План проведения урока по истории по теме Внешняя политика 2 половины XIX века

ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ ОТКРЫТОГО УРОКА

Дисциплина История.
Группа Рд11-16, первый курс.
Специальность 11.02.02 Техническое обслуживание и ремонт радиоэлектронной техники (по отраслям)
Тема занятия: Внешняя политика 2 половины XIX века.
Тип урока: практическое занятие
Методы работы: словесный (развитие устной и письменной речи учащихся), творческий (подготовка сообщений), наглядный (работа с исторической картой, иллюстрациями), индуктивный (сравнение, обобщение),
Цели урока:
Образовательная: ознакомить студентов с основными направлениями и успехами внешней политики 2 пол. XIXв., выявить причины борьбы балканских народов и русско-турецкой войны 1877-1878гг., ознакомить студентов с основными сражениями войны и русскими полководцами;
Развивающая: развивать навыки работы с исторической картой; совершенствовать умение работы с документами и дополнительной литературой; развивать логическое мышление и речевые навыки учащихся.
Воспитательная: воспитывать чувство патриотизма, гордости историей своей родины; уважение к подвигам русского народа, полководцев и простых солдат.

Оснащение урока: интерактивная доска, учебники, атласы по истории XIX века,

Межпредметные связи: литература, география, русский язык.

Литература:

Анашина Н.Ю. День истории в школе: интеллектуальные игры и развлечения. Ярославль, 2006г.
Буганов В.И., Зырянов П.Н. История России. Конец XVII-XIX вв. Учеб. для 10 кл. М., 2012г.
История России с начала XIX века до начала XXI века /Под ред. А.Н.Сахарова М., 2003 г.
Серов Б.Н., Лагно А.Р. Поурочные разработки по истории России. М., 2007г.

Структура урока
Оргмомент.
Мотивация учебной деятельности.
Актуализация опорных знаний.
Изучение нового материала.
Россия и европейские державы.
Борьба балканских народов за свободу и независимость.
Русско-турецкая война 1877-1878гг.
Послевоенная дипломатия.
Формирование военно-политических блоков в конце XIXв.
Контроль за усвоением знаний.
Домашнее задание.
Подведение итогов занятия.


Ход занятия

Этапы проведения занятия
Деятельность преподавателя
Деятельность учащихся

Оргмомент
Приветствует студентов, проверяет явку студентов, готовность аудитории к занятию, создаёт рабочую обстановку.
Приветствуют преподавателя, организуют рабочее место, настраиваются на рабочую атмосферу урока.

Мотивация учебной деятельности
Сообщает тему урока; предлагает студентам определить задачи, стоящие перед ними в соответствии с темой урока и помогает их сформулировать.
Слушают преподавателя, осознают значение темы и высказывают свои предложения относительно задач урока.

Актуализация опорных знаний
Предлагает учащимся вспомнить основные направления внешней политики России; итоги Крымской войны.
Вспоминают два направления внешней политики России; войны, в которых участвовала Россия в начале и середине века; поражение и результат Крымской войны.

Изучение нового материала
4.1.








4.2.








4.3.










4.4.









4.5.






Рассказывает учащимся о франко-русских отношениях после Крымской войны и назначении в России нового министра иностранных дел А.М.Горчакова.
Сообщает учащимся о создании нового государства в Европе – Германской империи и предлагает определить причины заключения «Союза трёх императоров». После этого кратко характеризует деятельность Союза.
Напоминает учащимся о завоевании турками Балканского полуострова в конце XIVв. и рассказывает о бедственном положении славянских народов Балкан. Предлагает учащимся по учебнику определить основные события этой борьбы и роль в ней России.
Предлагает учащимся определить причины вступления России в войну против Турции, и по карте определить театры военных действий; сообщает о численности армий и рассказывает об основных сражениях войны. Обращает внимание учащихся на самые известные из них – Шипку и Плевну и участие в боях болгарских ополченцев.
Сообщает о подписании мирного договора в Сан-Стефано и предлагает по учебнику определить его условия. Рассказывает о причинах, побудивших западные страны созвать Берлинский конгресс и новых решениях по Балканам. Побуждает учащихся дать оценку самоотверженности действий России и ее народа.
Рассказывает о сложной и напряженной обстановке в Европе и угрозе для России остаться в изоляции. Сообщает об этапах формирования Тройственного союза и начале сближения России с Францией.
Прослушивают историческую справку о Горчакове, записывают в тетрадь факт назначения Горчакова и денонсирования им Парижского договора.
Выступают с историческими справками об императорах Германии и Австро-Венгрии; работают с текстом учебника, называют и записывают причины образования Союза.

Работают с учебником, называют и записывают основные события освободительной борьбы славянских народов в 1870-е гг.; отвечают на вопросы преподавателя.




Составляют хронологическую таблицу и заполняют её; прослеживают путь русской армии по карте; дают исторические справки о русских полководцах. Работают с документами.
Изучают по документам оценки блокады Плевны и положение на Шипке, отвечают на вопросы к документам.

Определяют по учебнику и записывают условия Сан-Стефанского договора и Берлинского трактата. Определяют роль России в освобождении балканских народов и дают оценку поведения западных держав.



Записывают даты создания Тройственного и франко-русского союза, прослушивают сообщения о лидерах Германии и Франции; отвечают на вопрос о возможных последствиях этих союзов.

5.
Проводит контроль знаний в виде устного опроса по вопросам темы.
Выполняют задание по вариантам.

6.
Сообщает задание на дом: выписать из учебника основные события присоединения Средней Азии к России; выучить изученный на уроке материал.
Записывают домашнее задание.

7.
Даёт качественную оценку работы студентов на уроке, подводит итоги, объявляет оценки.
Подводят итоги собственной работы.
















Приложения

Таблица «Русско-турецкая война 1877-1878гг.»
Дата
Событие

1877.
12 апреля
Манифест о начале войны с Турцией. Начало военных действий в Закавказье.

апрель - июнь
Успешные действия русской армии в Закавказье

15 июня
Переход русских войск через границу с Болгарией

25 июня
Захват русскими Тырново

5 июля
Переход передового отряда под командованием И.В.Гурко через Балканы

7 июля
Захват Шипкинского перевала.
Отряд Осман-паши захватил Плевну.

июль - август
Три штурма Плевны

сентябрь - ноябрь
Блокада Плевны

28 ноября
Пленение гарнизона Плевны

13 – 19 декабря
Переход через Балканы западного отряда генерала Гурко

23 декабря
Взятие Софии войсками генерала Гурко

28 декабря
Сражение у Шипки и Шейново, взятие в плен армии Веселя-паши

31 декабря –
3 января
Наступление отряда генерала Гурко на Филиппополь и взятие города

1878.
8 января
Взятие Адрианополя русскими войсками

12 февраля
Взятие Сан-Стефано русскими войсками

19 февраля
Подписание Сан-Стефанского мирного договора

13 июля
Заключение Берлинского трактата

























Документ 1.


«Полное обложение Плевненского укрепленного лагеря, при усилении войск обложения еще 2, 5 корпусами, с принятием мер для противодействия неприятелю, куда бы он не бросился, дало в результате хотя медленный, но верный успех – сдачу всей турецкой армии Османа-паши, с незначительными потерями, сравнительно с прежде бывшими под Плевной боями.
Сдавшаяся под Плевной армия заключала в себе: пашей – 10, штаб- офицеров – 128, обер-офицеров – 2000, нижних чинов – 40000, кавалерии – 1200, орудий – 77».
Из «Диспозиции блокады Плевны»
Задание: В чем состояла тактика осады Плевны, приведшая к ее сдаче?

Документ 2.
Мнение историка
«Узнав о падении Плевны, фельдмаршал Мольтке сложил карту, по которой он следил за операцией на Балканах, и спрятал ее, сказав: «До будущего года!». Холодный ум величайшего рационалиста военного дела не мог постичь силы духа, которая могла бы заставить какие-либо войска в мире в лютую стужу устремиться на обледенелые, непроходимые местами и летом, кручи Балканского хребта».
А.А.Керсновский «История русской армии»
Задание: Что имел в виду Мольтке, произнося свои слова? В чем он оказался не прав?

Документ 3.
«28 сентября. Снег ночью, грязь днем. Трудно действовать и нам, и туркам
12 ноября. Ветер со снегом, резкая вьюга. Перестрелка слабая. Заболело в течение дня на Шипке всего 130 человек. Захвачено двое турецких дезертиров, они показали, что у турок уныние, что офицеры гонят солдат ударами в атаку, но солдаты дурно идут, ибо помышляют не о бое, а о мире снами
7 декабря. Мороз 21 градус, сильная метель, прямо снежный ураган В течение дня вновь заболело 272 человека, к 8 декабря всего в отряде, обороняющем Шипку, 90 офицеров и 6034 нижних чина.
25 декабря. Чудный день, Аид Балкан ослепителен. Все высыпали из землянок и наблюдают в бинокли за движением правой обходной колонны генерала Скобелева; левой колонны не видно, каждый объявляет вслух, что видит. Заметно, что люди и лошади очень медленно тянутся гуськом. Со всех сторон посылаются нашим боевым товарищам пожелания успеха»
Из дневника офицера 55 пехотного Подольского полка
Задание: Какие трудности испытывали русские войска при обороне Шипкинского перевала? В чем проявился героизм русских солдат?








15