материал для родительского классного собрания Стили семейного воспитания
СТИЛИ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ
Учитель высшей категории Закирова Ф.Н.
Посейте поступок – пожнете привычку,
посейте привычку – пожнете характер,
посейте характер – пожнете судьбу.
У. Теккерей
Под стилем семейного воспитания следует понимать наиболее характерные способы отношения родителей к ребенку, применяющих определенные средства и методы педагогического воздействия, которые выражаются в своеобразной манере словесного обращения и взаимодействия. Стили семейного воспитания формируются под воздействием объективных и субъективных факторов и генетических особенностей ребенка. На выбор стиля оказывает влияние:
-тип темперамента родителей, их совместимость;
-традиции, на которых воспитывались сами родители:
-научно – педагогическая литература, которую используют родители в воспитании своего ребенка, их образовательный уровень:
-нравственные устои семьи.
ПОПУСТИТЕЛЬСКИЙ СТИЛЬ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ
Родители с самого раннего возраста предоставляют ребенку полную бесконтрольную свободу действий. Взрослые в таких семьях очень часто заняты собой, своими делами, друзьями, своей работой. Их мало волнует душевное состояние их ребенка, они безразличны к его потребностям и запросам. А иногда просто не считают нужным обращать на них внимание. Непоследовательно и неумело родители используют методы наказания и поощрения. Они могут наказать ребенка и тут же поощрить его, лишь бы он только не расстраивался и при этом не мешал родителям. Главный метод воспитания в такой семье – кнут и пряник. Родители стоят свои взаимоотношения с ребенком таким образом, что непроизвольно культивируют поиск у ребенка наиболее выгодных форм взаимодействия с окружающими, стимулируя проявление у детей таких качеств, как угодничество, лесть, подхалимаж. Родители постоянно демонстрируют ребенку образцы двуличного отношения с окружающими: друзьями, соседями, родственниками. В таких семьях при детях обсуждают других людей. Дети рано понимают науку выгоды: выгодные люди, выгодные взаимоотношения, выгодные для семьи решения проблем. В выборе форм поведения в таких семьях ребенок свободен, но в обществе других людей от него требуют формального соблюдения правил приличия. У таких детей много тайн, которые им нужно хранить за семью печатями, а это значит , что они должны быть все время настороже. Даже интеллектуальную деятельность своих детей родители в таких семьях стимулируют для того, чтобы извлечь из нее максимальную выгоду.
Младшие школьники в детской среде часто слывут ябедами, подхалимами. Такие ребята любят хвастаться, не умеют искренне сочувствовать и сопереживать. Они не любят ни умственный, ни физический труд. Эта тенденция проявляется во все возрастные периоды жизни. Дети такого типа во время урока очень быстро устают и стараются под любыми предлогами увильнуть от работы. Часто такие дети недобросовестно относятся к поручениям и к различным обязанностям. Уже в младшем школьном возрасте они не настроены на учебную деятельность, но при этом их интересует конечный результат – отметка. Такие ребята могут проявлять самоуверенность, граничащую с хамством, они не требовательны к себе, но требовательны к другим. Они плохо реагируют на любую критику в свой адрес, но при этом у них всегда кто- то виноват. Такие ребята не умеют бескорыстно дружить, им трудно вживаться в детский коллектив, потому что им хочется быть все время на виду и, если такого не происходит, они готовы обвинять в своих проблемах всех, но не себя. Зачастую манеры поведения таких учащихся приводят к конфликтным ситуациям, ими же спровоцированным. Родители, в свою очередь, не утруждают себя тем, чтобы разобраться в ситуации, и полностью доверяют своему ребенку.
СОСТЯЗАТЕЛЬНЫЙ СТИЛЬ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ.
С раннего возраста родители ищут в действиях своего ребенка нечто выдающееся и необычное. Активность самого ребенка постоянно поощряется. Иногда ребенок получает поощрение не только морального, но и материального характера. Родители постоянно сравнивают своего ребенка с другими детьми и очень страдают, если это сравнение не в его пользу. Для раскрытия талантов своего ребенка родители дают возможность ему попробовать себя в различных видах деятельности. Иногда это приводит к тому, что ребенок становится уверенным в своем превосходстве над другими детьми. Если же он при этом терпит поражение, это может надолго выбить его из колеи и привести к депрессии и апатии. Участие ребенка с раннего возраста в различных кружках и секциях нередко приводит и к проблемам, связанным с его здоровьем: хроническая усталость, болезни могут дать о себе знать. В воспитательном воздействии на ребенка родители используют как методы поощрения, так и методы наказания. Однако, если поведение ребенка идет вразрез с нормами, принятыми в семье, последующее наказание может быть не только суровым, но и жестким. В своей любви к ребенку родители не обращают внимания на человеческие качества. Защиту ребенка от всех претензий и нападок они ставят на первое место, не обращая внимания при этом на то, прав их ребенок или не прав. Родители не терпят обидчиков своего ребенка, не боятся вступать с ними в конфликтную ситуацию, не обращая внимания на то, взрослый это или ребенок. Родители не видят слабые и сильные стороны ребенка, неадекватно на них реагируют.
Учащиеся уже с первого класса учатся только на отлично. Они стараются постоянно демонстрировать свою эрудицию и способности, поэтому им трудно общаться с другими учениками. Высокая активность этих детей позволяет им рано достигать значительных успехов, особенно в условиях конкуренции. В любой деятельности их привлекает результат. Такие ученики берутся за любые дела в классе, участвуют в любых мероприятиях, лишь бы только их заметили и оценили. В детском коллективе такие учащиеся претендуют на лидерство и официальное признание. Они очень любят командовать другими ребятами и испытывают глубокое удовольствие, если кто- то попадает от них в зависимость.
Учащиеся этого типа глубоко переживают свои ошибки и промахи. Очень развитой у таких ребят является волевая сфера. Уже с раннего детства они могут быть очень дисциплинированными и инициативными. Их характерными качествами являются самоуверенность, высокомерие, эгоистичность, преувеличение своих возможностей, безразличие к интересам коллектива, сосредоточенность на демонстрации своих возможностей. Однако если семья и педагоги помогут такому ребенку открыть все лучшее, что в них заложено природой, то они смогут проявлять такие качества характера, как общительность, интеллект, уверенность в себе, самоконтроль и добросовестность. Таких учащихся нужно учить отвечать за нанесенные обиды и понимать значимость прощения.
РАССУДИТЕЛЬНЫЙ СТИЛЬ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ
Родители с самого раннего детства предоставляют ребенку полную свободу действий, дают ему возможность приобретать личный опыт путем собственных проб и ошибок. Из своего педагогического арсенала они исключают окрики и упреки. Родители ребенка считают, что его активность должна находить естественный выход. Они уверены, что ребенка нельзя поощрить за то, что он делает с удовольствием. В воспитании ребенка они не пользуются принудительными мерами и физическими наказаниями. Родители считают, что ребенок может сам выбрать себе деятельность по душе, они вправе лишь дать ему рекомендации или совет. У родителей и детей складываются теплые и добрые взаимоотношения. Ребенок наравне с взрослыми принимает участие в семейных советах, решает семейные ситуации. Родители таких ребят о том, чтобы достоинство ребенка никогда не принижалось ни посторонними людьми, ни родственниками.
Родители таких ребят с энтузиазмом принимают участие в жизни того детского коллектива, в котором находится их ребенок. Дети с раннего возраста привыкают уважительно относиться к старшему поколению своей семьи, потому что так поступают их родители. Если в такой семье ребенок совершает плохой поступок, то родители не спешат с наказанием. Они дают возможность ребенку обдумать совершенное, осознать свой проступок. Родители помогают ребенку осмыслить проблему с позиции другого человека, втянутого в конфликтную ситуацию. Дети в таких семьях вырастают любознательными и активными. Уже в начальной школе они хорошо осведомлены об окружающем мире и самостоятельны , умеют работать без понуканий, у них сформирована позитивная мотивация.
ПРЕДУПРЕДИТЕЛЬНЫЙ СТИЛЬ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ
Этот стиль обусловлен некоторыми причинами : болезненность ребенка или особенности характера родителей. В результате того, что ребенок часто болеет, родители становятся чрезвычайно мнительными и болезненно реагируют на любое проявление его нездоровья. Родители ни на минуту не оставляют ребенка без внимания и опеки. Ребенок в такой семье практически лишен активной деятельности, родители сами определяют, что может быть ему интересно, сами являются инициаторами детских игр, сами регламентируют поведение детей. С раннего детства родители стараются оградить свое дитя от каких бы то ни было наказаний. Очень часто в таких семьях удовлетворяется любая прихоть ребенка. На воспитание нравственных ценностей родители обращают очень мало внимания.У таких детей формируется ситуативная мораль, попадая в ту или иную социальную группу, они следуют нравственным принципам этой группы, слепо следует чужому мнению. В общении со сверстниками такие учащиеся зачастую безразличны, любят наушничать и могут предать своего товарища, если им это выгодно. Имея хорошие учебные задатки, они совершенно не желают трудиться, что приводят к плохой успеваемости. В начальной школе с такими детьми достаточно проблем, так как они совершенно не самостоятельны, не хотят делать домашние задания, постоянно отвлекаются на уроках. Такие дети легко вовлекаемы в различные компании, так как они склонны к получению сиюминутных удовольствий. Отдаленные результаты этих детей не привлекает, им нужен результат немедленно. Ребята этого стиля прагматичны. Если они предполагают какую- то выгоду, то обязательно выполнят любое дело хорошо и в срок. Дети адекватно оценивают свои способности, но, если их что- то очень заинтересует, будут этим заниматься с удовольствием и кропотливо. В детском коллективе эти дети на лидерство не претендуют. Они следуют либо за лидером, либо за большинством. Таким ребятам практически не свойственна самокритичность, они любят во всех своих неудачах обвинять других людей. Очень часто такие дети безразлично относятся к критике. В классных коллективах они ведут себя достаточно спокойно, если же нарушают дисциплину, то просто за компанию.
Главными отличительными чертами этих детей являются несамостоятельность, неспособность к принятию решений, способность к действию по указке со стороны. Они часто пассивны, безответственны.
КОНТРОЛИРУЮЩИЙ СТИЛЬ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ
В процессе контролирующего стиля формируется тревожный тип личности. Этому способствуют следующие причины
Ребенок воспитывается в детском доме или растет в семье опекунов. И они жестко обращаются с ним.
Ребенок длительное время находится без родителей. Ребенок мог при этом испытывать дискомфорт, перенести стрессовую ситуацию, сопряженную с жестокостью взрослых людей. Все это может привести к тому, что ребенок замыкается, становится злым и агрессивным в ответ на уже испытанные им эмоции и чувства.
Сами родители воспитывались в семьях, в которых к детям относились достаточно жестоко, и они автоматически перенесли стиль воспитания родительской семьи в свою.
Родители считают значимым для себя мнение других людей о собственных детях и считают его основным в контролировании детей.
В таких семьях свобода ребенка строго регламентируется и контролируется. Родители диктуют, что он должен надевать, с кем дружить, они сами определяют режим дня ребенка. Младшие школьники относятся к этому достаточно спокойно, но старшие школьники протестуют против такого к себе отношения. Родители достаточно активно используют методы наказания. В подобных семьях дети лишены родительской ласки, тепла, похвалы и поддержки. Такие дети хорошо знают свои слабые стороны и совсем лишены возможности демонстрировать и подчеркивать стороны лучшие. Родители не считают нужным прислушиваться к мнению своего ребенка. Считая его глупым и неуместным. Родители мечтают о том, чтобы их ребенок вырос высоконравственным человеком. Но поскольку родители всегда недовольны поведением своего ребенка, дети растут неуверенными, не знают, где и как нужно себя вести. Уже в начальной школе поступки ребенка могут стать неадекватными и принимают форму защитных реакций. У таких ребят возникают проблемы в учебе. Их мыслительная деятельность лишена самостоятельности, они боятся сделать ошибку, чтобы это не отразилось на их учебе. Такие ученики не умеют мыслить творчески, не пытаются бороться за истину. Как правило, у них очень высокий уровень тревожности. Внешне эти ребята отличаются от других учащихся. Они угрюмы, подозрительны, склонны к вступлению в конфликтную ситуацию, даже если в этом нет необходимости. Дети такого типа очень нерешительны и замкнуты, но ценят товарищество и дружбу, ради дружбы с кем- то они готовы на все. В кружках будут участвовать только в случае успеха. У детей тревожного типа достаточно непросто складываются взаимоотношения в коллективе. В школе они часто конфликтуют со своими сверстниками и даже с учителями. Это влияет на их статус в коллективе и приводит к тому, что они становятся в классе изгоями. Замечания и критику в свой адрес эти дети практически не воспринимают.
СОЧУВСТВУЮЩИЙ СТИЛЬ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ
Условием формирования такого стиля воспитания являются отсутствие материального достатка в семье, плохие бытовые условия, отсутствие духовной близости членов семьи. Отсутствие одного из родителей.
В таких семьях ребенок с раннего детства предоставлен сам себе. Отсутствие игрушек, интересного игрового материала приводит к тому, что ребенок в своих играх проигрывает трудовые операции ,совершаемые его родителями. Достаточно много времени ребенок проводит с родителями, наблюдая их жизнь. Это приводит к тому, что ребенок рано включается во взрослую жизнь и трудовую деятельность, активно помогая родителям. Такие дети очень жалеют своих родителей, однако ребенок при этом сильно замыкается на семье и ее жизни. Он становится малоактивным, безынициативным, его кругозор сужен. Попадая в детский коллектив, такой ребенок ведет себя настороженно, долго присматривается к окружающим его людям, не желает говорить о себе и рассказывать о своей семье
В подобных семьях нет нужды использовать методы поощрения или наказания. Дети в этой обстановке взрослеют достаточно рано, они видят и понимают те трудности, которые есть в семье, и те радости которыми живет их семья. Потребности детей в таких семьях удовлетворяются по мере возможности родителей. Дети это понимают, так как родители делают все для своих детей, но в пределах разумного и своих возможностей.
Это говорит о том, что родители любят своего ребенка. Но никогда его не балуют. Они понимают, что их родительская задача – научить ребенка жить в реальном мире, борясь с трудностями и радуясь каждой, пусть маленькой, но достигнутой своим трудом победе.
Родители в таких семьях всегда благодарны учителям за разумную помощь и поддержку в воспитании их ребенка. Семья старается быть для ребенка примером нравственного поведения или использует примеры ощибок других людей для выбора поведения. Дети чрезвычайно наблюдательны, у них богатый внутренний мир. Они уделяют много внимания наблюдению за своими сверстниками и взрослыми людьми, что формирует у них организованность и ответственность. В урочной деятельности это помогает им серьезно и подолгу сосредоточенно работать, не требуя при этом много внимания к себе со стороны педагога. Им можно поручить любую работу. Ребята всегда и все выполняют добросовестно и в срок. Такие учащиеся получают удовлетворение от процесса деятельности. Особенностью этих детей является то, что они привыкли занижать свои способности. Это приводит к тому, что часто дети боятся браться за какое- то понравившееся им поручение только из- за опасения. Что у них не получится.
Особенностью их характера является то, что , поставив перед собой какую – то жизненную цель, они всегда добиваются своего, несмотря ни на какие трудности. Такие учащиеся уважительно относятся к нормам морали, старшим людям, они всегда думают о том, как их поступки могут отразиться на других. Одним из главных недостатков детей этого типа является отсутствие инициативы, они не умеют постоять за себя, могут терпеть поражение в конфликтной ситуации. Они тяжело переносят критические замечания в свой адрес и в адрес своей семьи, особенно если они несправедливы. Такие дети стойко переносят все тяготы жизни и не пытаются никого в них обвинять. Этим учащимся свойственны следующие черты характера: чуткость и внимательность, правдивость и честность, вежливость и уравновешенность. Они отличаются терпеливостью. Исполнительностью, самокритичностью, сильной волей.
ГАРМОНИЧНЫЙ СТИЛЬ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ.
В таких семьях ребенок является всегда желанным, и родители задолго до его рождения размышляют над тем, какого человека они хотят вырастить и воспитать. Ребенок рождается, воспитывается и растет в теплой и дружественной атмосфере. Родители в таких семьях уделяют большое внимание формированию традиций и обычаев своей семьи, которых они строго придерживаются. Необычное празднование дней рождения, сюрпризы и семьи, праздничные газеты, концерты и совместные игры – это и многое другое формируют собственную значимость ребенка, его умение жить среди людей. Дети такого стиля воспитания уже в раннем детстве показывают свою рассудительность и мотивируют свои поступки. Уже в начальной школе они проявляют чуткость к своим сверстникам и внимательное отношение к просьбам взрослых людей. Характерная особенность этих детей состоит в том, что они всегда говорят правду. Такие дети умеют верно дружить, в общении с друзьями всегда откровенны и правдивы, открыто делятся своими проблемами, не скрывают своих истинных чувств и желаний.
Для таких учащихся одинаково значимы уроки труда и умственная нагрузка. На всех уроках они стараются быть активными, проявить себя, привнести в урок что- то новое. Учеба таких ребят характеризуется высокой исполнительностью и ответственностью. У таких ребят очень развита самооценка на уровне адекватности. Дети не боятся брать слово и держать его. Если они кому- нибудь что- то пообещали, то обязательно выполнят, даже в ущерб себе. Такие ученики часто выбирают себе в друзья ребят с трудной судьбой и положительно на них влияют. Они не пытаются решать конфликтную ситуацию с позиции силы. Дети гармоничного типа демонстрируют абсолютное бесстрашие перед любой учебной деятельностью. В младшем школьном возрасте они начинают серьезно заниматься самовоспитанием, ведут дневники, описывают свои переживания и изменения в себе. В этом возрасте такие могут нарушить дисциплину, как и все остальные дети, но на все замечания они реагируют разумно и стараются больше не повторять ошибок. У таких учащихся рано проявляется чувство самоконтроля и волевые качества. Уже на средней ступени обучения нет необходимости их развлекать на уроке, они успешно выполняют как монотонную, так и творческую работу.
Этим ученикам свойственны следующие качества: уравновешенность, непримиримость к недостаткам и безобразным поступкам других людей. Правдивость. Искренность и вежливость, реальность оценки своих возможностей, самокритичность и настойчивость в достижении цели. Такие учащиеся отличаются послушанием и уступчивостью, ответственностью и самоконтролем, осознанием зависимости каждого человека от других людей.
ВЫВОД
Безусловно, нельзя сказать, что проанализированные стили воспитания ребенка в семье строго регламентированы и ребенок абсолютно соответствует описанной выше характеристике. Однако многое из того, что сказано. Поможет классному руководителю построить процесс воспитания и обучения гораздо эффективнее и целесообразнее, избежать ошибок и неудач в воспитательной работе, предугадать ошибки родителей в семейном воспитании и попытаться помочь им в их преодолении.