Урок по теме: Обособление обстоятельств, выраженных деепричастным оборотом (8 класс)
Русский язык – 8 класс
Тема: Обособление обстоятельств, выраженных деепричастными оборотами.
Цели:
закрепление умения ставить знаки препинания при деепричастных оборотах и одиночных деепричастиях;
закрепление умения пересказывать текст, сохраняя его лексические и синтаксические особенности;
подготовка к региональному экзамену и экзамену в форме ГИА;
развитие творческого мышления и отработка навыка выразительного чтения предложений с обособлением;
попутное повторение орфографических правил.
ХОД УРОКА.
Повторение (устная работа). Орфографическая разминка – тест (через проектор на экран)
Назовите строчку, во всех словах которой пропущена буква О.
К..пировать, вообр..жать, г..ревший;
Р..весник, накл..нение, печ..т;
Ш..в, оз..рённый, воротнич..к;
Реч..нка, вым..кнуть, р..сток.
Назовите строчку, во всех словах которой пропущена буква Е.
Соч..тать, зал..вной, услыш..т;
Расстел..ть, загл..дение, на дуэл..;
Бл..стящий, увид..л, пр..образить;
Пр..брежный, расстр..лять, в течени.. урока.
Актуализация знаний. Работа по теме урока.
Записать предложение – клятву: «Записывая слова с орфограммами, я буду внимателен».
- В чём особенность этого предложения?
- Озвучьте тему сегодняшнего урока и определите цели нашей работы на нём.
2. Работа с учебником. Самостоятельное чтение теоретического материала и беседа с целью выявления понимания теоретического материала.
- Что такое обособление?
- Что вы узнали об обособлении обстоятельств?
- Всегда ли обособляются деепричастные обороты?
3. Работа в парах. В упр. № 281 карандашом расставьте знаки препинания при деепричастных оборотах. Объясните их постановку, выразительно прочитайте предложения.
Физминутка (под музыку с использованием ИКТ).
4. Конструирование предложений.
Упр. № 282: 1-ое предложение на доске (коллективная работа с объяснением), самостоятельно – любое из остальных предложений.
Устная работа. Упр. № 284: назвать номера предложений, в которых возможна замена придаточных предложений деепричастным оборотом (№ 1,2,6).
- Почему невозможна замена в других предложениях? (Глаголы относятся к разным предложениям).
- Запишите изменённые предложения с деепричастными оборотами.
5. Выборочное письмо. Дополнить предложения с деепричастным оборотом, выбирая правильный вариант. (Текст задания через проектор на экран).
1) Взобравшись на крышу сарая,…
А) мальчику хорошо виден сад, заросший травой;
Б) мальчик хорошо видел сад, заросший травой.
2) Увидев приближающегося противника, …
А) у него захватило дух;
Б) он задохнулся от страха.
6. Редактирование предложений. Выполнение упр. № 286.
- В чём ошибка? Прочитайте изменённые предложения.
Физминутка (с движениями – проводит ученик).
III. Творческая работа. Подготовка к изложению (вариант экзамена). (Задание и текст вывести через проектор на экран)
Мини-изложение.
Задание: прочитать текст 2 раза, самостоятельно записать его, сохранив синтаксические и лексические особенности, используя обособленные обстоятельства, выраженные деепричастными оборотами.
Пингвины.
Они проходят перед нами, слегка помахивая коротенькими крыльями-ластами, неуклюже переваливаясь, неторопливо переставляя сильные ноги, несущие плотно сбитое туловище.
Но пингвин может и поторопиться, если ему надо. Ляжет на брюхо и, отталкиваясь ластами-крыльями, помчится по снегу, как аэросани или вездеход. Но вот, добравшись до воды, пингвины преобразились, исчезла их неуклюжесть. Быстро работая ластами, они мчатся со скоростью до пятидесяти километров в час (правда, на короткие дистанции), ныряют на глубину до 20 метров, оставаясь иногда по 10 минут под водой.
/Ю. Дмитриев/
Рефлексия. Подведение итогов. Продолжите предложение:
- Сегодня на уроке я узнал….
- Мне было на уроке интересно, потому что…
- Я не совсем разобрался в…
V. Оценивание работы учащихся на уроке (взаимооценка или самооценка).VI. Домашнее задание по выбору учащихся (через проектор на экран):
Знать правило, упр. № 283 - письменно;
Знать правило, упр. № 288 – карандашом;
Знать правило, подобрать примеры из учебника литературы.