Методическая разработка урока истории для 7 класса по теме «Начало царствования Петра I»
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Петергофская гимназия императора Александра II
Методическая разработка урока истории
для 7 класса (базовый уровень) по теме
«Начало царствования Петра I»
Автор методической разработки:Васинская Мария Владиславовна,
учитель истории
Санкт-Петербург, 2017
2. Методическая разработка
Цели и задачи урока.
Цель урока: сформировать у учащихся представления о начальном периоде правления Петра I.
Задачи урока:
1) Предметные: познакомить учащихся с личностью Петра I, дать им представление о роли личности в истории; подвести учащихся к критическому осмыслению итогов Азовских походов 1695 и 1696 гг.; рассмотреть начальный этап реформаторской деятельности государя, роль и значение Великого посольства.
2) Личностные: развитие логического и критического мышления; развитие навыков делового сотрудничества; осуществление самооценки и самоконтроля; сформировать у учащихся умение представлять и обобщать изученную на уроке информацию; овладеть приемами сравнительного анализа точек зрения различных исторических личностей.3) Метапредметные:
Регулятивные УУД: определение цели и задач учебной деятельности; делать выводы, обобщать и систематизировать информацию; формировать познавательную активность и творческое мышление учащихся;
Познавательные УУД: умение извлекать и обобщать информацию из исторических документов; способность соотносить полученную информацию с известными фактами; умение систематизировать учебный материал при помощи таблиц и схем;Коммуникативные УУД: умение конструктивно обсуждать основные проблемные вопросы, обосновывать свое мнение и принимать иную позицию; умение конкретизировать знания в диалоге при работе в парах.
Содержание учебного материала урока и этапы урока с подробным описанием видов деятельности учителя и учащихся.
Учебный материал по теме «Начало царствования Петра I» изучается в курсе истории России XVII-XVIII вв. в 7 классе, ориентированном на использование учебника Черниковой Т. В. История России. XVII-XVIII века. 7 класс: учебник для общеобразовательных организаций. М.: Дрофа, 2013. В разработке представлен урок изучения нового материала по отечественной истории. В соответствии с программой учебного курса в содержание урока включены следующие элементы: детство и юность царевича Петра, особенности формирования его личности; причины и последствия двоецарствия, роль царевны Софьи в политической жизни страны; начало царствования Петра I; причины и последствия Азовских походов; роль и значение Великого посольства для последующих реформ Петра I. Основные понятия темы: регентство, «потешные» полки, лавра, брандер, ботик, Великое посольство, волонтёр. Использованы элементы технологий организации проектной деятельности, диалогового взаимодействия в малой группе, ИКТ – технологии. Оборудование и материалы урока: презентация по теме урока «Начало царствования Петра I»; раздаточный дидактический материал «Кроссворд “Великое посольство”»; отрывки из исторических документов.
Текст методической разработки материалов
1) Вводный этап урока. Постановка проблемы.
Учащиеся актуализируют знания, полученные на предыдущем уроке и при подготовке домашнего задания (Черникова Т. В. История России. XVII-XVIII века. 7 класс: учебник для общеобразовательных организаций. М.: Дрофа, 2013. Параграф 16, вопрос 1– устно). Обсуждается вопрос: В. О. Ключевский назвал XVII столетие «веком новшеств». Верно ли это определение в отношении быта и нравов России в XVII в.?
Учитель подводит итог: Во второй половине XVII в. российские власти осознали необходимость реформ. Разрабатывались проекты, началась конкретная деятельность по воплощению некоторых из них в жизнь. Не случайно историк В. О. Ключевский сформулировал мнение о «преобразовательном настроении» в обществе, созданном при царе Алексее Михайловиче. Однако реформы проводились крайне медленно и непоследовательно, многие планы так и остались лишь на бумаге. Ребята, может быть, вам известно при каком российском правителе будет проведено большое количество реформ? Примерные ответы учащихся: при Петре I.
Учитель: Перед вами цитаты историков, как они оценивают личность Петра Алексеевича? «Познаем в Петре мужа необыкновенного, название великого заслужившего правильно» (А. Н. Радищев); «Петербург основан на слезах и трупах» Н.М. Карамзин; Петру Великому мало конной статуи на Исаакиевской площади: алтари должно воздвигнуть ему на всех площадях и улицах великого царства русского» (В.Г. Белинский). Примерные ответы учащихся: оценки историк расходятся.
Учитель: Какова задача нашего урока? Примерные ответы учащихся: составить свое мнение, получить сведения о периоде царствования Петра I.
Учитель: тема нашего урока «Начало царствования Петра I». Запишите тему урока в тетради. Учащиеся заносят в тетрадь таблицу самоконтроля, заполняют первый столбец.
Что я знал Что я узнал Что я еще хочу узнать
Время правления Петра I принято называть эпохой. За годы царствования этого монарха (начавшегося в 1689 г.) Россия совершенно изменила не только своё внутреннее устройство, превратившись в Российскую империю, но и впервые в истории заявила о себе в мире как великая морская держава.
Пётр не был похож на своих предшественников. Современникам государя было сложно его понять: царь-плотник, царь-кузнец, царь-солдат, стремившийся вникнуть во все мелочи совершаемого им дела.
Образ «помазанника Божия» - царя-батюшки, находящийся в сознании людей в XVII-XVIII вв., постоянно вступал в конфликт с реальной фигурой нового монарха. Но невозможно рассматривать деятельность Петра, все его начинания, порой очень противоречивые, не учитывая того, что из 35 лет его правления лишь несколько лет Россия находилась в состоянии полного мира. Постоянные военные конфликты оказывали влияние на ход реформ, на всю внешнюю политику.
2) Этап открытия нового знания (основной этап урока)
Для начала заполним пропуски в схеме «Генеалогическое древо Петра I». Пётр I был сыном царя Алексея Михайловича и его второй супруги, Натальи Кирилловны Нарышкиной. Он родился 30 мая 1672 г. в Москве. Формально он был провозглашён царём в апреле 1682 г., после смерти царя Федора Алексеевича, его сводного брата. Но, несмотря на то, что правителями были провозглашены Пётр и его брат Иоанн (Иван), реально до 1689 г. правила государством их сестра Софья. Сразу после того как Пётр стал единоличным самодержцем, он стал предпринимать шаги по реформированию нашего Отечества. Как сформировалась такая историческая личность, царя-реформатора, нам поможет выяснить сообщение ученика «Детство Петра I».
Затем учитель с учащимися обсуждает вопросы: Какие главные черты вы бы отметили в воспитании и обучении царевича Петра? Какие события отразились на его личности, взглядах, убеждениях? Чем его обучение и воспитание отличалось от воспитания старших братьев и сестер? Какие личные качества отличали Петра от его сводного брата Ивана?
Далее второй учащийся представляет свое сообщение на тему «Юность Петра I».
Выслушав доклад, учитель дает задание: вставить место пропусков имена, даты и т.д.
«В……..году возвели на престол Петра. ……..выдвинули требование, чтобы первым царем был Иван, а вторым - Петр. Из-за малолетства братьев государством управляла ………..Петр вместе с матерью уехал в село………..У царевича рано проявился интерес к… делу. Из ровесников он создал … полки, которые впоследствии станут основой петровской ……….».
Затем учитель с учащимися обсуждает вопросы: Какие главные черты вы бы отметили в воспитании и обучении царевича Петра? Какие события отразились на его личности, взглядах, убеждениях? Чем его обучение и воспитание отличалось от воспитания старших братьев и сестер? Какие личные качества отличали Петра от его сводного брата Ивана? Какую роль сыграла в период двоецарствия царевна Софья? Чем можно объяснить детский интерес Петра к иноземцам? Какой образ жизни вел Петр в селе Преображенском? Чем его занятия отличались от обычных забав царских детей?
Учащиеся работают с документом, отвечают на вопросы.
«…Известно тебе, государь, чиню купно же и соизволения твоего прошу о сём, что милостию Божией вручен нам двум особам скипетр правления прародительного нашего Российского царствия … а о третьей особе, что с нами быть в равенственном правлении, отнюдь не вспоминалось…
Срамно, государь, при нашем совершенном возрасте тому зазорному лицу государством владеть мимо нас. Тебе же, государю, братцу, объявляю и прошу: позволь, государь, мне отеческим своим позволением для лутшие ползы нашей и для народного успокоения, не обсылаясь к тебе, государю, учинить по приказам правдивых судей, а неприличных переменить, чтоб тем государство успокоить и обрадовать. А я тебя государя братца, яко отца почитать готов…».
Вопросы: кто и кому послал письмо? Что предлагает автор письма адресату? Учитель выслушивает ответы учащихся.
Учитель подводит итог: Пётр с детских лет проявлял большой интерес к опыту европейцев. В отличие от других московских государей, он научился плотничать, строить корабли, мечтал о выходе России к морям. Личность Петра сформировалась в условиях постоянной придворной борьбы.
Первые государственные дела Петра – Азовские походы. В тетради заполните таблицу «Азовские походы», используя текс учебника (Черникова Т. В. История России. XVII-XVIII века. 7 класс: учебник для общеобразовательных организаций. М.: Дрофа, 2013. Стр. 104-105).Год похода Причины Итог/Значение
По итогам Азовских походов, все понимали, что России предстоит продолжительная война с Турцией. Выход к каким морям был необходим России? Зачем? Примерные ответы учащихся: к Черному, Азовскому. Что позволило бы российскому флоту выходить в Средиземное море через находившиеся в их руках проливы Босфор и Дарданеллы.
Учитель: Активно началась работа по созданию флота. Петр отправился в Европу учиться кораблестроению. Первое заграничное путешествие Петра I называют Великим посольством, оно состоялось в 1697-1698 гг. Ребята, как вы считаете, зачем русский царь поехал в Европу? Выслушать ответы учащихся. Основная цель этой поездки заключалась в укреплении союза России с западными соседями для борьбы с Турцией (против «салтана Турского»), в закупке вооружения и приглашении на службу иностранных специалистов. Монарха интересовала политическая и культурная жизнь Европы, государственное устройство стран, системы образования, устройство и оснащение армии и флота. Поездка Петра I казалась невероятной идеей хотя бы потому, что русские цари до этого покидали пределы своих владений разве что во главе собственного войска, как это сделал отец Петра, Алексей Михайлович.
Работая с текстом учебника, разгадайте кроссворд.
1. Молодой человек, которого отправили учиться за рубеж.
2. Что для нужд Российской армии закупали в Европе во время Великого посольства?
3. Один из «великих послов».
4. В этой стране Петр начал учиться корабельному делу.
5. Против какой страны Петр I искал союзников во время Великого посольства.
6. Под какой фамилией отправился Петр I в Великое посольство.
7. В какой стране Петр I осмотрел арсенал в Тауэре, монетный двор, обсерваторию в Гринвиче.
1 В О Л О Н Т Ё Р2 О РУ Ж И Е 3 Л Е Ф О РТ 4 Г О Л Л А Н Д И Я
5 Т У РЦИ Я 6 М И Х А Й Л О В
7 А Н Г Л И Я Какое слово получилось по вертикали? Правильно, реформа! Итогами своей поездки государь был доволен. Путешествие по Западной Европе, длившееся полтора года, не просто произвело на монарха огромное впечатление, но имело особое влияние на весь период его последующего правления. Люди, с которыми он познакомился во время поездки, невиданные в России технологии, достижения наук и технические диковинки оставили глубокий след в его душе. Царя захватила идея реформировать Россию по примеру Западной Европы.
3) Этап рефлексии. Подведение итогов урока
Учитель: предлагаю вам систематизировать знания, полученные на уроке. Для этого вы составите синквейн, а я напоминаю вам, что эта работа выполняется по следующему плану:
1. Существительное «Азовские походы» или «Великое посольство».
2. Два прилагательных.
3. Три глагола.
4. Определяющая фраза.
5. Ваше личное отношение.
Учитель предлагает проанализировать, все ли задачи урока выполнены, все ли мы узнали, что должны были узнать? (задание №1 в путевом листе). Предлагает учащимся высказать свое мнение. Учащиеся заполняют таблицу самоконтроля во второй и третьей графах.
Учитель комментирует домашнее задание. Попробуйте спрогнозировать дальнейшие действия Петра I в политике России.