Формирование понятийного мышления на уроках истории и обществознания в условиях реализации ФГОС в основной школе
Формирование понятийного мышления на уроках истории и обществознания в условиях реализации ФГОС в основной школе.
А.Г.Никитина – учитель истории,
обществознания МОБУ СОШ №16 г.Якутск
«Определяйте значения слов и Вы избавите мир от половины его заблуждений».
Рене Декарт.
В современный период в России идет становление новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое образовательное пространство. Требования к результатам обучения и освоение содержания курсов истории и обществознания в новых стандартах указывают на необходимость достижения учащимися предметных, метапредметных и личностных результатов, которые включают в себя знания, умения и навыки, сформированные в процессе работы над понятийным аппаратом. А понятия – это основа мыслительной деятельности, чтобы понять логику исторического процесса, взаимосвязь событий, чтобы научиться выдвигать суждения и делать умозаключения, ученик должен владеть понятийным мышлением, знать и уметь пользоваться понятиями.1
Главным условием формирования понятийного мышления является системность обучения, которая выражается в овладении понятиями, расположенными в определенной последовательности. Поэтому большое значение придается овладению понятийным аппаратом в курсе основного общего образования преподавания истории, с изучения истории Древнего мира. Так как все последующие курсы углубляют и расширяют понятийный аппарат по истории.2
Федеральный государственный стандарт образования, историко-культурный стандарт (ИКС - проект), форма рабочих программ уделяют особое внимание изучению понятий. В рабочих программах имеются отдельная графа, куда выносятся понятия данной темы для обязательного усвоения. Это тот минимум знаний, который учащиеся должны осваивать с младшей школы. Но в своей педагогической практике часто сталкиваешься с проблемой неудовлетворительного владения учениками техникой чтения, с ограниченным словарным запасом обучающихся, несформированностью навыков смыслового чтения. Если дети не понимают отдельных слов, значит не понимают и текста в целом, и следовательно не могут запомнить и воспроизвести, проанализировать информацию. Находясь в состоянии терминологической неграмотности, учащиеся теряют интерес к предмету в целом, прекращают активно работать на уроке, не могут быстро ориентироваться в тексте параграфа и т.д. Бессистемность в формировании навыков рациональной организации труда по освоению понятийного аппарата – доминирующая причина неуспеваемости учащихся. По исследованиям психологов выявлено, что более 50% школьников получают текущие «неуд», из-за слабого владения понятиями, а это фундамент знаний. Многие учащиеся не понимают абсолютной зависимости глубины приобретаемых ими исторических знаний от уровня их владения понятийным аппаратом. Отсюда следует, что для учителя очень важно работать в русле формирования мотивации к овладению специальной терминологией, в противном случае, ученики не в состоянии усвоить предлагаемую программу по предмету.
Таким образом, особую актуальность в изучении предмета «история и обществознание» приобретает работа педагога над формированием и развитием у учащихся понятийного мышления – мышления, которое лежит на основе всех других видов мышлений.3
-2-
Задачи, поставленные учителем для формирования понятийного мышления:
Осознать важность формирования понятийного аппарата для развития мыслительной деятельности, без которой невозможен процесс качественного усвоения исторических и обществоведческих знаний и переход к новым стандартам образования.
Системность обучения, системно-деятельностный подход в обучении даст положительный эффект в изучении понятийного аппарата
Помочь понять необходимость формирования мотивационной основы учащихся и создания условий для осознанного усвоения специальной исторической терминологии.
Прийти к пониманию, что формировать понятийные знания надо на научном уровне, избегать «скатывания» на бытовой уровень, необходимо объяснять понятия, опираясь на единую терминологическую базу, помочь овладеть алгоритмом формирования понятий.
Знать, что для эффективного усвоения понятий необходимо тренировать навыки смыслового чтения.
Освоить новые подходы и новые формы работы по формированию понятий.
Учитывать в педагогической деятельности то, что понятийный аппарат постоянно расширяется и усложняется.
Системный подход в формировании понятийного мышления
Понятие – это форма абстрактного (логического) мышления, его фундамент, форма мышления, которая обозначает какой-либо объект или его свойство.
Понятие – суждение – умозаключение
- так совершается мыслительная деятельность, без которой невозможно осознанное овладение предметом. Понятие - это ядро, базисная единица вокруг которого формируются научные знания. Поэтому одно из главных условий формирования мышления - это системность обучения, т.е. овладение понятиями, расположенными в определенной системе.
Система понятий должна образовать структурный скелет знаний по темам и по всей учебной дисциплине в целом. Определение понятия – это логическая операция, которая раскрывает его содержание. Определение понятия не должно двусмысленным, т.е. в нем нельзя употреблять термины в переносном значении, понятие не должно быть сложным и непонятным. Чтобы определить понятие надо найти его смысл, выделить его признаки и значение.
Владеть понятийным аппаратом – значит знать содержание понятий и уметь применять их в учебной деятельности, так как обществознание и история – информационно ёмкие учебные предметы, но большинство обществоведческих понятий имеют несколько смыслов, в которых необходимо учить ориентироваться. Учитель должен учитывать уровень обучаемости школьников и дифференцировать формы работы по уровням сложности.
Этапы работы над понятиями
Владеть понятием – это знать его содержание, объем, а также связи и отношения с другими понятиями. Это значит уметь применять его в учебном познании, как правило, в формировании понятий выделяются три уровня:
Усвоение информации – ответ на вопрос «Что такое?»
Применение понятий в знакомой ситуации.
Творческое применение знаний в новой учебной деятельности.
-3-
Приемы формирования понятийного аппарата:
Введение термина на уроке в процессе объяснения новой темы.
знакомство с понятием, термином, выявление этимологии понятия.
Учитель делает акцент на новом термине в процессе изучения новой темы, с уточнением его правописания.
Обязательная запись в тетради, с определением существенных признаков.
Отработка понятий: проговаривание текста, записи в тетради.
обязательная запись плана урока на доске или показ на слайд-презентациях, с записью в тетради.
Работа с учебником (самостоятельное составление плана, конспектирование, анализ таблиц, схем, диаграмм, использование терминов в тексте, словарь терминов).
Работа со справочной, хрестоматийной литературой.
Выработка определения при помощи наводящих вопросов, работы с текстом и закрепление.
Контроль:
Терминологические, словарные диктанты.
Диктанты с ошибками
Найти лишнее в логической связке слов, терминов
Дописать термин
Дать определение к термину, понятииТестирование
Индивидуально-фронтальный контроль
Решение творческих заданий
Игровые формы: обществоведческое и историческое лото по периодам.
Творческое применение терминов и понятий:
составление кроссвордов, чайнвордов
практические работы
Словарно-терминологические виды работ на уроках истории и обществознания
«Третий лишний»
Обучающимся предлагается набор терминов, относящихся к одной теме. Один из перечисленных терминов не относится к теме, его необходимо вычислить.
«Вставь пропущенные буквы в слова»
Пл_б_й, дикт_т_р, л_кт_р, патр_ц_и, респ_бл_к_.
Работа по карточкам:
Из перечня терминов выбирают и подчеркивают термины относящиеся к определенной теме. Объясняют их значение.
Почему нижеприведенные слова написаны с большой буквы? Сгруппируй их, объясни их значение.
Нил, Северная Африка, Хеопс, Фивы.
-4-
«Почта»:
Обучающимся раздаются конверты (почтовые ящики) с названиями изученных тем, или изучаемых в данный момент, к ним раздаются карточки с терминами, относящихся к той или иной теме. Дети должны разложить по конвертам и не ошибиться адресом.
Например: Драхма в конверт Древней Греции
Составьте предложение со следующим набором терминов. Слова подбираются по изученной теме. Задания лучше давать в конце урока или при повторении изученных тем, в качестве вывода к теме, разделу.
Словарный диктант. Обучающиеся пишут под диктовку учителя термины. Главная задача написать слова без ошибок.
Исторический диктант. Учитель диктует определения, обучающиеся записывают столбиком ответ – термин под номерами.
Найти соответствие. Ученику даются карточки с терминами и их определениями, задача ученика подобрать правильные определения.
Составить кроссворд, решить чайнворд по терминам.
Правила определения понятий:
Определение не должно быть широким, т.е. не должно превышать своим объемом определяемое понятие
Определение не должно быть узким, т.е. по своему объему не должно быть меньше определяемого понятия
В определении не должно быть круга, т.е. нельзя употреблять понятия, которые являются определяемыми.
Определение не должно быть двусмысленным, т.е. в нем нельзя употреблять термины в переносном значении.
Определение не должно быть сложным и непонятным.
Определение не должно быть отрицательным
Заключение
Приемы и формы работы по формированию понятийного аппарата должны зависеть от возраста, уровня класса, методики работы, от этапа введения, закрепления или контроля. Критерием успешного усвоения понятий может быть следующее:
Ученик по памяти воспроизводит определение, может привести примеры.
Может увидеть место понятия в общей системе знаний и способен применять усвоенные знания как в привычной ситуации, так и в новых условиях.
Таким образом, изучать понятия нужно осознанно. Необходимо применять более продуктивный способ запоминания, в основе которого лежит обязательная самостоятельная деятельность по выделению признаков понятий. Учащиеся должны знать алгоритмы разных видов работы, в том числе алгоритм составления понятия: перевод или этимология слова, определения, частью какого более широкого понятия оно является, какие существенные признаки можно можно выделить и какими признаками должны отличаться от других понятий. Индивидуальное представление своей работы и обязательное закрепление дома алгоритма работы по формированию и запоминанию понятий.
Труд учителя истории и обществознания сложен именно потому, что это живые науки, и всегда надо держать руку на пульсе информационного поля, уметь отвечать на вопросы детей по современным происходящим событиям, быть в курсе всех новостей в социально - политических отношений, уметь отвечать на вызовы времени. Учитель должен заинтересовать, пробудить интерес к изучению понятий, должен быть готов объяснить новые содержательные моменты, в том числе связанные с понятийным аппаратом. Именно в школьном возрасте происходит формирование основ мышления, складывается система понятий как база для развития интеллекта.
Я думаю, что нахожусь на правильном пути, работая над формированием понятийного мышления, так как большая часть детей осознанно изучают понятия и термины, часто задают вопросы по определенной тематике, приводят примеры из жизни и уточняют как это происходит, или что это значит?. Есть дети, которые обязательно остаются после урока, чтобы спросить и уточнить тот или иной вопрос, который их заинтересовал, что их беспокоит в современном мире и т.д. часто задают вопросы по современной политической жизни страны, внешнеэкономическую ситуацию, уточняют мое мнение по тому или иному вопросу.
Я считаю, что учитель обязан постоянно поддерживать интерес и формировать мотив к обучению учащихся. Не забывать о том, что работа должна идти во взаимодействии учитель-ученик, ведь на уроке мы формируем личные, предметные и метапредметные умения.