Презентация к родительскому собранию Стили семейного воспитания


СТИЛИ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯМуниципальное общеобразовательное учреждение «Тоншаевская средняя школа»Материал к родительскому собраниюАвтор: педагог-психологЮ.А. Елькина Задачи: Познакомить родителей со стилями и типами воспитания, негативно влияющими на психику ребенка. Побудить родителей к размышлениям об особенностях воспитания. Способствовать приобретению практических знаний по отдельным методам воспитания.Цель: Просвещение родителей, повышение их психолого-педагогической компетенции в вопросах формирования личности ребенка Для размышления: « Наказания, назначенные в гневе, не достигают цели» И. Кант«Ребенок больше всего нуждается в нашей любви тогда, когда он меньше всего её заслуживает». Эрма Бомбек« Детей нет. Есть люди» Я. Корчак« Не спеши с порицанием, если опаздываешь с похвалой» Антоний Регульский« Цель воспитания – научить наших детей обходиться без нас» Эрнст Легуве.« Лучший способ сделать детей хорошими – сделать их счастливыми» Оскар Уайльд. Анкета «Стиль семейного воспитания»Инструкция: Уважаемые родители, попробуйте оценить свою собственную стратегию семейного воспитания. Для этого просим Вас ответить на вопросы анкеты. Необходимо выбрать наиболее для Вас предпочитаемый вариант ответа из четырех предложенных. Вот основные стили воспитания, которые мы применяем при воспитании наших детей: 1) авторитарный, 2) авторитетный , 3) попустительский, 4) хаотический, 5) опекающий.Стиль семейного воспитания – это наиболее характерные способы отношений родителей к ребенку, применяющих определенные средства и методы педагогического воздействия, которые выражаются в своеобразной манере словесного обращения и взаимодействия Авторитарный стиль«автократический «диктат», «доминирование» — все решения принимают родители, считающие, что ребенок во всем должен подчиняться их воле, авторитету Авторитарный стильПри таком воспитании у детей формируется лишь механизм внешнего контроля, основанный на чувстве вины или страха перед наказанием, и как только угроза наказания извне исчезает, поведение ребенка может стать потенциально антиобщественным. Авторитарные отношения исключают душевную близость с детьми, поэтому между ними и родителями редко возникает чувство привязанности, что ведет к подозрительности, постоянной настороженности и даже враждебности к окружающим. Авторитетный стиль«демократический», «сотрудничество» — родители поощряют личную ответственность и самостоятельность своих детей в соответствии с их возрастными возможностями. Авторитетный стильПодростки включены в обсуждение семейных проблем, участвуют в принятии решений, выслушивают и обсуждают мнение и советы родителей. Родители требуют от детей осмысленного поведения и стараются помочь им, чутко относясь к их запросам. При этом родители проявляют твердость, заботятся о справедливости и последовательном соблюдении дисциплины, что формирует правильное, ответственное социальное поведение. Попустительский стиль«либеральный», «снисходительный» «гипоопека» — ребенок должным образом не направляется, практически не знает запретов и ограничений со стороны родителей или не выполняет указаний родителей, для которых характерно неумение, неспособность или нежелание руководить детьми. Попустительский стильНеспособность семьи контролировать поведение ребенка может привести к вовлечению его в асоциальные группы, поскольку психологические механизмы, необходимые для самостоятельного, ответственного поведения в обществе, у него не сформировались. Хаотический стиль (непоследовательное руководство) — это отсутствие единого подхода к воспитанию, когда нет ясно выраженных, определенных, конкретных требований к ребенку или наблюдаются противоречия, разногласия в выборе воспитательных средств между родителями. Непредсказуемость родительских реакций лишает ребенка ощущения стабильности и провоцирует повышенную тревожность, неуверенность, импульсивность, а в сложных ситуациях даже агрессивность и неуправляемость, социальную дезадаптацию Хаотический стиль При таком воспитании не формируются самоконтроль и чувство ответственности, отмечаются незрелость суждений, заниженная самооценка. Опекающий стиль(гиперопека, концентрация внимания на ребенке) — стремление постоянно быть около ребенка, решать за него все возникающие проблемы. Родители бдительно следят за поведением подростка, ограничивают его самостоятельное поведение, тревожатся, что с ним может что-то произойти. Опекающий стильНесмотря на внешнюю заботу, опекающий стиль воспитания приводит, с одной стороны, к чрезмерному преувеличению собственной значимости у ребенка, с другой — к формированию у него тревожности, беспомощности, запаздыванию социальной зрелости. КУМИР СЕМЬИРебенок обожаем, любимЛюбая прихоть ребенка – законВосторгаются им, ежеминутно находят в ребенке «таланты»Растет капризным, своевольным эгоистомОсвобожден от всех обязанностей ГИПЕРОПЕКАРебенок лишен самостоятельности, следует советам взрослыхРодители диктуют каждый шаг ребенку и контролируют во всемВозносят ребенка до небес, «готовят» вундеркиндаРебенок загружен до предела, хочет оправдать надежды родителейРастет безвольным, трудности в общении ГИПОПЕКАРебенок предоставлен сам себеОщущает себя ненужным, лишним, нелюбимымВременами вспоминают, что он есть и уделяют минимум вниманияВынужден сам думать о себе, завидуя всем детям ЕЖОВЫЕ РУКАВИЦЫРебенку диктуют, приказывают, на нем срываются и разряжаютсяВнушают лишь подчинениеРебенок не знает, ласки и тепла, беспрекословно подчиняясьВырастает эмоционально неотзывчивым, суровым к близким, с часто с бурными реакциями протеста ВОСПИТАНИЕ по типу ПОВЫШЕННОЙ МОРАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИНа плечи ребенка возлагается огромная ответственность, обычно непосильная для его возрастаСвои не оправдавшиеся надежды, мечтают реализовать в детяхРебенку поручают заботиться о младших в доме или о престарелых ВОСПИТАНИЕ в КУЛЬТЕ БОЛЕЗНИКогда ребенок болеет достаточно серьезным хроническим заболеваниемБоясь, что ребенок заболеет, трясутся над ним, предупреждая все его желанияПользуется создавшимся положением и злоупотребляет имРебенок хочет, чтобы исполнялись все его желания, заботились о немТакой ребенок- маленький «тиранчик», он притворяется, придумывает новую болезнь, чтобы добиться всегоЖдет сочувствия и сострадания от всехС трудом приспосабливается к действительности Корректирующее обучениеШаг 1. Остановите неправильное поведение.Шаг 2. Сообщите “последствие”.Шаг 3. Опишите, что вы хотите.Шаг 4. Потренируйте то, что вы хотите. Корректирующее обучениеНапример, Петя никогда не выполнял домашние задания к приходу мамы с работы и все вещи в его комнате всегда разбросаны. Шаг 1. Мама: - Ты не выполнил домашние задания или ты их плохо выполнил (у тебя разбросаны вещи) и т.д.Шаг 2. - Завтра ты не будешь смотреть мультики (играть на компьютере и т.д.).Шаг 3. - Я хочу, чтобы к моему приходу были выполнены уроки и убраны вещи в твоей комнате.Шаг 4. -Так что ты будешь делать в следующий раз?Петя: - Я сделаю уроки и уберу свои вещи в комнате.Мама: - Вот давай сейчас сделаем это вместе, чтобы ты знала, как надо это делать правильно, аккуратно и т.д.Каждый вечер контролировать, как ребенок выполняет задания, убирает вещи, направлять действия ребенка или делать вместе, пока ребенок не научится самостоятельно справляться с поручениями. « Дети никогда не слушают старших, но никогда не ошибаются, копируя их». Дж. Болдуин Если ребенка постоянно критикуют ,он учится... НЕНАВИДЕТЬ Если ребенок живет во вражде, он учится…БЫТЬ АГРЕССИВНЫМ Если ребенок растет в упреках, он учится…ЖИТЬ С ЧУВСТВОМ ВИНЫ Если ребенок растет в терпимости, он учится…ПОНИМАТЬ ДРУГИХ Если ребенка хвалят ,он учится…БЫТЬ БЛАГОДАРНЫМ Если ребенок растет в честности, он учится…БЫТЬ СПРАВЕДЛИВЫМ Если ребенок растет в безопасности, он учится…ВЕРИТЬ ЛЮДЯМ, ДОВЕРЯТЬ Если ребенка поддерживают,он учится…ЦЕНИТЬ СЕБЯ Если ребенка высмеивают,он учится…БЫТЬ ЗАМКНУТЫМ Если ребенок живет в понимании и дружелюбии,он учится…ЛЮБИТЬ « С детством полным любви, можно вынести всю жизнь». Г. ПесталоцциСпасибо за внимание! Список использованных источников:https://festival.1september.ru/articles/515683/http://www.rusnauka.com/22_PNR_2012/Psihologia/8_115338.doc.htmhttp://www.myshared.ru/slide/430815/http://www.childpsy.ru/lib/articles/id/32545.phphttp://komp-r.ucoz.ru/photo/3d_chelovechki/15-6signal-perm.narod.ru/lubov/rubrika_testi/stil_SV.doc