне принятия практической задачи и постановки учебной задачи, планирование действий в соответствии с задачей, умение управлять поведением партнёра, контроль, коррекция, оценка действий партнёра;
познавательные УУД: умение анализировать объекты с целью выделения признаков; умение находить, сравнивать, классифицировать на основе существенных признаков; устанавливать причинно-следственные связи, подведение под понятие;
коммуникативные УУД: развитие устной речи, монологической и диалогической речи; умение выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, сотрудничество с учителем,
предметные результаты: научатся различать в речи согласные звуки [х], [х’], обозначать их в письменной речи; уметь читать слова с данными звуками.
Технология: здоровьесберегающая, проблемного обучения.
Форма работы: фронтальная, самостоятельная групповая работа, самостоятельная индивидуальная работа, самостоятельная работа в парах.
Ресурсы: раздаточный материал: карточки для работы в группах, карточки двух вариантов со схемами слов, карты оценивания.
Печатные пособия: Горецкий В.Г. «Азбука». 1 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. 2 ч./ В. Г. Горецкий, В. А. Кирюшкин, Л. А. Виноградская. – М. Просвещение, 2015г.
Материально-технические средства: компьютерная техника, экран, видеопроектор.
Ход урока
Этап технологии Цель этапа Действия педагога Действия обучающихсяФормирование УУД.Примечание1.Этап мотивации.Самоопределение к деятельности
1 мин
Цель: выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности.
Актуализация знаний и фиксирование затруднений в деятельности. Постановка учебной задачи
(3-4 мин)
Цель: подготовка мышления учащихся, организация осознания ими внутренней потребности к построению учебных действий и фиксирование каждым из них индивидуального затруднения в пробном действии Сформулировать тему урока - Здравствуйте, ребята!
- Ребята, встаньте ровненько, выпрямите спинки. Давайте улыбнёмся и свои добрые улыбки подарим друг другу.
-Я желаю вам сохранить хорошее настроение на весь урок.
Отгадайте загадку:
Он носом в землю постучит,Взмахнет крылом и закричит.Кричит он даже сонный,Крикун неугомонный.Ку-ка-ре-ку кричит он звонко,Хлопает крыльями громко-громко,Курочек верный пастух,Как зовут его?(Петух)
Петух всегда присматривает, следит за порядком в своем семействе.
И этот год петуха принесёт вам радость, здоровье и удачу.
Но в мире люди вывели породы петухов: Онагадори, Павловский, Феникс. Польский хохлатый, Га Донг Тао, Гамбурский. Работать мы будем по группам и у каждой группы будет свой петушок.
-Давайте ответим на вопрос.
-А какой петух? Вы, ребята, в своей группе возьмите карточки и составьте из слогов слова и мы узнаем ответ на наш вопрос.
-Какие слова у нас получились?
Хороший,
Храбрый
Хитрый
Характерный
Хвалёный
Хвастливый
-Назовите 1 звук в словах.
-Знаком ли он вам?
-Как вы думаете, чем мы будем заниматься на уроке ?– Теперь сформулируйте тему урока на основании своего вывода .Приветствуют друг друга и учителя.
Дети слушают учителя, включаются в активную работу.
Слайд 1
Отгадывают загадкуСлайд 2
Ответы
Слайд 3Работа в группах( составляют из слогов слова)
Слайд 4
Делают вывод, что во всех словах есть буква «х», поэтому тема урока:
Слайд5«Знакомство с буквой «х» Принцип психологической комфортности.
УУД: личностные- самоопределение – мотивация учения, коммуникативные планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.
Цель – создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха.
Принцип деятельности.
УУД: регулятивные (проблемная подача учебного материала).
Принцип целостности.
УУД: познавательные, регулятивные (самостоятельное формулирование цели и задач, планирование, прогнозирование)
Коммуникативные-планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
ЦЕЛЬ: создать проблемную ситуацию, спрогнозировать предстоящую деятельность.
Воспроизвести знания о гласных и согласных звуках
Сформулировать учебные задачи – Вспомним, когда мы знакомимся с буквой, что мы должны о ней чётко знать?
-Давайте исследуем нашу букву .Работа в группах.
Выделяют следующие учебные задачи:1. Выявить, какие звуки обозначает буква и дать им характеристику.2. Изучить графический образ печатных букв: заглавной и строчной.3. Научиться читать слоги и слова с данной буквой. Так как буква «х» изучается в конце букварного периода, учащиеся чётко умеют формулировать учебные задачи.
2 Решение учебной задачи
10 минут Дать характеристику звукам [х], [х'], запомнить правильное название буквы и графический образ печатных заглавной и строчной буквы.
Цель: постановка целей учебной деятельности и на этой основе – выбор способа и средств их реализации.
Организует групповую работу. Раздаёт карточки с заданиями разного уровня сложности для каждой группы.
Если группа даёт неправильный ответ, учитель спрашивает мнения других группГруппа №1. Задание: Определите, какой по счёту является буква «х» в алфавите и как правильно она называется. Прочитать прямые и обратные слоги, записанные на доске.
Группа №2. Задание: Выявите, из скольких и каких элементов состоит печатная буква «х». Сравните печатные буквы: заглавную и строчную. Пофантазируйте, на что похожа буква «х» и как можно представить «живую модель» буквы «х».
Группа №3. Задание: Прочитайте слова. Подчеркните те слова, в которых буква «х» обозначает твёрдый звук [х]: хомяк, хижина, халат, горох, хлеб, хитрый, восход.Сделайте вывод.
Группа №4. Задание: Прочитайте слова. Подчеркните те слова, в которых буква «х» обозначает мягкий звук [х’]: хомяк, хижина, халат, горох, хлеб, хитрый, восход.Группа №5. Задание: Прочитайте слова. Подчеркните одной чертой те слова, в которых буква «х» обозначает глухой звук: петух, хорёк, халат, хижина, хлеб, а двумя чертами те слова, в которых буква «х» обозначает звонкий звук: петух, хорёк, халат, хижина, хлеб. Сделайте вывод.
– Обобщим ваши выводы и представим их в виде схемы.
Рассмотрим в ленте букв.
Х- согласный и глухой.
Звук он шумный, щелевой.
Очень длительно звучит,
Будто кто во сне храпит.
-Назовите свои слова с этим звуком. Определите его место в слове.
После выступления каждой группы, другие группы высказывают своё мнение.Первая группа отвечает: буква «х» в алфавите является 23 и нужно называть правильно «ха».Читают слоги, записанные на доске, а весь класс повторяет.Вторая группа отвечает: печатная буква «х» состоит из двух элементов: две наклонные прямые; заглавная и строчная буквы похожи, отличаются только высотой.Буква «х» похожа на две дощечки, знак умножения, крестик…«Живую» модель буквы «х» представляет один из учеников у доски: поднимает руки вверх и разводит их в стороны, ноги раздвинуты на ширине плеч, или двое учеников, встав спиной друг к другу, подняв одну руку вверх, в сторону, вытянув одну ногу в сторону.Третья группа отвечает: хомяк, халат, горох, хлеб, восход.Вывод: в этих словах записан твердый глухой согласный.Четвёртая группа отвечает: хижина, хитрый.Гласный и смягчает предшествующие согласные.Пятая группа отвечает: петух, хорёк, халат, хижина, хлеб-глухой согласный,а звонкого звука нет, так как буква «х» обозначает всегда согласный глухой звук. Принцип деятельности. УУД: коммуникативные, познавательные, регулятивные (развитие внимания учащихся, монологической речи; создание благоприятной атмосферы заинтересованности; работа над формированием логических умений: анализ, сравнение,Регулятивные: планирование, прогнозирование
Познавательные: моделирование, логические – решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство
Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации
Дети отвечают на вопросы учителя,составляют план работы совместно с учителем.
Слайд.7
Рассмотрим в ленте букв
Первичное закреплениеСамостоятельная работа с взаимопроверкой.
2-3мин Анализ объектов с целью выделения признаковСоотнести слово со схемой Организует индивидуальную и парную работу с взаимопроверкой.
Задание: Составьте схемы слов: петух и петухи по вариантам и проверьте друг у друга. Слайд8
Два человека работают у доски. Взаимопроверка. Формулируют вывод. Раздаются карточки двух вариантов.). После выполнения задания, учащиеся обмениваются и проверяют друг друга. Учитель выборочно проверяет и оценивает одну из пар каждого ряда.
Физминутка1 мин Учитель: Букв немало мы узнали,
Добрались до буквы Х.
Есть слова, где Х – в начале,
Есть слова, где Х - в конце.
(Учитель приводит примеры слов с буквой Х в начале -руки вверх поднимаем, в середине –прыгаем на месте, в конце слова-надо присесть) Поход, хитрец, успех, хомяк, схема, хихикать, хор, духи, петух, халат, горох, хлеб, хитрый, восход.
Дети выполняют движения. Учащиеся внимательно слушают и выполняют действия, определяя место звука Коммуникативные: управление поведением партнёра – контроль, коррекция.
Личностные: самоопределение, осмысленное обучение
Работа с учебником
С.39
3-4 мин Объяснить выражение
Составить связный текст Отгадайте загадки.
1.Ты не клюй меня, дружок,
Голосистый петушок!
В землю теплую уйду,
К солнцу колоском взойду.
В нем тогда таких, как я,
Будет целая семья. (Зернышко)
2.Он на солнышке стоит
И усами шевелит.
Разомнешь его в ладони –
Золотым зерном набит. (Колос)
3. Рос сперва на воле в поле.
Летом цвел и колосился,
А когда обмолотили,
Он в зерно вдруг превратился.
Из зерна – в муку и тесто,
В магазине занял место. /хлеб/
Хлеб–главный продукт на столе.Хлеб всегда на столе и в будни и в праздники. Хлебом – солью встречают самых дорогих и почетных гостей. Недаром говорят: «Хлеб – всему голова». (На доске запись этой пословицы.Идет работа над логикой речи.)
б) Работа в азбуке стр. 39.
Прочитаем слова.
-Рассмотрите картинку. Что видите? О чем будет текст? Чтение текста. Оправдалось ли наше предположение? О каких приметах осени говорится в тексте?
Почему до холодов надо убрать хлеб?
Какие машины работают на полях?
Как назовем текст? (уборка хлеба)
Сколько букв Х в тексте? (6)
- Всегда ли так убирали хлеб?
-Ребята, используя рисунки из нашего учебника, мы поговорим о пути хлеба от поля до твоего стола. Давайте все вместе составим этот путь.
Работа на с.38-рассмотреть рисунок.
– Как вы понимаете выражение: «Без труда хлеб не родится никогда»?Люди многих профессий приложили силы для того, чтобы хлеб оказался на нашем столе.– Какие это профессии?
Почему для людей так важен хлеб?
-Как он к нам пришел на стол?
-Легко ли выращивать хлеб?
- Как надо относиться к хлебу?
-Все вместе мы составили путь хлеба до нашего стола. -Прочитаем текст который у нас получился.
Хлеб приходит с поля. Тракторист вспахивает землю. Хлебороб засеивает зерном поле. Колосья собирает комбайнер. Машины везут зерно на мельницу. Зерно перемалывают в муку. Из муки пекарь готовит тесто и выпекает хлеб.
- Вот видите, ребята, насколько долог и труден путь хлеба к нашему столу.
-Для того, чтобы хлеб пришёл на стол, трудятся много людей..
Физкультминутка. Давайте совершим с вами волшебное превращение от зернышка до хлеба-продукта.Мы зернышки (присели)
Мы колоски (поднялись, руки вверх потянулись)
Скосили колоски (движение руками)
Смололи зернышки в муку (потерли ладошки)
Замесили тесто (сжимаем-расжимаем кулачки)
Поставили тесто в духовку (присели, медленно поднимаемся, руки в стороны)
Вот какой хлеб получился!(Учитель показывает каравай) Слайд 9
Отгадывают загадку.
Слайд 10
Дети открывают учебники и читают слова и текст.
Агрономы, трактористы, комбайнёры, хлеборобы, пекари
Слайд 11
Учащиеся отвечают на вопросы учителя, рассуждают, доказывают свою точку зрения, прослеживают путь хлеба от зернышка к булке (повторяют все этапы пути производства хлеба). Примерный рассказ-составляют коллективом последовательность этого пути.
Фронтальная работа.
В каждой группе находится по 2 карточки. Представители выходят и располагают карточки в правильной последовательности.
Дети вместе с учителем воспроизводят последовательность текста.
Дети повторяют движения
(присели)
(поднялись, руки вверх потянулись)
(движение руками)
(потерли ладошки)
(сжимаем-расжимаем кулачки)
(присели, медленно поднимаемся, руки в стороны)
Вот какой хлеб получился.
Рисунок зерна,колосьев и хлеба.Регулятивные: контроль, оценка, коррекция
Познавательные: общеучебные – умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание
логические – построение логической цепи рассужденийКоммуникативные: управление поведением партнёра – контроль, коррекция, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;
Личностные: самоопределение
Работа с учебником с.38-рассмотреть рисунок.
Развитие речи.
ФизминуткаБереги хлеб! Если есть кусочек хлеба и вода, Человек выживет в трудной ситуации.как это было в блокадном Ленинграде в годы ВОВ
27 января исполнится 73 года с момента снятия блокады Ленинграда.
ссылка
https://www.youtube.com/watch?v=3_nr4eNwvC0-Наверное, не раз вам говорили мама и папа, дедушка и бабушка о том, что хлеб нужно беречь.
- Ребята, как вы бережёте хлеб?
-Как мы должны беречь хлеб?
Про хлеб сегодня мы не зря вам говорили,
Хотелось бы, чтоб вы его ценили.
Он на Руси всегда был почитаем,
О том пословицах народных мы читаем.
Собери пословицу:
Хочешь есть калачи, не сиди на печи.
Без печки холодно, без хлеба голодно.
Каравай хлеба не свалится с неба.
У кого хлебушко, у того и счастье.
Без соли не вкусно, без хлеба не сытно.
Хлеб – одна из главных ценностей на Земле, поэтому к хлебу нужно относиться бережно. Зёрна наших дней, светитесьПозолотою резной!Говорим мы: «Берегите.Берегите Хлеб родной…Не мечтали мы о чуде.К нам с полей живая речь:«Берегите хлеб, вы –люди!Научитесь хлеб беречь».Автор: Н Тихонов
- Какие задачи ставили?
- Удалось ли нам решить поставленные задачи?
Оцените свою работу по критериям.
Я знаю… букву Х и её звуки х, х*
Я умею… слышать и отличать новые звуки от других.
Я умею…читать слоги, слова и предложения с буквой х.
У меня получилось…
Мне ещё надо поработать над…
Задаёт вопросы:– Какие учебные задачи были на уроке?– Мы решили их?– В результате решения, какие новые знания открыли?Теперь вы знаете, как правильно называется буква, из каких элементов состоит, какие звуки может обозначать буква «х»?
Помните!!!
Хлеб – не просто дар природы,
Хлеб – наш труд, не забывай!
Береги же наш народный,
Драгоценный каравай!
- Спасибо за урок.
Отвечают на вопросы
Формулируют вывод о том, что в производство хлеба вложен труд многих людей разных профессий. Дети должны бережно относится к хлебу.
Работа в гуппах.Каждая гуппа составляет пословицу, вывешивает на доске и объясняет её значение.
Составляют пословицы.
Учащиеся отвечают на вопросы учителя
Оценивают свои знания по критериям
1. Дать характеристику звукам.2. Изучить графический образ печатных букв: заглавной и строчной.3. Научиться читать слоги и слова с данной буквой.Все задачи решили.Печатные буквы: заглавная и строчная похожи, состоят из одинаковых элементов: двух наклонных прямых, заглавная и строчная буквы отличаются только высотой. Буква "х" может обозначать согласные твёрдый или мягкий звуки, всегда глухой звук.
Познавательные: рефлексия
Личностные:
нравственно-эстетическое оценивание – оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор
Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли
К: учит, способам взаимодействия, сотрудничества) познавательные (опираются на уже известное).
3.Этап рефлексии учебной деятельности на уроке. Контроль и оценка
(2-3 мин)
Цель: самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа действия. Обобщение знаний о букве: название буквы, графический образ, характеристика звуков Прогнозируемый результат: Тема урока усвоена, цель достигнута, УУД сформированы.
На уроке преобладают следующие формы обучения: групповая работа, индивидуальная работа, парная работа. Особая ценность групповой формы работы на данном уроке заключается в том, что можно решить несколько учебных задач за короткий промежуток времени, выслушать мнение каждой группы и в процессе учебного диалога, сформулировать вывод, прийти к единому мнению. После выступления каждой группы у учащихся складывается общая картина о данной букве: правильное название, зрительный образ, характеристика звуков.
Основной приём работы: средства речевого взаимодействия учителя с учениками (вопросы, побуждение, обращение). В процессе речевого взаимодействия, учащиеся учатся планировать действия в соответствии с задачей, строить речевые высказывания, управлять поведением партнёра.
С первых уроков учащиеся учатся рефлексировать, овладевают разными видами оценивания, осуществляют самоконтроль своих действий и результатов. Учащиеся учатся работать с индивидуальной картой «Оцени себя», которая позволяет им выявить свои возможности: знания и умения на каждом уроке по конкретному предмету.Современный урок должен сопровождаться презентацией. Но учителя не должны забывать или пренебрегать временными ограничениями, для 1–2 классов – не более 15 минут. (Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 ноября 2002 г. № 44 Сан ПиН 2. 4.2.1178-02).
Вспашка и боронование земли Посев семян
Хлеб созрел. Налились тяжелые колосья.
Пришло время уборки. В поле вышли комбайны
В элеваторе хлеб хранится про запас. Другая часть хлеба отправляется на мельницу.
Автомобиль – муковоз на хлебозавод муку повез. На хлебозаводе станет тестом мука.
На бо льшом хлебозаводе станет тестом там мука
От завода- автомата льется теплый хлебный запах. Все что хочешь испечет, этот сказочный завод.