Внеурочная деятельность по химии в рамках внедрения ФГОС.
Внеурочная деятельность по химии в рамках внедрения ФГОС.
"Скажи мне - и я забуду,
покажи мне - и я запомню,
дай мне сделать - и я пойму".
Конфуций
Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной, и направленную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы общего образования, я как учитель не могу не радоваться данному факту. С появлением в моей практике внеурочной деятельности результаты ребят улучшились, а в глазах появился интерес.
В своей внеурочной деятельности я выделяю следующие задачи:1. Привитие интереса к химии2. Развитие и усовершенствование навыков по химическому эксперименту3. Развитие творческой активности, инициативы и самодеятельности учащихся4. Подготовка учащихся к практической деятельности5. Организация отдыха учащихся в сочетании с их эстетическим и нравственным воспитанием.
Исходя из задач, форм и содержания внеурочной деятельности, для ее реализации могу предложить свою комплексную модель. Внеурочная деятельность по предмету химия может осуществляться через:элективные курсы;проектную деятельность;олимпиады, конкурсы, конференции;исследовательские работы;домашние опыты и эксперименты;подготовку к экзаменам;проведение предметной недели.
Конференции учащихся как особая форма внеурочных массовых мероприятий имеют свои особенности. Основной элемент конференции – доклады и сообщения учащихся. Они могут сопровождаться демонстративными экспериментом. Научно – практические конференции учащихся важная составная часть в системе внеурочной работы. Содержание своих сообщений на конференции учащиеся черпают в значительной мере из научно – популярной литературы, поэтому уровень выполняемых работ намного выше. Конференции могут быть посвящены или отдельным темам школьного курса химии или вопросам, выходящим за пределы школьной программы, но представляющим достаточно широкий интерес. Некоторые конференции целесообразно проводить совместно с учителями других дисциплин. Развитие самостоятельности и познавательного интереса учащихся к химии может осуществляться при выполнении ими домашней работы. В домашние задания целесообразно включать элементы исследования, проведение ―мысленного эксперимента или выполнение эксперимента, который возможен в домашних условиях.При подборе домашнего задания нужно исходить их того, что оно должно быть не тягостным, а привлекательным, необычным, посильным, обязательно проверенным и оцененным.
Новые знания лучше воспринимаются тогда, когда учащиеся хорошо понимают стоящие перед ними задачи и проявляют высокий познавательный интерес к предстоящей работе.Постановка целей и задач всегда учитывает потребность учащихся к проявлению самостоятельности, стремление их к самоутверждению, жажде познания нового. Если учитель создает условия для удовлетворения таких потребностей, то учащиеся с интересом включаются в работу.
В развитии познавательного интереса к предмету нельзя полностью полагаться на содержание изучаемого материала. Сведение истоков познавательного интереса только к содержательной стороне материала приводит лишь к ситуативной заинтересованности. Если учащиеся не вовлечены в активную деятельность, то любой содержательный материал вызовет в них созерцательный интерес к предмету, который не будет являться познавательным интересом.
Мозг школьника устроен так, что знания довольно редко проникают в его глубину, чаще они остаются на поверхности, и поэтому непрочны. Мощным „детонатором», который помогает им проникнуть внутрь, а там „взорваться», превратившись затем в убеждения, является познавательный интерес. Важно искать средства, которые бы вовлекли ученика в работу.
Лучшему усвоению учебного предмета, развитию научного интереса, активизации учебной деятельности учащихся, повышению уровня практической направленности химии способствует правильно организованная внеурочная деятельность.