Урок Урок русского языка в 9 классе по теме «Понятие о сложносочиненном предложении: строение и средства связи»
Урок русского языка в 9 классе по теме «Понятие о сложносочиненном предложении: строение и средства связи»
Тип урока: Комбинированный
Цель урока: усвоение новых знаний, обобщение и систематизация знаний учащихся о синтаксисе сложносочиненного предложения.
Задачи:
обучающие: создание условий для усвоения программного материала при изучении темы: « Понятие о ССП», обобщение и систематизация материала о сложносочинённых предложениях, отработка умения отличать ССП от других видов предложений, составлять схемы ССП, расставлять знаки препинания в ССП.
развивающие:
формирование умения аргументировать, доказывать; развитие умения анализировать и оценивать собственную деятельность; развитие коммуникативных умений учащихся
воспитательные:
воспитание дружелюбных отношений между учащимися, поощрение стремления к совместной деятельности и взаимопомощи, воспитывать положительное отношение к знаниям вообще и изучению русского языка.
Методы обучения: метод активизации познавательной деятельности,метод актуализации опорных знаний.
Формы организации работы детей: фронтальная, индивидуальная: систематизация полученных знаний, оценка собственной деятельности на уроке, самоконтроль, взаимоконтроль.
Педагогические технологии: информационно-коммуникативного обучения, личностно-ориентированные, предметно - ориентированные.
Оборудование: мультимедийный проектор, ноутбуки, раздаточный материал, учебник, тетради, презентация.
Технологическая карта урока.
Этапы урока Действия учителя
Действия учеников
Орг.момент Создание эмоционального настроя на урок.
. Приветствуют учителя, настраиваются на работу на уроке.
На предыдущих уроках вы уже познакомились с такими понятиями, как сложные предложения, виды сложных предложений (союзные и бессоюзные). Давайте вспомним,что мы знаем о них.
Актуализация знаний о сложных предложениях.
Индивидуальная работа. Охарактеризовать предложение как единицу языка. Дать характеристику сложного, сложносочинённого, сложноподчиненного, бессоюзного предложения.
Сначала каждый из вас вспоминает и записывает в тетради все, что знает по проблеме (строго индивидуальная работа, продолжительность 2 минуты).
А теперь поделитесь друг с другом знаниями, по кругу называя какое-то одно сведение или факт, при этом не повторяя ранее сказанного (составляется список идей).
Давайте проверим,совпадают ли ваши идеи с теми идеями, которые выдвигает наука.
Демонстрация классу таблицы «Виды сложных предложений». (Слайд №1.)
Как вы думаете, зачем надо хорошо знать строение и значение всех видов сложных предложений?
Вспоминают и записывают в тетради тезисы.
Читают записанные тезисы, дополняя записи новыми сведениями.
Делаются выводы учащимися: сложные предложения делятся на союзные и бессоюзные; союзные – на сложносочиненные и сложноподчиненные.
Отвечают на вопрос учителя:чтобы уметь строить сложные предложения, правильно ставить знаки препинания.
Правильно строить сложные предложения и ставить знаки препинания в них помогает умение строить схемы сложных предложений и читать их.
Попробуйте прочитать схемы сложных предложений.
(Слайд №2.) По очереди читают схемы, рассказывая об их строении и значении.
Целеполагание.
Объяснение нового материала Среди прочитанных вами схем были сложносочиненные предложения. А что вы о них знаете? Как связываются между собой части сложносочиненного предложения?
Сегодня мы изучим тему «Сложносочиненные предложения: строение и средства связи в них»
Как вы думаете, какова цель нашего сегодняшнего урока?
Демонстрация определения «Сложносочиненные предложения». (Слайд №3).
Что нового вы узнали о ССП?
Какие знаки препинания ставятся между частями сложносочиненного предложения?
Демонстрация слайда « Знаки препинания в сложносочиненном предложении». (Слайд №4).
Демонстрация слайда «Отсутствие запятой между частями сложносочиненного предложения. (Слайд №4).
Объясните, почему в данном предложении не нужно ставить запятую.
Для счастья людям нужен мир и не нужна война.
В начале апреля уже шумели скворцы и летали в саду желтые бабочки. Выводы учащихся о том, что в сложносочиненных предложениях предикативные части связаны между собой интонацией и сочинительными союзами.
Формулировка цели урока учениками.
Читают определение,соотносят имеющиеся у них знания с новой информацией.
Отвечают:запятая.
Делаются выводы о постановке запятой, тире, точки с запятой в ССП.
Делаются выводы.что запятая не ставится,если в ССП есть общий второстепенный член.
Закрепление изученного. Из данных предложений выпишите только ССП, начертите их схемы. (Слайд №5).
Он не решился на эту поездку, и я отказался в ней участвовать.
Знаю я, что в той стране не будет этих нив.
Любой природный материал красив, но его красота открывается не сразу.
Облако переглянулось со степью и нахмурилось.
Так как шторм не утихал весь день, корабль не мог выйти в море.
Был бы покос, да пришёл мороз.
А теперь осуществляем взаимопроверку по ответам, зафиксированным на слайде. (Слайд №6).
В начале урока мы говорили о том, как важно уметь читать схемы предложений и их составлять. Сейчас вы выполните маленький тест, проверяющий, как вы умеете это делать.
(Приложение)
Выполняем самопроверку по ключу к тесту. (Слайд №7).
Выполняем задание: записать предложения, выделить грамматическую основу, расставить знаки препинания. (Слайд №8).
А) Пакеты обыкновенно тут же распечатывались новости сообщались и канцелярия представляла картину самую оживленную.
Б) Во тьме тревожно вспыхивали молнии и гремел гром.
В) Она считалась богатою невестою и многие прочили её за себя или за сыновей.
Г) Вот север тучи нагоняя
Дохнул завыл и вот сама
Идёт волшебница зима.
Д) В лесу в это время снег лежал нетронутый и деревья стояли в снежных нарядах.
Ж) Ветер стих и теперь в ровный гул дождя вошёл новый звук доносившийся издалека.
З) И ветер затихал и туча росла мигала тусклыми молниями и глухо ворчала.
И) Любой природный материал красив но его красота открывается не сразу.
А сейчас вы можете проверить, как вы умеете расставлять знаки препинания в СПП, выполняя тест по программе –тренажеру «Фраза».
А теперь огласим результаты.
Выписывают предложения ,чертят схемы.
Осуществляют взаимопроверку задания, комментируют результаты друг друга.
Выполняют тест, фиксируют номера правильных ответов.
Проверяют свои работы, комментируют результаты.
Выполняют задание, комментируя свои действия, по очереди. Строят монологическое высказывание –рассуждение.
Самостоятельно выполняют задания теста.
Комментируют, сколько ошибок допустили, какую оценку получили.
Рефлексия - Ребята, мы успешно выполнили задания, а помогли нам наши знания, умения и навыки. А сейчас я предлагаю вам поделиться своими впечатлениями. Закончите фразы: (Слайд №13).
Главным для меня на уроке было то, …
Теперь я буду знать, что …
Меня огорчило то, что …
Я рад, что…
Я хотел бы, чтобы…
Анализируют свою работу на уроке,делятся впечатлениями.
Подведение итогов урока В чем же своеобразие ССП? В чем важность для нас высокого уровня усвоения этой темы?
Сложносочиненные предложения очень распространены в современной русской речи, они позволяют передать гораздо больше информации, чем простые.
Знания о ССП помогут в написании экзаменационного изложения и выполнии задания В 12 тестовой части ОГЭ.
Оценки учащимся за урок.
Знания о ССП помогут в написании экзаменационного изложения и выполнении заданий тестовой части ОГЭ.
Домашнее задание
Используя учебник «Теория»,заполнить схему
« Сочинительные союзы».
(Слайд №13).
Выполнить упражнение № из учебника «Практика». Записывают шапку таблицы в тетрадь и номер упражнения в дневник.
Приложение. Тестирование. Найдите соответствие.
1.Предложение Небо заволокло тучами, и ,наверное, сейчас начнётся дождь соответствует схеме:
а) [ = ], и [ - = ].
б) [ - = ],и [ = - ].
в) [ = ], и [ = - ].
2.Правильная схема предложения У меня была только синяя краска, но, несмотря на это, я затеял нарисовать охоту такова:
а) [ - = ],но[ - =].
б) [ = ],но[= - ].
в) [= - ],но[- = ].
3. Схеме [ = ],но[ -= ] соответствует предложение:
а) Тебе нравится демонстрировать своё преимущество, но люди этого не любят.
б) Разлука с любимыми тяжела, но она легче жизни с нелюбимыми.
в) То Машу собирались отправить к бабушке, то она сама вдруг решила поехать в Москву.
4.Схеме [ = - ],и [ - = ],и [ = - ] соответствует предложение:
а) Город за эти апрельские дни стал чист, сух, а камни побелели, и по ним легко и приятно идти.
б) Шестая неделя, а ещё совсем зима, и я встал рано.
в) Иногда перестаёт дождь, и тогда мокрый снег оживает, и поют дрозды.
5.Предложение Давно наступили долгие весенние сумерки, а тяжёлый вагон грохотал в голом прохладном поле соответствует схеме:
а) [ = ],а [- = ].ССП с противительным союзом
б) [ = ],и [ = -]. ССП с соединительным союзом
в) [ - =],а [ - =]. ССП с разделительным союзом
6.Схеме [- = ],а [- =и=] соответствует предложение:
а) Усадьба была небольшая, а дом старый и незатейливый.
б) Ночью лил дождь, и мокро шумело по крыше, а сад то и дело бледно, но широко, сказочно озарялся.
в) Все на мгновение даже теряются от такой нелепости, но быстро овладевают собой, сдерживаются.
Ответы:1.в 2.в 3.а 4.в 5. а 6. а