Методическая разработка по истории на тему Россия в период царствования Ивана Грозного


Министерство образования Республики Башкортостан
государственное автономное профессиональное образовательное учреждение
Учалинский колледж горной промышленности
(ГАПОУ УКГП)
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ
По общеобразовательной дисциплине:
БД.03 ИСТОРИЯ
Раздел 4 История России с древнейших времен до к. XVII в.
Тема 4.9: «Россия в царствование Ивана Грозного»
Разработчик: преподаватель ГАПОУ УКГП
Мацкевич И.Г.
Учалы, 2016
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная методическая разработка предназначена для всех специальностей технического профиля.
Освоение содержания учебной дисциплины «История» обеспечивает достижение студентами следующих результатов:
– личностных
– сформированность российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения к своему народу, чувству ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважения государственных символов (герб, флаг, гимн);
– становление гражданской позиции как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности;
– готовности к служению Отечеству, его защите;
– сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
– сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
– толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;
– метапредметных:
– умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;
– умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;
– владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;
– готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
– умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;
– умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей;
– предметных
– сформированность представлений о современной исторической науке, ее специфике, методах исторического познания и роли в решении задач прогрессивного развития России в глобальном мире;
– сформированность умений применять исторические знания в профессиональной и общественной деятельности, поликультурном общении;
– сформированность умений вести диалог, обосновывать свою точку зрения в дискуссии по исторической тематике.
Тема учебного занятия: «Россия в период правления Ивана Грозного»
Дидактическая цель: обеспечить:
– усвоение понятий централизация власти, реформы, опричнина, самодержавие
– представление обучающихся о социально-экономическое развитие России в XVI в.; о результатах реформ Ивана Грозного; итогах внешней политики; о смысле опричнины
Развивающая цель: создать условия для:
– самостоятельного поиска обучающимися, путей и вариантов решения поставленной учебной задачи;
– установления взаимодействия между студентами;
– обучения работать в команде;
– развития умений анализировать, сравнивать, обобщать;
– развития коммуникативных навыков через разнообразные виды речевой деятельности
Воспитательная цель: способствовать:
– развитию культуры взаимоотношений при работе в группе;
– умению отстаивать свою точку зрения, проявлять терпимость к любой точке зрения.
– содействовать формированию патриотических чувств и воспитанию активной жизненной позиции.
Организационная форма проведения занятия: урок с применением технологии дебатов
Методическая цель: демонстрация активной методики проведения занятия
Техническое обеспечение урока:
Аппаратное обеспечение: системный блок ПК, проектор, экран
Программное обеспечение: MS Power Point
Список источников
1. Артемов, В. В. История для профессий и специальностей технического, естественно-научного, социально-эконмического профилей: В 2 ч. Ч.1 [Электронный ресурс] учебник / В. В. Артемов – М.: Академия, 2015. – 360 с. Режим доступа: http://www.academia-moscow.ru2. Артемов, В. В. История для профессий и специальностей технического, естественно-научного, социально-эконмического профилей: Дидактические материалы [Электронный ресурс] учебное пособие / В. В. Артемов, Ю.Н. Лубченков – М.: Академия, 2015. – 368 с. Режим доступа: http://www.academia-moscow.ru3. Артемов, В. В. История Отечества: с древнейших времен до наших дней [Электронный ресурс] учебник / В. В. Артемов, Ю.Н. Лубченков – М.: Академия, 2015. – 384 с. Режим доступа: http://www.academia-moscow.ru4. Педагогическая мастерская. Все для учителя: журнал [Электронный ресурс] Режим доступа http://www.e-osnova.ru/journal/14/Межпредметные связи
Обеспечивающие дисциплины
Изучаемая дисциплина
Обеспечиваемые дисци-плины
Курс истории основной общеобразовательной школы БД.03История Обществознание;
Основы социологии и политологии
Внутрипредметные связи
Обеспечивающие темы Изучаемая тема Обеспечиваемые темы
Экономическое и социальное развитие России в XV-XVIвв. Россия в царствование Ивана Грозного Субъекты политики;
Политическое сознание и политическая культура

Ход занятия
Этап занятия Дидактические задачи этапа занятия Методы и принципы обучения Деятельность преподавателя Рефлексивная деятельность студентов
1 2 3 4 5
I. Органи-зационный этап занятия Подготовка студентов к работе на занятии
Включить студентов в активную учебную деятельность Словесный Предъявление единых педагогических требований:
- приветствие;
- выявление отсутствующих на уроке;
- проверка внешнего вида (соответствие требованиям внутреннего распорядка колледжа). Отвечают на приветствие. Староста докладывает о явке на занятие. Приводят в соответствие с требованиями внешний вид, рабочее место.
Психологическая установка на восприятие материала занятия Словесный Организация внимания и готовности к уроку (устранение отвлекающих факторов: посторонний шум, лишние предметы на рабочем месте). Готовятся к восприятию темы занятия.
II. Вводный этап занятия Подготовка к основному этапу занятия. Сообщение темы Определить содержательные рамки урока. Объяснительно-иллюстративный Тема занятия: Россия в царствование Ивана Грозного
Обращает внимание на план и ход урока Записывают в тетради тему занятия.
Постановка цели Обеспечение самоосмысления через постановку цели. Объяснительно-иллюстративный Перед нами стоит следующая цель: углубление и получение новых знаний по теме; формирование навыков работы с разными информационными источниками; развитие аналитических и коммуникативных умений ; формирование культуры ведения коллективного спора; продолжить развитие навыков речевой деятельности (монолог, диалог)
Вы будете:
иметь практический опыт: осуществления самостоятельного поиска, анализа и использования собранной социальной информации;
ориентировки в актуальных общественных событиях, определения личной гражданской позиции
уметь: формулировать на основе приобретенных знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;
подготовить устное выступление, творческую работу по социальной проблематике
знать:
понятия самодержавие, опричнина; причины и последствия реформ Ивана Грозного. Обучающиеся слушают и осмысливают поставленную цель занятия
Мотивация Обеспечение возникновения у студентов мотива – внутреннего побудителя деятельности, придающего ей личностный смысл и соответствующего требованиям учения и будущей профессии. Словесный Организация деятельности студентов на самостоятельное формирование мотивации учения. Осмысливают значимость материала данного урока в формировании профессионального опыта.
III.Основнойэтап занятия. Формиро-вание ориентиро-вочной основы учебной деятельно-сти. Изучение нового материала. Обеспечение восприятия и осмысления способов действий
Объяснительно-иллюстративный Изложение тематической информации (Приложение 1)

Воспринимают, осмысливают, в тетрадях записывают термины. Обобщают информацию и самостоятельно делают вывод по теме.Закрепление базисного уровня. Обеспечение репродуктивного воспроизведения материала на основе алгоритма действий. Словесный Дебаты. (Приложение № 2,3) Работа в группах. Учебная группа делится на две команды. (команда утверждения) и (команда отрицания) Работают с заранее подготовленным материалом. (Команды подготовили кейс понятий, аспектов, аргументов; обозначили цели и стратегию выступления)
Самостоя-тельная работа студентов по применению полученных знаний. Обеспечение самореализации через саморегуляцию и самоосмысление. Обеспечение усвоения новых знаний и способов действий на уровне применения в знакомой и измененной ситуации. Словесный. Интерактивный метод Порядок проведения:
Преподаватель объявляет тему дебатов «Правление Ивана Грозного. Чего больше: реформ или проблем?» знакомит с правилами, задачами -2 мин.

Преподаватель оценивает речи, вопросы, делает выводы Команды заявляют свой кейс аргументов: 1 представитель команды утверждает тезис, представляет аргументы; 2- усиливает утверждающую линию в споре, представляет доказательства; 3- представляет финальный ответ соперникам, опровергает их доводы, усиливает доказательства утверждающей линии.
Участники задают вопросы, дополняют выступления, опровергают доводы

IV. Заключи-тельный этап занятия. Анализ и оценка успешности достижения цели урока. Словесный Подвести итоги. Анализ работы группы, каждого студента.
Сообщить оценку качества работы каждого студента.
Отметить, кто добился отличного качества работы.
Разобрать наиболее характерные недочеты в работе студентов и рекомендации по их устранению.
Выводы. Самоанализ выполненной работы.
Самокоррекция.
Мотивация. Формирование у студентов ориентации на успех. Словесный Поощрение студентов в процессе достижения ими поставленной цели (в т.ч. слабых). Самоактуализация. Саморегуляция через достижения цели.
Домашнее задание. Обеспечение понимания цели домашнего задания. Обеспечение понимания содержания и способов выполнения домашнего задания. Словесный Сообщение домашнего задания:
Самоосмысление способов выполнения домашнего задания.

Приложение 1
Тема 4.9 Россия в царствование Ивана ГрозногоПлан изучения темыСоциально-экономическое развитие России в XVI в.
Начало правления Ивана ГрозногоРеформы Ивана Грозного
Внешняя политика
Опричнина1. Социально-экономическое развитие России в XVI в.В XVI в. значительно выросла территория России, по сравнению с концом XVв. почти в десять раз. В состав России вошли территории к югу от р. Оки, Поволжье, юг Сибири. Население насчитывало 7-8 млн. человек, основная часть которого проживала на северо-западе страны (новгородские земли) и в центре страны (район Москвы). На Днепре, Дону, Средней и Нижней Волге, Яике сформировалось казачество (вольный человек) из числа бежавших на свободные земли крестьян, холопов. Казаки выбирали атаманов и старшин, наиболее важные вопросы решались на казацком круге (общем собрании). Центральная власть использовала часть казаков для несения пограничной службы, снабжала их порохом, провиантом, выплачивала жалованье. Такое казачество в отличие от вольного получило название служилое.Очень быстро во второй половине XVI в. стало расти поместное землевладение, когда раздавались служилым людям свободные земли в виде поместий вместе с черносошными (зависимыми от государства) крестьянами.
Выросло в XVI в. число городов, их насчитывалось свыше 200. Крупными городами были Москва, Новгород, Псков. В остальных городах насчитывалось по 3-8 тыс. жителей. Города были центрами торговли и ремесла. Специализация городского ремесленного производства зависела от местного сырья. Тула, Серпухов, Устюг специализировались на производстве металла, Новгород, Псков и Смоленск были крупнейшими центрами производства полотна и холста. Вологодский край производил соль. Кожевенное производство получило развитие в Ярославле и Казани.
Установились в этот период торговые связи с Европой. Из Западной Европы везли оружие, сукно, драгоценности, вина, а из России в европейские страны отправляли меха, лен, пеньку, мед, воск. Правда, развитие торговых отношений с Европой сдерживалось тем, что судоходство по Белому морю и Северной Двине ограничивалось тремя-четырьмя месяцами в году. Волжский торговый путь связывал Россию со странами Востока, откуда везли шелк, ткани, пряности. Внутри России из-за преобладания натурального хозяйства и мелкотоварного производства рыночные отношения развивались крайне слабо. 2. Начало правления Ивана ГрозногоПосле смерти в 1533г. Василия III на великокняжеский престол вступил его трехлетний сын Иван. Регентство над малолетним правителем осуществляла мать – Елена Глинская. Она провела денежную реформу, начала создавать систему местного самоуправления. Глинская скоропостижно скончалась в 1338г. После ее смерти власть в стране перешла к боярским группировкам, отчаянно враждовавшим между собой.
В январе 1547г. юный Иван IV венчался на царство. На него возложили шапку Мономаха, другие знаки царской власти. С этого момента великий князь московский именовался царем. Но самоуправство бояр продолжалось, они по-прежнему вели борьбу за власть. Это вызвало восстание в Москве, толчком к которому послужил пожар. Разнесся слух, что город подожгли родственники молодого царя. Возбужденная толпа двинулась в Кремль и потребовала выдачи некоторых особо ненавистных бояр, стала громить их дома. Народные восстания заставили Ивана IV и его ближайшее окружение ускорить подготовку и проведение реформ.3. Реформы Ивана ГрозногоБыли проведены реформы, укрепившие основы государственности и центральную власть. Большое влияние на царя приобрели дворянин Алексей Адашев и священник Сильвестр (духовник царя), которые собрали круг лиц, имевших широкий кругозор во многих государственных вопросах. Кружок этот впоследствии получил название Избранная рада. В работе Избранной рады участвовали князья Д. Курлятев, А. Курбский, М.Воротынский, митрополит Макарий.
В 1549 г. царь созвал Земский собор – совещательный орган сословного представительства. В его работе участвовали не только боярская знать, но и чиновничество, купечество, верхушка городов, духовенство. Собор выступал противовесом Боярской думе, которая вмешивалась во все дела.
Началось формирование войска царя. Основу армии составляло дворянское ополчение. Оно формировалось из посадских людей. Они освобождались от уплаты налогов, получали жалованье, им выделялась земля. Тем самым создавался слой служивого дворянства. Если дворянин переставал служить в войске, поместье у него отбиралось. Складывалось военное сословие, не имеющее общих интересов со старой знатью. Было разработано Уложение о службе. В соответствии с ним вотчинник или помещик мог начинать службу с 15 лет и передавать её по наследству. Со 150 десятин земли боярин и дворянин обязались выставлять одного воина и являться «конно, людно и оружно». Войско было вооружено ручным огнестрельным оружием – пищалями. Оно называлось стрелецким. Специальный отряд в 3 тысячи человек составлял личную охрану царя.
Бояре и дворяне, составлявшие ополчение, назывались служилыми людьми по отечеству (по происхождению). Другую часть войска составляли служилые люди по прибору (по набору): стрельцы, пушкари, городская стража, служилые казаки.
Управление государственными делами было сосредоточено в особых учреждениях – приказах (Посольском, Холопьем, Пушкарском, Сибирском, Казанском и т.д.), которые ведали отраслями государственного управления или отдельными регионами страны. Военными делами руководили Разрядный, Пушкарский, Стрелецкий приказы, иностранными делами – Посольский приказ. Всего существовало около 20 приказов. Главой приказа был боярин или дьяк, выполнявший функции государственного чиновника. Создание приказной системы было важным элементом централизации государственной системы управления.
Вслед за созданием органов центральной исполнительной власти формировалась и единая система местного управления. В 1556г. кормления были отменены. В города и земли до этих пор отправлялись наместники, которые собирали налоги с местного населения. Жалованье они не получали, а должны были жить («кормиться») за счет поборов с населения. От злоупотреблений жадных наместников население очень страдало. На местах управление вверялось губным старостам (губа- округ), избиравшимся из местных дворян. Там, где не было дворянского землевладения – земским старостам. В городах власть поручалась излюбленным головам или городовым приказчикам.
Коснулись изменения и церкви. В 1551г. был созван по инициативе царя собор Русской церкви, названный Стоглавым, поскольку его решения были сформулированы в ста главах. Собор одобрил принятие Судебника, установил единообразие обрядов на территории России.
В 1550г. Был принят новый Судебник, который ограничил финансовые привилегии монастырей, усилил роль царя в принятии новых законов. В нем подтверждалось право перехода крестьян в Юрьев день (26 ноября) к другому помещику при условии уплаты налога – пожилого за прожитые на старом месте годы. Впервые было введено наказание за взяточничество государственных служащих.
Изменилась система налогообложения. Главной счетной единицей стала «большая соха» - определенное количество земли. Основной денежной единицей стал рубль. Все государство было разделено на уезды, которые состояли из более мелких станов и волостей.
Реформы способствовали централизации Российского государства и укрепляли власть царя.
4. Внешняя политикаРеформы сочетались с активной внешней политикой. Возникшие с распадом Золотой Орды Казанское и Астраханское ханства постоянно угрожали русским землям и контролировали Волжский торговый путь. В конце августа 1552г. 150-тысячное русское войско осадило Казань. Город был взят штурмом.
В 1556 году было присоединено Астраханское ханство. В 1557г. Чувашия, Удмуртия и большая часть Башкирии добровольно вошли в состав России. Таким образом, обширные и плодородные земли оказались в составе России.
В 1558г. Россия начала войну с Ливонским орденом. Ливонский орден (немецкие феодалы) захватил земли латышей и эстонцев и постоянно угрожал Руси. Правители Ливонского ордена препятствовали связям Российского государства с западноевропейскими странами. Они мешали торговле, совершали военные нападения на пограничные русские земли. Необходимо было ликвидировать препятствие на пути торговых и культурных связей со странами Европы, добиться свободного выхода к Балтийскому морю.
Начало войны было успешным для России. Ей удалось заполучить Дерпт, Нарву и еще 20 городов. Но затем в войну вмешались Швеция, Дания и Польша, против России выступило Крымское ханство. Война приняла изнурительный и затяжной характер. Князь Андрей Курбский – главнокомандующий русскими войсками бежал в Литву. В конце концов, русская армия потерпела неудачу в войне. Иван Грозный был вынужден пойти на переговоры. 25-летняя Ливонская война окончилась для России поражением. В 1552г. было заключено Ям-Запольское перемирие. Все захваченные земли и часть русских городов (Иваноград, Корелу, Ям и Копорье) удержали за собой Швеция и Речь Посполитая (так называлось государство, которое объединяло с 1569г. Великое княжество Литовское и Польшу).
Россия не сумела на равных бороться с сильными европейскими странами. Долгие войны опустошили казну, вызвали хозяйственный кризис. И всё же значение Ливонской войны велико: Ливонский орден – давний враг русского, белорусского и прибалтийских народов, был ликвидирован
В конце царствования Ивана Грозного к России была присоединена отрядами казака Ермака Тимофеевича Западная Сибирь. Позже в XVII в. была присоединена и Восточная Сибирь. Началось ее освоение русскими людьми. Вхождение в состав России имело положительные последствия для народов Поволжья, Приуралья и Сибири. Народы избавились от междоусобных войн, началось строительство новых городов, развивались ремесла, города.
5. ОпричнинаДля укрепления самодержавной власти Иван IV ввел опричнину – особый порядок управления страной, существовавший в 1565-1672 годах.
В конце 1564г. Иван Грозный внезапно уехал из Москвы в Александровскую слободу. Царь объявил, что он отказывается от престола из-за непокорности бояр. В грамоте, адресованной ко всему московскому люду, говорилось, что против простого народа у царя нет ни гнева, ни опалы. Начались народные волнения с требованием вернуть царя. Делегация бояр, дворян и духовенства прибыла в Александрову слободу и просила Ивана IV вернуться к власти. Царь потребовал, чтобы ему выделили особую долю из государственных земель, где он устроит все по-своему и оставит тех, кто ему угоден. Территория государства была разделена на две части. Лучшие земли вошли в царский земельный удел. Они получили название опричнина (от слова опричь – кроме). Остальная часть страны стала называться земщиной. Здесь правила Боярская дума. Москву тоже разделили на земщину и опричнину
Начались казни и расправы над неугодными князьями и боярами, чиновниками. Иван Грозный расправился с семейством и с самим двоюродным братом Владимиром Старицким, которого подозревал в намерении сесть на престол. Лишил сана и заточил в монастырь митрополита Филиппа, который требовал отмены опричнины. Разорению подвергся северо-запад русских земель. Разорен город Новгород, поскольку он считал новгородцев противниками своей власти. Многие тысячи ни в чем не повинных людей пали жертвами царского гнева: в течение пяти недель в реке Волхов ежедневно топили схваченных. Новгородская земля была надолго разорена.
Многие боярские вотчины царь раздал дворянам, царским опричникам, из которых было создано особое войско. Верхом на конях опричники рыскали по стране. К седлу у них были привязаны собачья голова и метла. Это означало, что они, как собаки, готовы грызть «врагов государевых» и метлой выметать из государства «измену». Произволу опричников не было предела. Они жадно захватывали боярское имущество, забирали крестьянских лошадей, коров, угоняли крестьян. Опричники разбогатели, получили много поместий с крестьянами.
В 1572г. опричнина была отменена. К этому времени цели, поставленные Иваном IV, были в основном осуществлены. К тому же войско опричников оказалось неспособным защитить Москву от нашествий крымского хана – город был сожжен. В 1571г. крымский хан напал на русские земли. В 1572 войска земщины и опричнины объединились для отпора врагу. Вскоре опричнина была отменена.
Некоторые историки считают, что опричнина содействовала укреплению центральной власти. Однако она не содействовала развитию экономики страны. Вместе с разорением вотчин князей и бояр пострадали тысячи крестьян. Пришло в упадок сельское и городское хозяйство, сократился товарооборот. Люди умирали от голода и эпидемий. Многие бежали на южные и восточные окраины. В 1581 Иван IV отменил право на переходы крестьян в Юрьев день (после завершения пахотных работ). Это ухудшило положение крестьян, прикрепляло крестьян к земле.
Опричнина нанесла сильный удар остаткам феодальной раздробленности и усилила крепостное право. В России утвердилась единоличная царская власть – самодержавие.

Приложение 2
Технология «ДЕБАТЫ»
Основное назначение дебатов – обогатить ваше образование и одновременно доставить удовольствие. Поэтому первое предназначение игры – обучение. Иными словами, обучение имеет большее значение, чем победа. Если вы участвуете в дебатах только для того, чтобы выиграть, то вы поставили неправильную цель.
Путеводитель по дебатам
Т.В. Светенко
Технология «Дебаты» создана на базе международной образовательной программы «Дебаты», основанной в 1993 году Институтом «Открытое общество».
Программа «Дебаты» – это технология, формирующая навыки критического мышления, умения действовать в новых непредсказуемых ситуациях, отстаивать свою позицию, быть терпимым к другим точкам зрения. Она успешно функционирует более чем в 30 городах России. Технология используется как форма или элемент урока и во внеурочной деятельности.
Дебаты – это интеллектуальная игра, представляющая собой особый вид дискуссии, проводимой по строгим формальным правилам. В основе лежит резолюция (тема дебатов), которая всегда формулируется в виде утвердительного предложения. Участники должны склонить судей и зрителей (но не противоположную команду) к своей точке зрения. Этого добиваются путем предоставления своих аргументов в поддержку своей точки зрения и выдвижения контраргументов на высказывание противников
В командах может быть различное количество участников (чаще 3-6). Существует несколько вариантов командных и индивидуальных дебатов, в которых возможно либо только произнесение речей, либо добавляется возможность участия в перекрестной дискуссии, но обсуждение всегда организовано как столкновение двух противоположных позиций.
Основополагающими принципами организации дебатов являются честность и уважение партнеров, а самый главный принцип – «проигравших нет!»
Действующие лица
Команды (состоят из игроков-спикеров) – утверждающие защищают тему, отрицающие – опровергают.
Судьи – решают, какая из команд оказалась более убедительной в доказательстве своей позиции; ведут протокол игры, в котором отмечают области столкновения позиций; указывают сильные и слабые стороны выступления спикеров.
Таймкипер – следит за соблюдением регламента и правил игры.
Тренер (тьютор) – обычно учитель (реже – опытные ученики-дебатеры).
Этапы работы в технологии «Дебаты»
1.Подготовка
выбор темы;
построение сюжета доказательств;
подбор аргументов.
2.Собственно дебаты
оглашение позиций (дискуссия);
раунд перекрестных вопросов;
судейство.
3.Рефлексия
Технология «Дебаты» позволяет участникам приобрести навыки и умения:
логического и критического мышления;
концентрации на определенной проблеме;
организации совместной деятельности;
сбора и осмысления разнообразной информации;
формирования и отстаивания собственной позиции;
публичных выступлений;
грамотного диалогического общения и взаимообучения.
Для правового государства важнейшей задачей является воспитание эрудированных, толерантных, высококультурных, целеустремленных и мобильных, уверенных, свободных от стереотипов граждан, критически осмысляющих перемены, происходящие в обществе.
Технология «Дебаты» представляет опыт практической реализации личностно-ориентированного подхода в обучении и обеспечивает осознанное формирование гражданских качеств обучающихся. Она содействует становлению нового поколения граждан открытого общества. Технология создает условия для принятия участниками многообразия действительности, признания множественности подходов, вариативности содержания, а также наличия взаимосвязей изучаемых событий и явлений, формирует их системное видение.
Приложение 3
Понятие кейса. Структура кейса
Термин «кейс» обозначает «сюжет» доказательства (опровержения), который будет осуществлен командой. Предполагает совокупность аспектов основных аргументов, впервые проводимых обеими сторонами в речи первых выступающих игроков (спикеров)3891915926465аргумент 1.1
доказательство
(объяснение)
поддержка
(факты, цитаты)
00аргумент 1.1
доказательство
(объяснение)
поддержка
(факты, цитаты)
5591175926465аргумент 2.1
доказательство
(объяснение)
поддержка
(факты, цитаты)
00аргумент 2.1
доказательство
(объяснение)
поддержка
(факты, цитаты)