Доклад на тему ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ СЕМЬИ В ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ СЕМЬИВ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Учитель нач.классов:
Лукашевская А. В.
Рябова Е. В.
Абакан, 2015
СЛ. 2
Воспитание духовно-нравственных устоев в семье является частью широкого процесса воспитания, участником которого обязательно является воспитательно-образовательное учреждение. Совершенно очевидно, что именно семья вместе со школой создает тот важнейший комплекс условий воспитывающей среды, который определяет эффективность всего образовательного процесса.
СЛ. 3. От того, что ребёнок с раннего детства увидит и услышит в семье, зависит формирование его сознания к миру. Именно семья является первым важным социальным институтом на пути духовно-нравственного становления личности. СЛ. 4. Моральные нормы общества первоначально предстают перед ребенком, воплощенными во всем образе жизни семьи и, даже еще им не осознавая, усваиваются как единственно возможный способ поведения. От того, как строятся отношения в семье, какие ценности, интересы здесь находятся на первом плане, зависит, какими вырастут дети.
СЛ. 5. Между тем, современные родители не всегда могут оказать правильное воздействие на формирование духовно-нравственных качеств личности ребёнка, и школа, обладающая педагогическими знаниями и большим опытом в области воспитания оказывает родителям в этом помощь и поддержку. СЛ. 6 (определение) В связи с этим особое значение в духовно-нравственном воспитании младших школьников приобретает педагогическое сопровождение семьи. СЛ. 7.
Духовно-нравственные проявления личности младшего школьника представлены в его способности рефлексировать события, встречи, поступки, задавать вопросы себе и искать на них ответы самостоятельно или с другими. СЛ. 8. Оно должно быть направлено на «возвышение сердца» ребенка (И. Г. Песталоцци) как центра духовной жизни. Для возвышения сердца, научения его любви, превращения (по выражению К. Д. Ушинского) из «сердца эгоистического» в «сердце всескорбящее» необходимо не только зажечь в нем «духовный уголь», но и постоянно поддерживать это горение.
СЛ. 9. Духовно-нравственная направленность современного начального образования утверждается в нормативно-правовых и концептуальных документах об образовании.
СЛ. 10. Духовно-нравственное воспитание содействует формированию у человека духовно-нравственных чувств; нравственного облика; нравственной позиции; нравственного поведения.
Специфической особенностью процесса духовно-нравственного воспитания следует считать то, что он должен идти постоянно, без насилия, руководствуясь принципом «не навреди» и обязательно в тесном взаимодействии семьи и школы. СЛ. 11. Поэтому, чтобы заложить в души детей высокие принципы, учителям и, особенно, родителям, нужны не только теоретические знания, сама их жизнь должна быть построена на тех же самых принципах.
СЛ. 12. Для этого мы организовали работу по педагогическому сопровождению семьи, которое осуществляется по двум направлениям: совместная работа педагога с родителями и детьми; работа педагога с родителями.
На первом собрании мы предлагаем родителям заполнить анкету, чтобы узнать среду проживания ребенка, его интересы, увлечения. СЛ. 13. Фрагмент анкеты вы можете увидеть на слайде. СЛ.14. Также проводим индивидуальный опрос школьников на понимание базовых духовно-нравственных понятий.
Опираясь на данные анкеты и опроса начинаем работу по формированию духовно-нравственных качеств при реализации образовательного процесса. СЛ.15. Проводим тематические классные часы, беседы, совместные творческие проекты с детьми. На слайде вы можете увидеть темы мероприятий. СЛ.16. Также осуществляем педагогическое сопровождение родителей, организуя заседания родительского клуба.
СЛ. 17. В содержание работы с детьми и родителями включаем цикл бесед, притчи, стихотворения, цитаты, аудио и видеозаписи, наполненные духовно-нравственным смыслом и ценностями.
СЛ. 18. В завершении работы родительского клуба составляем «Родительский кодекс», полезные советы для родителей по воспитанию детей, СЛ. 19. список литературы для родителей по духовно-нравственному воспитанию для чтения.
Огромное значение, при формировании духовно-нравственных ценностей, уделяем творческой деятельности, например, СЛ. 20. проектной деятельности, дающей возможность ребенку рассуждать, экспериментировать, иметь собственное мнение и право на ошибку.
В нашей школе успешно ведется работа по такому предмету как ОРКСЭ (основы религиозных культур и светской этики), где дети имеют возможность проявить себя, создавая эти творческие проекты. СЛ. 21. Темы проектов вы можете посмотреть на слайде.
Проблемы духовно-нравственного воспитания младших школьников помогают решать программы по внеурочной деятельности. СЛ. 22. Вы можете увидеть их на слайде.
Учителя и учащиеся нашей школы принимают участие в различных олимпиадах, направленных на воспитание духовности, СЛ. 23, 24 которые вы можете увидеть на слайде. Особенно мы гордимся победой наших 4-ов, принявших участие не только на школьном, но и на муниципальном уровнях в различных олимпиадах. Команда школы №1 г. Абакана вошла в 10-ку победителей 7-ой Всероссийской олимпиады школьников по Православию.
СЛ. 25. Мы планируем и дальше повышать уровень духовно-нравственной воспитанности наших учащихся. Предлагаем и вам делиться своим опытом по данной теме. Желаем успехов в вашей педагогической работе. СЛ. 26.
13PAGE 15
13PAGE 14415
Заголовок 1Заголовок 2Заголовок 315