Программа внеурочной деятельности Речь и культура общения (общеинтеллектуальное направление) для 1 класса
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №7
Программа
внеурочной деятельности
«Речь и культура общения»
(общеинтеллектуальное направление)
1 класс
Составитель:
Юдина Надежда Геннадьевна,
учитель начальных классов,
Аша
Пояснительная записка
Обучение курсу «Речь и культура общения» направлено на развитие коммуникативной компетенции детей, их способности налаживать общение с окружающей природой, людьми при помощи языковых (фонетических, лексических, грамматических) и неречевых средств (мимики, жестов, взглядов, предметных действий). Коммуникативная компетенция рассматривается как базисная характеристика личности школьника, как важнейшая предпосылка благополучия в социальном и интеллектуальном развитии. В освоении специфически детских видов деятельности – коллективных игр, театрализованной деятельности, детской художественно-творческой деятельности и т.д. В ряду проблем речевого развития выделены две основные: речетворчество и диалог как важнейшие составляющие коммуникативной самодеятельности, важнейшие сферы саморазвития личности.
Для реализации программного содержания используются:
Соколова Г.И., Юным умникам и умницам: Курс Речь. Школа развития речи. Рабочая тетрадь. В 2 частях, 1 класс четырёхлет. Нач.шк., - М.: РОСТкнига, 2015.
Соколова Г.И., Юным умникам и умницам: Курс Речь. Школа развития речи.
Методические рекомендации: Кн. Для учителя, 1 кл.- М.: РОСТкнига, 2014.
Цели курса: развитие речевой культуры учащихся, формирование у них коммуникативно-речевых умений и навыков.
совершенствование устной речи, её выразительности и связности;
развитие критического восприятия речи, чувства коммуникативной целесообразности;
расширение речеведческих понятий о том, для чего нужна речь, какие бывают виды общения, что такое успешное общение и т.д.;
развитие культуры речевого поведения, воспитание вежливости;
развитие творческого воображения, литературных и коммуникативных способностей.
Основные задачи курса
Результаты изучения курса:
Реализация программы обеспечивает достижение выпускниками начальной школы следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты:
1) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
2) формирование уважительного отношения к иному мнению, выработка умения терпимо, уважительно относиться к людям, бережно относиться к слову, с которым обращаемся к собеседнику и положительно влиять с его помощью на другого человека;
3) формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы;
4)воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слушания, чтения и заучивания наизусть произведений художественной литературы;
5) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения;
6) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, умения сравнивать и осмысливать поступки окружающих со своими собственными поступками;
7) восприятие на слух звучащей речи (высказывание собеседника, слушание различных текстов), адекватное понимание содержания звучащей речи, умение отвечать на вопросы по содержанию прослушанного произведения, определение последовательности событий, осознание цели речевого высказывания, умение задавать вопросы;
8) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.
Метапредметные результаты:
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи деятельности, поиска средств её осуществления;
2) освоение способами решения проблем творческого и поискового характера;
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;
4) активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;
5) использование различных способов поиска необходимой информации в справочниках, словарях, интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами;
6) овладение навыками осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменной формах;
7) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений;
8) готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
9) умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, общей цели и путей её достижения, осмысливать собственное поведение и поведение окружающих;
10) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.
Предметные результаты:
1) познакомить с нормами русского литературного языка:
2)формировать умение излагать свои мысли последовательно, умение убеждать, отстаивать свою точку зрения;
3) формирование культуры общения;
4)дать знания об искусстве человеческих взаимоотношений:
- приобрести навыки и опыт, необходимые для адекватного поведения в различных речевых ситуациях, усвоить формы речевого общения и этикета (монолог, диалог), развитие связной речи;
- способствовать положительной социальной адаптации ребёнка к окружающему миру,
- способствовать выходу психоэмоционального напряжения;
5)формировать основы будущей рефлексии:
- способствовать достижению детьми эмоциональной устойчивости и саморегуляции, самоконтролю;
- стимулировать моторное и эмоциональное самовыражение и самопознание.
6)формирование первоначальных этических представлений, понятий о добре, дружбе, честности; формирование потребности в общении;
7)) достижение общего речевого развития, овладение элементарными приёмами анализа художественных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;
8) умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов;
9) умение самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации, составляя самостоятельно краткую аннотацию;
10) умение использовать простейшие виды анализа различных текстов: устанавливать причинно-следственные связи и определять главную мысль произведения, делить текст на части, озаглавливать их, составлять простой план, находить средства выразительности, пересказывать произведение;
11) умение работать с разными видами текстов, находить характерные особенности научно-познавательных, учебных и художественных произведений. На практическом уровне овладеть некоторыми видами письменной речи (повествование создание текста по аналогии, рассуждение письменный ответ на вопрос, описание характеристика героев). Умение написать отзыв на прочитанное произведение;
12) развитие художественно-творческих способностей, умение создавать собственный текст на основе художественного произведения, на основе личного опыта;
13) развитие умения наблюдать за выразительностью речи, за особенностью авторского стиля.
Основные принципы организации обучения:
Принцип доступности изучаемого материала.
Основополагающий подход к обучению общения – опора на развитие самостоятельности мышления, индивидуального творчества.
Проблемно-ситуативный характер заданий.
Эмоционально-насыщенная тематика заданий.
Вариативно-дифференцированное содержание заданий.
Привлекательность, занимательность, образность содержания заданий.
Коммуникативный характер, раскрепощённая атмосфера, доброжелательность в отношениях между членами детского коллектива и взрослыми.
Принцип одобрения и принятия.
Принцип свободы самовыражения.
Содержание курса обучения детей культуре речи
Практический курс включает в себя три основных раздела:
Раздел I . Речь и её значение в жизни (развитие потребности общения).
Раздел II. Текст (логический аспект речи).
Раздел III. Культура общения (формы обращения, мини-диалоги, речевые формулы общения).
Раздел I . Речь и её значение в жизни
(развитие потребности общения).
Роль речи. Её влияние на чувства и поведение людей. Для чего люди общаются. Понятие о культуре общения. Устное и письменное общение (различия).
Словесное и несловесное общение. Жесты, мимика, телосложения, интонация.
Вежливая речь (словесная вежливость). Правила поведения и общения. Знать правила знакомства. Сочинение рассказов по памяти. Вступать в контакт и поддерживать его, умение благодарить, используя соответствующие этикетные формы. Дружба в нашей жизни. Добрые слова. Волшебные слова. Человеку без друзей плохо. В основе дружбы лежат добрые отношения. Сочинение диалогов в парах. Речь разговорная. Этикетный диалог, его особенности. Речь разговорная с элементами художественной речи. Сказочные истории. Речь деловая. Анализировать и оценивать устную речь с точки зрения таких её свойств, как окраска голоса, громкость, темп, их соответствие ситуации общения. Анализировать речь говорящего с использованием изученных правил. Уместно умело использовать звучание своего голоса, громкость, темп речи в устных высказываниях.
Раздел II. Текст
(логический аспект речи).
Отличие текста от набора предложений, определять по заголовку, о чём говорится в тексте, выделять в тексте опорные слова, определять смысловые части текста, подбирать заголовок к тексту. Красная строка, абзацные отступы как смысловые сигналы частей текста. Композиционное построение рассказа, рассказывание сказок по моделям. Составление описательных рассказов. Сочинение небылиц, рассказов по памяти и др. Сочинять на основе данного сюжета, рисунка, опорных слов сказочные истории.
Произносить считалки. Сочинять считалки по началу. Обучение рассказыванию в парах. Развитие уверенности в себе. Письменная речь. Шрифтовые выделения в текстах (о чём нам говорит шрифт), расположение текста, иллюстрации, таблицы, схемы.
Раздел III. Культура общения
(формы обращения, мини-диалоги, речевые формулы общения).
Правила ведения диалога. Как слушать собеседника и вести себя во время разговора. Основные правила для участников диалога. Практические умения, навыки, культура поведения в процессе диалога. Вежливо - невежливо – грубо. Способы выражения (этикетные формы) приветствия, прощания, благодарности. Разговор по телефону. Упражнения и дидактические игры на развитие качеств голоса (силы, темпа, дикции, ритма, интонационной выразительности и др.) Как управлять выступлением (как начинать и заканчивать выступление), составление писем, конца сюжета по картинкам и др.
К концу обучения дети должны уметь:
- анализировать и оценивать общение: корректность речевого поведения в ситуациях, уместность использования несловесных (невербальных) средств общения - жестов, мимики, телосложений, интонации;
-общаться: ориентирование в ситуации общения, вступление в контакт с собеседником, умение поддерживать разговор, уместное использование словесных и несловесных средств общения;
- использовать в речи слова приветствия, просьбы, благодарности, прощения, пожелания с интонационной выразительностью речи (ровный, спокойный тон, оптимистическая интонация, дистанция общения, пространство общения);
- поддерживать беседу, терпеливо выслушивать говорящего, обосновывать своё мнение;
- проявлять внимание и гостеприимство к людям;
- радоваться успехам товарищей;
- считаться с мнениями и интересами других, справедливо разрешать возникающие споры;
- сотрудничать во всех видах деятельности;
- уважать взрослых.
Содержание практического курса «Речь и культура речи» для детей 7-8 лет рассчитан на 34 занятия в год (1 час в неделю).
№п/п
Темы занятий
Количество часов
Раздел I. Речь и её значение в жизни
10
1
Устная и письменная речь.
1
2
Особенности устной речи: окраска голоса, громкость, темп.
1
3
Как узнать что – то новое.
1
4
Скороговорки. Считалки.
1
5
Мимика и жесты в устной речи.
1
6
Устный рассказ.
1
7
Слово влияет, убеждает
1
8
Слово утешает, огорчает.
1
9
Речь нужна, чтобы влиять на чувства людей.
1
10
Об одном и том же по – разному
1
Раздел II.Текст.
12
11
Тема текста.
1
12
Заглавие текста. О чём можно узнать по заглавию.
1
13
Выделение в тексте непонятных слов.
1
14
Опорные слова.
1
15
Составление сказки по опорным словам.
1
16
Связь предложений в тексте (Текст как тематическое единство).
1
17
Основная мысль текста.
1
18
Тематический словарь.
1
19
Как строится текст.
1
20
План текста.
1
21
Какие бывают тексты.
1
22
Весёлые рассказы.
1
Раздел III. Культура общения
1
23
Культура общения
1
24
Всё начинается со слова «Здравствуй!».
1
25
Виды общения.
1
26
Ежели вы вежливы
5
27
Добро пожаловать.
1
28
Поздравляем и желаем.
1
29
Слово и дело.
1
30
Умей говорить приветливо.
1
31
Разговор по телефону.
1
32
Я и другие люди.
1
33
Слово – мостик понимания между людьми (как слушать собеседника и вести себя во время разговора).
1
34
Итоговое занятие.
1
Используемая литература
1. Соколова Г.И., Юным умникам и умницам: Курс Речь. Школа развития речи. Рабочая тетрадь. В 2 частях, 1 класс четырёхлет. Нач.шк., - М.: РОСТкнига, 2015.
2.Соколова Г.И., Юным умникам и умницам: Курс Речь. Школа развития речи. Методические рекомендации: Кн. Для учителя, 1 кл.- М.: РОСТкнига, 2014.
3.Богуславская М.Е. Весёлый этикет (развитие коммуникативных способностей ребёнка. – Екатеринбург, 2009.
4.Чупаха И.В. и др. Здоровьесберегающие технологии в образовательно – воспитательном процессе:Сб. – Ставрополь, 2001.
5.Шипицына Л.М. и др. Азбука общения: Развитие личности ребёнка, навыков общения со взрослыми и сверстниками. – СПб., 2002.
6.Ладыженская Т.А., Никольская Р.И., Сорокина Г.И. и др. Речевые уроки: Кн.для учителя нач.классов. –М.: Просвещение, 2008.
15