Рабочая программа по Истории России 7 класс УМК Данилов А.А., Косулина Л.Г.

Департамента образования
г. Москвы
Автономная некоммерческая организация общеобразовательная
Частная Школа «Премьер» города Москвы

Россия 115563 Москва, улица Шипиловская, д. 40, корп. 2 Тел.(495) 393-08-18
E-mail: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]



«Рассмотрено»
на заседании ШМО председатель методического объединения





Протокол № _________
«____»_________2015__ г.

«Согласовано»
заместитель директора по УВР, по ВР


/Е.Б. Машина /
/А.И. Аштрафзянов /



«____»_________2015__ г.

«Утверждаю»
директор школы



/ Ю.В. Андросова /



Приказ № _________
«____»_________2015__ г.



Рабочая программа
по истории России
для 7 класса

2 часа в неделю/ 36 учебных часов

на 2015 – 2016 учебный год



Педагог - составитель:
Бычкова С.А.
учитель истории
АНО «Школа «Премьер» ЮАО г. Москвы














ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Общая характеристика программы
Рабочая программа по Истории России 16 – 18 веков для учащихся 7 класса школы «Премьер» города Москвы.
Рабочая программа была составлена на основе программы Всеобщая история. Рабочие программы. Предметная линия учебников «Сферы». 5 – 9 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений/ (В.И.Уколова, В.А.Ведюшкин, Д.Ю.Бовыкин и др.) – М.: Просвещение, 2012 г.
Предполагаемая программа ориентирована на учебник Данилова А.А. История России. Конец 16 – 18 век. 7 класс: учебник для общеобразовательных организаций. Под редакцией Косулиной Л.Г.- 2-е изд. – М. : Просвещение, 2013 г..
Программа включает материал по истории России 16 – 18 веков и рассчитана на 36 часов.
Рабочая программа по истории на ступени основного общего образования составлена с опорой на фундаментальное ядро содержания общего образования (раздел «История») и задаёт перечень вопросов, которые подлежат обязательному изучению в основной школе. В программе делается акцент на сохранении традиционной для российской школы ориентации на фундаментальный характер образования.
Место и роль исторического знания в образовании молодого поколения обусловлены его познавательными и мировоззренческими свойствами, вкладом в духовно-нравственное становление личности человека.
Роль учебного предмета «История» в подготовке учащихся 7 класса в современном обществе в значительной мере связана с тем, насколько он помогает им отвечать на сущностные вопросы миропознания, миропонимания и мировоззрения: кто я? Как связаны прошлое и современность? Ответы предполагают, во-первых, восприятие семиклассниками основополагающих ценностей и исторического опыта мировой цивилизации, этнической, религиозной, культурной общности и, во-вторых, освоение ими знаний по истории человеческих цивилизаций и характерных особенностей исторического пути других народов мира. Учебный предмет «История» даёт учащимся широкие возможности самоидентификации в культурной среде, соотнесение себя как личности с социальным опытом человечества.
История, основанная на достоверных фактах и объективных оценках, представляет собирательную картину социального, нравственного, созидательного, коммуникативного опыта людей. Она служит богатейшим источником представлений о человеке, его взаимодействии с природой, об общественном существовании.
Выстраивая эти представления в соответствии с общей линией времени, движения и развития, учебный предмет «История» составляет «вертикаль» гуманитарного знания.

Цели и задачи изучения курса

Главная цель изучения истории в современной школе – образование, развитие и воспитание личности школьника, способного к самоидентификации и определению своих ценностных приоритетов на основе осмысления исторического опыта своей страны и человечества в целом, активно и творчески применяющего исторические знания в учебной и социальной деятельности. Вклад основной школы в достижение этой цели состоит в базовой исторической подготовке и социализации учащихся.
Задачи изучения истории в 7 классе:
формирование у молодого поколения ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации в окружающем мире;
овладение учащимися знаниями об основных этапах развития российского общества с конца 16 по 18 век включительно;
воспитание учащихся в духе патриотизма, уважения к российской истории – в соответствии с идеями взаимопонимания, толерантности и мира между людьми и народами;
развитие способностей учащихся анализировать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, руководствуясь принципом историзма, в их динамике, взаимосвязи и взаимообусловленности;
формирование у школьников умений применять исторические знания для осмысления сущности современных общественных явлений, в общении с другими людьми в современном поликультурном, полиэтническом и многоконфессиональном обществе.

Система оценивания достижений учащихся
Рабочая программа предусматривает индивидуальную, групповую, фронтальную работу учащихся через информационную, исследовательскую, проектную, дискуссионную деятельность и критериальное оценивание (Приложение № 1).
Система оценивания достижений учащихся – критериальная. Критериальное оценивание предполагает сравнение достижений учащихся с целью обучения и описывается критериями оценивания.
Высший балл по каждому критерию отражает уровень, реально достижимый учащимся к моменту изучения темы. Оценивание тематической работы по теме производится в соответствии с рубрикой, которая показывает ученику, чему он должен научиться в результате изучения данной темы, и на что ему следует обратить внимание в процессе изучения темы. Технические баллы, полученные по всем критериям, суммируются и переводятся в отметку по соответствующей шкале.
Приложение 1. Критерии оценивания
Приложение 2. Планирование

Требования к результатам изучения предмета
К важнейшим личностным результатам изучения истории в 7 классе относятся следующие убеждения и качества:
осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;
освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважения прав и свобод человека;
осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;
понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность.

Метапредметные результаты изучения истории в 7 классе выражаются в следующих качествах:

способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность: учебную, общественную и др.;
владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (работать с исторической картой, читать её, использовать как источник знаний; анализировать исторические факты, раскрывать причинно-следственные связи, сравнивая явления и события; составлять простой план; формулировать и обосновывать выводы);
способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, презентация и др.)
готовность к сотрудничеству с соучениками, участию в обсуждении; способность формировать собственное мнение, давать отзыв на ответы других учащихся.

Предметные результаты изучения истории учащимися 7 класса включают:

овладение целостными представлениями об историческом пути народов мира и человечества как необходимой основой для миропонимания и познания современного общества;
способность применять понятийный аппарат исторического знания и приёмы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности;
умение составлять характеристику (исторический портрет) исторических деятелей;
готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира.

Соотнесение элементов учебной деятельности школьников и ведущих процедур исторического познания позволяет определить структуру подготовки учащихся 7 класса по истории в единстве её содержательных (объектных) и деятельностных (субъектных) компонентов. Предполагается, что в результате изучения истории в 7 классе учащиеся должны овладеть следующими знаниями, представлениями, умениями:

1. Знание хронологии, работа с хронологией:
указывать даты важнейших событий в истории;
соотносить год с веком, устанавливать последовательность и длительность исторических событий.

2. Знание исторических фактов:
характеризовать место, обстоятельства, участников, результаты важнейших исторических событий.

3. Работа с историческими источниками:
читать историческую карту с опорой на легенду;
проводить поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках (материальных, тестовых, изобразительных и др.).

4. Описание (реконструкция):
рассказывать (устно или письменно) об исторических событиях, их участниках;
характеризовать условия и образ жизни, занятия людей в различные исторические эпохи.

5. Анализ, объяснение:
различать факт (событие) и его описание (факт источника, факт историка);
называть характерные, существенные признаки исторических событий и явлений;
раскрывать смысл, значение важнейших исторических понятий;
сравнивать исторические события и явления, определять в них общее и различия.

6. Работа с версиями, оценками:
приводить оценки исторических событий и личностей, изложенные в учебной литературе;
определять и объяснять (аргументировать) своё отношение к наиболее значительным событиям и личностям в истории и их оценку.

7. Применение знаний и умений в общении, социальной среде:
использовать знания об истории и культуре своего и других народов в общении с людьми в школе и внешкольной жизни как основу диалога в поликультурной среде;
способствовать сохранению памятников истории и культуры.

Место учебного предмета «История России 16 – 18 веков» в Базисном учебном (образовательном) плане
Предмет «История России» изучается на ступени основного общего образования в качестве обязательного предмета в 7 классе в общем объёме 36 часов, т.е. 2 часа в неделю.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА «ИСТОРИЯ РОССИИ 16 – 18 ВЕКОВ В 7 КЛАССЕ»

Введение (2 часа)
Что изучает История России 16 – 18 веков. История Отечества – часть Всемирной истории. Историческая хронология. Историческая карта. Источники исторических знаний.

Раздел I. Россия на рубеже 16 – 18 веков. (4 часа)
Внутренняя и внешняя политика Бориса Годунова. Смута. Окончание Смутного времени.

Раздел II. Россия в 17 веке. (8 часов)
Новые явления в экономике. Оформление сословного строя. Политическое развитие страны. Власть и церковь. Церковный раскол. Народные движения в 17 веке: причины, формы, участники. Городские восстания. Восстание под предводительством С.Разина. Внешняя политика России в 17 веке. Взаимоотношения с соседними государствами и народами. Россия и Речь Посполитая. Смоленская война. Присоединение к России Левобережной Украины и Киева. Отношения России с Крымским ханством и Османской империей. Образование и культура в 17 веке. Сословный быт. Обычаи и нравы.

Раздел III. Россия в первой четверти 18 века. (8 часов)
Предпосылки петровских преобразований. Реорганизация армии. Реформы государственного управления (учреждение Сената, коллегии, губернская реформа и др.) Указ о единонаследии. Табель о рангах. Учреждение абсолютизма. Церковная реформа: упразднение патриаршества. Политика протекционизма и меркантилизма. Социальные движения в первой четверти 18 века. Внешняя политика России в первой четверти 18 века: Северная война, Прутский и Каспийский походы. Провозглашение России империей. Изменения в культуре и быте в первой четверти 18 века.

Раздел IV. Россия в 1725 – 1762 годах. (4 часа)
Дворцовые перевороты. Внутренняя политика в 1725 – 1762 годах. Внешняя политика России в 1725 – 1801 годах: Участие России в Семилетней войне. (П.А.Румянцев).

Раздел V. Россия в 1762 – 1801 годах. (8 часов)
Внутренняя политика Екатерины II.
Политика просвещенного абсолютизма: основные направления, мероприятия, значение. Развитие промышленности и торговли. Предпринимательство. Рост помещичьего землевладения. Усиление крепостничества. Восстание под предводительством Е.Пугачева и его значение. Основные сословия российского общества, их положение. Золотой век Русского дворянства. Жалованные грамоты дворянству и городам. Развитие общественной мысли. Российская империя в конце 18 века. Внутренняя и внешняя политика Павла I. Русско – турецкие войны и их итоги. Художественная культура и быт.




РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РЕАЛИЗАЦИИ ООП
1. Дополнительная литература
Варакина И.И. История. 7 класс. Занимательные материалы – Волгоград: ИТД «Корифей», 2009 г.
Гукова В.В. История. 5 – 11 классы: технологии современного урока - Волгоград: Учитель, 2011 г.
Кочетов И.С. Нестандартные уроки в школе. История (8 – 11 классы) - Волгоград: Учитель, 2011 г.
Набатова О.Г. Конспекты уроков для учителя истории: 6 – 7 кл.: История России XVY – XVII вв. - М.: Изд – во ВЛАДОС – ПРЕСС, 2008 г.
Саломатина Н.А. Поурочные разработки к учебнику Данилова А.А., Косулиной Л.Г. «История России. 6 – 7 классы». М. Интеллект – Пресс, 2012 г.
Сухов В.В., Морозов А.Ю. История России с древнейших времен до конца XVIII века. 6 – 7 кл.: Дидактические материалы. – М.: Дрофа, 2000 г.
Тайкова Е.В., Степанова Л.А. История. 5 – 11 классы: инновационные формы уроков, интеллектуальные командные игры, литературно – исторические вечера. – Волгоград: Учитель, 2013 г.
Федорчук И.А. Исторя. Интеллектуальные игры для школьников. – Ярославль: «Академия развития», 2012 г.
2. Интернет-ресурсы
Я иду на урок истории (методические разработки). – Режим доступа: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Уроки, конспекты. – Режим доступа: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
3. Информационно-коммуникативные средства
Коллекция мультимедийных уроков Кирилла и Мефодия «История Древнего мира. 7 класс» (CD).
4. Наглядные пособия
. Настенные карты:
«Смутное время. Польская интервенция в 1604 – 1618 гг.»
«Смутное время. Крестьянская война начала 17 века»
«Городские восстания и народные движения 17 века»
«Северная война 1700 – 1721 гг.
«Российская империя при Петре I (Европейская часть)»
«Участие России в Семилетней войне 1756 – 1763 гг.»
«Крестьянская война под предводительством Е.И.Пугачева»
«Русско – турецкая война 1787 – 1791 гг.»
5. Технические средства обучения
DVD-плеер
Телевизор
Компьютер
Список литературы, использованной при составлении программы:

А.А. Кузнецов, М.В. Рыжаков, А.М. Кондаков. Примерные программы по учебным предметам. История. 5-9 классы: проект. – М.: Просвещение, 2012.

Приложение №1
Критерии оценивания различных видов работ

Оценка «5»
1) материал усвоен в полном объеме, изложен логично, не требует дополнительных вопросов
2) выводы опираются на теоретические знания, доказательны
3) применяются умения, необходимые для ответа
4) грамотная речь

Оценка «4»
1) в усвоении материала допущены незначительные пробелы и ошибки
2) изложение, недостаточно систематизированное и последовательное
3) выводы доказательны, но содержат отдельные неточности
4) применяются не все требуемые теоретические знания и умения

Оценка «3»
1) в усвоении материала имеются существенные пробелы
2) изложение недостаточно самостоятельное, не систематизированное, содержит существенные ошибки, в т.ч. в выводах
3) слабая аргументация
4) речь бедная

Оценка «2» - главное содержание не раскрыто


























Календарно – тематическое планирование учебного материала по истории России
для учащихся 7 класса на 2015 – 2016 учебный год

Количество часов в курсе: 36 (2 - в неделю)
№ уроков
Название темы и количество часов. Сроки изучения (неделя месяца).
Формируемые УУД
Оценивание: формы, сроки

1-2
Введение. Что изучает история России 16 – 18 веков

(2 урока)

3 неделя января

Личностные:
- устанавливать связи между целью учебной деятельности и её мотивом
- осознавать целостность мира и многообразия взглядов на него, вырабатывать собственные мировоззренческие позиции
Познавательные:
- находить (в учебниках и др. источниках) достоверную информацию, необходимую для решения учебных задач
- анализировать (т.е. выделять главное, делить текст на части) и обобщать, делать выводы.


3 -6
Тема 1. Россия на рубеже 16 – 18 веков. Внутренняя и внешняя политика Бориса Годунова. Смута. Окончание Смутного времени

(4 урока)

4 неделя января/
1 неделя февраля

Познавательные:
- знать причины и особенности внутренней и внешней политикой Бориса Годунова
- устанавливать связи между экономическими и политическими событиями
Регулятивные:
- уметь работать с исторической картой, читать её и использовать как источник знаний
- сравнивать события, определять их основные характеристики;
- сводить знания в таблицу
- объяснять понятия по теме
Коммуникативные:
- излагать свое мнение в монологе, диалоге, аргументируя его, подтверждая фактами
- корректировать свое мнение под воздействием контраргументов
Контурная карта
«Смутное время. Польская интервенция в начале 17 века»


1 неделя

7-14
Тема 2. Россия в 17 веке

(8 уроков)

2-4 неделя февраля/
1 неделя марта
Познавательные:
- знать новые явления в экономике России 17 века
- давать характеристику политическому развитию страны
- знать особенности народных движений17 века
- знать особенности внешней политики России 17 века
Регулятивные:
- давать характеристику исторической личности и представлять это в виде сообщения
- объяснять понятия по теме
Коммуникативные:
- уметь работать в группе
- участвовать в обсуждении
- давать отзыв на ответы других учащихся
Личностные:
- формировать собственное мнение по теме
Сравнительная таблица

4 неделя

Исторические портреты

1 неделя






15-22
Тема 3. Россия в первой четверти 18 века


( 8 уроков)

2-4 неделя марта/
1 неделя апреля


Познавательные:
- знать предпосылки петровских преобразований
- давать характеристику реформам Петра 1
- знать особенности российского абсолютизма
- давать особенности социальных движений первой четверти 18 века
Регулятивные:
- давать характеристику исторической личности и представлять это в виде сообщения
- объяснять понятия по теме
Коммуникативные:
- уметь работать в группе
- участвовать в обсуждении
- давать отзыв на ответы других учащихся
Личностные:
- формировать собственное мнение по теме

Контурная карта «Северная война 1700 – 1721 гг.»

4 неделя

Контрольная работа

1 неделя

23-26
Тема 4. Россия в 1725-1762 годах

(4 урока)

2-3 неделя апреля

Познавательные:
- знать причины и особенности дворцовых переворотов в России
- знать основные направления внутренней и внешней политики России
Регулятивные:
- уметь работать с исторической картой, читать её и использовать как источник знаний;
- сравнивать события, определять их основные характеристики;
- сводить знания в таблицу;
- объяснять понятия по теме
Коммуникативные:
- излагать свое мнение в монологе, диалоге, аргументируя его, подтверждая фактами;
- корректировать свое мнение под воздействием контраргументов
Сравнительная таблица

3 неделя

27-36
Тема 5. Россия в 1762 -1801 годах


(10 уроков)

4 неделя апреля/
1-4 неделя мая



Познавательные:
- знать особенности российского просвещенного абсолютизма
- знать особенности формирования предпринимательства в России
-
Регулятивные:
- уметь работать с исторической картой, читать её и использовать как источник знаний;
- сравнивать события, определять их основные характеристики;
- сводить знания в таблицу;
- объяснять понятия по теме
Коммуникативные:
- излагать свое мнение в монологе, диалоге, аргументируя его, подтверждая фактами;
- корректировать свое мнение под воздействием контраргументов
Контурная карта

2 неделя

Контрольная работа

4 неделя мая











13PAGE \* MERGEFORMAT14- 6 -15




15