Рабочая программа по предмету Устная речь 5 класс VIII вида
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ПРЕДМЕТУ "УСТНАЯ РЕЧЬ" 5 КЛАСС
2016 год
Пояснительная записка
Рабочая программа по устной речи для 35класса составлена на основе образовательной программы для учащихся 0 и 1 – 4 классов специального коррекционного образовательного учреждения VIII вида (для детей с нарушением интеллекта) под редакцией И.М. Бгажноковой(2011 год).
Программа рассчитана на 68 часов.
Цель: преодолеть несовершенство речевой практики учащихся с нарушением интеллекта и включить детей в разнообразные нормы коммуникации.
При реализации программы принципиально важно, чтобы учитель выступил в роли собеседника и помощника при выполнении некоторых заданий. Устные ответы школьников должны быть направлены на установление взаимопонимания с окружающими и не могут являться постоянным объектом контроля со стороны учителя. Ученик не должен испытывать неуверенности при вступлении в общение: необходимо поощрять его стремление всеми имеющимися в распоряжении средствами реализовать коммуникативное намерение. С этой целью в виде тренировочных упражнений должны использоваться игры - театрализации, игровые задания на составление рассказов, обсуждения и другие виды деятельности, активизирующие живое общение школьников.
Исходя из этого, программа по устной речи реализует следующие коррекционно - обучающие задачи:
способствовать совершенствованию развития речевого опыта учащихся;
корригировать и обогащать языковую базу устных высказываний;
формировать выразительную сторону речи;
учить строить связные устные высказывания;
воспитывать культуру речевого общения
Основные требования к знаниям учащихся:
К концу года учащиеся должны уметь:
передавать содержание сказок и рассказов, прочитанных учителем или артистами в записи;
выполнять инструкцию, предложенную в письменной форме;
выразительно произносить чистоговорки, короткие стихотворения после анализа;
участвовать в диалогах по темам речевых ситуаций;
правильно выражать свои просьбы, употребляя "вежливые" слова; здороваться, прощаться, просить прощения и извиняться, используя соответствующие выражения;
сообщать о себе: имя и фамилию, домашний адрес, имена и фамилии своих родственников;
принимать участие в коллективном составлении рассказов по темам речевых ситуаций;
объяснять как можно дойти (доехать) до школы (по вопросам учителя);
участвовать в ролевых играх в соответствии с речевыми возможностями.
Критерии оценивания и нормы оценок
Знания и умения учащихся оцениваются по активности выполнения заданий и степени участия в играх - театрализациях.
«Оценка 5» - выставляется за активное участие в течении всего урока
«Оценка 4» - выставляется за участие в заданиях - играх
«Оценка 3» - выставляется, если ученик не участвовал в заданиях - играх, но сумел повторить опорные фразы.
Раздел Тема Кол - во часов Программное содержание Коррекционная направляющая
1
Аудирование8 Повторение оппозиционных слоговых структур,
слов - паронимов, предложений, различных по
количеству слов. Слушание коротких сказок и
рассказов в исполнении чтецов с мр3 - записи или просмотра видеофильмов. Выполнение словесной инструкции, данной в письменном виде.
Включение письменного задания в ролевую
ситуацию. Выбор одной из двух картинок той,
которая соответствует услышанному предложению. Развитие вербального произвольного внимания. Развитие вербальной памяти.
2 Общение и его значение в жизни 28 Общение с природой. Поведение животных, их
повадки, позы. Речевое общение, для чего оно нужно людям. Правила речевого общения. Освоение правил речевого общения. Коррекция эмоционально - волевой сферы. Профилактика девиантного и деликвентного поведения. Развитие воображения.
3 Дикция и выразительность речи 6 Совершенствование речевого дыхания. Четкое выразительное произнесение чистоговорок,
стихотворных диалогов по подражанию.
Громкая, тихая, спокойная, шепотная речь.
Использование нужной силы голоса в различных
ролевых ситуациях. Вежливый тон голоса в
разговоре. Передача различных чувств (радость, удивление, жалость, гнев, грусть, страх) Коррекция звукопроизношения. Коррекция эмоционально - волевой сферы
4 Подготовка речевой ситуации и организация высказывания 20 Работа над лексическими темами. Определение
темы ситуации, обсуждение того, что можно
сказать по этой теме. Обсуждение и подготовка
атрибутов речевой ситуации. Отгадывание загадок, составление загадок с опорой на наглядный материал. Совершенствование умения участвовать в вопросно - ответных диалогах. Составление диалогов типа
"вопрос - сообщение". Замена часто повторяющихся
слов другими (местоимениями). Фиксация символами каждого предложения в процессе подготовки. Коррекция звукопроизношения. Развитие познавательной деятельности. Развитие вербальной памяти.
5 Культура общения 6 Выражение просьбы.извинения. Речевое общение
со старшими. Общение с друзьями. Дифференциация речевого поведения в соответствии с ситуацией.
Речевое общение с малознакомыми людьми. Коррекция эмоционально - волевой сферы. Профилактика девиантного поведения.
Календарно - тематическое планирование по устной речи
№ Название темы и содержание часов Да-
та Формы и методы работы Требования к уровню подготовки учащихсяМетодическое обеспечение Предметно - информационная составляющая Деятельностно –
составляющая Ценностно - ориентированная составляющая I четверть (16 ч) 1-2 Повторение предложений, разных по структуре 2 Урок формирования первоначальных предметных навыков Уточнение имеющегося словаря Способствовать возникновению
у учащихся интереса к общению
друг с другом Коррекция звукопроизношения 1. карточки - схемы
2. мр3-диски со сказками
3. карточки - задания
3
4 Прослушивание коротких сказок с последующим пересказом 2 Урок формирования первоначальных предметных навыков Развитие способности воспринимать и понимать речь в записи Развитие способности воспринимать
и понимать обращенную речь. Развитие фонематического слуха. Развитие вербальной памяти 1. карточки - схемы
2. мр3-диски со сказками
3. карточки - задания
5
6
7 Прослушивание коротких сказок с последующей инсценировкой 3 Урок формирования первоначальных предметных навыков Развитие способности воспринимать и понимать речь в записи Развитие способности
воспринимать и понимать
обращенную речь. Развитие фонематического слуха. Развитие вербальной памяти. Развитие воображения 1. карточки - схемы
2. мр3-диски со сказками
3. карточки - задания
8
Многообразие тона речи. Тренировочные упражнения в передаче радости и грусти.. 1 Урок применения предметных знаний, умений, навыков. Развитие способности передавать интонацией чувства и эмоции Развитие способности воспринимать
и понимать обращенную речь. Воспитание нижнедиафрагмального дыхания на основе трехфазного дыхания (по Е.А. Лукьяновой) "
. маски для игр.
. Сюжетные картины
. Диктофон
9
Многообразие тона речи. Тренировочные упражнения в передаче испуга страха 1 Урок применения предметных знаний, умений, навыков Развитие способности передавать интонацией грусть Развитие способности
воспринимать и понимать
обращенную речь. Воспитание нижнедиафрагмального дыхания на основе трехфазного дыхания (по Е.А. Лукьяновой) . маски для театрализованных игр.
. Сюжетные картины
. Диктофон
10
Тренировочные упражнения в передаче удивления, горя. 1 Урок обобщения и систематизации предметных знаний, умений, навыков Развитие способности передавать интонацией испуг, удивление, горе Развитие способности воспринимать
и понимать обращенную речь. Воспитание нижнедиафрагмального дыхания на основе трехфазного дыхания (по Е.А. Лукьяновой).Коррекция эмоционально - волевой сферы маски для театрализованных игр.
Сюжетные картины
. Диктофон
11 Мимика и жесты 1 Урок первичного предъявления знаний Развитие способности использовать мимику и жесты при общении. Развитие способности воспринимать
и передавать чувства и эмоции
с помощью невербальных средств выразительности речи Развитие воображения. Коррекция эмоционально - волевой сферы . маски для театрализованных игр.
. Сюжетные картины
. Диктофон
12 Упражнения в передаче чувств с помощью мимики и жестов 2 Урок обобщения и систематизации предметных знаний, умений, навыков Развитие способности использовать мимику и жесты при общении. Развитие способности воспринимать
и передавать чувства и эмоции
с помощью невербальных средств выразительности речи Развитие общей и мелкой моторики. Коррекция эмоционально - волевой сферы. маски для театрализованных игр.
. Сюжетные картины
13 Практическое использование силы голоса, тона и темпа речи 2 Урок обобщения и систематизации предметных знаний, умений, навыков Применение различных средств выразительности речи в игровых ситуациях Развитие способности воспринимать
и понимать обращенную речь. Развитие воображения. Коррекция эмоционально - волевой сферы . маски для театрализованных игр.. Сюжетные картины
14 Определение темы ситуации, подбор слов 1 Урок первичного предъявления знаний Уточнение имеющегося словаря Способствовать возникновению
у учащихся интереса к общению
друг с другом Развитие умения правильно оценивать себя в речевой ситуации .. Сюжетные картины
)
15 Лексическая тема: "я и мои одноклассники" 1 Урок первичного предъявления знаний Расширение словарного запаса. Введение в активный словарь: одноклассники, правила поведени,.общение,взаимовыручка, письменные принадлежности, учеб. принадлежности Способствовать возникновению у учащихся интереса к общению
друг с другом Развитие умения правильно оценивать себя и своих товарищей в речевой ситуации .
. Сюжетные картины
Карточки - схемы
16 Лексическая тема: "Улица. Правила уличного движения" 1 Урок первичного предъявления знаний Расширение словарного запаса. Введение в активный словарь:улица, транспорт, зебра-переход, пешеходы Способствовать возникновению у
учащихся интереса к общению друг
с другом Развитие умения правильно оценивать себя в речевой ситуации Сюжетные картины. Карточки - схемы
II четверть (15ч 1 Лексическая тема: "Современная техника в доме" 1 Урок первичного предъявления знаний Расширение словарного запаса. Введение в активный словарь: телевизор, мультиварка, электроприборы Способствовать возникновению у учащихся интереса к общению
друг с другом Развитие умения правильно оценивать себя в речевой ситуации . Сюжетные картины
. Карточки - схемы
2
3 Общение: "Мы собрались поиграть" 2 Урок первичного предъявления знаний Учить строить диалог «предложение – возражение» Способствовать формированию
умения участвовать в коллективной
игре и соблюдать правила Развитие умения правильно оценивать себя в речевой ситуации маски для театрализованных игр.. Сюжетные картины
4
5 Общение: "В библиотеке" 2 Урок первичного предъявления знаний Учить правилам поведения в библиотеке Развитие умения правильно оценивать себя в речевой ситуации . маски для театрализованных игр.
. Сюжетные картины
6
7 Общение: "Мои питомцы" 2 Урок первичного предъявления знаний Учить использовать синонимы при составлении устных рассказов Развитие умения правильно оценивать себя в речевой ситуации "
маски для театрализованных игр.
. Сюжетные картины
8 Лексическая тема: "Идём за покупками" 1 Урок первичного предъявления знаний Расширение словарного запаса. Введение в активный словарь слова товар.чек.очередь,товар.стои-мостьРазвитие умения правильно оценивать себя в речевой ситуации 3. Сюжетные картины
4. Карточки - схемы
)
9
10 Культура общения в магазине 1 Урок первичного предъявления знаний Учить правильно и вежливо обращаться к продавцам и другим покупателям Развитие умения правильно оценивать себя в речевой ситуации . Карточки - схемы
. Карточки с заданиями
11 Общение: "Телефонный разговор" 2 Урок первичного предъявления знаний Учить формулам общения по телефону Развитие умения правильно оценивать себя в речевой ситуации 2. маски для театрализованных игр.
3. Сюжетные картины
12 Занятие - игра "Телефонный разговор" 1 Урок формирования первоначальных предметных навыков Тренировать в использовании формул общения по телефону Способствовать формированию умения участвовать в коллективной игре и соблюдать правила Развитие умения правильно оценивать себя в речевой ситуации "
. маски для театрализованных игр.
Сюжетные картины
13 Культура поведения в , кинотеатре. на выставке. 1 Урок первичного предъявления знаний Учить правильно вести себя в общественных и культурных местах Развитие умения правильно оценивать себя в речевой ситуации . Карточки - схемы задания)
14
15 Общение: "Я - зритель" 2 Урок формирования первонач. предметных навыков Учить использовать «вежливые» слова Развитие умения правильно оценивать себя в речевой ситуации 1. Учебник "Устная речь.3 класс"
2. маски для театрализованных игр.
3. Сюжетные картины
III четверть (22 ч) 1 Чистоговорки. Скороговорки. 1 Урок первичного предъявления знаний Учить четко произносить слова в чистоговоркахКоррекция звукопроизношения "
. маски для театрализованных игр.. Сюжетные картины
2
3 Упражнения в произнесении стихотворных диалогов
(небылицы) 2 Урок первичного предъявления знаний Учить строить диалог по принципу: вопрос - ответ Развивать выразительность "
. маски для театрализованных игр.
. Сюжетные картины
4
5 Подбор картинок к услышанным предложениям(природадействия человека .реакция животных,взаимоотношения людей) 2 Урок первичного предъявления знаний . маски для театрализованных игр.. Сюжетные картины
Карточки - схемыиц6
7 Лексическая тема:"Бытовые советы"
(Уборка класса,уборка в доме.) 1 Урок первичного предъявления знаний Расширение словарного запаса. Введение в активный словарь .
. Сюжетные картины
. Карточки - схемы
8 Общение:" Какая сегодня погода" 2 Урок формирования первоначальных предметных навыков Учить получать информации из телевизионных сообщений и печатных изданий Развитие умения правильно оценивать себя в речевой ситуации . маски для театрализованных игр.
. Сюжетные картины
9
10 Общение: "Морозко" 2 Урок первичного предъявления знаний Учить связывать части текста с помощью специальных слов Развитие умения правильно оценивать себя в речевой ситуации "
. маски для театрализованных игр.
Сюжетные картины
.мр-3 запись сказки
11
12 Культура общения
: "Я иду в гости"
«Я принимаю гостей.» 1 Урок формирования первоначальных предметных навыков Способствовать формированию умения участвовать в коллективной игре
и соблюдать правила Развитие умения правильно оценивать себя в речевой ситуации . Карточки с заданиями
13
14
Общение:"Веселый праздник"
Общение:Новый друг 3 Урок применения предметных знаний, умений, навыков. Учить использовать полученные умения вести беседу, рассказывать истории в ситуации общения в гостях Развитие умения правильно оценивать себя в речевой ситуации маски для театрализованных игр.
. Сюжетные картины
15
16 Общение: "Учимся понимать животных"
Обсуждение рассказа Пришвина « Ребята и утята. 3 Урок применения предметных знаний, умений, навыков. Расширить представления учащихся о способах коммуникации; закреплять умения составлять предложения, рассказы по теме Развитие умения правильно оценивать себя в речевой ситуации . маски для театрализованных игр.
. Сюжетные картины
17
18 Составление различных предложений по теме: "Весна"
Весеннее настроение» 1 Урок первичного предъявления знаний . маски для театрализованных игр. Сюжетные картины
. Карточки - схемы
19
20 Лексическая тема: "В зоопарке у зверей" 2 Урок формирования первоначальных предметных навыков Расширение словарного запаса. Введение в активный словарь:звериопасно,кормление.уход. .
. Сюжетные картины
. Карточки - схемы
21
22 Культура общения: "Я и взрослые" 2 Урок формирования первоначальных предметных навыков Способствовать формированию
умения участвовать в коллективной
игре и соблюдать правила Развитие умения правильно оценивать себя в речевой ситуации . Карточки - схемы
Карточки с заданиями
Пособие "Управляем эмоциями" (письменные творческие задания)
IV четверть (15 ч) 1
2 Лексическая тема: "Я- пешеход"
Транспорт. 1 Урок обобщения и систематизации предметных знаний, умений, навыков Расширение словарного запаса. Введение в активный словарь "
. маски для театрализованных игр.
. Сюжетные картины
. Карточки - схемы
3
4
5 Лексическая тема:"Привычки хорошие и не очень"
Обсуждение ситуаций. 2 Урок первичного предъявления знаний Расширение словарного запаса. Введение в активный словарь .
. Сюжетные картины
. Карточки - схемы
(письменные задания)
6
7 Общение: "Узнай меня" 3 Урок формирования первоначальных предметных навыков Учить внимательно относиться к окружающим людям; уточнять и обогащать словарный запас словами и выражениями, характеризующими человека, его внешность и внутренние качества Способствовать формированию
умения участвовать в коллективной
игре и соблюдать правила Развитие умения правильно оценивать себя в речевой ситуации . маски для театрализованных игр.
Сюжетные картины
8 Составление диалогов по предложенной речевой ситуации 1 Урок первичного предъявления знаний Учить строить диалог согласно заданной речевой ситуации Способствовать формированию
умения участвовать в коллективной
игре и соблюдать правила Развитие умения правильно оценивать себя в речевой ситуации "
2. маски для театрализованных игр.
3. Сюжетные картины
4. Карточки - схемы
5. Мнемокарты и мнемотаблицы6. Пособие "Управляем эмоциями" (письменные творческие задания)
9
10
11 Культура общения с малознакомыми людьми
Обсуждение ситуаций. 2 Урок формирования первоначальных предметных навыков Учить вежливо отноститьсяРазвитие умения правильно оценивать себя в речевой ситуации 3. Карточки с заданиями
4. Пособие "Управляем эмоциями" (письменные творческие задания)
12
13
Лексическая тема: "Мы - друзья или враги природы?" 3 Урок формирования первоначальных предметных навыков Расширение словарного запаса. . маски для театрализованных игр.
Сюжетные картины
Карточки - схемы
14 Составление предложений по теме "Лето" 1 Урок первично
го предъявления знаний Учебник "Устная речь.3 класс маски для театрализованных игр.
. Сюжетные картины Карточки - схемы
15 Лексическая тема: "Летние каникулы" 1 Урок первично-го предъявления знаний Расширение словарного запаса. Знать правила безопасного
поведения ". маски для театрализованных игр.
. Сюжетные картины
. Карточки - схемы