Методические рекомендации к самостоятельным работам
Министерство образования и науки Республики Татарстан
ГАПОУ «Нижнекамский педагогический колледж»
Методические рекомендации
к самостоятельной работе студентов
по дисциплине Психология
для специальности 050704 «Дошкольное образование»
Нижнекамск, 2013
Рассмотрены и одобрены Составлены в соответствии
на заседании ПЦК дошкольной с Государственными требованиями
психологии, педагогики и частных к минимуму содержания и уровню
методик подготовки выпускника
от «____ « 2013 г. протокол___ по специальности 050704
_________ Проснева Ю.Е. Дошкольное образование
Зам. Директора по УР
____________ Н.К. Дорофеева
Составитель – Насихова Л.Р., преподаватель психологии
Пояснительная записка
Методические рекомендации к самостоятельной работе по дисциплине «Психология» предназначены для реализации государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускника по специальностям 050704 «Дошкольное образование».
Учебная дисциплина «Психология» является ведущей составной частью общепрофессиональной подготовки будущего педагога (воспитателя, учителя, социального педагога) и направлена на изучение общей психологии человека, психологических особенностей детей дошкольного возраста, основ педагогической психологии и овладение психологически грамотной педагогической деятельностью, а также на саморазвитие и самосовершенствование личности студента. В результате изучения учебной дисциплины студент должен иметь представление:
- о развитии психологии как науки;
- об основных психологических школах зарубежной и отечественной психологии;
- о современных тенденциях развития психологии;
знать:
- предмет, задачи, методы психологии;
- отрасли психологии как науки о функционировании и строении психического отражения реальности;
- теоретические основы деятельности;
- индивидуально-психологические особенности человека;
- особенности функционирования и строения эмоционально-волевой сферы личности;
- основные характеристики психических познавательных процессов личности;
уметь: - применять психологические знания для научного подхода к своей педагогической деятельности; - составлять психологическую характеристику личности;
- самостоятельно работать с научной психологической литературой;
- осуществлять познавательно-исследовательскую деятельность.
Тема: ОСОБЕННОСТИ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ (2 часа).
План
1.Общее понятие о мышлении.
2.Соотношение различных видов мышления в дошкольном возрасте;
а) зарождение и развитие логического мышления у детей.
3. Роль взрослых в формировании понятий и рассуждений детей.
Методические рекомендации
В 1-м вопросе необходимо дать определение мышления, объяснить его связь с чувственным познанием, описать основные виды (наглядно-действенное, наглядно-образное, логическое, репродуктивное и творческое) и формы: понятие, суждение, умозаключение.
2-й вопрос - о развитии мышления у детей с 3-х до 7 лет. Раскройте наглядно-действенное мышление детей, наглядно-образное - ведущее в дошкольном возрасте, подробнее остановитесь на элементах логического - на детских понятиях, суждениях и умозаключениях, как формах логического мышления детей.
Говоря о роли взрослых в формировании детских понятий и суждений, надо объяснить значимость различных специальных игр (головоломок, игр-загадок и др.), упражнений, дидактических игр, организованных взрослыми, в развитии логического мышления дошкольников.
Основная литература
1. Введение в психологию под ред. Петровского А.В. М. Академия
2. Абрамова Г.С. Возрастная психология М.Академия
3. Немов Р.С. Психология М. П.
Дополнительная литература
1. Гамезо М.В., Домащенко И.А. Атлас по психологии М. Просвещение
2.Дьяченко О.М., Лаврентьева Т.В. Психологическое развитие дошкольников.
Тема: ЛИЧНОСТНАЯ ГОТОВНОСТЬ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ (2 часа)
План.
1. Понятие личности.
2. Содержание психологической готовности детей к школе.
а) личностная готовность.
3. Диагностика личностной готовности детей к обучению в школе.
Методические рекомендации
Раскрывая первый вопрос кратко охарактеризовать личность как социальную сущность индивида. Объяснить важнейшую характеристику личности - активность, связь активности с потребностями. Важна мысль о первом рождении личности в 3 года и об обязательном условии развития личности в общении с окружающими и деятельности.
Отвечая на второй вопрос, нужно выразить разные точки зрения на содержание готовности разных ученных: Л.И. Божович, Эльконина Б.Д., Салминой, Е.Кравцовой, Л. Венгера, В. Мухиной, Г. Урунтаевой. Чью-то классификацию приняв за основу объяснить содержание психологической готовности к школе. (основными сторонами её являются: интеллектуальная; личностно-мотивационная; эмоционально-волевая). Раскройте сущность личностной готовности.
3 вопрос - опишите методики определения личностной готовности к обучению в школе.
Основная литература
1. Дубровина И.В., ДаниловаЕ.Е., Прихожан А.М. Психология М. Академия
2. Венгер Л.А., Мухина В.С Психология М.П.
3. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология М.Академия гл.21 $ 2
Дополнительная литература
1. Венгер Л.А., Венгер А.Л. Готов ли Ваш ребенок к школе? М.
2. Введение в психологию п. р. А.В. Петровского. 3.Венгер Л.А.,Венгер А.Л."Готов ли Ваш ребенок к школе?" М.
15