Рабочая программа внеурочной деятельности Мир информатики 5 класс


Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №11
Павлово-Посадского муниципального района
УТВЕРЖДАЮ
Директор МОУ СОШ №11
__________Дубровина С.Н.
«___»______________2016 г.
Рабочая программа по внеурочной деятельности
общеинтеллектуального направления
«Мир информатики»
5 класс
Составитель: Новожилова И.В,
учитель информатики
2016 г.
Пояснительная запискаПрограмма внеурочной деятельности по информатике для основной школы составлена в соответствии с: требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО); в соответствии с основной образовательной программой среднего общего образования МОУ СОШ №11 и на основе авторской программы Л.Л.Босовой информатика для 5 класса.
В программе предложен авторский подход в части структурирования учебного материала, определения последовательности его изучения, путей формирования системы знаний, умений и способов деятельности, развития, воспитания и социализации учащихся. Программа является ключевым компонентом учебно-методического комплекта по информатике для основной школы (авторы Л.Л. Босова, А.Ю. Босова; издательство «БИНОМ. Лаборатория знаний»).
Общие цели и задачи обучения.
Основным предназначением образовательной области «Информатика» на II ступени обучения базового уровня являются получение школьниками представление о сущности информационных процессов, рассматривать примеры передачи, хранения и обработки информации в деятельности человека, живой природе и технике, классификация информации, выделять общее и особенное, устанавливать связи, сравнивать, проводить аналогии и т.д. Это помогает ребенку осмысленно видеть окружающий мир, более успешно в нем ориентироваться, формировать основы научного мировоззрения.
Изучение информатики на второй ступени обучения средней общеобразовательной школы направлено на достижение следующих целей:
- обеспечить вхождение учащихся в информационное общество.
- научить каждого школьника пользоваться новыми массовыми ИТК (текстовый редактор, графический редактор и др.).
- формировать пользовательские навыки для введения компьютера в учебную деятельность.
- формировать у школьника представление об информационной деятельности человека и информационной этике как основах современного информационного общества;
- формировать у учащихся готовности к информационно – учебной деятельности, выражающейся в их желании применять средства информационных и коммуникационных технологий в любом предмете для реализации учебных целей и саморазвития;
- пропедевтика понятий базового курса школьной информатики;
- развитие творческих и познавательных способностей учащихся.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА
Предметные образовательные результаты
В результате освоения курса информатики в 5 классе учащиеся получат представление:
о понятии «информация» — одном из основных обобщающих понятий современной науки, о понятии «данные», о базовых понятиях, связанных с хранением, обработкой и передачей данных;
о компьютерах — универсальных устройствах обработки информации, связанных в локальные и глобальные сети;
о мировых сетях распространения и обмена информацией,
о направлениях развития компьютерной техники (суперкомпьютеры, мобильные вычислительные устройства и др.),
У пятиклассников будут сформированы:
основы алгоритмической культуры;
навыки коммуникации с использованием современных средств ИКТ, включая непосредственное выступление перед аудиторией и дистанционное общение (с опорой на предшествующее использование в различных предметах),
представления о необходимости учёта юридических аспектов использования ИКТ, о нормах информационной этики
Ученик научится :
•понимать и правильно применять на бытовом уровне понятия «информация», «информационный объект»;
•различать виды информации по способам её восприятия человеком, по формам представления на материальных носителях;
•приводить простые жизненные примеры передачи, хранения и обработки информации в деятельности человека, в живой природе, обществе, технике;
•приводить примеры информационных носителей;
•иметь представление о способах кодирования информации;
•уметь кодировать и декодировать простейшее сообщение;
•определять устройства компьютера, моделирующие основные компоненты информационных функций человека;
•различать программное и аппаратное обеспечение компьютера;
•запускать программы из меню Пуск;
•уметь изменять размеры и перемещать окна, реагировать на диалоговые окна;
•вводить информацию в компьютер с помощью клавиатуры и мыши;
Ученик получит возможность :
уметь применять текстовый редактор для набора, редактирования и форматирования простейших текстов;
уметь применять простейший графический редактор для создания и редактирования рисунков;
уметь выполнять вычисления с помощью приложения Калькулятор;
знать о требованиях к организации компьютерного рабочего места, соблюдать требования безопасности и гигиены в работе со средствами ИКТ.
Метапредметные образовательные результаты
Основные метапредметные образовательные результаты, достигаемые в процессе пропедевтической подготовки школьников в области информатики и ИКТ:
уверенная ориентация учащихся в различных предметных областях за счет осознанного использования при изучении школьных дисциплин таких общепредметных понятий как «объект», «система», «модель», «алгоритм», «исполнитель» и др.;
владение основными общеучебными умениями информационно-логического характера: анализ объектов и ситуаций; синтез как составление целого из частей и самостоятельное достраивание недостающих компонентов; выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов; обобщение и сравнение данных; подведение под понятие, выведение следствий; установление причинно-следственных связей; построение логических цепочек рассуждений и т.д.,
владение умениями организации собственной учебной деятельности, включающими: целеполагание как постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что требуется установить; планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата, разбиение задачи на подзадачи, разработка последовательности и структуры действий, необходимых для достижения цели при помощи фиксированного набора средств; прогнозирование – предвосхищение результата; контроль – интерпретация полученного результата, его соотнесение с имеющимися данными с целью установления соответствия или несоответствия (обнаружения ошибки); коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план действий в случае обнаружения ошибки; оценка – осознание учащимся того, насколько качественно им решена учебно-познавательная задача;
владение основными универсальными умениями информационного характера: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
владение информационным моделированием как основным методом приобретения знаний: умение преобразовывать объект из чувственной формы в пространственно-графическую или знаково-символическую модель; умение строить разнообразные информационные структуры для описания объектов; умение «читать» таблицы, графики, диаграммы, схемы и т.д., самостоятельно перекодировать информацию из одной знаковой системы в другую; умение выбирать форму представления информации в зависимости от стоящей задачи, проверять адекватность модели объекту и цели моделирования;
широкий спектр умений и навыков использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации (работа с текстом, гипретекстом, звуком и графикой в среде соответствующих редакторов; создание и редактирование расчетных таблиц для автоматизации расчетов и визуализации числовой информации в среде табличных процессоров; хранение и обработка информации в базах данных; поиск, передача и размещение информации в компьютерных сетях), навыки создания личного информационного пространства;
опыт принятия решений и управления объектами (исполнителями) с помощью составленных для них алгоритмов (программ);
владение базовыми навыками исследовательской деятельности, проведения виртуальных экспериментов; владение способами и методами освоения новых инструментальных средств;
владение основами продуктивного взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми: умение правильно, четко и однозначно сформулировать мысль в понятной собеседнику форме; умение осуществлять в коллективе совместную информационную деятельность, в частности при выполнении проекта; умение выступать перед аудиторией, представляя ей результаты своей работы с помощью средств ИКТ; использование коммуникационных технологий в учебной деятельности и повседневной жизни.
Личностные образовательные результаты
В результате освоения курса информатики в 5 классе учащиеся получат :
широкие познавательные интересы, инициатива и любознательность, мотивы познания и творчества; готовность и способность учащихся к саморазвитию и реализации творческого потенциала в духовной и предметно-продуктивной деятельности за счет развития их образного, алгоритмического и логического мышления;
готовность к повышению своего образовательного уровня и продолжению обучения с использованием средств и методов информатики и ИКТ;
интерес к информатике и ИКТ, стремление использовать полученные знания в процессе обучения другим предметам и в жизни;
основы информационного мировоззрения – научного взгляда на область информационных процессов в живой природе, обществе, технике как одну из важнейших областей современной действительности;
способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом и личными смыслами, понять значимость подготовки в области информатики и ИКТ в условиях развития информационного общества;
готовность к самостоятельным поступкам и действиям, принятию ответственности за их результаты; готовность к осуществлению индивидуальной и коллективной информационной деятельности;
способность к избирательному отношению к получаемой информации за счет умений ее анализа и критичного оценивания; ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения;
развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды;
способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счет знания основных гигиенических, эргономических и технических условий безопасной эксплуатации средств ИКТ.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА
1. Введение в информатику
Как человек получает информацию. Виды информации по форме представления . действия с информацией.
2. Знакомство с устройством компьютера
Что умеет компьютер. Как устроен компьютер. Техника безопасности и организации рабочего места. Устройства ввода информации. Клавиатура . основная позиция пальцев на клавиатуре. Программы и документы. Рабочий стол. Управление компьютером с помощью мыши. Главное меню. Запуск программ. Что можно выбрать в компьютерном меню.
Компьютерный практикум
Практическая работа №1 «Вспоминаем клавиатуру»
Практическая работа №2 «Вспоминаем приемы управления компьютером»
Проверочная работа №1 «Как устроен компьютер»
3. Первые шаги в работе с информацией
Память человека и память человечества. Оперативная и долговременная память. Файлы и папки. Схема передачи информации. Электронная почта. В мире кодов. Способы кодирования информации. Метод координат.
Компьютерный практикум.
Практическая работа №3 «Создаем и сохраняем файлы».
Практическая работа №4 «Работа с электронной почтой».
Практическая работа №5 «Вводим текст».
Практическая работа №6 «Редактируем текст»
Проверочная работа № 2 «Клавиатура»
4. Информационные технологии
Текст как форма представления информации. Текстовые документы. Компьютер- основной инструмент подготовки текстов. Ввод текста. Форматирование текста. Структура таблицы. Табличный способ решения логических задач. От текста к рисунку, от рисунка к схеме. Диаграммы. Графический редактор. Устройства ввода графической информации. Разнообразие задач обработки информации. Систематизация информации. Поиск информации. Изменение форм представления информации. Преобразование информации по заданным правилам. Преобразование информации путем рассуждений. Разработка плана действий и его запись. Создание движущихся изображений
Компьютерный практикум.
Практическая работа №7 «Работаем с фрагментами текста».
Практическая работа №8 «Форматируем текст».
Практическая работа №9 «создаем простые таблицы».
Практическая работа №10 «Строим диаграммы».
Практическая работа №11 «изучаем инструменты графического редактора»
Практическая работа №12 «работаем с графическими редакторами»
Практическая работа №13 «Планируем работу в графическом редакторе»
Практическая работа №14 «Создаем списки»
Практическая работа №15 «Ищем информацию в сети интернет»
Практическая работа №16 «Выполняем вычисления с помощью программы Калькулятор»
Практическая работа №17 «Создаем анимацию»
Практическая работа №18 «Создаем слайд- шоу»
Проверочная работа №3 «Информация вокруг нас»
Проверочная работа №4 «Информация и информационные процессы»
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 5 «А»
№ урока Тема урока Дата по плану Дата по факту
Информация вокруг нас (8 часов) 1.09-21.10 1. Информация вокруг нас. Техника безопасности и организация рабочего места. 2. Компьютер – универсальная машина для работы с информацией 3. Ввод информации в память компьютера. Клавиатура.
Практическая работа №1 «Вспоминаем клавиатуру» 4. Управление компьютером.
Практическая работа №2 «Вспоминаем приёмы управления компьютером» 5. Хранение информации.
Практическая работа №3 «Создаём и сохраняем файлы» 6. Передача информации. 7. Электронная почта.
Практическая работа №4 «Работаем с электронной почтой» 8. В мире кодов. Способы кодирования информации Информационные технологии (10 часов) 24.10-20.01 9. Метод координат. 10. Текст как форма представления информации. Компьютер – основной инструмент подготовки текстов 11. Ввод текста. Форматирование текста.
Практическая работа №5 «Вводим текст» 12. Редактирование текста.
Практическая работа №6 «Редактируем текст» 13. Текстовый фрагмент и операции с ним.
Практическая работа №7 «Работаем с фрагментами текста» 14. Форматирование текста.
Практическая работа №8 «Форматируем текст» 15. Представление информации в форме таблиц. Структура таблицы.
Практическая работа №9 «Создаём простые таблицы» (задания 1 и 2) 16. Табличный способ решение логических задач.
Практическая работа №9 «Создаём простые таблицы» (задания 3 и 4) 17. Наглядные формы представления информации 18. От текста к рисунку, от рисунка к схеме. Информационное моделирование (10 часов) 23.01-7.04 19. Диаграммы.
Практическая работа №10 «Строим диаграммы» 20. Компьютерная графика. Графический редактор Paint
Практическая работа №11 «Изучаем инструменты графического редактора» 21. Устройства ввода графической информации.
Практическая работа №12 «Работаем с графическими фрагментами» 22. Создание графических изображений.
Практическая работа №13 «Планируем работу в графическом редакторе» 23. Разнообразие задач обработки информации. Систематизация информации 24. Списки – способ упорядочивания информации.
Практическая работа №14 «Создаём списки» 25. Поиск информации.
Практическая работа №15 «Ищем информацию в сети Интернет» 26. Изменение формы представления информации 27. Преобразование информации по заданным правилам.
Практическая работа №16«Выполняем вычисления с помощью программы Калькулятор» 28. Преобразование информации путём рассуждений Алгоритмика (4 часа) 10.04-5.05 29. Разработка плана действий. Задачи о переправах. 30. Табличная форма записи плана действий и его запись. 31. Создание движущихся изображений.
Практическая работа №17 «Создаём анимацию» (задание 1). 32. Создание анимации по собственному замыслу.
Практическая работа №17 «Создаём анимацию» (задание 2). Повторение (3 часа) 10.05-26.05 33-34. Выполнение итогового мини-проекта.
Практическая работа №18 «Создаем слайд-шоу» 35. Итоговое тестирование СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания методического
объединения учителей естественно - математического цикла
№_____ от «___» _________2016 г.
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
______________ Карпихина Т.В.
«___» _____________ 2016 г.