Реферат на тему: «Современное учебное занятие с применением электронно — образовательных ресурсов»


УПРАВЛЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
ДЕПОРТАМЕНТА КАДРОВОЙ ПОЛИТИКИ БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
ОГАОУ ДПО «БЕЛГОРОДСКИЙ ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ»
РефератТема: «Современное учебное занятие с применением электронно - образовательных ресурсов»
Выполнил
Дудник В.Вгруппа «Педагогический работник»
преподаватель ОГАПОУ «БАМТ»
Проверил
Трапезникова И.В.
доцент кафедры
естественно-математических
и информационных технологий
К.Б.Н.
Белгород
2016г.
Содержание
Введение 3
Понятие и классификация электронных образовательных ресурсов (ЭОР) 6
Требования к созданию и применению электронных образовательных ресурсов 9
Модели занятий на основе использования электронных образовательных ресурсов нового поколения 12
Из опыта работы с электронными образовательными ресурсами на занятиях по профессии «Сварщик» 13
Заключение 16
Литература 18

Введение
Современное общество ставит перед средним профессиональным образованием задачу подготовки рабочего и специалиста знающего, мыслящего, владеющего современными информационными технологиями, умеющего самостоятельно добывать и применять знания на практике. Решение этой задачи осуществляется на занятиях через поиск содержания, форм, методов и средств обучения, обеспечивающих более широкие возможности развития, саморазвития и самореализации личности.
Отличительной особенностью современной системы образования является резкое возрастание прямых и обратных потоков информации по всем направлениям. Хранение, обработка, получение, передача, анализ информации, уменьшение бумажного потока посредством компьютерных сетей ускоряет процесс обучения и его эффективность.
Задача современного профессионального образования — подготовка специалиста нового типа с преобразующим интеллектом, способного решать профессиональные задачи в условиях быстро меняющихся технологий. Ведь деятельность людей все в большей степени зависит от их информированности и способности эффективно использовать информацию. Для свободной ориентации в информационных потоках современный обучающийся должен уметь получать, обрабатывать и использовать информацию с помощью компьютеров, телекоммуникаций и других средств связи.
С развитием информационных технологий всё больше педагогов обращают внимание на персональный компьютер как средство обучения. Поставив перед собой цель - повысить эффективность образовательного процесса, при подготовке и проведении занятий я использую новые информационные технологии, внедряя электронные образовательные ресурсы (далее ЭОР) на занятиях междисциплинарных курсов (далее МДК) по профессии «Сварщик».
Уроки производственного обучения с использованием ЭОР – это, на мой взгляд, один из самых важных результатов инновационной работы в техникуме. Важно одно – найти ту грань, которая позволит сделать занятие по-настоящему развивающим и познавательным. Использование информационных технологий позволяет мне осуществить задуманное, сделать занятие современным. Использование компьютерных технологий в процессе обучения влияет на рост профессиональной компетентности преподавателя, это способствует значительному повышению качества образования, что ведёт к решению главной задачи образовательной политики.
Сегодня трудно представить работу преподавателя без использования информационных технологий, позволяющих с помощью компьютера, различных информационных программ проводить уроки, внеурочные мероприятия. Ранее информацию по любой теме учащийся мог получить по разным источникам: учебник, справочная литература, лекция педагога. Сейчас обучающиеся больше времени проводят в поиске нужной информации в глобальной сети, в сетевых сообществах.Необходимо отметить, что использование ЭОР в образовательном процессе значительно влияет на формы и методы представления учебного материала, характер взаимодействия между обучающимся и преподавателем, соответственно, на методику проведения занятий в целом. Вместе с тем ЭОР не заменяют традиционные подходы к обучению, а значительно повышают их эффективность. Главное для преподавателя — найти соответствующее место ЭОР в образовательном процессе. Любой из типов уроков может быть проведен с использованием ЭОР.
На сегодняшний день создание качественных и эффективных электронных образовательных ресурсов является одной из главных задач в области информатизации образования в РФ. Если брать во внимание «эволюцию» электронных продуктов, то на смену текста графическим приходят высоко интерактивные, мультимедийно насыщенные электронные образовательные ресурсы. При этом необходимо обеспечить возможность их сетевого распространения.
Также особенно важно учитывать интерактивность и мультимедийную насыщенность электронных образовательных ресурсов, так как обучающиеся в своем распоряжении имеет комплект полиграфических учебников, а копия этих учебников в электронном варианте вряд ли вызовет у него интерес. Но с каждым годом все проблематичнее становится производство традиционных бумажных учебников и учебных пособий, содержательный материал которых, зачастую, перестает быть актуальным еще до их попадания в учебные заведения. Одним из возможных выходов из сложившейся ситуации может являться разработка электронных средств обучения практически по всем дисциплинам и их публикация в мировых телекоммуникационных сетях или на информационных носителях, предоставляющих возможность несложного оперативного тиражирования, динамического изменения и дополнения содержания в соответствии с текущими изменениями в жизни общества, науке, культуре и пр.

Понятие и классификация электронных образовательных ресурсов (ЭОР)
Что же такое электронные образовательные ресурсы?
Электронные образовательные ресурсы это совокупность средств программного, технического и организационного обеспечения, а также учебная, методическая, справочная, организационная и другая информация, необходимая для эффективной организации образовательного процесса. Более простыми словами ЭОР - это учебные материалы, для воспроизведения которых используются электронные устройства.
Общепринятой классификации электронных образовательных ресурсов не существует, что создает определенные проблемы при их каталогизации.
Далее приведем различные варианты классификаций электронных образовательных ресурсов, имеющихся в российской и международной практике.
1.Согласно Межгосударственному стандарту ГОСТ 7.83-2001 следует различать:
а) Электронный документ: Документ на машиночитаемом носителе, для использования которого необходимы средства вычислительной техники.
б) Электронное издание: Электронный документ (группа электронных документов), прошедший редакционно-издательскую обработку, предназначенный для распространения в неизменном виде, имеющий выходные сведения.
2.Можно предложить следующую классификацию электронных образовательных ресурсов. Электронный образовательный ресурс, может иметь следующие виды:
- электронные данные;
- электронные программы или их сочетание в одном ресурсе.
3.По знаковой природе информации:
- Электронные данные делятся на: текстовые, числовые, звуковые, графические, шрифтовые и демонстрационные.
- Электронные программы делятся на: системные, прикладные и сервисные; сочетание электронных данных и программ - на интерактивные мультимедиа и онлайновые службы.
4.По целевому назначению: электронные образовательные ресурсы можно разделить на официальные, научные, учебные, учебно-методические, справочные.
5.По технологии распространения: локальные, сетевые и комбинированного распространения.
6.По характеру взаимодействия пользователя и электронного ресурса: детерминированные и недетерминированные (интерактивные).
7.По периодичности: непериодические, сериальные, периодические, продолжающиеся и обновляемые.
8.По наличию печатного эквивалента: электронный аналог печатного издания; самостоятельное электронное издание.
9.По структуре: однотомные, многотомные и электронная серия.
10.По жанру следует различать: образовательные порталы; сайты учебных заведений, факультетов, кафедр, лабораторий, сайты НИИ; научно-популярные журналы; сайты научно-образовательных проектов; электронные пособия, учебники, хрестоматии; электронные курсы (образовательные объекты); архивы образовательных ресурсов; базы данных (полнотекстовые, библиографические, справочные, адресные и т.д.); лаборатории, виртуальные тренажеры; дистанционное управление экспериментальными комплексами; электронные библиотеки; электронное представление ресурсов обычных библиотек; персональные страницы преподавателей техникумов, организаторов образования; отдельные статьи или страницы; информационно-поисковые системы.
11.Классификация образовательных ресурсов по функциональному признаку, определяющему их значение и место в учебном процессе:
- программно-методические (учебные планы образовательных учреждений всех уровней, рабочие программы учебных дисциплин в соответствии с учебными планами);
- учебно-методические (методические указания, методические пособия, методические рекомендации для изучения отдельного курса, руководства по выполнению проектных работ, тематические планы проведения отдельных занятий, изучения отдельных тем, сценарии организации образовательных мероприятий);
- обучающие (сетевые учебники и учебные пособия, мультимедийные учебники, электронные текстовые учебники, электронные учебные пособия);
- вспомогательные (сборники документов и материалов, хрестоматии, книги для чтения, энциклопедии, справочники, аннотированные указатели научной и учебной литературы, научные публикации педагогов, материалы конференций, сценарии развлекательных и воспитательных мероприятий);
- контролирующие (тестирующие программы, банки контрольных вопросов и заданий по учебным дисциплинам, банки тем рефератов, проектных работ).
- информационные (общие информативные материалы об образовательных учреждениях всех уровней, информация об образовательных проектах, реализуемых в регионе).
Очевидно, классификация по функциональному признаку, определяющему их значение и место в учебном процессе, является оптимальной с позиций структурирования целей и задач, а также определения структурных функциональных составляющих (подразделений) службы разработки и поддержки ресурсов учебного назначения.

Требования к созданию и применению электронных образовательных ресурсов.
Перечислим основные требования, предъявляемые к электронным образовательным ресурсам:
1.Педагогические требования (дидактические принципы; методические требования; обоснование выбора тематики учебного курса; проверка на педагогическую целесообразность использования и эффективность применения);
2.Технические требования;
3.Эргономические требования;
4.Эстетические требования.
Как и в традиционном обучении, современные ЭОР базируются на известных дидактических принципах и правилах:
Наглядность. В педагогической психологии выделяются основные способы обучения или познания окружающего мира: зрение, слух, абстрактное мышление. Зрение и слух являются наиболее информативными и, соответственно, важнейшими и наиболее эффективными при обучении. Именно на использовании этих важнейших моделей восприятия информации построена наглядность обучения, позволяя собрать максимум наглядности в виде аудио-, фото-, видео - и других видов мультимедийной информации, что активизирует внимание, оживляет восприятие;
Интерактивность. Во время занятий учащийся должен выполнить ряд интерактивных действий: просмотр и прослушивание учебного материала, навигацию по элементам контента, их копирование, обращение к справочной системе, отвечать на контрольные вопросы по ходу занятия, что способствует повышению эффективности сознания и памяти.
Практическая ориентированность. По всем разделам и учебным модулям представлен мощный блок учебных модулей практической направленности - практические задания, учебные задачи, тестовые вопросы, лабораторные работы, которые становятся универсальным тренингом для учащегося;
Доступность. Методика изложения материала (от простого к сложному, от понятий к логике, от знаний к компетенции) доступна для восприятия и позволяет осуществлять обучение, как с помощью преподавателя (или родителя), так и самостоятельно;
Научность изложения материала. Содержание курса опирается на новейшие представления наук, которые в нем интегрированы, включая ИКТ, как базиса новых образовательных технологий;
Последовательность изложения. Логика содержания курса позволяет вести преподавание или самообучение как последовательное, опережающее или повторяющее. Диалоговый интерфейс, система ссылок позволит инициировать любое обращение по пройденной или по последующей учебной информации, а также к любой справочной и энциклопедической информации;
Модульность и вариативность изложения. Материал разбит на учебные модули (в основе модулей - темы) и микромодули (в основе микромодулей - понятия). Модульность позволяет выстраивать преподавание и обучение индивидуально, вариативно, а также в зависимости от решаемых задач обучения.
Весь понятийный материал учебного курса, за исключением справочной информации должен быть представлен в мультимедийной форме и озвучен диктором. Иначе говоря, ЭОР представлять собой достаточно эффективный механизм, способствующий более быстрому запоминанию материала, благодаря активации зрительной, слуховой и моторной памяти. Впрочем, тестовое содержание лекций должно быть также доступно учащемуся.
Методические требования предполагают необходимость: учитывать своеобразие и особенности конкретного учебного предмета; предусматривать специфику соответствующей науки, ее понятийного аппарата, особенности методов исследования ее закономерностей; реализации современных методов обработки информации.
Технические требования к программным средствам учебного назначения (далее ПС УН). Для эффективного использования ПС УН в учебно-воспитательном процессе важно не только его содержание, но и технические параметры.
Основные требования при этом таковы:
- наличие упрощенного варианта (например, возможность работы с отключенными рисунками);
- скорость загрузки («легкость» в Мбайтах текста и графики, оптимальный объем).
- доступность с различных моделей ПК, в любое время, простота навигации, возможность доступа через информационно-поисковые системы;
- высокая степень интерактивности;
- использование оптимального и современного инструментария для создания;
- качественность программной реализации, включая поведение при запуске параллельных приложений, скорость ответа на запросы, корректность работы с периферийными устройствами;
- адекватность использования средств мультимедиа, оригинальность и качество мультимедиа-компонентов;
- обеспечение устойчивости к ошибочным и некорректным действиям пользователя.
Эргономические требования к содержанию и оформлению электронных ресурсов обусловливают необходимость:
- учитывать возрастные и индивидуальные особенности обучающиеся, различные типы организации деятельности, различные типы мышления, закономерности восстановления интеллектуальной и эмоциональной работоспособности;
- обеспечивать повышение уровня мотивации обучения, положительные стимулы при взаимодействии обучаемого с электронным ресурсом;
- устанавливать требования к изображению информации (цветовая гамма, разборчивость, четкость изображения), к эффективности считывания изображения, к расположению текста на экране.
Эстетические требования устанавливают: соответствие эстетического оформления функциональному назначению ресурса; соответствие цветового колорита назначению и эргономическим требованиям; упорядоченность и выразительность графических и изобразительных элементов.
Модели уроков на основе использования электронных образовательных ресурсов нового поколения.
Рациональное использование учебного времени приводит к необходимости перестройки учебного процесса в случае активного использования электронных образовательных ресурсов нового поколения (ЭОР НП).
Занятие - введение новой информации теряет свою актуальность в той форме, в какой он проводится в традиционной модели.
Структура ЭОР включает в себя электронные учебные модули (ЭУМ) модули трёх типов: информационные (И), практические (П) и контрольные (К). В различных дидактических моделях проведения уроков возможно использование всех типов ЭУМ.
ЭУМ И-типа:
- предоставление учебной информации;
- иллюстрирование фактов, закономерностей, понятий;
- организация самостоятельной работы.
ЭУМ П-типа:
- закрепление знаний и применение их в практической деятельности.
ЭУМ К-типа:
- повторение и закрепление пройденного материала;
- текущий, тематический и итоговый контроль.
В новой модели обучения целесообразно реализовывать различные типы занятий. Рассмотрим некоторые из них.
1. Занятие – введение нового материала с использованием ЭОР НП при ведущей роли преподавателя.
2. Занятие – введение нового материала с использованием ЭОР НП и самостоятельной деятельности обучающихся.
3. Занятие – обучающий семинар с использованием ЭОР НП. Самостоятельная деятельность обучающихся по подготовке занятия.
4. Занятие – виртуальная практическая работа на основе использования ЭОР НП.
5. Занятия – практикумы с использованием ЭОР НП.
 4. Из опыта работы с электронными образовательными ресурсами на занятиях по профессии «Сварщик»
Можно выделить наиболее распространенные типы электронных образовательных ресурсов, используемых в обучении.
1.Презентации.
Презентации — наиболее распространенный вид представления демонстрационных материалов. Для презентаций используются такие программные средства как PowerPoint или Open Impress, Flash. Фактически презентации являются электронными диафильмами, но, в отличие от обычных диафильмов, могут включать в себя анимацию, аудио- и видеофрагменты, элементы интерактивности. Эти компьютерные средства обучения особенно интересны тем, что создать их может любой преподаватель, имеющий доступ к персональному компьютеру, причем с минимальными затратами времени на освоение средств создания презентаций. Кроме того, презентации активно используются и для представления ученических проектов.
В своей работе я использую следующие виды презентаций:
а) Обучающие презентации.
Создание обучающих презентаций, используемых при изучении нового материала: на таких занятиях излагается основной теоретический материал, демонстрация оборудования, схем подключения, макетов.
Происходит изучение нового материала с использованием компьютерной графики и анимации. Целесообразно изучать, прибегая к помощи современных компьютерных технологий.
Плюсы:
1. Во-первых значительно экономит время на уроке, так как сокращаются его затраты на работу с таблицами, рисунками.
2. Формирует правильное представление обучающегося о оформлении и редактировании задания.
3. Оформление, готовый документ, анимация развивают образное мышление.
Работая с подсказками, слушая преподавателя, обучающиеся может не просто выучить, материал, но и может увидеть с чем ему придется столкнуться на производстве, это важно для дальнейшего изучения профессии «Сварщик».
В своей работе я использую обучающие презентации почти по всем темам изучения МДК, составленные мною и моими учащимися.
2.Изучение нового материала с использованием видеофрагментов.
При изучении таких тем как: «Механизированная сварка в среде защитных газов.», «Механизированная сварка порошковой проволокой.»
3.Использование информационных технологий при проведении практических работ.
При разработке МДК по профессии «Сварщик» - 35% учебного времени отводится на практические работы. На МДК 02.03 «Электросварочные работы на автоматических и полуавтоматических машинах» отводится всего 96 часов, из них 30 часов отводится на практические работы. Все практические работы составлены согласно требованиям Государственного стандарта, на оформление каждой практической работы отводится как минимум 4 листа- значит на один занятие я должен потратить тридцать листов бумаги, а на изучение всего предмета тысячу лисов.
Использование ЭОР экономит бумагу, время, так как используемый мною материал демонстрируется с помощью мультимедийного проектора.
4.Контроль знаний и умений учащихся.
При закреплении материала на уроках МДК и производственного обучения можно использовать огромное количество всевозможных тестов. Особенно интересны учащимся электронные тесты, в них много заданий на соответствие, на логику. Интерактивный характер (ответы после каждого вопроса) позволяет учащемуся сделать самоанализ, определить свои типичные ошибки.
Опросники и тесты могут легко создать преподаватели с помощью специальных программ — конструкторов тестов.
5.Домашняя работа обучающихся.
Модули, интернет сайты обучающиеся могут просмотреть дома, подготовиться к практической работе, к зачёту. Появление этих ресурсов в Интернете, считаю настоящим кладом в информатизации образовательного процесса.
6.Интернет-ресурсы.
Интернет стал неотъемлемой частью современной действительности, он может оказать помощь в подготовке обучающихся, так как применение ЭОР создает уникальную возможность подготовить обучающиеся по профессии. Доступ к сети Интернет дает возможность воспользоваться огромным количеством дополнительных материалов, которые позволяют обогатить уроки разнообразными идеями и упражнениями.
При выполнении заданий аудиторной работы учащиеся осуществляют поиск необходимой языковой информации в сети Интернет, что способствует активизации самостоятельной деятельности обучаемых. Глобальная сеть Интернет позволяет создать условия для получения любой необходимой участникам образовательного процесса информации. В своей профессиональной деятельности Интернет ресурсы мы используем:
для включения материалов сети в содержание занятия, то есть интегрирование в программу обучения;
для самостоятельного поиска информации обучающиеся в рамках работы над проектом;
для самостоятельного изучения тем МДК, ликвидации пробелов в знаниях, умениях, навыках.
для обмена учебной информацией.

Заключение
Многие думают, что готовиться к занятиям с использованием ЭОР легче. Тот, кто добросовестно подходит к подготовке к уроку, кому не безразлично, с какими знаниями и каким настроение обучающиеся покинут занятие, тот скажет, что на подготовку к занятию с использованием ЭОР затрачивается больше времени, чем к обычному занятию.
Использование компьютерных технологий и ЭОР в процессе обучения влияет на рост профессиональной компетентности преподавателя, это способствует значительному повышению качества образования.
Анализируя опыт использования ЭОР на занятиях, можно с уверенностью сказать, что использование ЭОР позволяет:
- обеспечить положительную мотивацию обучения;
- проводить уроки на высоком эстетическом и эмоциональном уровне (музыка, анимация);
- обеспечить высокую степень дифференциации обучения (почти индивидуализацию);
- повысить объем выполняемой на уроке работы в 1,5 – 2 раза;
- усовершенствовать контроль знаний;
- рационально организовать учебный процесс, повысить эффективность занятия;
- формировать навыки подлинно исследовательской деятельности;
- обеспечить доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам, другим информационным ресурсам.
Что касается результативности, то те обучающиеся, которые систематически работают с компьютерными учебными программами, занимаются проектной деятельностью, повышают свое качество знаний. Обучающиеся проявляют устойчивый интерес к освоению выбранной профессии, участвуют в олимпиадах профмастерства и показывают хорошие результаты.
Использование ЭОР для преподавателя это:
- положительная мотивация на занятиях, с применением компьютерных технологий, создание условий для получения учебной информации из различных источников;
- обретение компьютерной грамотности и оптимальное использование информационных технологий в учебном процессе;
- умение разрабатывать современные дидактические материалы и эффективное их использование в учебном процессе;
- возможность организации промежуточного и итогового контроля знаний с помощью компьютерных программ.
- повышение уровня использования наглядности на уроке производственного обучения,
- повышение производительности урока.
Таким образом, каждый преподаватель, используя компьютерные технологии в преподавании, открывает для себя новые интересные возможности в профессиональной деятельности, благодаря чему для преподавателя - работа, а для его учеников - обучение станут радостнее и увлекательнее.
Древняя китайская пословица гласит:
«Расскажи мне, и я забуду,
Покажи мне, и я запомню,
Дай мне попробовать, и я научусь».
Каким должен быть ЕГО урок – решать каждому преподавателю лично.

Список литературы
1. Борисова В.П. Модель формирования межкультурной компетенции в процессе профессионально ориентированного обучения. // Высшее образование сегодня. 2010 - №3.
2. Брагина Т.Ю. Методика проведения урока производственного
обучения с использованием ТСО.
3. Зайнутдинова Л.Х. Создание и применение электронных учебников (на при мере общетехнических дисциплин). Астрахань: ЦНТЭП, 1999.
4. Иванов В.Л. Структура электронного учебника. // Информатика и образование. 2001 - № 6.
5. Куксанов Т.И. Уроки производственного обучения, М.: 2006.
6. Мухамадеев И.Г. Использование технических средств на уроках
производственного обучения, М.: 2009.- с.87
7. Седова Н.Е. Подготовка конкурентноспособного специалиста в процессе обучения иностранному языку на основе электронной версии учебника// Высшее образование сегодня. 2010 - №1.
Интернет -источники
Колеченко А. К Энциклопедия педагогических технологий СПб.: «Каро», 2009
/kp/distant/ped/ped/tech.htm
/blog/organizacija_issledovatelskoj_praktiki_uchashhikhsja_na_urokakh_mkhk
/node/246050
/doc/164-intertech
/page-article-15.html
/articles/524287 /
Интернет-ресурсы:
•/news/konkurs/5692#g5
•/referat-216322.html