Статья Роль химии в процессе обучения и формировании здорового образа жизни студентов
Роль химии в процессе обучения и формировании здорового образа жизни студентов.Преподаватель химии на своих занятиях отвечает за себя, несет ответственность за сохранение здоровья студентов, за формирование у них умений правильного обращения с веществами, окружающими их в повседневной жизни. Он должен предупреждать студентов об опасности, связанной с использованием химических реактивов и незнакомых веществ, о недопустимости исследования их на вкус, запах. Химию изучают в подростковом и юношеском возрасте, для которого характерно стремление к самостоятельности, влечение ко всему тайному, запретному. Эгоцентризм, присущий этому возрасту, основывается на рассуждении: «Со мной этого не может случиться, так как я не похож на других». Некоторые студенты самостоятельно экспериментируют со взрывчатыми веществами либо, увлекаясь химическими опытами, бесстрашно манипулируют веществами в больших количествах, зачастую с эффектами взрыва, воспламенения, горения. Поэтому преподавателю необходимо организовать специальную целенаправленную работу со студентами по изучению правил безопасного проведения химических исследований.
Практический опыт показывает, что одним из препятствий к использованию химического эксперимента в колледже – проблема обеспечения безопасности студентов во время его проведения. Преодолеть это препятствие возможно только в том случае, если преподаватели будут приобретать определенный опыт в проведении химического эксперимента, который в настоящее время недостаточен. Многие из них отмечают необходимость создания во время учебы в университете и при повышении квалификации собственный копилки, личного банка технологических карт химического эксперимента, который четко отработан со стороны техники проведения, безопасности и поэтому не вызывает опасений и неуверенности.
На сегодняшний день сохранение и укрепление здоровья населения – одна из наиболее актуальных проблем. Собственное здоровье и способы его сохранения интересуют многих студентов. Однако зачастую студенты не понимают, насколько важны в этой связи знания, полученные на уроках химии, и считают, что им необходимы лишь точные рекомендации по их поведению в той или иной ситуации. И только небольшая доля студентов понимает, что хорошая база теоретических знаний действительно дает возможность вникнуть в самую глубину проблемы, выявить первопричины нарушения здоровья, объяснить влияние данного фактора на организм человека и в итоге найти выход из сложившейся ситуации, а также разработать меры профилактики. Таким образом, необходимость реализации идеи связи химии со здоровьем является одной из насущных задач обучения.
Однако совершенно недостаточно насытить химический материал информацией, которая заинтересует студентов. Стоит также давать конкретные инструкции по поведению в какой-либо ситуации. Целесообразнее так построить процесс обучения, чтобы студенты смогли сами исследовать проблему и выработать эти рекомендации, т. е. реализовать проблемное обучение.
Существует блок вопросов, связанных с химией и валеологией, который интересует студентов: а) загрязнение воды, воздуха, потепление климата; б)состав продуктов питания, компоненты пищи, негативно влияющие на состояние здоровья; в) употребление и действие лекарств, побочные эффекты при их приеме.
Затем происходит поиск ответов на интересующих студентов вопросы. Например, исследование путей уменьшения содержания углекислого газа в атмосфере в рамках проблемы «Атмосферные изменения, их влияние на состояние здоровья» студенты изучают в курсе «Общая и неорганическая химия». Сначала студенты знакомятся с причинами увеличения содержания диоксида углерода в атмосфере и последствиями этого процесса. Снижение содержания этого вещества в атмосфере не представляет опасности для здоровья, повышение же концентрации небезразлично для организма. При содержании в воздухе 3–4 % углекислого газа человек ощущает головную боль, шум в ушах, пульс замедляется, а при концентрации 10% может наступить потеря сознания и смерть. Именно по содержанию углекислого газа оценивают чистоту воздуха в жилых и общественных помещениях. В жилых помещениях оно не должно превышать 0,1%.
Опираясь на знания, полученные студентами, при изучении состава воздуха, им предлагается проанализировать количественное соотношение газов в атмосфере, определить факторы, влияющие на содержание воды и диоксида углерода в атмосфере, проследить тенденции изменения этих величин, предположить, почему содержание углекислого газа по сравнению с предыдущим веком увеличилось на 15%, в то время как содержание водяного пара практически не изменилось. Совместно с преподавателем студенты выявляют направления деятельности человека, которые приводят к изменению концентрации газов (в том числе и углекислого) в атмосфере. При вырубке лесов уничтожаются деревья, которые усваивают диоксид углерода в процесс фотосинтеза; некоторые количество углекислого газа получается при производстве бетона из известняка. Но наиболее существенное количество углекислого газа образует при сжигании топлива.
Студенты отмечают, что перенасыщенность воздуха диоксидом углерода отрицательно сказывается на состоянии и дыхательной системы человека (вызывая учащенное тяжелое дыхание, в некоторых случаях астматические заболевания, а иногда и приводя к летальному исходу), и кровеносной системы (недостаточное снабжение систем и органов кислородом, увеличение кислотности крови).
Опыт показывает, что выдвигая и доказывая свои идеи, студенты в достаточной степени овладевают химическим материалом, приобретают способности применять знания, полученные при изучении одной темы, в конкретных ситуациях, возникающих при рассмотрении другой, а также умение обсуждать вопросы, вести грамотную, обоснованную дискуссию. Когда студенты сравнивают свой путь решения проблемы с другими возможными, у них развивается способность анализировать. Необходимость привлечения дополнительной информации способствует расширению кругозора студентов, ненавязчиво заставляет их заинтересоваться не только проблемой, поставленной преподавателем, но и другими смежными вопросами.
Студенты рассматривают проблемы, которые имеют к ним непосредственно отношение и к решению которых они уже сейчас могут приступить, например вопрос о здоровье. Это производство веществ, используемых в быту, их влияние на здоровье человека; загрязнение воды, воздуха, почвы и заболевания, возникающие в результате попадания загрязняющих веществ в организм; состав продуктов питания , влияние пищевых добавок на состояние здоровья; изготовление лекарств, их влияние на организм человека.
Студентов интересует содержание других газов в атмосфере и их влияние на организм человека; какие заболевания провоцируют изменением концентраций компонентов атмосферы; какие области России и мира наиболее подвержены климатическим изменениям и каково состояние здоровья людей в этих регионах; работники каких профессий наиболее подвержены заболеваниям, возникающим из-за загрязнения воздуха. Поэтому преподавателям химии необходимо обратить особое внимание на организацию самостоятельной работы учащихся по поиску ответов на собственные вопросы. Студенты собирают и анализируют информацию,при необходимости преподаватель помогает им обобщить материалы, оформить работу. Преподавателю важно подчеркнуть значимость исследовательской работы, проделанной студентами, их заинтересованность, это будет способствовать привлечению внимания других студентов к такому виду деятельности.
В заключении хочется сказать, что главная задача преподавателя при организации такого рода деятельности студентов, заключается не столько в поиске теоретического и фактического материала, сколько в создании у студентов положительной мотивации, побуждении их к поиску.