Разработка урока по обществознанию в 9 классе на тему: Преступление и виды юридической ответственности.


Правонарушение и юридическая ответственность.
Цели:
-деятельностная заключается в формировании у обучающихся умений анализировать различные правовые ситуации делать выводы, систематизировать материал в форме схем, таблиц
-воспитательная формирование правовой культуры учащихся, для применения полученных знаний в жизни
-содержательная включает формирование представлений у учащихся о правонарушениях и его видах и понятиях юридическая ответственность.
УУД
Личностные: понимание значение знаний для себя
Регулятивные: целеполагание, саморегуляцияПознавательные: анализ фрагментов законов и правовых ситуации, синтез, классификация – заполнение таблиц, составление схем
Коммуникативные: умение задавать вопросы, отвечать на вопросы
Методы: кейс – технологии, техника критического мышления
Тип урока: урок «открытия нового знания»
Формы работы учащихся: фронтальная, парная, представление результатов работы за урок
Оборудование: раздаточный материал, ИКТ.
Технологическая карта
Этап Деятельность учителя Деятельность ученика
Самоопределение учебной деятельности Приветствие Проверка готовности рабочего места к уроку
I.Определение темы урока, целей .Мотивация.
II.Актуализация опорных знаний.
III.Работа над темой урока. Решение задач.
1. Определение признаков правонарушения.
2. Виды правонарушений.
3.Виды юридической ответственности. Слайд 1.
Итак, ребята, мне хотелось бы начать наш урок с латинского высказывания: «Jus est ars boni et aequi», что в переводе означает наука добра и справедливости. Как вы думаете, что это за наука?
Что вам подсказало?
Какую роль играют юристы в нашем обществе?
Уважаемые ребята, скоро перед вами встанет вопрос выбора профессии и поэтому на сегодняшнем уроке я предлагаю вам примерить специальность юриста на себя. А помогут нам в этом правовые задачи, которые мы и научимся рещать в ходе нашего занятия.
Слайд 2. Понятие правонарушения и его признаки.
Для начала давайте поработаем над вопросом что такое правонарушение. Для этого вспомните определение данного понятия и выделите из него признаки противоправного деяния или правонарушения.
Слайд 3.
Работаем с данным определением и выделим в нём признаки правонарушения. Для этого воспользуемся материалом, который находится на ваших столах.
Воспользуйтесь ноутбуками, в которых вы найдёте необходимую информацию.
Время на выполнение задания 2 минуты.
1группа: Что понимать под противоправностью? Найдите определение в словаре.
2 группа: Деянием? В каком виде может осуществляться? Воспользуйтесь информацией из кодекса.
3группа: Виной? В какой форме может выступать? В чем разница?
4группа: Вред? Кому может быть причинен?
Таким образом, правонарушение — это деяние, т.е. действие или бездействие, которое нарушает правовые нормы, которое совершается дееспособным лицом по вине этого лица, т.е. по умыслу или неосторожности, которое опасно для общества, поскольку наносит вред окружающим. За правонарушение предусмотрена официальная негативная санкция — наказание.
Отлично, а теперь перейдём к практике. Рассмотрим по данному плану несколько правовых ситуаций, о которых нам расскажут мои бывшие ученики. Определим противоправность, т.е. нарушен ли закон, форму действия, вины и причинённый вред.
Время на выполнение задания 3 минуты.
Работа в группа завершена для того, чтобы всем было понятно о чём идет речь, посмотрим видео вопрос к нашим знатокам из 1 группы. Слайд 4. Просмотр видео.
1.Была ли ситуация противоправной? Или было ли совершено правонарушение?
2.Какое деяние было совершено?
3.В какой форме вы увидели вину содеянного?
4.Какой вред был причинён?
Хорошо, правонарушение установлено.
Рассмотрим следующую ситуацию. Слайд 5. Второй видеоролик.
1.Была ли ситуация противоправной? Или было ли совершено правонарушение?
2.Какое деяние было совершено?
3.В какой форме вы увидели вину содеянного?
4.Какой вред был причинён?
Хорошо, правонарушение установлено.
Рассмотрим следующую ситуацию. Слайд 6. Третий видеоролик.
1.Была ли ситуация противоправной? Или было ли совершено правонарушение?
2.Какое деяние было совершено?
3.В какой форме вы увидели вину содеянного?
4.Какой вред был причинён?
Хорошо, правонарушение установлено.
Рассмотрим следующую ситуацию. Слайд 7. Четвертый видеоролик.
1.Была ли ситуация противоправной? Или было ли совершено правонарушение?
2.Какое деяние было совершено?
3.В какой форме вы увидели вину содеянного?
4.Какой вред был причинён?
Хорошо, правонарушение установлено.
Отлично, а теперь возьмите в руки листы с названиями ваших правонарушений и выстроитесь в порядке возрастания их общественной опасности.
Слайд 8. Виды правонарушений: преступления и проступки.
Разделите эти правонарушения на 2 группы и объясните причину.
Слайд 9. Виды проступков: дисциплинарные, административные, гражданско-правовые. Определите ваша конкретная ситуация является каким видом проступка?
Мы с вами знаем, что любое наше поведение вызывает определённую ответную реакцию общества. В данных случаях возникает ответственность человека перед законом и судом Проанализируйте какая ответственность за совершённые действия возникнет у субъектов правовых отношений? Слайд10 для этого мы вспомним, что выделяют следующие виды юридической ответственности: дисциплинарная, административная, материальная, гражданско-правовая и уголовная.
Отвечают на вопросы.
Юриспруденция.
Частица «Jus»
Оказывают правовую помощь населению.
Правонарушение – это виновное противоправное деяние (в форме действия или бездействия), наносящее вред обществу.
Работа в группах со справочным материалом и выдержками из кодексов РФ.
1.Противоправность, то есть нарушение закона.
2.Деяние, то есть действие или бездействие.
3.Вина в форме умысла или неосторожности.
4.Вред для человека, общества или государства.
Работа в группах над задачами.
Ситуация1: Отдыхая в летнем лагере Ольга попала в такую ситуацию. Её видеокамеру без разрешения взяли соседки по комнате и, пытаясь разобраться с ней, сломали её. Как с точки зрения закона квалифицировать их действия?
Ситуация2: Молодой человек возвращаясь домой, у подъезда своей девушки встретил своего бывшего друга. Со словами: «Я же тебя предупреждал», стал избивать парня, нанося ему телесные повреждения. Можно ли эти события назвать правонарушением?
Ситуация3: Пятиклассник любил подшучивать над малышами, ставя им подножки, задирать одноклассников. Однажды, во время затеянной им драки было разбито окно. Можно ли эту ситуацию квалифицировать как правонарушение? Приведите доказательства.
Ситуация 4: Двое полицейских, остановили, переходившего в неположенном месте, мужчину. На что тот отреагировал агрессивно, оскорбив стражей порядка. Как с юридической точки зрения вы бы квалифицировали данную ситуацию?
Ответы группы:
1 группа:
1Да, чужая видеокамера была взята без разрешения.
2.Попытка включить видеокамеру.
3.Вина в форме неосторожности, так как они ее сломали случайно.
4.Камера была сломана.
2 группа:
1.Да, были нарушены права человека.
2. Произошла драка.
3.Вина в форме умысла, так как он уже предупреждал соперника, то есть замыслил избить его.
4.Нанесён вред здоровью человека. Физический и моральный вред.
3 группа:
1.Нарушена дисциплина, ударил другого, нарушив его права.
2.Деяние в форме действия – драка.
3.Вина по неосторожности, так как они случайно разбили окно.
4.Материальный вред школе – разбитое окно.
4 группа:
1.Да, неподчинение сотрудникам полиции и нарушение ПДД.
2. Оскорбил сотрудников и шел, не соблюдая правил, не послушался полицейских.
3.Вина в форме умысла, так как он уже предупреждал соперника, то есть замыслил избить его.
4.Моральный вред и вред общественному порядку.
Участники выстраивается так:
1.Нанесение побоев.
2.Оскорбление полицейского и нарушение ПДД.
3.Разбито окно.
4.Поломка видеокамеры
1группа: Преступление – побои, угроза жизни и здоровью, общественно опасные деяния.
2группа: Проступки – менее опасные правонарушения.
1.Поломка видеокамеры – гражданско-правовой проступок.
2.Оскорбление полицейского и нарушение ПДД – административный проступок.
3.Разбитое окно-дисциплинарный проступок.
1.Поломка видеокамеры – гражданско-правовая ответственность, так как нарушены имущественные права гражданина.
2.Оскорбление полицейского и нарушение ПДД – административная ответственность, так как нарушен общественный порядок и оскорбление получил служитель закона – полицейский – уполномоченное лицо.
3.Разбитое окно-дисциплинарная ответственность, так как нарушена дисциплина – правила поведения в школе, школьный устав, а также разбитое окно – материальная ответственность, был нанесён ущерб школьному имуществу.
4.Преступление. Уголовная ответственность. Даны ситуации, которые из проступков вы должны превратить в преступления. Продолжить ситуацию так, чтобы получилось преступление, т.е. общественно опасное деяние.
Время выполнения задания 2 минуты.
Заслушаем ваши ответы и сделаем вывод: от чего зависит количество преступлений в обществе?
Слайд с задачами, требующими продолжения.
Так от чего зависит количество преступлений в обществе? 1группа: Михаил любил подшучивать над знакомыми по телефону. Однажды он позвонил в школу и сообщил…..
2группа: Ирина хорошо рисовала и увлекалась граффити. Однажды она…
3группа: Алексей любил подшутить над младшими школьниками: пугал их в коридоре, толкал, подставлял подножки. Однажды, не рассчитав силу он толкнул первоклассника…
4группа:
От самого человека, обдуманности его поступков, осторожности .
IV.Рефлексия и подведение итогов урока. Итак, сегодня на уроке мы говорили о правонарушениях.
Слайд(тест)
1.Что такое правонарушение?
2.Какие признаки?
3.Какие виды правонарушений?
4.Чем они отличаются?
5.Что возникает в ответ на наши противоправные действия?
6.Что такое юридическая ответственность?
7.Какие виды?
8.Какая наука даёт нам ответы на все изученные вопросы?
9.Какую роль юристы играют в нашем обществе?
10. Был ли полезен тебе урок?
Поднимите руки у кого в итоге оценки 4 и 5?
Спасибо за сотрудничество и всего вам доброго!
Итоговое тестирование.
V.Домашнее задание. Дифференцированно: Написать эссе или составить кроссворд.