Конспект урока по русскому языку на тему Анализ текста с элементами сочинения


Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Гимназия №2»
Конспект урока русского языка в 8 классе.
Тема: Анализ текста и обучение написанию элемента сочинения
Цель:
Подготовить к написанию элемента сочинения- рассуждения на тему «Что такое счастье?».
Задачи:
Формировать умение анализировать текст публицистического стиля и написания элемента сочинения
Развить умение строить свое высказывание на данную тему, применять изученные правила при орфографическом анализе текста.
Воспитание нравственных ценностей и уважительного отношения к однокласснику.
Ход урока.
1. Организационный момент.
2. Звучит музыка («Мы желаем счастья вам..»). Учитель. О чём сегодня на уроке мы будем говорить?
Ученики. О счастье.
Объявление учителем темы и целей урока.
Сегодня разговор мы с вами будем вести о счастье. В. Г. Короленко сказал: «Человек создан для счастья, как птица для полета». Я думаю, вы все согласны с тем, что каждый человек стремится к счастью и каждый достоин счастья. Мне кажется, что когда человек счастливый, он дарит людям улыбки, поэтому помощником на нашем уроке я сделала улыбающееся солнышко, которое поможет вам ответить на вопрос: «Что же такое счастье?»
А итогом ваших размышлений должно стать сочинение.
3.Работа со словарём (ученик).
Словарь под редакцией Евгеньевой гласит, что «счастье – это состояние души, когда человек испытывает чувства удовольствия, удовлетворенности жизнью, радость».
4.Работа в группах по осмыслению своего понимания счастья.
А когда человек испытывает эти чувства?
Подумайте и запишите на лучах ваших солнышек слова, которые объясняют то, когда человек может быть счастливым.
(Одновременно работают и учителя, присутствующие на уроке).
Отвечающий (один из группы):
-- Мы считаем, что человек может быть счастливым в… (записывает слова на лучах или ставит плюс, если эти слова уже названы другой группой).
Учитель. Обратите внимание, что с возрастом представление о счастье меняется. Ведь недаром А.Гайдар писал: «Что такое счастье – это каждый понимал по-своему. Но все вместе знали и понимали, что надо честно жить, много трудиться и крепко любить свою Родину».
И сейчас на примере текстов разных авторов мы увидим, как же понимают слово «счастье» писатели и поэты.
5.Работа с текстом
Что такое счастье?
Много я слышал разных споров о счастье.
Одни утверждают, что счастье – это богатство, деньги. Богатым всегда жилось легче, чем бедным. Но ведь настоящее счастье и верной дружбы за деньги не купишь.
Другие считают, что счастлив тот, кто ладит счастье не только для себя, а для других. Кто любит людей, и кого они уважают и любят.
Ведь счастье – это не только иметь, брать, получать. Счастье в том, чтобы отдавать, помогать другим, делиться с ними радостью.
Лев Кассиль.
Учитель. Вам предстоит писать элемент сочинения, поэтому мы проведём орфографический и лексический анализ, повторим правила:
- какие орфограммы встретились (безударная гласная в корне, непроизносимые согласные, правописание глаголов);
- какова лексическая особенность текста (в тексте часто встречается слово счастье, это экспрессивный повтор, который помогает создать большую эмоциональность)
- подберём синонимы (счастье – блаженство, удача, судьба; счастливый – удачливый, успешный, блаженный).

1. На какую тему размышляет Лев Кассиль?

2. Каков стиль текста? -публицистический

3. К какому типу речи следует отнести текст? - рассуждение
Учитель. Итак, идея нам ясна. Её можно выразить формулой:
Счастье = отдавать + помогать + делиться радостью. (Л. Кассиль).
Но вы должны будете выразить свою позицию и прокомментировать её. Так как жизненный опыт ваш еще небольшой, я предлагаю вам поработать и с другими источниками.
Релаксация. Чтобы помочь себе переключиться, встряхнуться, поменяйте положение тела, поменяйтесь местами, пересядьте.
6. Работа в группах с другими текстами, отражающими проблему счастья, с целью знакомства с позициями других авторов.
Учитель. Вам нужно прочитать тексты, осмыслить их, обсудить в группах и вывести формулу счастья, которая отражена в данном отрывке.
Группа 1.
.Работа.
Единое счастье – работа,
В полях, за станком, за столом,
Работа до жаркого пота,
Работа без лишнего счета,-
Часы за упорным трудом.
Великая радость- работа,
В полях, за станком, за столом!
Работай до жаркого пота,
Работай без лишнего счета,-
Все счастье земли – за трудом1В. Брюсов.
« Труд, труд! каким я чувствую себя счастливым, когда тружусь».

Л. Толстой.
Группа 2.
Человеку нужен человек,
Чтоб душе в общении раскрыться,
И своим богатством поделиться,
И вобрать чужих сокровищ свет
Человеку нужен человек.
Наталья Коноплева.
Нет на земле несчастнее такого,
Кто сердцем пуст, кто не нашел друзей,
Кто самого не понял дорогого:
Быть человеком, быть среди людей!
М. Раджабов.
Группа 3.
Нам не дано предугадать,
Как слово наше отзовется,-
И нам сочувствие дается,
Как нам дается благодать.
Ф. Тютчев.
« Быть светлым лучом для других, самому излучать свет – вот
высшее счастье для человека, какого он только может достигнуть».
Ф. Дзержинский.
Группа 4.
Что такое счастье? Соучастье
В добрых человеческих делах,
В жарком вздохе разделенной страсти,
В жарком хлебе, собранном в полях.
Н. Асеев.
Группа 5.
Поверь мне - счастье только там,
Где любят нас, где верят нам!

М.Ю.ЛермонтовСчастье людей заключается в том, чтобы любить.
Гельвеций
Выступления представителей групп.
Один читает выразительно тексты, другой – записывает формулу на доске.
Результаты работы групп:
Первая. Счастье = труд, работа.
Вторая. Счастье = богатство общения.
Третья. Счастье = благодать сочувствия.
Четвертая. Счастье = соучастье
Пятая. Счастье = любовь
7. Обобщающая беседа.
Учитель. Выведем общую формулу.
Счастье = соучастье + сочувствие + благодать общения.-- Совпадает ли эта формула с формулой Л. Кассиля?
Конечно, ведь трудиться – это отдавать другим, помогать. Любить – это тоже сочувствовать, жалеть, отдавать себя, помогать в беде, доставлять радость другому, испытывать благодать общения. Вспомните себя, ведь по-настоящему счастливым, когда душа крылата и готова к полету, как птица, и наполнена радостью, чувствуешь себя тогда, когда делаешь хорошее другому человеку, когда видишь сияние его счастливых, благодарных глаз. Согласны? Приведите примеры из своей жизни.-- А теперь найдите в нашей формуле однокоренные слова и выделите корень. Какой?
Часть.
Вот статья из этимологического словаря.
Счастье. Происхождение: общеслав., пятый век до нашей эры.
Хорошая доля, хорошая часть (участь).-- Значит, человек может быть счастлив только тогда, когда ощущает себя частью какого-то сообщества людей, когда может делиться своим трудом и своим богатством души с другими.
8.Рефлексия.
-- Поднимите руки те, кого сегодня наша работа заставила серьезно задуматься над проблемой счастья, определить свою позицию, выразите её.
-- Может быть, кто-нибудь захочет что-то изменить в нашем солнышке или дописать?
Если богатство, то… общения.
Если слава, то… помощника людей.
Если подвиг, то… во имя людей.
- Я очень рада, что вы достигли нашей цели – поразмышляли над таким сложным вопросом, определили свою позицию.
Работа над синквейном о счастье.
9.Домашнее задание.
Написать сочинение на тему «Что такое счастье?», привести аргументы из текстов, проанализированных на уроке, и из жизненного опыта.