РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП. 02 ОПЕРАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ
Чтобы посмотреть этот PDF файл с форматированием и разметкой, скачайте файл и откройте на своем компьютере.
ГБОУ СПО СТАПМ им. Д.И. Козлова
РАБОЧАЯ
ПР
ОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП. 02 ОПЕРАЦИОННЫЕ СИСТЕМ
Ы
Профессиональный цикл
основной профессиональной образовательной
программы специальности
230401 Информационные системы (по отраслям)
(
базовая подготовка)
2012
2
ОДОБРЕНО
Предметно
-
цикловой
к
омиссией
специальных дисциплин
Председате
ль_____Дормидонтова В.А.
«___» _______________20___
г.
Составитель:
Зуева А.А.
преподаватель
ГБОУ СПО СТАПМ им. Д.И. Ко
злова
Эксперты:
Техническая экспертиза:
______________________________________
Содержательная экспертиза:____________________________________
Рабочая программа разработана в соответс
твии с разъяснениями по
формиро
ванию примерных программ учебных дисцип
лин начального
профессионального и среднего профессионального образования на основе
Федеральных государственных образовательных стандартов начального
професс
ионального и среднего профессио
нального образования,
утвержденными И.М. Реморенко, директором Депар
тамента государственной
политики и нормативно
-
правового регулирования в сфере образо
вания
Министерства образования и науки Российской Федерации от 27 августа 2009
года.
Содержание программы реализуется в про
цессе освоения студентами основ
ной
профессионал
ьной образовательной программы по специальности
230401
Информационные системы (по отраслям)
(базовая подготовка)
.
3
СОДЕРЖАНИЕ
стр.
1.
ПАСПОРТ
РАБОЧЕЙ
ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
4
2.
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАН
ИЕ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
5
3.
УСЛОВИЯ РЕАЛ
ИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
12
4.
КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕ
ЗУЛЬТАТОВ
ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИС
ЦИПЛИНЫ
13
4
1.
ПАСПОРТ
РАБОЧЕЙ
ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИ
СЦИПЛИНЫ
Операционные системы
1.1.
Область применения
рабочей
программы
Рабочая
программа учебной дисциплины является част
ью основной
профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по
специальности. 230401 Информационные системы (по отраслям)
(базовая
подготовка)
Рабочая
программа учебной дисциплины может быть использована
в
профессиональной подготовке р
або
тников в области автоматизированных
информационных систем
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной
образовательной программы:
Общепрофессиональная дисциплина профессионального цикла
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины
–
тр
ебования к результатам
освоения учебной дисциплины:
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
устанавливать и сопровождать операционные системы;
учитывать особенности работы в конкретной операционной системе,
о
рганизовывать подде
ржку приложений других операционных систем;
пользоваться инструментальными средствами операционной системы;
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:
понятие, принципы построения, типы и функции
операционных систем;
операционное
окружение;
машинно
-
независимые свойства операционных систем;
защищенность и отказоустойчивость операционных систем;
принципы построения операционных систем;
способы организации поддержки устройств, драйверы оборудования,
сетевые операционные системы
.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен
освоить
следующие общие компетенции
:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии,
проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, в
ыбирать типовые методы и
способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и
качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за
них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации
, необходимой для
эффективного выполнения профессиональных задач,
профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно
-
коммуникационные технологии в
профессиональной деятельности.
5
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно о
бщаться с коллегами,
руководством, потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных),
результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного
развития,
заниматься само
образованием, осознанно планировать повышение
квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в
профессиональной деятельности.
ОК 10. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением
полученных профессиональных знаний (для
юношей).
В результате изучения дисциплины обучающийся должен освоить
следующие профессиональные компетенции:
ПК 1.7. Производить инсталляцию и настройку информационной
системы в
рамках своей компетенции, документировать результаты работ.
ПК 1.2. Взаимоде
йствовать со специалистами смежного профиля при разработке
методов, средств и технологий применения объектов профессиональной
деятельности.
ПК 1.9. Выполнять регламенты по обновлению, техническому сопровождению и
восстановлению данных информационной систем
ы, работать с технической
документацией.
ПК 1.10. Обеспечивать организацию доступа пользователей информационной
системы в рамках своей компетенции.
1.4.
К
оличество часов на освоение
рабочей
программы учебной
дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучаю
щегося
128
часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося
85
часов;
самостоятельной работы обучающегося
43
час
а
.
6
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной раб
оты
Объем часов
Максимальная учебная нагрузка (всего)
1
2
8
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
85
в том числе:
практические занятия
2
6
контрольные работы
6
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
4
3
в том числе:
Реферат
Презентации
24
18
Итоговая аттестация в форме экзамена
7
2.2. Т
ематический план и содержание учебной дисциплины
Операционные системы
Наименование
разделов и тем
Содержание учебного материала, лабораторные работы и
практические занятия, самостоятельна
я работа студентов
Объем часов
Уровень
усвоения
1
2
3
4
Раздел 1.
Основы
теории
операционных
систем
43
Тема 1.1
Общие
сведения об
операционных
системах
Содержание учебного материала:
4
1
1.
Понятие операционной системы. Назначение и функции
операци
онной системы. Состав, взаимодействие основных
компонентов операционной системы. Типы операционных систем.
Самостоятельная работа обучающихся
№1
:
1.
Подготовить реферат
;
(согласно выбранным темам)
6
Контрольная работа
№1
:
1.
Понятия, назначения и основные
функции операционных систем
1
Тема 1.2
Интерфейс
пользователя
Содержание учебного материала:
4
1
1.
Понятие программного интерфейса, его назначение. Виды
интерфейсов. Языки взаимодействия пользователя с операционной
системой. Стандартные сервисные прог
раммы поддержки
интерфейса.
Самостоятельная работа обучающихся
№2
:
1.
Подготовить презентацию
; (согласно выбранным темам)
18
Тема 1.3
Операционное
окружение
Содержание учебного материала:
4
1
1.
Понятие операционного окружения, состав, назначение.
Ст
андартные сервисные программы поддержки операционного
окружения. Понятие базовой машины, расширенной машины.
Режим пользователя, режим супервизора.
Самостоятельная работа обучающихся
№3
:
6
8
Подготовить сообщение (согласно выбранным темам);
Раздел 2.
Машинно
-
зависимые
свойства
операционных
систем
20
Тема 2.1
Архитектурные
особенности модели
микропроцессорной
системы (по выбору
образовательного
учреждения)
Содержание учебного материала:
3
1
1.
Упрощенная архитектура типовой ЭВМ. Структура
оперативн
ой памяти. Адресация. Основные регистры. Формы
данных и команд. Операционная система как средство управления
ресурсами типовой микро ЭВМ.
Тема 2.2
Обработка
прерываний
Содержание учебного материала:
4
1
1.
Понятие прерывания. Последовательность действ
ий при обработке
прерываний. Вектор прерываний. Стандартные программы
обработки прерываний. Приоритеты прерываний. Вложенные
прерывания.
Тема 2.3
Планирование
процессов
Содержание учебного материала:
4
1
1.
Понятия: задание, процесс, планирование процесса. Состояние
существования процесса. Диспетчеризация процесса. Блок состояния
процесса. Алгоритм диспетчеризации. Способ выбора процесса для
диспетчеризации. Понятие события. Блок состояния события.
Механизм
установления соответствия между процессом и событием.
Тема 2.4
Содержание учебного материала:
4
1
9
Обслуживание
ввода
-
вывода
1.
Организация побайтового ввода
-
вывода. Организация ввода
-
вывода
с использованием каналов ввода
-
вывода. Последовательность
опе
раций, выполняемых каналом ввода
-
вывода. Канальная
программа. Вовлечение операционной системы в управление
вводом
-
выводом. Рабочая область канала ввода
-
вывода. Очередь
запросов на ввод
-
вывод. Алгоритм обработки прерываний по вводу
-
выводу. Пример управления
вводом
-
выводом.
Контрольная работа
№2
:
1.
Алгоритмы управления вводом
-
выводом
1
Тема 2.5.
Управление
реальной памятью
Содержание учебного материала:
2
1
1.
Механизм разделения центральной памяти. Разделение памяти на
разделы. Распределение памяти
с разделами фиксированного
размера. Распределение памяти с разделами переменного размера.
Аппаратные и программные средства защиты памяти. Способы
защиты памяти. Проблема фрагментации памяти и способы еѐ
разрешения.
Тема 2.6.
Управление
виртуальной
памя
тью
Содержание учебного материала:
2
1
1.
Понятие виртуального ресурса. Отображение виртуальной памяти в
реальную. Общие методы реализации виртуальной памяти.
Размещение страниц по запросам. Страничные кадры. Таблица
отображения страниц. Динамическое пре
образование адресов.
Сегментная организация памяти.
Раздел 3 Машинно
-
независимые
свойства
операционных
систем
2
6
Тема 3.1
Содержание учебного материала:
2
2
10
Работа с файлами
1.
Файловая система. Типы файлов. Иерархическая структура файловой
систе
мы. Логическая организация файловой системы. Физическая
организация файловой системы. Файловые операции, контроль
доступа к файлам. Примеры файловых систем.
Контрольные работы:
№3,4
1.
Логическая организация файловой системы. Физическая
организация файлово
й системы;
2.
Способы организации файловых операций. Способы организации
контроля доступа к файлам;
2
Тема 3.2
Планирование
заданий
Содержание учебного материала:
4
2
1.
Введение в планирование. Категории алгоритмов планирования.
Задачи алгоритмов планиро
вания. Планирование в системах
пакетной обработки данных. Планирование в интерактивных
системах. Планирование в системах реального времени.
Контрольная работа
№5
:
1.
Принципы планирования заданий. Принципы распределения
ресурсов
1
Тема 3.3
Распределение
ресурсов
Содержание учебного материала:
2
1
1.
Взаимоблокировки. Обнаружение и устранение взаимоблокировок.
Избежание взаимоблокировок. Предотвращение взаимоблокировок.
Самостоятельная работа обучающихся
№4
:
1.
Подготовить реферат (согласно выбранным т
емам)
6
11
Тема 3.4.
Защищѐнность и
отказоустойчивость
операционных
систем
Содержание учебного материала:
2
1
1.
Основные понятия безопасности. Классификация угроз. Базовые
технологии безопасности. Аутентификация, авторизация, аудит.
Отказоустойчивость ф
айловых и дисковых систем.
Восстанавливаемость файловых систем. Избыточные дисковые
подсистемы
RAID
.
Самостоятельная работа обучающихся
№5
:
1.
Подготовить реферат (согласно выбранным темам)
7
Раздел 4.
Работа в
операционных
системах и средах
3
9
Тем
а 4.1
Структура
операционной
системы
Содержание учебного материала:
2
2
1.
Структуры различных видов операционных систем. Загрузка
операционных систем.
Практическая работа
№1
:
1.
Изучение структуры операционной системы
2
Тема 4.2
Интерфейс
пользовате
ля
Содержание учебного материала:
2
2
1.
Интерфейс пользователя. Приглашение системы. Ввод команд.
Запуск и выполнение команд.
Практическая работа
№2
:
1.
Изучение работы с командами в операционной системы
4
Контрольная работа
№6
:
1.
Понятия, функции и сп
особы использования программного
интерфейса операционной системы, виды пользовательского
интерфейса.
1
Т
ема 4.3
Организация
Содержание учебного материала:
2
2
1.
Работа с файлами и каталогами. Работа с дисками.
12
хранения данных
Практические работы
№3
,4,5
:
1.
Работа с файлами и каталогами в различных видах операционных
систем;
2.
Работа с дисками в различных видах операционных систем;
3.
Монтирование файловых систем различных типов;
6
Тема 4.4
Средства
управления и
обслуживания
Содержание учебного материала
:
2
2
1.
Пакетные командные файлы. Конфигурирование системы.
Практические работы
№ 6,7,8
:
1.
Работа с пакетными данными;
2.
Конфигурирование файлов
autoexec
.
bat
и
con
-
fig
.
sys
;
3.
Управление процессами в операционной системе;
8
Тема 4.5
Утилиты
операционно
й
системы
Содержание учебного материала:
2
2
1.
Работа с утилитами операционной системы. Работа с операционной
оболочкой.
Практические работы
№9,10,11
:
1.
Работа с стандартными программами;
2.
Работа с архиваторами;
3.
Работа с операционными оболочками;
4
Тема 4.6
Поддержка
приложений других
операционных
систем
Содержание учебного материала:
2
2
1.
Совместное использование программ. Эмуляторы операционных
систем.
Практическая работа
№12
:
1.
Изучение эмуляторов операционных систем
2
Всего:
1
2
8
13
3. УСЛ
ОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБ
НОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально
-
техническому обеспечению
Реализация
учебной
дисциплины требует наличия
кабинета Информационных систем
Оборудование учебного кабинета:
1.
Автоматизированное рабочее место (персона
льный компьютер)
2.
Устройства вывода информации (акустическая система, принтеры)
3.
Проектор
4.
Экран
5.
Маркерная доска
6.
Ионизаторы воздуха
Технические средства обучения:
1.
Электронный учебник
2.
База мультимедийных презентаций
3.
Наглядное пособие (плакаты, макеты)
4.
Прогр
аммное обеспечения
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет
-
ресурсов,
дополнительной литературы
Основные источники:
1.
Операционные системы, среды и оболочки И.И. Попов, Т.Л. Партыка
2.
Олифер В.Г., Олифер Н.А.
Сетевые операционные системы.
—
СПб.:
Издательство «Питер», 2001.
3.
Таненбаум Э. Современные операционные системы.
–
2
-
е изд.
–
СПб.: Питер,
2002.
4.
Андреев А., Беззубов Е., Емельянов М. Windows 2000 Professional в подлиннике
(русская версия).
–
СПб.: BHV
-
Сан
кт
-
Петербург, 2000.
5.
Зубков С.В. Linux. Русские версии.
–
ДМК, 2000.
6.
Стахнов А. Linux в подлиннике.
–
BHV, 2002.
7.
Водолазкий В. Путь к Linux.
–
(3
-
е изд.)
–
Питер, 2002.
14
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА
РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
Результаты обучения
(освое
нные умения, усвоенные знания)
Формы и методы контроля и
оценки результатов
обучения
Уметь:
устанавливать и сопровождать
операционные системы;
учитывать особенности работы в
конкретной операционной системе,
о
рганизовывать поддержку приложений
других опе
рационных систем;
пользоваться инструментальными
средствами операционной системы
;
Текущий контроль в форме:
лабораторных работ,
самостоятельной работы,
творческих работ,
контрольной работы
Знать:
понятие, принципы построения, типы и
функции
операцио
нных систем;
операционное окружение;
машинно
-
независимые свойства
операционных систем;
защищенность и отказоустойчивость
операционных систем;
принципы построения операционных
систем;
способы организации поддержки
устройств, драйверы оборудования,
се
тевые операционные системы
.
Текущий контроль в форме:
индивидуального устного
и письменного опроса,
контрольной работы
(тестирование)
15
ЛИСТ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ, ВНЕСЕННЫХ
В РАБОЧУЮ ПРОГРАММУ
№ изменения, дата внесения изменения; № страницы с измен
ением;
БЫЛО
СТАЛО
Основание:
Подпись лица внесшего изменения