семинар для учителей Идеи модернизации образования в контексте глобализации и интеграции в мировом образовательном пространстве
НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИЙ СЕМИНАР
«СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ»
Идеи модернизации образования в контексте глобализации и интеграции в мировом образовательном пространстве
Не нужно учить строить корабли, а надо будить тоску по морю.
Основные современные тенденции мирового развития:
ускорение темпов развития общества и, как следствие, необходимость подготовки людей к жизни в быстро меняющихся условий;
переход к постиндустриальному, информационному обществу, значительное расширение масштабов межкультурного взаимодействия, в связи, с чем особую важность приобретают факторы коммуникабельности и толерантности;
возникновение и рост глобальных проблем, которые могут быть решены лишь в результате сотрудничества в рамках международного сообщества, что требует формирования современного мышления у молодого поколения;
демократизация общества, расширение возможностей политического и социального выбора, что вызывает необходимость повышения уровня готовности граждан к такому выбору;
динамичное развитие экономики, рост конкуренции, сокращение сферы неквалифицированного и малоквалифицированного труда, глубокие структурные изменения в сфере занятости, определяющие постоянную потребность в повышении профессиональной квалификации и переподготовке работников, росте их профессиональной мобильности;
рост значения человеческого капитала, который в развитых странах составляет 70-80% национального богатства, что обуславливает интенсивное, опережающее развитие образования, как молодежи, так и взрослого населения.
Четыре принципа образования в XXI веке (доклад Международной комиссии по образованию (1996)).
Учиться жить вместе
Учиться познавать
Учиться делать
Учиться быть
Тенденции развития современного образования:
интеграция в мировое образовательное пространство;
фундаментализм образования;
практикоориентированность образования;
изменение парадигм образования:
образование не на всю жизнь, а через всю жизнь;
основная миссия образования – обеспечение условий для самоопределения и самореализации личности;
антропологический подход: ребенок = био + социо + психол.
Развитие по законам природы;
аксиологический подход: ориентация на ценности;
ориентация на успех и достижения ребенка;
личностно-ориентированное образование;
здоровьесберегающее образование;
педагогическая поддержка и сопровождение ребенка в образовательном процессе.
Требования к современному выпускнику:
конкуретноспособный;
компетентный;
мобильный;
способный нести ответственность за свое благополучие и благополучие своей страны.
Модернизация образования:
Первейшая задача образовательной политики на современном этапе – достижение современного качества образования, его соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства.
Цель модернизации образования состоит в создании механизма устойчивого развития системы образования, обеспечения ее соответствия вызовам XXI века, социальным и экономическим потребностям развития страны, запросам личности, общества, государства.
Модернизация: бежать вперед, догонять, быть не хуже кого-то, осовременивание.
Модернизация – переход от традиционного общества к современному, который ориентируется на инновации.
Попытки модернизации (реформы) образования в Казахстане.
Основные направления модернизации:
доступность;
качество:
эффективность.
Ведущие идеи модернизации:
Возрастосообразная школа
Школа «радости» (начальное образование)
Основные характеристика возраста
Характерно стремление соответствовать, главным образом, уровню требований окружающих.
Социальные роли (позиции) школьников
Стремление понять свое «Я», свои возможности, личностные качества. Позиция складывается в предметно-практической деятельности.
Ведущая деятельность
Учебная (овладение знаками, символами, социально- зафиксированными действиями, выработка способов обращения с предметами, рефлексия на свои действия и поведение, прежде всего в рамках учебной деятельности)
Наиболее существенные личностные новообразования
Производительность психических процессов, внутренний план действий, рефлексия собственного поведения, потребность в активной умственной деятельности, контроль и самоконтроль.
Ожидания от начальной школы
Умеет и любит учиться
Школа «пробы» (Основная школа)
Основные характеристика возраста
Ведущим мотивом выступает желание стать интересным человеком.
Потребность в неформальном, доверительном общении со взрослыми, из которого подростки получают знания, необходимые в будущей самостоятельной жизни. Мотивы общения могут быть: деловыми, связанными с овладением необходимыми знаниями; личными, связанными с решением вопросов личного характера, самоутверждения, связанными со стремлением утвердить себя в статусе взрослого, собственно общения (разговора), связанные с потребностью духовного контакта с другим человеком.
Становление определенное системы жизненных ценностей человека.
Самоопределение жизненное и профессиональное. Перед подростком всегда встает две проблемы – кем быть? И каким быть? Интерес к собственному внутреннему миру, затем постепенное усложнение и углубление самопознания, одновременно усиление его дифференцированности и обобщенности. Осознание себя в качестве члена общества и утверждение в новой, общественно значимой позиции (Л.И. Божович).
Социальные роли (позиции) школьников
Стремление осознавать себя субъектом общественных отношений. Ориентация на социальные контакты, усвоение норм человеческих взаимоотношений.
Ведущая деятельность
Общение со сверстниками в пространстве общественно-полезной деятельности (усвоение норм человеческих взаимоотношений, в условиях признания самостоятельности школьника, его индивидуальности, ответственности).
Наиболее существенные личностные новообразования
Сознательная регуляция своих поступков, умение учитывать чувства, интересы других людей и ориентироваться на них в своем поведении.
Ожидания от школы
При окончании основной школы подросток:
хочет общаться с людьми, люди ему интересны;
умеет общаться с людьми;
верит, что он интересен людям, что с ним приятно общаться;
хорошо в кругу сверстников.
Школа профессионального самоопределения (Старшая школа)
Основные характеристики возраста
Возрастные потребности в социальном самоутверждении и самостоятельности;
Ориентация на будущее: на выбор образа жизни, профессии, референтных групп людей (потребность в самоуважении и самоопределении);
Стремление к партнерским отношениям со взрослыми;
Увеличение роли прагматической мотивации в своих действиях.
Продолжает проявляться новообразование всего подросткового возраста – самоопределение. «От мечтаний подростка, связанных с будущим, самоопределение отличается тем, что оно основывается на уже устойчиво сложившихся интересах и стремлениях субъекта; тем, что оно предполагает учет своих возможностей и внешних обстоятельств; опирается на формирующее мировоззрение подростка и связано с выбором профессии» (Л.И. Божович). Самоопределение связано также с внутренней позицией, которую занимает сам ученик. По мнению, Л.И. Божович взоры учеников среднего и старшего возраста имеют разное направление» если первые смотрят в будущее с позиции настоящего, то вторые смотрят на настоящее с позиции будущего».
Социальные роли (позиции) школьников
Решение проблемы личностного и профессионального самоопределения. Осуществление попытки выбрать профессию и наметить жизненный путь. Стремление найти свое место уже не столько среди сверстников, сколько свое место в социуме, в обществе.
Ведущая деятельность
Общение со сверстниками в пространстве учебной деятельности.
Наиболее существенные личностные новообразования
Психологическая готовность к личностному и профессиональному самоопределению, включающему:
а) сформированность на высоком уровне психологических структур самосознания школьников;
б) развитость потребностей, обеспечивающих содержательную наполненность личности, среди которых центральное место занимают нравственные установки, ценностные ориентации и временные перспективы;
в) предпосылки индивидуальности как результат развития и осознания своих интересов, потребностей, способностей.
Ожидания от школы
По окончании старшей школы юноша:
может выбрать жизненный путь;
может осуществлять профессиональный выбор;
хочет и может быть успешным.
2. Компетентностный подход.
Компетенция – круг каких-либо полномочий, прав
Компетентность – обладание кругом знаний, умений, необходимых для реализации этих полномочий.
Профессиональная компетентность: интегральная характеристика, определяющая способность решать профессиональные проблемы и типичные профессиональные задачи, возникающие в реальных ситуациях профессиональной педагогической деятельности с использованием знаний, профессионального и жизненного опыта, ценностей и наклонностей.
Способность – не как «предрасположенность», а как «умение».
«Способен» то есть «умеет делать».
Казахстан
Англия, Америка
Знания
65
25
Умения
25
25
Обобщенные умения
10
50
Главный результат Стратегии модернизации образования: готовность и способность молодых людей, заканчивающих школу, нести личную ответственность, как за собственное благополучие, так и благополучие общества.
Важные цели образования:
развитие у учащихся самостоятельности и способности к самоорганизации;
умение отстаивать свои права, формирование высокого уровня правовой культуры;
готовность к сотрудничеству, развитие способности к созидательной деятельности;
толерантность, терпимость к чужому мнению, умение вести диалог, искать и находить содержательные компромиссы.
Таким образом: основной результат деятельности образовательного учреждения должна стать не система знаний, умений и навыков, а набор ключевых компетентностей:
языковая;
социально-правовая;
информационно-технологическая.
Компетентность школьника: способность решать различные проблемы в повседневной, профессиональной или социальной жизни, решение сложных задач в различных ситуациях.
Ключевые компетентности надпредметны и междисциплинарны (применимы в школе, на работе, в семье и т.д.).
Ключевые компетентности требуют значительного интеллектуального развития: абстрактного мышления, рефлексии, самооценки, критического мышления.
Ключевые компетентности многомерны (включают различные умственные процессы и интеллектуальные умения, «ноу-хау», здравый смысл.
3. Оценка качества образования во всех вариантах:
ценностные основания (родители, ученики, учителя);
безотметочное обучение;
оценка достижение.
Умный идет впереди.
Образованный идет рядом.
Хитрый бежит за .
Глупый – лежит поперек.
13PAGE 14115
13PAGE 15
Заголовок 1Заголовок 2Заголовок 3Заголовок 415