Технологическая карта урока Древние люди и их стоянки на территории современной России
Технологическая карта урока «Древние люди и их стоянки на территории современной России»
Педагогические цели
Создать условия для знакомства учащихся с процессом появления первых людей на территории современной России, древнейшими стоянками, зарождением родового строя.
и определения степени влияния природно-климатических условий на образ жизни народов
Тип урока
Изучение нового материала
Планируемые образовательные результаты
Предметные:
овладение целостными представлениями об историческом пути народов своей страны и человечества как необходимой основой для миропонимания и познания современного общества; читать историческую карту; использовать знания об истории и культуре своего и других народов в общении с людьми в школе и внешкольной жизни как основу диалога в поликультурной среде
Метапредметные:
Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации
Коммуникативные: аргументируют свою позицию и координируют ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности
готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении
Познавательные: используют знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения познавательных задач
владение умением работать работать с учебной и внешкольной информацией(анализировать и обобщать факты, формулировать и обосновывать выводы)
Личностные: проявляют эмпатию, как осознанное понимание чувств других людей и сопереживание им
осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности
уважение к культуре своего и других народов,толерантность
Образовательные ресурсы
Учебник История 6 класс под ред. Торкунова. Карта территории современной России. Рабочая тетрадь История 6 класс И.Артасов
Основное содержание темы
1. Общность истории древнейших людей; 2. Появление людей на современной территории России, 3. Древнейшие стоянки человека на территории современной России, 4. Зарождение родового строя, 5. Совершенствование орудий труда, 6. Особенности первобытной эпохи
Основные понятия
Древнее расселение, население, образ жизни, занятия
Основные даты
Появление человека на территории России до 1 млн. лет. Каменный век
Персоналии
Ученые- историки
Домашнее задание
Учебник. П. 1.
Организационная структура урока
Модули урока
Деятельность учителя. Учебные задачи для организации образовательного процесса
Основные виды деятельности ученика (на уровне учебных действий: познавательных, регулятивных, коммуникативных, личностных
Формы контроля (оценивание образовательных результатов)
Мотивационно-целевой
Проверяет задание:
продолжить предложения: Россия – самая.,В России самое
вот именно об этой самой самой нашей Родине мы и будем говорить.
Тема нашего урока «Древние люди и их стоянки на территории России»
-Как вы думаете что мы с вами должны сегодня узнать?
Целью урока является изучение жизни древних людей на территории современной России.
Для достижения цели необходимо выполнить следующие задачи:
1. изучить появление людей на территории современной России.
2. изучить древнейшие стоянки человека на территории современной России.
3. изучить зарождение родового строя.
4. изучить совершенствование орудия труда.
Учащиеся делают мини-сообщения, подготовленные дома.
Делает предположения, формулируют цели урока, ставят задачи.
Беседа
Ориентационный. Актуализация знаний
Вспомните, когда и на какой территории, по мнению учёных, появились первые люди. Что такое род, племя, община?
Что такое эволюция?
Изучив сегодня как жили древние люди мы постараемся ответить на вопрос: Что оказало влияние на эволюцию человека какова была бы его судьба без эволюции?
Какие виды исторических источников нам помогут?
Какие вспомогательные исторические дисциплины нам помогут?
Учащиеся участвуют в обсуждении, высказывают свое мнение.
беседа
Содержательно-операционный
Древнейшие люди появились на территории России ок.500 тыс-1 млн. лет назад
-Сев.Кавказ( 700 тыс.)
-Дагестан(500 тыс-1 млн.лет)
-Таманский полуостров
(500 тыс-1 млн.лет)
Как вы думаете, почему именно эти территории были заселены раньше всего?
Верно, действительно важную роль играл климат.
Этот древнейший период существования человека называют каменным веком. Как вы думаете почему?
Каменный век делится на три периода: палеолит, мезолит и неолит. Давайте изобразим их на ленте времени.
Давайте представим себя путешественниками во времени, попавшими в те древнейшие времена на территорию России.
Учитель делит класс на две группы.
1. Появление людей на территории современной России
Задание для группы 1. Стр. 10 1. Дайте характеристику присваивающему хозяйству. 2. Опишите орудия труда древних людей ( какие, из чего изготавливали) 3. Общество древних людей.
2. Древнейшие стоянки человека на территории современной России.
Задание для группы 2. Стр. 11 1. Найдите и покажите на карте России где были обнаружены стоянки древних людей. 2. Опишите образ жизни в каждой из стоянок.
3. Зарождение родового строя. Совершенствование орудий труда
Как вы считаете жизнь древних людей была легкой? Почему? С какими проблемами они сталкивались?
80 тыс. лет назад наступило похолодание – ледниковый период.
Давайте представим что мы с вами древние люди, но живем в разные периоды.1 ряд у нас живет во время ледникового периода. А для второго ряда уже наступило потепление. На столах у вас лежат листы с таблицами. Пользуясь текстом учебника заполним нужные вам графы в данной таблице.
Первая группа представляет свою работу
Образ жизни:
- присваивающее хозяйство (охотились на зверей, ловили насекомых, земноводных, собирали плоды, ягоды, съедобные растения)
-изготовление орудий труда (из дерева, кости, камня – кремния. Делали рубила, скребла, остроконечники)
-жизнь в небольших группах (вместе добывали пропитание, защищались от хищных животных, поддерживали и охраняли огонь)
Вторая группа представляет свою работу
Стоянки в деревне Костенки под Воронежем (35 - 45 тыс. лет назад): здесь найдены орудия труда, украшения, скульптурные изображения животных и людей.
Стоянка Сунгирь под Владимиром (25 тыс. лет назад): обнаружены многочисленные фрагменты изделий древних людей – оружие, одежда, украшения, обнаружены захоронения людей.
Каповая пещера на Южном Урале (Башкирия) (период палеолита): обнаружены десятки рисунков животных, треугольников, линий.
Денисовая пещера на Алтае (50 тыс. лет назад): останки людей, которые жили в одно время с неандертальцами, но были на более высоком уровне развития.
Изучают текст параграфа стр. 12-14, заполняют таблицу (Приложение 1.)
Беседа, работа в группах, работа в парах, подготовка сообщений, презентация результатов работы
Контрольно-оценочный (рефлексивный)
Итак, какой вывод мы можем сделать исходя из результатов таблицы? Давайте вернемся к вопросу на который мы пытались ответить в самом начале урока.
Как мы можем ответить на него сейчас? Что оказало влияние на эволюцию человека и какова была бы его судьба без эволюции?
Благодаря чему человек развивался? Действительно, человек сделал очень много открытий. Давайте попробуем вспомнить в какой из периодов: палеолит или мезолит было сделано то или иное открытие, орудие труда: ручные рубила (П), лодки (М), загонная охота (П), иглы с ушками (П), лук и стрелы (М).
Учащиеся высказывают свое мнение. Выполняют задание
-Наша страна имеет самое большое в мире число соседей. Сколько же их всего?
(16 стран.)
- Где в нашей стране расположен крупнейший в мире «край болот»?
(На просторах Западно-Сибирской низменности. Именно здесь находится Большое Васюганское болото, занимающее территорию 500 тыс. кв. км., что равно территории Франции.)
- Где в нашей стране находится самое холодное обитаемое место в мире?
(Оймякон в Сибири.)
- Россия имеет самое большое в мире морей, омывающих её берега. Сколько же их всего?
(13)
- Какое российское озеро самое глубокое ,самое старое и в нем самая прозрачная вода в мире?
(Байкал, до 1620 метров.)
-Какой российский православный храм самый большой в мире?
(Храм Христа Спасителя в Москве , высота 103м.,площадь 6805 кв. км., диаметр главного купола 25.5 м., во время богослужения вмещает 10 тыс. человек.)
- Назовите российское озеро, являющееся самым крупным в мире среди озёр, расположенных за Полярным кругом?
(Озеро Таймыр на одноимённом полуострове, на севере Красноярского края, 4560 кв. км.)
- В России наибольшее количество озёр. Сколько же их у нас всего?
(Более 1 миллиона.)
- Какая крепость нашей страны является самой крупной во всём мире?
(Московский Кремль. Площадь Кремля равна 27 гектарам. Общая длина стен с 20-ю башнями составляет 2 км 235 м. Высота их в разных местах колеблется от 5 до 19 м, а толщина иногда до 6 м.)
- В каком российском городе находятся самые большие в мире башенные часы?
(В Москве, на главном здании МГУ.)
- В каком городе России находится самая высокая статуя в мире?
(В Волгограде, статуя «Родина-мать» высотой 82 метра.)
- Какое чудо-дерево России имеет единственную в мире белую кору?
(Берёза.)
Приложение 1.
Изменение в природе
Изменения в жизни людей
Ледниковый период
Окончание ледникового периода
15