Конспект занятия с использованием ИКТ в средней группе по развитию речи Зима


Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
центр развития ребенка детский сад № 16 г. Можайска
Конспект интегрированного занятия
по развитию речи и познавательной деятельности
с применением ИКТ
для детей среднего дошкольного возраста
по теме "Зима"
Можайск 2014
Актуальность
Одна из основных задач массовых дошкольных учреждений – обучение связной речи, т.е. умению четко, последовательно излагать свои мысли.
Существует несколько видов составления рассказов:
1.Составление рассказа по демонстрируемому действию.
2.Составление рассказа по одной сюжетной картине.
3.Составление рассказа по серии сюжетных картин.
4.Составление рассказа на основе сравнения предметов.
5.Составление описательного рассказа о предметах и временах года.
Самым сложным видом рассказывания является описательный рассказ о предмете, он вызывает наибольшие затруднения.
Вот основные из них:
1. Самостоятельно определить при рассматривании объекта его
главные свойства и признаки.
2. Установить последовательность изложения выявленных признаков.
3. Удержать в памяти эту последовательность, которая и является
планом рассказа-описания.
Т.А.Ткаченко обратила внимание на факторы, облегчающие процесс становления связной речи.

1. Один из таких факторов - наглядность. Рассматривание предметов, картин помогает детям называть предметы, их характерные признаки и производимые с ними действия.
2. В качестве второго вспомогательного фактора автор выделяет создание плана высказывания, где в предварительной программе-схеме есть все конкретные элементы высказывания. Важно также, что каждое звено высказывания последовательно сменяется другим.
Программное содержание:
закрепить представления об основных признаках зимы;
формировать умение детей составлять рассказ по опорным картинкам;
упражнять в образовании уменьшительно-ласкательных форм существительных;
упражнять в составлении предложений, рассказов по картинно-графическому плану
закреплять умение отвечать на вопросы полным предложением;
развивать координацию движений с речью;
обогащать активный словарь детей
учить детей замечать красоту зимнего пейзажа;
развивать мелкую моторику рук;
развивать мышление, внимание и память.
воспитывать умение внимательно слушать, не перебивать других;
Интеграция: Познание. Коммуникация. Социализация. Музыка. Художественная литература. Безопасность. Изобразительная деятельность.
Коррекционно-образовательные цели:
уточнить и расширить представление о зиме, ее признаках.
Уточнить и активизировать словарь по теме, учить отвечать на вопросы, составлять предложения, подбирать слова-признаки и слова-действия.
совершенствовать грамматический строй речи, учить образовывать качественные прилагательные, существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами, совершенствовать навыки употребления предложно-падежных конструкций.
Коррекционно-развивающие цели:
развитие зрительного внимания и восприятия, речевого слуха и фонематического восприятия, памяти, тонкой и общей моторики, дыхания и правильного речевого выдоха, координации речи с движением.
Коррекционно-воспитательные цели:
Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности, воспитание любви к природе.
Материалы: презентация «Детям о зиме», снежинки (вата на ниточке 15-20 см), картинки по схемам Ткаченко Т.А., видеоматериалы «Уроки тетушки Совы», стихотворение Сурикова И.З. «Зима», видеозагадка.
.
Ход занятия
1. Организационный момент.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, на экране появилось видео-сообщение! (видеозагадка. Слайд 2)
Что это? Давайте посмотрим видео и узнаем, о чём мы будем сегодня говорить? (смотрим видео)
-Так о чём же, мы будем говорить?
Дети: о зиме
2. Основная часть.
1. Беседа по теме (используя видеоряд предыдущего видео)
Воспитатель:
– После чего наступает зима?
– Назовите зимние месяцы.
– Что происходит в природе зимой?
– Какие стоят деревья?
– Что лежит на крышах домов и на улице?
– Что надевают люди зимой?
– Как живется зверям и птицам зимой? Почему? Как им можно помочь?
– Какие вы знаете зимние праздники?
– Что вы можете рассказать о зиме? (Холодная, суровая)
(ответы детей)
– Про что говорят: ударили (морозы), бушует( вьюга), замерзли (реки), метут(метели), хрустит (лед)т, висят(сосульки), скрипит(снег)?
Молодцы.
Чтобы правильно и красиво произносить все слова, повторим чистоговорку:
Чистоговорка “Зима”
Ма-ма-ма – пришла снежная зима.
Ег-ег-ег – все засыпал белый снег.
Ки-ки-ки – любим мы играть в снежки.
Ры-ры-ры – качусь на саночках с горы.
Оз-оз-оз – щиплет щеки нам мороз.
Лю-лю-лю – зиму снежную люблю.
Воспитатель: а теперь послушаем как звучат настоящие стихотворения.
Поэт И.З.Суриков написал о зиме так…вот, послушайте…
(видеоматериал ) слайд 5
-О чем стихотворение? Как поэт говорит о зиме? С чем сравнивает?
Дыхательная гимнастика (слайд 7)
Ребята, сейчас мы послушаем музыку Петра Ильича Чайковского «Декабрь» и представим, что , на улице пошел снег, и к нам прилетели снежинки. Посмотрите, какие они?
Раздать каждому ребенку снежинку ( часть ватного диска) на ниточке.
Дети выходят в круг.
– Давайте заставим наши снежинки кружиться. Медленно наберите воздух через нос. Щеки не надувайте, вытягивайте губы трубочкой и дуйте на снежинки.
Следим, чтобы во время выполнения упражнения дети не поднимали плечи.
Воспитатель: Снежинки улетели и хотят чтобы мы поиграли дальше.
Давайте соберем все «снежинки» в корзинку .
Садитесь все поудобней в центре ковра.
Дети садятся на ковер
Играть будем в зимние слова!
Дидактическая игра «Зимние слова»
Внимание! Хлопаем в ладоши, если слышим слово, связанное с зимой: Снежинка, ёлка, Новый год, санки, лед, жара, коньки, рукавички, ромашки, снеговик, Дед Мороз, листопад, Снегурочка, мандарины, загорать, сосульки, трава, снегопад, ручьи, сугробы, лыжи.
Молодцы, хорошо вы справились с этим заданием.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, на столе стоит сундук. Посмотрим что в нем? (карточки. Слайд 10 )
Дети : рисунки, картинки, схемы, карточки...
Все верно – это карточки. Проходите на стульчики, будем составлять по этим картинкам предложения о зиме.
Дети садятся на стулья полукругом.
Напоминаем условие игры: кто знает- тот и руку поднимает.


Ответы:
Наступила морозная зима. Солнце светит, но не греет.На деревьях нет листьев. Они стоят голые. Зайка поменял серую шубку на белую, чтобы его не было видно в снегу. Белка и лиса поменяли теплые шубки. Ежик спит в норке. Мишка спит в берлоге. Птицы улетают в теплые края. Люди зимой одевают теплую одежду. Дети зимой любят кататься на санках, на лыжах, и лепить снеговиков.
Дети отвечают поочередно, составляя полное предложение по мнемодорожке.
Воспитатель: Пришло время поиграть в мяч. Я буду называть слово, а вы будете говорить о нем ласково. Становитесь возле стульев.
Игра “Назови ласково” с мячом ( слайд 12)
Снег – снежок Сосулька – сосулечка
Мороз – морозец Дерево – деревце
Ветер – ветерок Горка – горочка
Лёд – ледок Холод – холодок
Зима – зимушка Санки – саночки
Вот сколько мы можем рассказать о зиме.
Теперь и в зимнюю игру поиграть можем!
Подвижная игра «Сугроб»
Вился, вился снежный рой,
Сел на землю – стал горой. (Снег).
Вы будете снежинки, я –ветер. Дует ветер, на снежинки и они разлетаются ( дети кружатся в свободном движении), но вдруг ветер стих и снежинки медленно спускаются на землю, прижимаются друг к другу и так превращаются в снежный ком.. сугроб! ( дети подбегают к воспитателю, садятся на пол, прижимаясь друг другу)
провести игру 2-3 раза
На экране появляется интерактивная картинка «Что перепутал художник?»
Воспитатель: Ребята, вот художник нарисовал картину «Зимушка-зима», но, кажется, он что-то перепутал. Посмотрите внимательно и назовите, что художник перепутал?
Дети: цветущее дерево –заснеженное дерево; не дождь, а снег; на месте бабочки должен быть снегирь; заяц не в серой шубке, а в белой; девочка не в плаще, а в теплой одежде; на месте подснежников должны быть лыжи.
Воспитатель: хорошо, вы справились с заданием.
Наше зимнее путешествие подошло к концу.
Заключительная часть.
Отметить, кто из детей сегодня был активнее, кто старался.
Подведение итогов
Ребята, кому понравилось сегодня зимнее путешествие?
Кому не понравилось? Почему?
Что понравилось больше всего?
Что было сложным?
Ответы детей
Воспитатель: Сегодня после сна мы раскрасим веселых снеговиков!
Выберите, какой вам Снеговик больше нравится.
Раздать листы-раскраски каждому. Следить за тем, что бы дети не сорились при выборе рисунка, учить доброжелательному отношению друг другу
после сна
Работа на листах с изображением снеговиков
Обведи снеговиков, штриховка :сверху вниз,слева направо, сверху вниз, наклонными линиями. ( слайд 16)
Заключение
Поскольку воспитание всесторонне развитой личности невозможно без совершенствования такого важнейшего инструмента познания и мышления, как речь, развитие речи учащихся в настоящее время - одна из основных задач дошкольного образования.
Дошкольный  возраст является решающим для обучения ребенка: все, что узнал или  не смог узнать ребенок в эти ранние годы, ощутимо отразится на его дальнейшем интеллектуальном развитии, и школьное обучение будет не в состоянии компенсировать пробелы в развитии детей.
Многообразная, богатая дополнениями, описаниями речь у детей возраста от 3 до 7 лет – явление чрезвычайно редкое. Развитие речи у дошкольников имеет главное значение, поскольку это время ребенок наиболее восприимчив к ее постижению.
Список литературы
Бондаренко Т.М. Комплексные занятия в средней группе детского сада
Волчкова В.Н. Степанова Н.В. Конспекты занятий в средней группе детского сада
Гербова В.В. Занятия по развитию речи в средней группе детского сада.
Громова О.Е. Соломатина Г.Н. Лексические темы по развитию речи детей 4-5 лет.
Пожиленко Е. А. - Артикуляционная гимнастика (Популярная логопедия). – 2007
Ткаченко Т.А. «Обучение детей составлению описательных рассказов на основе схем-моделей»
Использованные материалы
Мультипликационные ВРЕМЕНА ГОДА с тётушкой Совой. Обучающая программа для детей от 2-х до7-ми лет. DVD, Творческое объединение «МАСКИ»
Звуки, голоса и шумы окружающего мира. Природа, голоса птиц, вьюга.