Конспект урока по технологииПоверхностно — нашивные счётные техники вышивания

Тема урока: Поверхностно нашивные счётные техники вышивания
Цель:
Обучающая: ознакомить учащихся с местными образцами вышивок, традиционными узорами и цветами, символикой, вызвать интерес к культуре и искусству. Научить создавать на основе геометрических фигур орнаменты вышивок, переносить рисунки на ткань.
Развивающая: Совершенствовать эстетические взгляды, развивать творческие способности личности.
Воспитательная: Воспитывать художественный вкус при выборе орнамента, подборе ниток.
Оборудование: выставка вышитых изделий «Украинская народная вышивка», запись песен «Вышиванка», «Два кольоры», лист бумаги в клетку, карандаши цветные, образцы орнаментов, иллюстрации из журналов.
Основные понятия: орнамент (растительный, животный, геометрический, антропоморфный), техники вышивания.
Тип занятия: комбинированное
Межпредметные связи: изобразительное искусство
Структура занятия
I. Организационный момент2 мин.
II. Мотивация познавательной деятельности..5 мин.
III. Изучение нового материала 8 мин.
Классификация швов
Виды орнаментов
IV. Практическая работа. 20 мин.
V. Закрепление новых знаний и умений учащихся..5 мин.
VI. Итоги занятия..3 мин.
VII. Домашнее задание.2 мин.



Ход урока
I. Организационный момент.
Отметка отсутствующих. Проверка готовности к уроку.
II. Мотивация познавательной деятельности
Сообщение темы и цели урока.
Слово учителя, (историческая справка). Звучит песня «Вышиванка» Сегодня у нас необычный урок - урок-путешествие в чудесную страну искусства страну вышиванок. Здесь мы познакомимся с различными образцами вышивок, традиционными узорами и красками, которые украшают одежду, дом. Научимся сами создавать орнаменты для вышивок.
Вышивка - распространенный вид декоративно-прикладного искусства, в котором узор и изображение выполняются ручным или машинным способом на разных тканях, коже, войлоке и других материалах льняными, шелковыми, шерстяными, металлическими нитками, а также бисером, жемчугом, драгоценными камнями, блестками и др.
Этот вид искусства возник давно - корни его уходят в глубину веков. Очевидно, мы никогда не сможем узнать, кто и когда впервые догадался воплотить в узорный мотив красоту родной природы, свои переживания и ощущения, так как из-за недолговечной ткани и ниток наука лишена' возможности точно определить время возникновения этого искусства. Ведь образцы наиболее древней вышивки в музеях Европы относятся к 5 веку до нашей эры, а образцы славянской вышивки сохранились лишь за несколько последних столетий (больше всего в музеях вышивок 19 века).
Вышивкой украшалась одежда у скифов - жителей причерноморских степей, о чем свидетельствует древнегреческий историк Геродот. Арабский путешественник Ибн-Фалдан (10 век до н.э.) в своем рассказе о руссах отмечает, что они носили вышитую одежду.
В эпоху Киевской Руси искусство художественной вышивки ценилось очень высоко. Сестра Владимира Мономаха - Анна-Янка организовала в Киеве, в Андреевском монастыре, школу, где молодые девушки учились вышивать золотом и серебром.
На рисунках и иконах того времени мы видим изображения людей в вышитой одежде, своими узорами мало чем отличающейся от современной и с характерными для определенной местности орнаментами. Следует лишь отметить, что старинные образцы более напоминают тканый орнамент, более геометризованы, чем вышивки позднейших времен.
В условиях патриархального уклада сельской жизни с натуральными формами хозяйствования большинство вещей домашнего обихода изготовлялось преимущественно хозяином и его семьей. Почти в каждом доме ткали полотно и шили из него одежду, украшая её вышивкой.
Вышитая белая сорочка - неотъемлемая часть женской и мужской одежды любого европейского народа. Вышитая сорочка была характерным признаком каждой местности и отличалась своеобразным орнаментом, техникой исполнения и гаммой цветов.
Вышиванием занимались почти исключительно женщины. Только шорно-седельные изделия украшали мужчины. Для этой работы использовался каждый удобный момент: посиделки, на которые девушки собирались долгими осенними и зимними вечерами, часы отдыха от полевых работ - весной и зимой.
Одежда была своеобразной характеристикой умения девушки, её трудолюбия. Именно поэтому женская одежда украшалась чрезвычайно красиво. Предметом гордости каждой семьи был свадебный сундук с приданым, сделанным руками невесты. В приданое входила не только её собственная одежда, рушники и постельное бельё, но и рубахи для будущего мужа, плетеные или тканые пояса для будущих близких родственников (символ семейных уз) и даже рубашка для первенца.
Вышиванием занимались во всех слоях общества - от кардиналов, членов королевских и царских семей до беднейших крестьян и ремесленников.
В России 18-19 веков почти во всех помещичьих хозяйствах и при монастырях были мастерские художественной вышивки, изделия которых не только использовались для собственных нужд, но и частично шли на продажу.
Со 2 половины 19 века искусство вышивания постепенно выходит за' пределы домашнего ремесла и кое-где приобретает форму кустарного промысла. В некоторых местах целые села живут этим промыслом.
И в наше время, наряду с использованием стандартизированной массовой продукции текстильной промышленности, люди охотно обращаются к услугам мастеров индивидуального пошива и народных умельцев.
Художественная вышивка - один из наиболее распространенных видов народного искусства, в котором воплощены лучшие традиции народа - приносит и будет приносить радость тысячам его почитателей. Это изысканное женское хобби еще долго будет удовлетворять потребность в прекрасном, в желании украсить свой быт и досуг.
Рассмотрение образцов вышивок.
1-я остановка нашего путешествия - выставка вышивок мастериц нашей местности и вышивок старшеклассниц.
( дети рассматривают выставку)
Учитель. Давайте вспомним, какие же швы лежат в основе вышивания?
(иголка вперед, иголка назад, стебельчатый и другие)
- Какие вышитые предметы есть на нашей выставке? (салфетки, подушки, рушники, блузки и т.д.).
- Какие вышивки есть у вас дома?
- Чтобы вы хотели иметь из этих вышивок дома?
- Какие цвета преобладают в вышивках?
III. Изучение нового материала.
Учитель. Посмотрите рисунки на вышивках. Все они что-нибудь напоминают. Еще в древние времена люди создавали несложные рисунки из знаков-символов, где каждая линия или фигура имели только определенное значение. Например, женская фигура символизировала башню жизни, птицы - наступление весны, урожай и богатство. Отдельные знаки-символы не только украшали жилье, одежду и предметы быта, но и должны были охранять, защищать и оберегать от злых духов, приносить счастье, Поэтому называли их оберегами. Постепенно эти изображения изменялись и превращались в декоративные элементы и узоры. Узор - это рисунок, который состоит из соединения отдельных элементов мотивов и их оттенков, расположенных в определенном порядке. .
Орнамент - последовательное повторение отдельных мотивов или целой их группы. ( определения записать в тетради) (Слово «орнамент» (лат.) - украшение)
Наибольшее применение орнамент нашел в народном творчестве, где его творцы всегда обращались к окружающей природе, но не копировали её, а стилизовали (упрощали). По содержанию орнамент бывает:
1. Геометрический, состоит из прямых и ломаных линий, треугольников, кружков, квадратов, ромбов.
2. Растительный, основу составляют упрощенные цветы, листья, стебли.
3. Животный, состоит из стилизованных фигур животных, птиц и др.
4) Антропоморфный - изображение фигур людей. ( дети рассматривают образцы)
Учитель. С давних времен люди верили в чудотворную силу вышивки. Вышитые рушники вещали над окнами, над дверями в углу - это обереги от всего злого, что может зайти в дом. Размещение вышивки на рукавах сорочки связано с уважением руки как орудия труда, пожелания ей силы, и как оберег.
Спросите, откуда же взяться такой силе? А сила вышивки - в её рисунках. Вышивки можно читать, как читают книги. Надо только понимать орнамент. Издавна элементы геометрического орнамента символизируют определенные явления природы и природные существа.
Волнистая линия на рушнике - это знаки воды. А где вода - там жизнь.
Ломаная линия - бесконечность. Она рассказывает о том, жизнь продолжается, потому, что она вечна.
Прямая линия - Земля.
Треугольники - горы; четырехугольники, кружки - символ Солнца. Мысли и желания, когда вышиваешь, должны быть чистые. Добрые и радостные. Тогда и у вышивки будет волшебная сила.
Народная вышивка - это живое искусство, которое постоянно развивается. Вышивки изменяются по своей технике выполнения и гаммой цветов. Хотя современные вышивки кое в чем и отличаются от старинных, но и они, как и тогда, являются украшением жилья и одежды.
2-я остановка. «Разноцветные краски».
( звучит фрагмент песни «Два кольори»)
Учитель. Вы прослушали песню «Два кольори». О чем в ней поется? Эту сорочку сын пронес через всю свою жизнь, как оберег от всего злого и недоброго.
А какими цветами мать её вышивала? Как вы можете объяснить значение этих цветов?
Правильно, красный - любовь, а черный - печаль. В эту вышивку мама вложила всю свою душу, свои мысли, переживания. Свою любовь к сыну вышила красным цветом, а переживания за долгую разлуку - черным.
На протяжении многих лет у каждого народа выработались определенные методы выполнения, колорит и характер орнамента. Почти каждая область, каждый район, а часто и отдельные села из поколения в поколение, от матери к дочке, передавали свои любимые рисунки, цвета. Поэтому по орнаменту, цвету на изделиях можно узнать место их создания. Народные мастера старательно сохраняют свои традиции.
На Киевщине вышивали - красным и черным; на Полтавщине - белым, голубым, бежевым или использовали соединение цветов: светло-голубой-голубой - темно- голубой - синий.
На Украине рисунки несли в себе все цвета радуги. В них соединялись цвета бордо, красный, черный, желтый, зеленый и другие.
Если внимательно рассмотреть образцы вышивок, то мы увидим, что выполнены они разными швами: «крестиком», «гладью» и другими.
Все техники вышивки подразделяются на счетные (вышивание со счетом нитей ткани основы крестом и другими гобеленовыми швами по канве; вышивание по полотну счетной гладью, т.е. мережками и мережками в двух направлениях) и гладьевые (вышивание на белом, по шелку и бархат), золотое шитье, вышивка-аппликация, выполняемая в пределах, нарисованных на тканях контуров). Промежуточное положение занимают ажурные швы или стяги (вышитое кружево), когда внутри свободных гладьевых контуров нити считают и стягивают. Посмотрите на образцы этих техник.
(Демонстрация образцов)
3-я остановка - веселинка (физкультминутка)
Останавливаем урок - делаем зарядку:
Руки вверх, руки вниз -
Все у нас в порядке.
Руки в бок - наклоняйся,
И как маятник - качайся.
Отдохнули за минутку
И за парту тихо сели.
IV. Практическая работа
4-я остановка - Мастерская «Умелые руки»
Сегодня на уроке мы побудем художниками по вышивке и научимся создавать геометрические орнаменты на бумаге в клетку. Художник по вышивке не только хороший рисовальщик, он собиратель и хранитель художественного наследия. Художник по вышивке - редкая профессия. В старину на Руси его называли «знаменщиком» (рисующим знамена). Кредо художника - «Мир полон прекрасного, природа им переполнена, и человек просто не в состоянии остаться лишь безучастным созерцателем. Вдохновленный, он превращается в творца».
Учитель. Рассмотрите таблицу. На ней даны образцы простых геометрических рисунков. Вы можете выбрать один из них, дополнив его или создать свой по собственному замыслу. Каждая клетка на бумаге соответствует квадратику на ткани для вышивания.
Во время работы провести текущий инструктаж, следить за осанкой, положением рук. Самостоятельная работа учащихся.
(Учитель следит за работой, индивидуальная помощь)
V. Закрепление нового материала.
- Что такое орнамент?
- Охарактеризуйте виды орнаментов
- Что обозначают символы в народных вышивках?
- Какие цвета наиболее распространены?
- Классификация вышивок.

VI. Итог урока. Оценивание. Уборка рабочих мест.
VII. Домашнее задание. Подготовить инструменты и материалы для вышивания.
15