Формирование и развитие навыков командной игры у учащихся среднего звена, на примере игры в баскетбол
Автор: Ковалёв Александр Александрович, учитель физической культуры ГБОУ СОШ №3 города Кинеля.
Тема: Формирование и развитие навыков командной игры у учащихся среднего звена, на примере игры в баскетбол.
Одной из главных задач в организации учебной деятельности, стоящих перед учителем является: формирование эффективного и доступного метода преподавания учебного материала. Решение в той или иной мере поставленной задачи, способствует достижению целого ряда положительных результатов, среди которых в первую очередь стоит отметить: проявление повышенного интереса к предмету со стороны учащихся, комплексное восприятие предмета на фоне ранее приобретённых знаний, желание активно участвовать в процессе обучения.
В педагогической практике часто встречаются ситуации, требующие детального рассмотрения и тщательной проработки. Занятия физической культурой не являются исключением. Так, полагаю, многие сталкивались с трудностями на игровых занятиях и на занятиях подвижными играми, когда возникает необходимость командных действий, исходящих от учащихся . Проблемы возникают по различным причинам, перечислять их не стоит, поскольку многим они хорошо известны. Одним из способов решения данной задачи, считаю необходимостью сплочения учащихся различными методами и подходами. В данном случае нет конкретного и однозначного ответа, ввиду индивидуальных особенностей формирования общества и личности, но вектор предполагаемого верного направления нужно провести. Для этого придётся взглянуть на учащихся и определить сферу их интересов в нужной нам области . Я взял за основу баскетбол, так как стал замечать, что определённая группа ребят-одноклассников, питает симпатию к профессиональному баскетболу. Участвуя в обсуждении игр и спортсменов-баскетболистов, удалось выделить особо заинтересовавших ребят игроков, тренеров и некоторые особенности тактических действий тех или иных команд со всего мира. Далее я поставил цель - максимально заинтересовать баскетболом больший круг лиц.
Удалось найти тренера по баскетболу и открыть секцию при школе. Первый шаг в выбранном направление был сделан. Далее следовала встреча с ветераном баскетбола и мастер класс от него для образовавшейся группы, которая в подавляющем своём большинстве состояла из одноклассников. Общение с бывалым игроком и тренером, который так же в своё время имел ряд спортивных достижений, не прошли зря. Удалось выяснить, что именно является причиной успеха команды и наоборот. Среди перечисленного были конечно: и физическая подготовка, и тренировочный метод, и поддержка, но суть заключалась всё же в слаженных действиях. На этом в дальнейшем приходилось, не раз заострять внимание. Напомню, что первоочередная задача состояла не в популяризации определённого вида спорта, а в получении командной игры.
После предварительных наработок необходимо было приступать к реализации изначальной идеи. Учащиеся выбранного класса были поделены мной на группы (сл 10). Посчитал нужным учитывать такой фактор, как межличностные отношения, и не ставить людей, имеющих неприязнь к друг другу, в одну группу. Каждому члену группы на время занятия присваивался личный номер, не меняющийся от занятия к занятию и указывающий на принадлежность человека к своей группе (11,12,13…. 21,22,23….)(Сл 8). Присвоение номера игроку, давало возможность систематизировать в дальнейшем действия группы. Плюсом так же стало некое сходство со звёздами большого спорта, одним из атрибута которых являлся их личный номер (сл 11). Так решения задачи вышло на финишную прямую. Осталось только взять и научиться играть сообща. Напомню, что класс был поделён на группы. Серьёзным подспорьем стало ещё и то, что большая часть класса занималась в секции и многие понимали суть всех манипуляций. Во время разминки все члены группы находились в непосредственной близости и имели отдельное упражнение от остальных. Здесь предполагалось задействовать психологические аспекты и способствовать проявлению общности в группе. Далее упражнения с мячом. И снова по группам. Задания во время упражнений не позволяли проявляться лидерам, возникающими из более опытных в плане игры в баскетбол игроков, поскольку имели порядковую направленность. От первого мяч передавался второму и так далее до последнего в группе, и снова первому. Основная задача – не нарушать порядок передачи. Будь то нападение или оборона, каждый знал своё место и роль в тренировочных упражнениях. Ошибка одного – остановка всех. С трудом, но удалось уяснить. Далее тренировочная игра с ограниченными действиями. И снова порядок передачи не рушим, да ко всему ещё после приёма мяча ведение запрещено. Вот и приходится на опорной ноге двигаться до тех пор, пока идущий по порядку из твоей группы не выйдет для приёма паса. Роль каждого обостряется, отстояться за спинами не выйдет. Так приходится играть каждому: выходить и принимать, снова отдавать пас следующему по порядку…
Данный подход, пройдя тестовые испытания, был применён мной для других классов. Эффективность варьировалась только на начальных стадиях, ввиду разности интересов учащихся. Проводя параллели с другими игровыми видами спорта, удавалось заинтересовать разные возрастные группы. Суть оставалась неизменной – отсутствие лидера и явная роль каждого, без исключения. Игра становилась местом, где общество нуждалось в целостности.
Таким образом, изначальная цель была достигнута с дополнительными положительными эффектами в виде более сплочённого коллектива, относительно того, что было до применения метода, проявления интереса к предмету большем числом учащихся, стремления к минимому пассивных игроков в команде и т.д.