презентация по литературе по теме Человек не родится для счастья
«… человек не родится для счастья. Человек заслуживает счастье, и всегда страданием»Ф.М. Достоевский Урок литературы в 10 классе Тема: «Роль образа Сони Мармеладовой»
"Две великие идеи - бунта и смирения, обе требуют подвига". Бунт или смирение, топор или крест - основная мировоззренческая проблема писателя и его героев.01.04.20132Бунт Смирение
Приёмы раскрытия образа Сони Мармеладовой:
Тайна имениСофия, Софья – это одно из любимейших имен Достоевского. Имя это означает “мудрость”, “разумность”, “наука”. И, действительно, в душе Сони Мармеладовой заключена такая неизбывная мудрость, такое величие, как и в Библии, в древнейшей книге, известной человечеству. И кажется, что образ Сони Мармеладовой – это патриархальный образ всех женщин, матерей, сестер, монахинь. Фамилия Мармеладова тоже может нам о много рассказать. Это и ирония, связанная со «сладкой» жизнью семьи Мармеладовых, и сон, в котором как бы все время пребывает Соня, оставаясь чистой духовно и запятнанной в обществе. Софья – это еще и библейское имя матери трех мучениц Веры, Надежды и Любви. И именно Соня Мармеладова аккумулирует в себе веру, надежду и любовь. 01.04.20134
Портрет«… безответная она, и голосок у неё такой кроткий… белокуренькая, личико всегда бедненькое, худенькое…», - так говорил о ней Мармеладов.Из толпы, неслышно и робко, протеснилась девушка, и странно было ее внезапное появление в этой комнате, среди нищеты, лохмотьев, смерти и отчаяния. Она была тоже в лохмотьях; наряд ее был грошовый, но разукрашенный по-уличному, под вкус и правила, сложившиеся в своем особом мире, с ярко и позорно выдающеюся целью. Соня остановилась в сенях у самого порога, но не переходила за порог и глядела как потерянная, не сознавая, казалось, ничего, забыв и о своем перекупленном из четвертых рук, шелковом, неприличном здесь, цветном платье с длиннейшим и смешным хвостом, и необъятном кринолине, загородившем всю дверь, и о светлых ботинках, и об омбрельке, ненужной ночью, но которую она взяла с собой, и о смешной соломенной круглой шляпке с ярким огненного цвета пером. Из-под этой надетой мальчишески набекрень шляпки выглядывало худое, бледное и испуганное личико с раскрытым ртом и с неподвижными от ужаса глазами. Соня была малого роста, лет восемнадцати, худенькая, но довольно хорошенькая блондинка, с замечательными голубыми глазами01.04.20135
Вторая встреча с СонейВчера видел он ее в первый раз, но в такую минуту, при такой обстановке и в таком костюме, что в памяти его отразился образ совсем другого лица. Теперь это была скромно и даже бедно одетая девушка, очень еще молоденькая, почти похожая на девочку, с скромною и приличною манерой, с ясным, но как будто несколько запуганным лицом. На ней было очень простенькое домашнее платьице, на голове старая, прежнего фасона шляпка; только в руках был, по-вчерашнему, зонтик. Увидав неожиданно полную комнату людей, она не то что сконфузилась, но совсем потерялась, оробела, как маленький ребенок, и даже сделала было движение уйти назад. 01.04.20136
Комната СониСонина комната походила как будто на сарай, имела вид весьма неправильного четырехугольника, и это придавало ей что-то уродливое. Стена с тремя окнами, выходившая на канаву, перерезывала комнату как-то вкось, отчего один угол, ужасно острый, убегал куда-то вглубь, так что его, при слабом освещении, даже и разглядеть нельзя было хорошенько; другой же угол был уже слишком безобразно тупой. Во всей этой большой комнате почти совсем не было мебели. В углу, направо, находилась кровать; подле нее, ближе к двери, стул. По той же стене, где была кровать, у самых дверей в чужую квартиру, стоял простой тесовый стол, покрытый синенькой скатертью; около стола два плетеных стула. Затем, у противоположной стены, поблизости от острого угла, стоял небольшой, простого дерева комод, как бы затерявшийся в пустоте. Вот всё, что было в комнате. Желтоватые, обшмыганные и истасканные обои почернели по всем углам; должно быть, здесь бывало сыро и угарно зимой. Бедность была видимая; даже у кровати не было занавесок. 01.04.20137
Поступок«И вижу я, этак часу в шестом, Сонечка встала, надела платочек, надела бурнусик и с квартиры отправилась, а в девятом часу и назад обратно пришла... Тридцать целковых выложила. Ни словечка при этом не вымолвила... а взяла только... платок... накрыла им совсем голову и лицо и легла на кровать к стенке, только плечики да тело все вздрагивают...» - говорил с восхищением, но сквозь бессильные слёзы её отец01.04.20138
Оценка СониОна вынуждена жить отдельно от семьи по настоянию квартирной хозяйки; Лебезятников заявляет, что не может находиться под оной крышей с «таковской»; Лужин называет её в своём письме к Пульхерии Александровне девицей «отъявленного поведения» И лишь невольные, противоречивые сова Раскольникова оценили её жертвенный желтый билет по достоинству: «Ай да Соня! Вот ведь пользуются же! И привыкли. Поплакали, и привыкли! Ко всему-то человек - подлец привыкает!»01.04.20139
Почему Раскольников выбрал в собеседники именно Соню?01.04.201310{93296810-A885-4BE3-A3E7-6D5BEEA58F35}СоняРаскольниковПреступили нравственные законы общества ради другихконкретных людей, «убив себя»абстрактного человечества, «убив других»Соня — нравственный ориентир автора
Анализ 1-й сцены (ч. 4, гл. 4) Раскольников, выбрав Соню, считая, что у них много общего, во время первой встречи «проверяет Соню на прочность». Он, убив старуху, совершает бунт; она, убив себя, приносит жертву. До каких пор «простирается Сонино терпение, должна же и она взбунтоваться»? Раскольников в этой сцене выступает как змей-искуситель01.04.201311«Катерина Ивановна ведь вас чуть не била».«А с вами что будет?»«Катерина Ивановна в чахотке, в злой, она скоро умрет».«А коли вы теперь заболеете».С Полечкой, наверно, то же самое будетДети на улицу всей гурьбой пойдут
Её вера бесконечна, хотя и чрезмерна, углубившаяся пошатнувшейся от страдания психикой. И тщетно старался переубедить её Раскольников своими атеистическими доводами. Результат этого мучительного разговора: Соня — не бунтует, а только надеется на Бога. Раскольников — чувствует ее силу. Отсюда — «ненасытимое страдание», «всему страданию человеческому поклонился», «юродивая» — святая.01.04.201312
Чтение Евангелия (ч4. гл4)01.04.201313
"Ей три дороги, -- думал он: -- броситься в канаву, попасть в сумасшедший дом, или... или, наконец, броситься в разврат, одурманивающий ум и окаменяющий сердце- У меня теперь одна ты, -- прибавил он. -- Пойдем вместе... Я пришел к тебе. Мы вместе прокляты, вместе и пойдем! Глаза его сверкали. "Как полоумный!" -- подумала в свою очередь Соня. 01.04.201314
План анализа эпизода1. Сформулируйте тезис о ключевой роли данного эпизода для понимания идейного содержания романа.2. Расскажите, опираясь на текст предыдущих глав, о той внутренней борьбе, которая происходит в Раскольникове и приводит к Соне.3. Какова роль описания интерьера в этом эпизоде. Какой символический смысл в том, что Соня встречает Раскольникова со свечой в руках?4. Как характеризуют Соню её монологи о Катерине Ивановне, детях? Что помогает ей выжить в нечеловеческих условиях?01.04.201315
5. Каково отношение Раскольникова к Сониному «великому страданию»?6. Как вводится в эпизод чтение Евангелия? Почему Раскольников просит прочитать именно о Лазаре?7. В чем суть евангельского сюжета? Какие строки автор выделяет и почему?8. Как меняется Соня в процессе чтения, какие качества в ней открываются Раскольникову и читателям?9. В чем смысл параллели двух сюжетов – романного и евангельского?10. Как, по мысли автора, может воскреснуть Раскольников?11 Отметьте роль художественных деталей в эпизоде( например, Лизаветино Евангелие)01.04.201316
Почему Раскольников заставляет Соню читать "Евангелие"? Раскольников неслучайно заставляет Соню читать "Евангелие", каждый из них вкладывает свой смысл в это чтение. В сцене "Воскресение Лазаря" - два героя: Лазарь и Иисус. Это сцена веры в Воскресение. А в системе образов романа тоже два героя: Соня и Раскольников. Соня ставит и себя, и Раскольникова на место Лазаря - это надежда на воскресение. Поэтому она сначала не хотела читать. Это для нее слишком личное, сокровенное. Раскольников ставит и себя, и Соню на место Иисуса: он взял на себя право распоряжаться жизнью людей, а Соня - святая, мученица.Как в лексике эпизода отражается состояние героя, сила и слабость, как постепенно оно меняется? Слабость Сони постепенно сменяется силой, которую она черпает в вере, а сила Раскольникова сменяется нерешительностью и неуверенностью.01.04.201317
Эпизод на поминках МармеладоваСоня стояла на том же месте, как без памяти: она почти даже не была и удивлена. Вдруг краска залила ей всё лицо; она вскрикнула и закрылась руками. 01.04.201318
Еще один штрих к портрету Сони Мармеладовой – ее поведение при происшествии на поминках. Ее незаслуженно обвиняют в краже, и Соня даже не пытается защититься. Вскоре справедливость восстановлена, однако сам инцидент доводит ее до истерики. Автор объясняет это жизненной позицией своей героини: «Соня, робкая от природы, и прежде знала, что ее легче погубить, чем кого бы то ни было, а уж обидеть ее всякий мог почти безнаказанно. Но все-таки, до самой этой минуты, ей казалось, что можно как-нибудь избегнуть беды – осторожностию, кротостию, покорностию перед всем и каждым».01.04.201319
Новое испытание веры Если бы вдруг все это теперь на ваше решение отдали: тому или тем жить на свете, то есть Лужину ли жить и делать мерзости, или умирать Катерине Ивановне? То как бы вы решили: кому из них умереть? Я вас спрашиваю. Соня с беспокойством на него посмотрела: -- Зачем вы спрашиваете, чему быть невозможно? -- с отвращением сказала Соня. -- Стало быть, лучше Лужину жить и делать мерзости! Вы и этого решить не осмелились? -- Да ведь я божьего промысла знать не могу... И к чему вы спрашиваете, чего нельзя спрашивать? К чему такие пустые вопросы? Как может случиться, чтоб это от моего решения зависело? И кто меня тут судьей поставил: кому жить, кому не жить? 01.04.201320
ПриКак бы себя не помня, она вскочила и, ломая руки, дошла до средины комнаты; но быстро воротилась и села опять подле него, почти прикасаясь к нему плечом к плечу. Вдруг, точно пронзенная, она вздрогнула, вскрикнула и бросилась, сама не зная для чего, перед ним на колени. -- Что вы, что вы это над собой сделали! -- отчаянно проговорила она и, вскочив с колен, бросилась ему на шею, обняла его и крепко-крепко сжала его руками. Раскольников отшатнулся и с грустною улыбкой посмотрел на нее: -- Странная какая ты, Соня, -- обнимаешь и целуешь, когда я тебе сказал про это. Себя ты не помнишь. -- Нет, нет тебя несчастнее никого теперь в целом свете! -- воскликнула она, как в исступлении, не слыхав его замечания, и вдруг заплакала навзрыд, как в истерике. 01.04.201321
Признание В "Преступлении и наказании" смирение дано в чистом виде - в образе Сони Мармеладовой. Предлагая Раскольникову поцеловать землю, Соня не только стремится спасти его, но и раскрывает глубину собственного духовного мира. Преклониться перед землей - это преклониться перед "народной правдой". Пасть на землю - значит, как Антей, как Святогор-богатырь , прислониться к земле и получить от нее силу. В образе Сони дан не только второй путь - смирение, но и второй из двух народных типов, изображающих "весь русский народ в целом".01.04.201322
Ну да, чтоб ограбитьНе был я так голоден... я действительно хотел помочь матери, но... и это не совсем верно.Вот что: я хотел Наполеоном сделаться, оттого и убил... Ну, понятно теперь? Другое толкало меня под руки: мне надо было узнать тогда, и поскорей узнать, вошь ли я, как все, или человек? Смогу ли я переступить или не смогу! Осмелюсь ли нагнуться и взять или нет? Тварь ли я дрожащая или право имею01.04.201323
Призыв к покаяниюПоди сейчас, сию же минуту, стань на перекрестке, поклонись, поцелуй сначала землю, которую ты осквернил, а потом поклонись всему свету, на все четыре стороны, и скажи всем, вслух: "Я убил!" Тогда бог опять тебе жизни пошлет. Пойдешь? Пойдешь? -- спрашивала она его, вся дрожа, точно в припадке, схватив его за обе руки, крепко стиснув их в своих руках и смотря на него огневым взглядом. 01.04.201324
Антиподы{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}СоняРаскольниковКроткая, добраяГордый нрав, оскорбленное, униженное самолюбиеСпасая других, берет на себя тяжести греха. В духовном плане — мученицаПытаясь доказать свою теорию, совершает преступление. В духовном плане — преступник, хотя берет на себя грех всего человечества. Спаситель? Наполеон?Рассказ о ее поступке в кабаке в самой разнузданной обстановкеЗнамение для Раскольникова. Жить, жертвуя собой, — это оправдание его предчувствийЖивет, исходя из требований жизни, вне теорийТеория рассчитана безукоризненно, но человек не может переступить через кровь, спасая людей. Итог — тупик. Теория не может учесть все в жизниПолуграмотна, плохо говорит, читает только ЕвангелиеОбразован, хорошо говорит. Свет разума заводит в тупикБожественная правда — в ней. Она выше духовно. Не сознание делает человека, а душаВ нем правда ложна. В рай ценой чужой крови нельзяУ нее есть смысл жизни: любовь, вераУ него нет смысла жизни: убийство — это бунт для себя, индивидуалистический бунт01.04.201325
План анализа эпилогаПочему так тяжело переносил каторгу Раскольников?В чем выражалась его болезнь?Как объяснить его отношение к Соне? Почему он мучил ее?Как складываются его отношения с окружающими?Почему он отделен от мира, кто в этом виноват?Что для него страшнее каторги?Почему он не раскаялся в своем преступлении?Почему каторжники полюбили Соню?Какую роль в возрождении Раскольникова сыграла болезнь и сон, приснившийся ему во время болезни?Что помогло возродиться Раскольникову?Как Раскольников помог Соне?Какую роль отводит автор «Эпилогу» в понимании смысла всего романа?01.04.201326
Та кто же такая Соня? Мученица или великая грешница? Или вообще, как сказал о ней Раскольников, юродивая? «Лизавета! Соня! Бедные, кроткие. С глазами короткими… Милые!.. Зачем они не плачут? Зачем они не стонут? Они всё отдают… глядят кротко и тихо… Соня, Соня! Тихая Соня!»01.04.201327
Каторжники, отбывавшие наказание вместе с Раскольниковым, испытывают к нему жгучую ненависть и одновременно очень любят навещающую его Соню. Родиону Романовичу говорят, что «ходить с топором» – не барское дело; его называют безбожником и даже хотят убить. Соня же, следуя своим раз и навсегда установленным понятиям, ни на кого не смотрит свысока, ко всем людям она относится с уважением – и каторжные отвечают ей взаимностью01.04.201328
ВыводСоня Мармеладова – один из важнейших персонажей книги. Без ее жизненных идеалов путь Родиона Раскольникова мог завершиться только самоубийством. Однако Федор Михайлович Достоевский предлагает читателю не только воплощенные в главном герое преступление и наказание. Жизнь Сони ведет к покаянию и очищению. Благодаря этому «продолжению пути» писателю удалось создать целостный, логически завершенный мир своего великого романа.01.04.201329