Доклад Ключевые компетенции учителя
Ключевые компетенции учителя.
Система Российского образования на современном этапе развития общества претерпевает существенные изменения, связанные со сменой модели культурно-исторического развития. Но какие бы реформы не проходили в системе образования, в итоге они замыкаются на конкретном исполнителе – школьном учителе. Именно педагог является основной фигурой при внедрении в практику различных инноваций. Для успешной реализации, поставленных перед ним задач, педагог должен обладать необходимым уровнем профессиональной компетентности и
профессионализма.
Основные компетенции современного учителя.
Учитель должен уметь:
Учиться вместе с учениками, самостоятельно закрывая свои «образовательные дыры».
Планировать и организовывать самостоятельную деятельность учащихся.
Мотивировать учащихся, включая их в разнообразные виды деятельности.
Подмечать склонности учащегося и в соответствии с ними определять наиболее подходящий для него учебный материал или деятельность.
Владеть проектным мышлением и уметь организовать групповую проектную деятельность учащихся и руководить ею.
Владеть исследовательским мышлением, умея организовать исследовательскую работу учащихся и руководить ею.
Осуществлять рефлексию своей деятельности и своего поведения и уметь организовать ее у учащихся в процессе учебных занятий.
Вести занятия в режиме диалога и дискуссии, создавая атмосферу, в которой учащиеся хотели бы высказывать свои сомнения, мнения и точки зрения на обсуждаемый предмет, дискутируя не только между собой, но и с учителем, принимая то, что собственная точка зрения может быть также подвергнута сомнению и критике.
Ключевые компетенции современного учителя налицо. Как грамотно выполнить переход от компетентного учителя к компетентному ученику?
Проще говоря – школа не должна научить на всю жизнь – школа должна научить учиться всю жизнь и эффективно использовать полученные знания на практике, т.е. развивать необходимые в дальнейшем ключевые компетенции, уровень сформированности которых зависит от компетентности учителя.
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования ориентирован на становление личностных характеристик выпускника, т.е. ("портрет выпускника школы")
любящий свой край и свою Родину, уважающий свой народ, его культуру и духовные традиции;
осознающий и принимающий традиционные ценности семьи, российского гражданского общества, многонационального российского народа,
креативный и критически мыслящий, активно и целенаправленно познающий мир, осознающий ценность науки, труда и творчества для человека и общества, мотивированный на образование и самообразование в течение всей своей жизни;
готовый к учебному сотрудничеству, способный осуществлять учебно-исследовательскую, проектную и информационную деятельность;
осознающий себя личностью, социально активный, уважающий закон и правопорядок, выполняющий свои обязанности перед семьёй, обществом, государством, человечеством;
уважающий мнение других людей, умеющий вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания и успешно взаимодействовать;
осознанно выполняющий и пропагандирующий правила здорового и экологически целесообразного образа жизни, безопасного для самого человека и других людей;
подготовленный к осознанному выбору профессии, понимающий значение профессиональной деятельности для человека и общества, его устойчивого развития.
Вот каков портрет выпускника школы.
А ребенок? Как вы думаете, чего ждет ребенок, переступивший порог школы? Конечно же, успеха! Ситуация успеха – необходимое условие для перерастания положительного отношения к учёбе в активное, творческое.
Успех связан с чувством эмоционального подъёма, создаёт ощущение внутреннего благополучия. Один раз пережив успех, ребёнок будет вновь и вновь стремиться к нему.
Для того чтобы обучение стало успешным, необходимо формировать ключевые компетенции и учителя и учащихся.
Итак, перед нами стоит вопрос: каким образом, через какие технологии формировать ключевые компетенции? Необходимо искать и осваивать новые пути передачи информации. Особую значимость приобретает проектная технология, технология формирования критического мышления, игровое (имитационное планирование), ролевые игры.
Изменение технологии преподавания влечет за собой и переход роли учителя – от информатора, контролера, в роль консультанта, собеседника, так как самый лучший продуктивный результат обучения дает создание ситуации, в которой учащиеся самостоятельно находят решение.
Развивая ключевые компетенции у учащихся, я стараюсь формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также самостоятельную деятельность и личную ответственность.
Что даёт компетентностный подход? — Учителю: согласованность поставленных им целей обучения и собственных целей ученика; облегчение труда за счёт постепенного повышения степени самостоятельности и ответственности ученика.
Ученику: повышение степени мотивации учения.
На своих уроках мы формируем у учащихся
ценностно – смысловые,
общекультурные компетенции
учебно – познавательные компетенци (использую технологию сотрудничества. Учащиеся делятся на команды и каждая команда выполняет свое задание. В итоге – представители команд делятся полученной информацией, делают выводы). инфомационные компетенции
коммуникативные компетенций ( учащиеся приобретают способность средствами изучаемого языка осуществлять речевую деятельность в соответствии с целями и задачами).
Мои действия, направленные на формирование ключевых компетенций:
Поощрять за попытки что-то сделать самостоятельно.
Демонстрировать заинтересованность в успехе учащихся, связанном с достижением поставленных целей.
Побуждать к выражению своей точки зрения, отличной от точки зрения окружающих.
Включать учащихся в разные виды деятельности, развивающие у них различные способности.
Создавать условия для проявления инициативы на основе собственных представлений.
Учить не бояться высказывать свое понимание проблемы. Особенно в тех случаях, когда оно расходится с пониманием большинства.
Учить задавать вопросы и высказывать предложения.
Учить выслушивать и стараться понять мнение других, но соблюдать право не соглашаться с ним.
Учить понимать других людей, имеющих иные ценности, интересы и способности.
Учить определять свою позицию относительно обсуждаемой проблемы и свою роль в групповой работе.
Учить осуществлять самооценку своей деятельности и ее результатов по известным критериям.
Учить работать в группе, понимая, в чем состоит конечный результат, при выполнении своей части работы.
Показывать ученикам, как можно самостоятельно учиться и придумывать что-то новое.
Поддерживать учащихся, когда они делают ошибки, и помогать справляться с ними.
Демонстрировать учащимся, что осознание того, что я чего-то «не знаю», «не умею» или «не понимаю», не только не стыдно, но являетсяпервым шагом к «знаю», «умею» и «понимаю».- Мы понимаем, что нужно быть готовыми к постоянным переменам.
- Возможно ли строить сегодняшнее и завтрашнее поведение на основе вчерашних знаний и вчерашнего опыта?
- Сумеем ли мы обеспечить максимум успеха и минимум неудач в будущей жизни своих учеников? А кто самый верный союзник учителей? Родители.
- Давайте обращаться к их помощи!
- Должны ли мы считать себя самым единственным и главным источником знаний?
- Можем ли мы придерживаться представлений о том, что существуют раз и навсегда верные способы правильного и неправильного решения различных проблем?
Успешным может стать то обучение, в котором будет четко прослеживаться такая цепочка:
От компетентного учителя к компетентному ученику.
И, если учитель будет обладать научными знаниями, будет инициативной и творческой личностью, стремиться накапливать свой жизненный опыт, он выработает в себе достаточно высокую компетентностность и передаст эти знания учащимся, которые в свою очередь научатся применять эти знания в жизни.